Выполнять охранные функции важных объектов в зоне ответственности.
Пограничные войска введены на территорию ДРА как политические. И там, где будет развиваться приграничная торговля между СССР и ДРА, ПВ будут осуществлять охранные мероприятия.
За период 1982-1983 гг., в результате действий подразделений советских пограничных войск, через зону ответственности не прошёл ни один караван с оружием для мятежников и ими не проведена ни одна крупная операция.
Наша тактика:
1. Получение своевременной информации о появлении и местах нахождения мятежников.
2. Активность, упреждающие действия, маскировка, использование мобильных резервов.
3. Засадные действия.
Советские пограничные войска в зоне ответственности не могут действовать обособленно, без взаимодействия с другими силовыми структурами. Успехи в боевых действиях достигались;
совместно с частями 40-й армии, ВС ДРА, царандоем и отрядами самообороны, защиты революции.
В мае 1984 года планируется провести крупную операцию в районе Зульфагара (стык границ СССР, Ирана, Афганистана)...
Прослушав информацию об обстановке и действиях погранвойск в северных провинциях ДРА, о планах предстоящих совместных действий ПВ с частями СА, ВС ДРА, офицеры разъехались по своим рабочим местам.
После совещания для себя я сделал вывод, что у руководства нашего государства есть беспокойство за обострение обстановки и недостаточность наших усилий резко переломить ситуацию в пользу государственной власти Афганистана. Это была борьба не только с внутренней контрреволюцией, а с союзом сил капиталистического мира и других государств, которые стояли за их спиной, поддерживали идейно и материально.
В Кабуле проанализировал накопившиеся за эти дни донесения из пограничных бригад.
Общая картина не радовала. Участились обстрелы пограничных батальонов со стороны мятежников. И в то же время снизилась активность против них со стороны батальонов.
Советники докладывали, что командиры бригад, выезжая в батальоны, самостоятельно решения на ведение боевых действий против банд не принимают.
На это обратил внимание и руководитель представительства на совещании с заместителями. Борис Николаевич потребовал усилить в своей работе внимание на привлечение к сотрудничеству пострадавших от бандитов, отслуживших в армии.
Была затронута тема об усилении общения с родителями, у которых дети от 14 лет и старше. Некоторые из них находятся в рядах мятежников, а часть - под их влиянием. Воздействие родителей на детей ослабит влияние бандитов.
Из-за осложнения обстановки на спинбульдакском направлении (Кандагар) 21.03 я с генералом М. Фаруком вылетел в 3-ю ПБр.
По данным разведки, это направление активно используется бандгруппами для проводки караванов с оружием и боеприпаса-
ми на территорию ДРА. Для его перекрытия с командиром 280-го отдельного вертолётного полка полковником Виталием Васильевичем Мироновым, в целях взаимодействия с пограничной бригадой, договорились иметь пару дежурных вертолётов, чтобы по данным нашей разведки, с нашим показчиком на борту они вылетали на уничтожение целей. А майору Чибисову предстояло держать постоянную связь с дежурным вертолётного полка.
Пришлось вмешаться нам с командующим ПВ, чтобы установить нормальные рабочие отношения командира с работником ХАД. Их конфликт отрицательно влиял на положение дел в коллективе.
26 марта 1984 года я доложил ГВС о результатах действий частей пограничных войск ДРА за минувший афганский год (с 24 марта 1983 года по 24 марта 1984 год):
- совершено 597 рейдов;
- проведена 531 засада;
- произошло 43 боестолкновения с бандгруппами.
В результате: уничтожено 894 мятежника, 31 захвачен в плен, ранен - 431. Изъято оружия - 48 единиц, мины, патроны к стрелковому оружию, автомашин - 3, мотоциклов - 7, контрабанды задержано на 37 млн афгани.
Я поднял вопрос об обеспечении ПВ средствами связи за счёт МО ДРА. Отсутствие связи с 3-й ПБр осложняет управление.
В 1-й ПБр уже две недели не известно, где действует 923-й пограничный батальон, так как нет средств связи.
Многие управления пограничных бригад и подразделения на границе не имеют помещений для размещения. Требуется вмешательство тыла МО в выделении через органы власти земельных участков и денежных средств для строительства.
