Цели, задачи, формы и методы информационно-воспитательной работы
Информационно-воспитательная работа – это важнейшее направление воспитательной работы, особый вид деятельности командиров (начальников), должностных лиц органов воспитательной работы по формированию у личного состава Вооруженных сил Российской Федерации высокого морального духа, военно-профессиональных навыков и умений развития морально-психологических и боевых качеств посредством информации.
Основными целями информационной работы в Вооруженных силах являются:
o Формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;
o Развитие духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.
Информационно-воспитательная работа в мирное время призвана решать следующие задачи:
o формирование у личного состава научного мировоззрения, системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;
o вооружение всех категорий личного состава знаниями и пониманием сущности, содержания, характера, типов и причин современных войн, особенностей и способов ведения современных боевых действий, применения новейших вооружений и боевой техники;
o изучение с личным составом военно-политической обстановки в мире, и сопредельных регионах, внутриполитической обстановки в стране, а также оперативное разъяснение и проведение в войсках государственной политики в области обеспечения безопасности и вооруженной защиты страны па основе Конституции, действующих законов и общевоинских уставов;
o воспитание патриотизма, чувства долга и личной ответственности за безопасность страны, готовности к самопожертвованию во имя ее защиты;
o воспитание воинов на героических традициях прошлого и настоящего, выработка таких качеств, как честь, доблесть, мужество, дружба, войсковое товарищество;
o воспитание уважения к законам, требованиям уставов и командиров в духе высокой исполнительности и дисциплинированности.
Основными формами, активно используемыми командованием в деятельности по воспитанию личного состава частей (кораблей), являются:
· общественно-государственная подготовка;
· информации с личным составом;
· единые дни информирования;
· другие коллективные формы информационно-воспитательной работы: общие собрания, тематические вечера и утренники, диспуты, вечера вопросов и ответов, посещение тематических выставок и т.д.
· доведение информации через средства массовой информации и наглядной агитации.
Основные виды методов:
§ Организационные методы передачи информации:
o Иллюстративные методы: Демонстрация, показ, сравнение, аналогия, анализ;
o проблемные методы;
§ Методы устной передачи информации:
o Монологовые методы;
o диалоговые методы: Рассказ, выступление, беседа, дискуссия
§ Методы воздействия на мировоззрение:
o Метод убеждения;
o Сообщение, изложение, доказательство, наглядность;
§ Методы побуждения к действиям:
o Метод пропаганды, метод агитации
o Обращение, призыв
§ Общеобразовательные методы:
o Метод обучения, метод просвещения
o Описание, разъяснение
Среди методов изложения информации наиболее распространенными являются:
§ Объяснительно-иллюстративный метод представляет собой такой способ изложения информации (материала), в ходе которого особое внимание уделяется раскрытию сущности объектов, явлений и процессов, их структуры (содержания), причинно-следственных связей между их компонентами и условиями существования. При этом изложение материала строится по определенному сценарию, подчиняется законам логики, сопровождается разъяснениями, показом и демонстрацией. Другими словами, основная цель состоит здесь в передаче сообщении военнослужащим некоторой суммы готовых знаний, или попои информации, рассчитанной на расширение мировоззрения, кругозора.
§ Проблемный метод в информационно-воспитательной работе используется и целях активизации познавательной деятельности личного состава. Практически данный метод реализуется с помощью создания и разрешения в ходе проведения информирования 2-3 проблемных ситуаций, то есть постановкой теоретических или практических задач, требующих своего разрешения при отсутствии готовых ответов.
Учебный вопрос 4.