Совещание у ГВС. Выводы по работе в пограничных бригадах.
Очередные командировки
По прибытии в Кабул дежурный мне доложил полученную из ГУПВ информацию о подготовке к переходу границы из Пакистана афганских мятежников численностью до 1800 человек. Маршрут их будет пролегать через провинцию Бадахшан и зону ответственности советских пограничных войск. Там же отмечено появление иностранки по имени Велла Сэм, которая занимается фотографированием мятежников, направляемых в ДРА для совершения террористических актов.
Эта информация была немедленно доведена до руководителя представительства и координационной группы с целью принятия мер по обнаружению этой бандгруппы.
На следующий день генерал-лейтенант И.П. Вертелко в беседе со мной и генералом М. Фаруком дал указания, на выполнении которых мы должны сосредоточить усилия коллектива советников и офицеров штаба ПВ:
- ускорить составление плана по перекрытию основных маршрутов через границу на главных направлениях в масштабах страны, в первую очередь — кабульского;
- спланировать ускоренное формирование 8-й и 9-й пограничных бригад. Определить для них места дислокации;
- подготовить штаты сапёрных рот для каждой бригады и подобрать туда кандидатуры командиров;
- подготовить и представить список необходимой боевой техники: танков, БТР, автомашин, средств связи для обеспечения пограничных войск.
В штабе ГВС спешно шла работа по подготовке карт, пояснительных записок, документов, где нарезались зоны ответственности в соответствии с планом под кодовым названием «Завеса» по прикрытию границы, и за кем они закреплялись:
Зоны: | Ответственные: |
«Восток» | 1-й АК |
«Юго-Восток» | 3-й АК |
«Юг» | 2-й АК |
«Юго-Запад» | 21-я ПД |
«Запад» | 17-я ПД |
Здесь же указывались районы и участки границы, за которые несли ответственность пограничные бригады и их батальоны.
5 декабря 1984 г. в кабинете ГВС под председательством маршала С.Х. Аганова состоялось итоговое совещание по результатам проведённого изучения обстановки по прикрытию границы, выявлению основных маршрутов движения через неё бандгрупп и их караванов в ДРА. На этом совещании, кроме генералов армии Г.И. Салманова, Ю.П. Максимова (он участвовал в совещании уже как представитель Генштаба ВС СССР), присутствовали В.П. Гришин, М.Е. Лучинский, И.П. Вертелко, И.Д. Ярков, Зарудин и другие.
Чтобы читатель лучше представлял себе озабоченность руководителей СССР нестабильной обстановкой в Афганистане, скажу, что они вынуждены были направить сюда большую группу военных специалистов из разных ведомств для совместного поиска выхода из создавшегося положения.
Привожу здесь некоторые высказывания присутствующих на совещании.
Маршал С.Х. Аганов: «Я пригласил вас для обсуждения важного вопроса, от правильно найденного решения по которому зависит успех борьбы с внутренним противником. В первую очередь надо продумать, как и чем мы можем прикрыть границу, через которую идёт нескончаемая подпитка оружием и боеприпасами противников государственной власти. Если мы им прикроем доступ в страну, тогда добьёмся успеха в ликвидации бандформирований.
Наша группа побывала на границе и ознакомилась с обстановкой, системой её охраны и прикрытием на местах.
После рассмотрения здесь составленных планов, я делаю вывод, что они не доведены до ума и ничем не подкреплены.
На приграничной территории задачи по прикрытию границы и какие для этого войсковые части привлекаются не определены.
Конкретные задачи поставлены только пограничным войскам.
По 40-й армии — она не активизировала свои действия в предполагаемых зонах. Только три батальона имеют конкретные задачи в прикрытии границы.
Соединения и части афганской армии для прикрытия границы не привлекаются.
По состоянию на 1 декабря 1984 г. укомплектованность пограничных войск составляет 43%, а батальонов — от 20% до 30%. Не завершено переформирование 15-го пограничного полка (Ур-гун) в бригаду.
Не все пограничные батальоны выполняют функции охраны границы. Из 62 батальонов — 42 находятся на удалении от границы на 30-60 км.