Состоялся разговор о работе с приграничными племенами и отрядами малишей. В этом выявилось много проблем.
В организации отрядов принимали участие многие лица, занимающие высокие государственные посты и не без личных интересов. Это была доходная часть, как для вождей племён, так и для тех, кто такими вопросами занимался, хотя напрямую они касались только министерства племён и народностей. Выпла-
та больших денежных сумм вождям для малишей, снабжение оружием, пропуск через границу за определённую плату - всё это проходило мимо министерства племён и народностей. Вот только один пример. В декабре 1982 года на участке границы, охраняемом 5-й ПБр (уезды Шинданд, Допушта), по инициативе министра обороны генерала Кадыра из его родственных племён созданы 7 рот малишей. Вооружили их стрелковым оружием, начислили солидное денежное содержание. Но реальной поддержки государству в охране границы с Ираном они не оказывали. Один из командиров рот малишей, под видом борьбы с врагами революции, занимался грабежом местного населения, лояльно относился к банде главаря Гарге.
А в июне-июле 1983 года из-за обострения отношений за сферы влияния три роты ушли к мятежникам. При попытке разоружить другие три роты — те ушли на сторону противников власти.
На участке 2-й ПБр (Хост) сформирован батальон малишей, но он был окружён племенем исмаилхель и разоружён.
На участках 3-й и 6-й погранбригад (Кандагар и Вазахва), 15-го пограничного полка (Ургун) нет дружественных к новой власти племён. Это результат преступной деятельности по отношению к ним прежнего руководителя государства Амина.
На участке 7-й ПБр (Шинданд) рота малишей уезда Анагдера отказались выходить на охрану границы.
Кто бы ни создавал эти отряды, ответственность за всю работу с ними возлагали на пограничные войска.
Я и генерал М. Фарук видели ненормальные явления в организации и создании отрядов малишей, в их руководстве, содержании и обеспечении, не раз обсуждали эти вопросы, вырабатывали предложения для упорядочивания сложившегося положения. И делали это всегда в контакте с министром племён и народностей Лаеком.
На встрече с ГВС я доложил подготовленные предложения. На наш взгляд, если бы их приняли, то обстановка изменилась в лучшую сторону. Это был коллективный труд для решения наболевшей темы! А предложения заключались в следующем.
1. В заключительной работе по формированию отряда малишей решение следует принимать в приграничных районах командованию пограничных войск с участием местных органов власти.
2. По штатной численности рота малишей должна быть не более армейской роты.
3. Каждая рота малишей должна находиться при пограничном подразделении (батальоне) и подчиняться его командиру.
4. При роте малишей должны находиться офицеры от пограничного подразделения и ХАД, как военные советники при командире.
5. Денежное содержание и материально-техническое обеспечение, вооружение и боеприпасы для рот малишей должны проходить через пограничные бригады.
Генерал армии Салманов внимательно выслушал и, тем не менее, за организацию и руководство отрядами ответственности с нас не снял, а по другим пунктам решения не принял. Разговор состоялся нелицеприятный! Но распоряжения старшего начальника нужно было выполнять.
В первых числах апреля 1984 года обстановка на участке 15-го пограничного полка стала обостряться. Участились обстрелы! гарнизона. По распоряжению командующего ПВ на усиление полка направили группу офицеров из кабульского учебного полка. Но, как выяснилось, они своевременно не прибыли. Штаб ПВ не проследил за их перемещением.
Увеличилось дезертирство из части. Туда направились члены военного трибунала для показного суда над 15 арестованными дезертирами и офицер ХАД для усиления работы с личным составом по линии военной контрразведки. Вертолётами доставили 50 военнослужащих из подразделения ХАД, а также продукты питания. Была задействована авиация для нанесения бомбовых ударов по определённым точкам нахождения мятежников.
Этими мерами мы пытались стабилизировать обстановку в этом районе.
5.04.1984 года в расположении штаба 40-й армии перед советниками выступили Геннадий Павлович Устюжанин с обзорной лекцией по ДРА и советник Госплана ДРА Леонид Михайлович Кочетков.
Привожу выдержки из их выступлений.