Министр обороны и председатель КГБ СССР выражают недовольство невыполнением августовского плана по прикрытию границы, укомплектованием частей ПВ личным составом, боевой техникой и средствами связи.
Предлагаю: из тех пяти зон, что запланированы (а их надо определить на местности), ничего не менять.
В зонах имеются военные советники ВС ДРА и других ведомств. Они сами просят, чтобы у них было объединённое руководство. Тогда легче решать сложные задачи, возникающие в одной зоне. Тем более, что у них хорошие взаимоотношения.
У всех ведомств имеется своя разведка, поступают ценные данные, но реализуются они неоперативно, разобщённо. Для этого нужно единое руководство.
На выполнение боевых задач направлять части ВС ДРА, а СА им всегда должна содействовать.
Царандой имеет тенденцию к укреплению. Поэтому пограничные батальоны необходимо выводить из уездных центров ближе к границе, а на их место ставить подразделения царандоя.
Пограничные батальоны стали более активно действовать против бандгрупп, есть у них успехи в боевых действиях, по перекрытию маршрутов мятежников. От тех, что более укомплектованы личным составом и боевой техникой, выставлять роты.
Пограничные войска необходимо использовать манёвренно. Противник может обходить места и маршруты, закрытые пограничниками, засады, а поэтому в нашей тактике нужна гибкость,
стоит оперативно перебрасывать подразделения на опасные участки.
Я не обнаружил ни в одном документе: какие задачи определены дивизиям, полкам ВС ДРА по прикрытию границы? А во 2-м армейском корпусе запланирована помощь ПВ дважды в год по обеспечению проводки колонн. Разве это помощь в прикрытии границы?»
Генерал армии Г.И. Салманов высказал следующее: «Мы не можем согласиться с тем, что дивизии и полки ВС ДРА не имеют задач по прикрытию границы. Афганцы получили на это приказ, но очень медленно и тяжело решаются на активные действия».
Маршал армии С.Х. Аганов:
«В таком положении необходимо всем советникам объединить усилия в воздействии на подсоветных в решаемых задачах».
Генерал Г.И. Салманов:
«В созданных зонах руководитель один — старший советник армии или дивизии. Ему надо добавить советских и афганских офицеров для создания управленческого аппарата».
Маршал С.Х. Аганов:
«Царандой несколько дней назад получил указания включиться в решение этой важной задачи. Но не знает что делать, куда идти. И он придёт к старшему военному советнику зоны. Больше идти ему некуда».
Генерал армии Г.И. Салманов:
«У нас не хватает средств связи. Обеспеченность войск всего на 37%. В настоящее время нам добавляют их до 47%. Но большинство из этого идёт на обеспечение разведки. Даже часть пограничных бригад не обеспечена этой техникой».
Генерал армии Ю.П. Максимов:
«Если мы хотим создать центры по руководству прикрытия границы, то надо продумать обеспечение этого органа соответствующими техническими средствами и подготовленными специалистами».
Генерал армии Г.И. Салманов:
«При наличии связи все должны замыкаться на один орган управления по прикрытию границы».
Маршал С.Х. Аганов:
«Продолжать переговоры с приграничными племенами по созданию от них отрядов малишей после освобождения ими зон от бандгрупп. Но там, где имеются базовые районы бандгрупп и противников государственной власти, — наносить по ним авиаудары и действовать совместными силами по их очистке».
Генерал армии Ю.П. Максимов:
«Считаю, что в первую очередь надо решить:
1. По 40-й армии — пересмотреть задачи в приграничной зоне по перекрытию караванных путей. План «Завеса» остаётся только планом — этим делом не занимаются.
2. По афганской линии — объединить усилия в зонах всех ведомств под единым руководством.
3. Обязать старших советников зон два раза в неделю встречаться с командирами советских соединений и частей для обмена информацией, пока нет укомплектованного органа управления и средств связи».
Генерал-лейтенант И.П. Вертелко:
«Здесь надо учитывать возможности каждой части всех ведомств и определить им посильные задачи... При постановке задач отрабатывать новые, разнообразные способы боевых действий. Целесообразно наладить и обмен опытом в ликвидации бандгрупп».
Генерал армии Ю.П. Максимов:
«С участием пограничных батальонов вести активные боевые действия, создавать подвижные группы».
Генерал армии Г.И. Салманов:
«Я считаю, что нам надо побывать в каждой зоне, поставить задачи должностным лицам, разъяснить наши требования, а затем подготовить и разослать директивные указания».
Генерал армии Ю.П. Максимов:
«Согласен с этим предложением. Необходимо подготовить рабочие группы, определить задания, отработать графики выездов. Для работы в зонах хватит недели. После этого требовать
доклада, отчётов о выполнении директивных указаний. Для подготовки к выездам отвести время до 10.12.1984 г.».
Маршал Аганов утвердил это предложение.
На следующий день маршал, генерал И.П. Вертелко и я вылетели в Газни, где нас уже ждали старший советник зоны, старшие советники 6-й ПБр (к. Вазахва) и 15-го пограничного полка.
Майор Венчиков доложил, что 6-я ПБр находится в стадии формирования (на 28%), но часть батальонов уже выполняет задачи по охране и защите границы. Участок для охраны — протяжённостью до 230 км, в глубину — до 60 км. На вооружении 4 БТР (3 — неисправные), средствами связи укомплектованы на 25%.
На участке проживает племя сулейманхейль, до 30 тысяч человек. Настроены против государственной власти.
Через границу интенсивное движение местных жителей: ходят для закупки продовольствия и различных товаров. Информации о появлении бандгрупп из Пакистана не поступало.
Воинских частей, подразделений царандоя на участке нет.
По обстановке на участке 15-го пограничного полка доложил майор Панин. Охраняемый участок — протяжённостью 170 км. Укомплектованность полка на 30%. Вооружение — 5 танков, все неисправные и без экипажей (доставили их недавно на трейлерах), миномётов — 25% от штатной численности и 20% средств связи.
Племена, живущие на участке дислокации полка, занимают нейтральную позицию к государственной власти.
При получении разведданных производится поиск банд-групп и ведутся с ними боевые действия пограничными батальонами.
Вопросы взаимодействия с частями ВС ДРА и подразделениями царандоя не отработаны.
Представитель царандоя доложил, что только на днях получили указания о передаче в Кабул информации о появлении бандгрупп и их караванов.
Партийный советник зоны передал маршалу сведения следующего содержания: взаимодействия по прикрытию границы
между частями и подразделениями нет. Командир дивизии не хочет действовать против мелких групп противника, считая, что это — дело пограничных подразделений и царандоя. А о постановлении политбюро ЦК НДПА не знает.
Работа с племенами ведётся только пограничниками. Деньги для этого выделяются, но куда они уходят, местные власти не знают.
При разбирательстве выяснилось, что указание по прикрытию границы местными властями получено около двух месяцев назад, но ни до кого доведено не было.
Маршал С.Х. Аганов распорядился довести до всех указания ЦК НДПА по прикрытию границы. Рекомендовал афганским товарищам самим не только вникнуть в содержание этих документов, но и составить план выполнения решений центрального органа партии. Это — государственная обязанность.
По возвращении в Кабул маршал Аганов с ГВС обсудили план усиления пограничных войск и использования подразделений других силовых структур по содействию пограничникам в перекрытии основных маршрутов движения бандгрупп. Все эти вопросы я включил в составляемые штабом ПВ мероприятия.
Здесь же приняли решение подготовить группы офицеров штабов ГВС, МО и ПВ для работы в зонах с командованиями воинских частей по организации прикрытия границы.
Наша группа, в состав которой вошли генералы И.П. Вертелко, М.Е. Лучинский, М. Фарук и другие офицеры, во главе с генералом В.И. Варенниковым вылетела в г Шинданд.
К нашему прибытию в штабе 5-й МСД уже находились старшие советники командиров 17-й ПД (прибыли из Герата), 4-й, 5-й, 7-й пограничных бригад.