Учитывая идеологическое влияние контрреволюции на военнослужащих ВС и население ДРА, по решению ЦК НДПА создана система контрпропаганды в ВС ДРА, в ЦК - сектор в составе двух человек. Отмечается слабое радиообеспечение армии и населения. Не хватает радиотехники и специалистов, а потому нет постоянного влияния на население.
До революции Афганистан занимал 108-е место в мире по экономическому развитию. На душу населения в среднем приходилось 120 долларов в год.
В настоящее время государственный сектор в стране занимает:
- в промышленности — 40%
- в торговле — 22%
- по связи — 100%
- по транспорту — 30%
- в сельском хозяйстве — 0,02%
По итогам за 1983 год ожидается рост валовой продукции на 6%. Рост национального дохода — на 6%, в сельском хозяйстве — на 7%, где свыше 1200 кооперативов, но активно функционируют — 309.
Из 120 тыс. тонн планируемой закупки пшеницы ожидается всего 52 тыс. тонн. Причина — отсутствие системы закупки. 10 тыс. тонн зерна безвозмездно для населения ДРА передал Советский Союз.
Из 11 промышленных ведомств план выполнили только 6. Ухудшила работу пищевая промышленность — на 24%. За прошедший год уничтожено 258 строительных объектов, сожжено 147 КАМАЗов.
Розничный товарооборот вырос с 12 миллиардов афгани до 14. Доля закупок из ДРА Советским Союзом выросла (каракуль, хлопок, фрукты и т.д.). Хлопка закуплено 70 тыс. тонн, а до революции закупали до 300 тыс. тонн.
Вывод: война отвлекает народ от экономического развития страны. Для поддержания экономики, минимального жизненного уровня населения требуется помощь другого государства. И она оказывается.
Так завершил своё выступление Л.М. Кочетков.
В наших ведомствах подводились итоги за афганский год. По итогам боевых действий, работы с местным населением, становления государственных органов отмечено, что из 34 тыс. населённых пунктов под контролем находятся 5340, то есть 15,7%.
На совещании у руководителя представительства сотрудники были нацелены на создание специальной сети разложения банд, поиска поддержки у местного населения. Необходимо было увеличивать войсковые засадные действия, искать новые методы ликвидации бандгрупп. Усилить работу с населением.
С 15 апреля 1984 года создали зону «Завеса». Цель ее: не допустить проникновения через границу из Пакистана и Ирана вооружённых отрядов контрреволюции, их караванов с оружием, боеприпасами с последовательным уничтожением их до рубежа основной магистрали: Асабад—Джелалабад—Кабул—Газни—Кандагар—Герат. Для решения этих задач выделены силы и средства от 40-й армии для разведки и уничтожения противника.
Для ГВС получил информацию от генерала И.Г. Карпова из Москвы о результатах боевых действий в зоне ответственности ПВ за март.
Проведено:
- боевых операций — 7;
- боевых рейдов — 59;
- засад — 462, в том числе подразделениями ДРА — 163;
- уничтожено мятежников — 387 (в том числе 1 главарь);
- захвачено — 86 бандитов и 33 пособника;
- уничтожено и изъято — 88 единиц стрелкового оружия: около 9000 боеприпасов, 2 автомашины;
- призвано — 472 человека;
- выставлено — 6 отрядов защиты революции.
Таковы результаты от совместных действий в зоне ответственности пограничных войск с подразделениями царандоя.
В это время здесь работал советник подразделений царандоя подполковник Леонид Арсентьевич Пинчук, прибывший из Ленинграда.
Тесная связь офицеров ММГ с Леонидом Арсентьевичем помогала успешно решать сложные боевые задачи. Офицеры царандоя учились у него и перенимали ценный опыт.
После оформления этой информации документом, доложил её генералу Г.И. Салманову.
В Кабуле начали подготовку к встрече годовщины Саурской революции. Шла усиленная тренировка столичного военного гарнизона к параду.
С 10.04 с командующим проверяли парадный расчёт, их занятия по строевой, слаженность в прохождении строем. Мы понимали, что к пограничникам будут внимательно присматриваться на параде многие, не только члены правительства, но и военачальники ВС ДРА и, особенно, их советники. И, как показал парад, к чести пограничников к ним претензий по прохождению строем не было.
У нас вызывало беспокойство состояние боевой техники в пограничных войсках, отсутствие ремонтной базы и материально-технического обеспечения. Вопреки желаниям командования пограничных войск и их советников, из армейских частей привозили технику в большей мере неисправную, сваливали её с трейлеров и оставляли в пограничных бригадах (например, танки Т-34).
Чтобы детально разобраться с имеющейся боевой техникой в пограничных войсках, её состоянием, я вызвал из всех пограничных бригад советников по техническим вопросам, чтобы заслушать их предложения по использованию, ремонту и по другим проблемам. Я учитывал и то, что у нас находится генерал И.П. Вертелко, который, как многоопытный специалист именно в этом деле, сможет подсказать вероятный выход из создавшегося положения.
С докладом выступил подполковник Сокарев. На этот день в войсках находилось 48 танков Т-34 (57% от штатной численности). Из этого числа — только 4 исправных и с экипажами.
БТР (старой модификации) - 174 ед. или 25%. Ремонтной базы по штату нет, имелись всего две ремонтные мастерские. В штатах бригад технических кадров нет. Обеспечение горюче-смазочными материалами - от случая к случаю. Техническая профилактика из-за отсутствия инструмента и запасных частей проводится некачественно. Подготовка водительского состава ведётся на низком уровне.
В докладе и выступлениях советников часто звучало сравнение с позиций технического уровня советских пограничных войск. И это понятно. Эталон должен быть, по которому надо равняться. Но то, что было здесь, не шло ни в какое сравнение. Министерство обороны ДРА, советники, представители СА не уделяли должного внимания боеспособности погранвойск. А те всегда были на острие боевых действий с мятежниками.
Иван Петрович Вертелко выслушал выступающих и обещал помочь разрешить техническую проблему через маршала С.Л. Соколова. И в то же время посоветовал проявлять больше настойчивости в подготовке специалистов, в создании групп по ремонту техники.
И вновь поступают тревожные доклады из 15-го пограничного полка (Ургун). Ранее он был в составе пехотной дивизии. Дислокация его - в труднодоступной горной местности. Подъездная дорога одна, через горы, которая блокирована мятежниками. Для командования дивизии это составляло сложность в управлении и тыловом снабжении части. И когда встал! вопрос об усилении пограничных войск частями МО, командир дивизии охотно передал этот полк пограничникам. Бери, боже, что нам не гоже!
С точки зрения прикрытия оперативного направления это правильно. А вот в снабжении всем необходимым для жизнедеятельности и боевых действий полк оставался в затруднительном, если не бедственном, положении. Снабжение не улучшалось. Как правило, для проводки формировалась автоколонна с войсковым и воздушным прикрытием. Чтобы это осуществить, планировалась целая операция. К сожалению, были случаи, когда колонну в горах бандиты останавливали, автотранспорт сжи-
гали, а груз забирали. Если продукты и боеприпасы доставляли воздушным путём, и здесь подстерегала опасность. Вертолёты обстреливались из ДШК.
Эти трудности ощутил на себе и генерал И.П. Вертелко, когда он летал в Ургун и высадку из вертолёта там пришлось осуществлять под обстрелом мятежников.
Усилия душманов в этом районе были направлены на захват обширной территории и создание там своего «правительства». Это был политический ход - требовалось показать западным государствам наличие второй власти, чтобы те активнее оказывали официальную помощь в борьбе с правительством ДРА. Но на их пути для осуществления этой цели стояли пограничники 15-го полка.
Нелегко приходилось здесь советникам, которые постоянно подвергались опасности. Офицеры Дручинин, Цаплин, а позднее и прибывший майор Богданов, несмотря на сложные условия, честно и мужественно выполняли свой долг, повышали боеготовность полка, учили подсоветных ведению боевых действий против бандгрупп.
4 мая 1984 года Маршал Советского Союза С.Л. Соколов провёл расширенное совещание с советниками всех ведомств (силовых структур). С докладом выступил генерал армии Т.Н. Салманов.