В штабе дивизии генерал Варенников провёл совещание. После доклада командира 5-й МСД о действиях её частей, заслушали майора Чепелева о состоянии 5-й пограничной бригады, дислоцированной северо-западнее Герата в к. Допушта. Бригада шестибатальонного состава укомплектована личным составом на 25%, в количестве 834 человека. Ей поставлена задача перекрывать несколько активных маршрутов из Ирана по направле-
нию к Герату и основной трассе, соединяющей государственную границу СССР с Кандагаром.
Пограничные батальоны, каждый на своём участке, выходят по данным разведки на перехват караванов и действуют методом засад. Отдельные маршруты заминированы. Есть результат: подорвано несколько автомашин душманов.
Как недостаток отмечается отсутствие средств связи, что негативно влияет на оперативное реагирование, нет авиаразведки.
После заслушали старших советников других ведомств.
По 17-й ПД: предложили освободить части дивизии от охранных функций в городе и использовать частично в прикрытии границы. Здесь нет единого руководства для объединения силовых структур — ХАД и царандоя. Каждый руководитель своего ведомства действует самостоятельно.
Полковник Чарыев: подразделения ХАД и царандоя своими силами не могут обеспечить порядок в городе.
Пограничная часть не укомплектована и охраняет в основном себя.
О взаимодействии частей и подразделений — практически его не существует.
От царандоя выставляется в городе 42 поста. Укомплектованность подразделений — на 56%. Без войск царандой не может обеспечить порядок.
Существуют в городе подпольные контрреволюционные организации, связанные с бандгруппами. Половина города находится под влиянием мятежников и не контролируется органами власти.
При появлении враждебных групп даём заявки на авиаудары, но они удовлетворяются с большим опозданием.
Генерал В.И. Варенников в жёсткой форме сделал замечание о том, что нельзя ждать, пока части и подразделения будут укомплектованы, а нужно действовать всеми имеющимися силами и средствами.
Необходимо продумать и решить задачу: как, какими силами перекрыть горловину, по которой передвигаются бандгруппы и их караваны из Ирана в Афганистан.
Полковник Чарыев: органы ХАД в приграничных уездах укомплектованы на 100%. Но из-за отсутствия средств связи добытая информация своевременно не поступает в войска для её реализации.
Генерал Варенников дал указание на организацию совместных действий по ликвидации бандгрупп и прикрытию основных направлений их движения. Призвал каждый раз действия проводить разнообразно. Максимально использовать все имеющиеся силы и средства. Качественно работать среди местного населения.
Все ожидали, что будут обещаны средства связи для организации совместных действий войск, но этого не случилось. Заслушав ещё офицеров по обстановке на гератском направлении и указав на недостатки в организации взаимодействия между представителями разных ведомств в северо-западной зоне по прикрытию границы, генерал В.И. Варенников дал команду всей группе вылететь в г. Джелалабад.
Там, как известно, дислоцировалась 1-я пограничная бригада. Она обеспечивала охрану важного направления. От границы с Пакистаном до столицы ДРА — Кабула напрямую 60 км. Но в связи со сложными горными условиями прохождение в пешем порядке занимало много времени. Имелось множество горных троп, которые использовались бандгруппами для проникновения через границу в Афганистан.
Учитывая важность этого направления, для оказания помощи афганским офицерам мы направляли наших опытных офицеров на должности советников. В это время старшим советником командира 1-й ПБр был В. Суслопаров, советниками — В. Слабышев, Ю. Перец.
Офицерский коллектив подобрался дружный. На этой основе успешно решались сложные задачи, стоящие перед пограничной бригадой. И подсоветные офицеры перенимали не только опыт работы по руководству подразделениями, но и у них создавался аналогичный дружный коллектив.
Хорошие разведданные добывал Юрий Леонидович Перец. Он умело организовал работу с подсоветным, а зная язык местных жителей, входил к ним в доверие и получал нужную
информацию. Эти его качества отмечались старшим советником представительства КГБ в провинции Кунар Виктором Степановичем Супруном.
Чёткое взаимодействие с разведорганами других ведомств, обмен информацией давали успешные результаты. Так, в ноябре 1984 года был перехвачен и уничтожен караван с оружием и боеприпасами из Пакистана.