Из его доклада:
- увеличилось передвижение через границу из Пакистана бандгрупп, караванов с оружием и боеприпасами. За счёт этого усилилась боевая деятельность мятежников. Взят курс на объединение мелких групп бандитов. Их цель — захватить какой-либо район на территории Афганистана и установить свою власть;
- у ВС ДРА низкая боеспособность. Командиры всех уровней не имеют опыта в планировании и проведении боевых операций, организации разведки;
- командиры дивизий, полков не имеют связи и не могут организовать взаимодействие с пограничными бригадами;
- участились случаи дезертирства. За 4 последних месяца из ВС дезертировало около 1500 военнослужащих, а за год - более 9000;
- пограничные войска с большой неохотой организуют засадные и ночные действия, а 15-й, 18-й полки и 2-я бригада ведут оборонительные действия;
- обучение офицеров разных командных категорий ведётся слабо. Лучше это поставлено в 3-й, 4-й и 6-й пограничных бригадах. У них выше и боевая деятельность. Начали понемногу активизировать боевые действия 15-й и 18-й полки;
- отсутствует учёт расхода боеприпасов, материальных средств, особенно в 15-м и 18-м пограничных полках.
Почти половина доклада построена на критических замечаниях в адрес пограничных войск и их советников.
Ну что же! Пограничники уже привыкли находиться не только под огнём мятежников, но и критики.
Затем выступил маршал С.Л. Соколов.
Из его выступления:
- обстановка в Афганистане не меняется. Напряжённость и её острота остаются;
- США разжигают антисоветизм. Посещение Рейганом Китая не случайно. Они втягивают Юго-Западную Азию в борьбу против СССР. Их цель — создание афганского правительства в изгнании;
- в ДРА сложное положение. Здесь бесконтрольная база для контрреволюции;
- плохо обстоят дела с активностью борьбы против мятежников на границе у большинства пограничных бригад и полков. Вина в этом лежит на советниках пограничных войск.
В своих выступлениях и маршал, и ГВС высказали много претензий в адрес пограничных войск и их советников, которые не могут остановить поток движения бандгрупп через границу на территорию ДРА. Но граница практически открыта, так как при имеющихся в наличии 16000 пограничников закрыть её,
протяжённостью в 2500 км, задача невыполнимая. И без участия частей МО (а ПВ входят в состав МО) пограничные войска могут прикрывать только отдельные направления. Что они и делают. Эту задачу надо решать общими усилиями.
По результатам совещания я обменялся мнениями с генералом И.П. Вертелко. Он тоже был удивлён такой оценкой действий пограничников и советнического аппарата.
Переговорил об этом и с руководителем представительства. Борис Николаевич порекомендовал обсудить результаты совещания, его итоги и выводы с советниками 4-го отдела и нацелить их на качественное улучшение работы с подсоветными по руководству частями и подразделениями.
5 мая состоялся разговор со мной по ВЧ генерала армии В.А. Матросова. Я доложил обстановку по пограничным войскам и о работе советнического аппарата.
Вадим Александрович поинтересовался впечатлением от проведённого С.Л. Соколовым совещания. Он уже знал о данных там оценках, сделанных выводах и высказал своё мнение: «...Успокойтесь. Оснований для паники нет. Маршала можно понять после разговора с ним в Кремле... Работа у вас тяжёлая... Он прав, иначе перемолоть контрреволюцию внутри страны невозможно...
Не нервничайте... Мы будем вам помогать из Москвы... Вертелко дана команда подготовить документы по реальной обстановке в пограничных войсках и положить маршалу на стол...
...Не волнуйтесь! Всё как на войне!.. Идёт слабое формирование пограничных войск и закрытие государственной границы ДРА. А это крупнейший просчёт не только в нашей работе...»
Генерал армии В.А. Матросов поддержал нас в сложной ситуации. Конечно, в эти дни мы особенно нуждались в моральной поддержке, добром совете. И получили её от нашего старшего товарища и руководителя.
Этот разговор я передал И.П. Вертелко, а затем офицерам 4-го отдела. Они были в курсе содержания критических замечаний и остро нуждались в поддержке, в добром слове о нашей работе.
На следующий день с группой офицеров во главе с генералом И.П. Вертелко, с командующим ПВ мы вылетели вертолётом в 6-ю ПБр (Вазохва), где советники Солодянников и Сахарский встретили нас, доложили обстановку по бригаде.
В составе части - четыре линейных и один резервный батальон. Ни бригада, ни батальоны, дислоцированные в нескольких уездах, не имели разграничительных линий, охраняли границу с Пакистаном по направлениям, по определённым маршрутам движения бандгрупп и населения. Последние переходили границу в пунктах пропуска, закупая в Пакистане товары первой необходимости, а купцы - для широкого потребления местными жителями.