Кроме Ю. Перец я хорошо знал специалистов своего дела Г.А. Чибисова, М.Г. Ульянова и других товарищей, которые учили специфике своей работы афганских офицеров и сами участвовали в боевых операциях.
Приобретя боевой опыт и возвратившись в Советский Союз к местам прежней службы, они качественно и результативно выполняли свои обязанности.
На день нашего прибытия укомплектованность бригады составляла 40%. Имеющаяся боевая техника — танки, БТР были неисправны. Для танков полностью отсутствовали экипажи. Не хватало средств связи для управления батальонами. С 9-й и 11-й пехотными дивизиями связь существовала по радиорелейной станции через каждый час. Взаимодействие с этими дивизиями не организовано.
Бригада дислоцировалась на территориях провинций Нангархар, Кунар и Лангар. На её участке имелось 25 опасных маршрутов из Пакистана. Своими возможностями, имеющимися по штату девятью батальонами, бригада перекрывала только 10 из них методом засадных действий. Из-за отсутствия боевой техники манёвренность батальонов была ограничена.
Об этом был доклад старшего советника командира 1-й ПБр В. Суслопарова. Генерал армии В.И. Варенников внимательно слушал офицера. Думаю, что он должен был знать такую обстановку через ГВС, которому о сложном положении этой части я не раз докладывал. Тем более что она прикрывает направление Пешавар — Кабул.
Следующий докладчик — командир 1 -го армейского корпуса. Он предложил создать объединённое командование для частей и подразделений всех ведомств в этой зоне и обеспечить их
средствами связи. А в районах действий 9-й и 11-й пехотных дивизий для охраны границы сформировать новую пограничную бригаду и выставить её севернее 1-й ПБр. Это совпадало с нашими предложениями.
Старший советник командира 1-го армейского корпуса доложил ряд предложений для улучшения действий всех частей по прикрытию границы:
- отсутствует координация для решения поднимаемого нами вопроса. Требуется в зоне человек для руководства всеми воинскими частями;
- создать специальный орган по перехвату караванов и бандгрупп, пересекающих границу, со специальными силами и средствами. Армию освободить от охраны населённых пунктов и поставить части во вторую линию за пограничниками. Общее руководство возложить на штаб 1-го армейского корпуса.
Генерал Варенников подвёл итоги совещания:
- 1-я ПБр и 1-й АК прикрывают важное направление — к столице страны, и ответственность у командиров частей должна быть высокая;
- требуется стопроцентная укомплектованность 1-й бригады и частей 1-го армейского корпуса личным составом и боевой техникой.
Он отметил, что 9-я и 11-я пехотные дивизии не имеют приказа на прикрытие границы, не организовано взаимодействие с 1-й ПБр, слабая связь со штабом 1-го АК. Общий план на этом направлении по прикрытию границы министерством обороны не доведён до соединений и частей 1-го АК.
После совещания вся группа офицеров возвратилась в Кабул.
Это был последний выезд на границу прибывшей из Москвы группы для изучения того, как выполняется решение политбюро ЦК НДПА по прикрытию границы. Был сделан общий вывод: решения политического органа страны по столь важному вопросу до исполнителей не доведены, экстренных мер по ограничению доступа на территорию ДРА контрреволюционных сил, караванов с оружием и боеприпасами не предпринимается. Борьба
с мятежниками ведётся внутри страны неэффективно, так как те рассредоточиваются по населённым пунктам, мелкими банд-группами, с которыми трудно бороться из-за их манёвренности, быстрого перемещения по уездам или волостям. В связи с этим действия частей и соединений войск МО ДРА необходимо активизировать.
Было ли понимание у нашего высшего военного руководства в Афганистане необходимости направить усилия на прикрытие границы? Думаю, да. Об этом постоянно докладывал и советнический аппарат пограничных войск, поступали рекомендации командования пограничных войск КГБ СССР. Но мешало ведомственное соперничество между министерством обороны и КГБ СССР, отсутствие единого управления.
Завершалась командировка группы офицеров МО СССР во главе с маршалом инженерных войск С.Х. Агановым. На подведение итогов её работы 8 декабря прибыл генерал армии В.А. Матросов.