Обеспечение техническими средствами бригады:
- из 16 бронетранспортёров — 8 неисправных. Все сконцентрированы в бригаде;
- из 8 гаубиц 122-мм — 4 неисправны;
- из 4 танков — 2 неисправных.
Охрана маршрутов осуществлялась засадными действиями,
высылкой разведывательных групп от батальонов.
Рейды на бронетранспортёрах с личным составом от резервного батальона совершались на вторые рубежи линейных батальонов.
Работа с местным населением проводилась в кишлаках, расположенных вблизи гарнизона. Усилий по созданию рот малишей командование бригады не предпринимало.
Для изучения обстановки и порядка несения службы подразделениями выезжали в 931-й и 932-й батальоны. Каждый батальон имел личного состава около 100 человек, техники - по две грузовых автомашины. Размещались в летних сооружениях.
По результатам нашего посещения бригады подготовили справку с предложениями выделения средств на их бытовое устройство и усиление транспортом, ремонтной базой. И.П. Вертелко готовил документы по пограничным войскам для маршала С.Л. Соколова.
Свой день рождения, 7 мая, провёл в поездках по пограничным батальонам. И.П. Вертелко пошутил тогда, что мы этот день отметили снятием трёх мин по ходу нашего передвижения. Удачная поездка!
По завершении работы вылетели в Кабул.
9 мая посол Ф.А. Табеев организовал приём в честь годовщины победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
10 мая во главе с И.П. Вертелко вылетели для работы в 4-ю ПБр (Зарандж, Фарах), на границу с Ираном. В нашу группу включили В.Р. Девятова, Г.М. Аревадзе, Н.Я. Балычева и Е.И. Асфина. Методы работы в бригадах у нас уже были наработаны.
Офицеры, прибывшие с нами, работали с подсоветными в батальонах. А мы с командующим ПВ поехали на БТР-152 в 944-й, 945-й и 947-й батальоны. Изучая обстановку в бригадах, встречались с повторяющимися недостатками. Об этом постоянно говорили советникам и требовали от них настойчивости в привитии у подсоветных навыков в организации боевой деятельности подразделений. Но не все афганские офицеры стремились учиться у наших советников и перенимать у них опыт работы. Об этом мы говорили с генералом М. Фаруком.
Анализируя состояние воспитательной, разъяснительной работы с личным составом, офицерами, политработниками, членами НДПА и ДОМА (молодёжная организация), майор Е.И. Асфин сделал вывод, что большинство военнослужащих не понимают политики проводимых реформ государственными и партийными органами. Не все, даже часть офицеров, знают, что делается в стране. Не разъясняются дружеские взаимоотношения наших стран, нет примеров оказания помощи афганскому народу со стороны Советского Союза, нет понимания целей и задач советских войск, находящихся на их территории.
Противоположная сторона использует пассивность органов пропаганды в войсках и ведёт контрпропаганду, привлекая на сторону контрреволюции население, вовлекая его в вооружённые формирования, особенно молодёжь.
За 4 месяца этого года из бригады дезертировало 57 военнослужащих. Около 80% рядового состава - безграмотные, из беднейших слоев крестьянства. Большинство из них не знают за что сражаются.
В.Р. Девятов изучал офицерские кадры. Укомплектованность ими бригады - на 86%. Но 36 офицеров по разным причинам отсутствуют более трёх месяцев.
С генералом М. Фаруком составили план устранения недостатков. Для этого включили в группы и офицеров управления ПВ с выездом в пограничные бригады.
По прибытии из командировки меня ждало полученное из Москвы указание: срочно готовить предложения по пограничным вопросам, их усилению, которые необходимо представить главе государства — Бабраку Кармалю. Смысл этих предложений должен заключаться в том, что без закрытия границы пограничными войсками полного успеха в борьбе с контрреволюцией достичь невозможно. Предусмотреть рекомендации о формировании в первую очередь погранбригады в провинции Кунар, переформирование двух пограничных полков в бригады.
Предупредили, чтобы по этим вопросам ни с кем консультации не проводили, кроме руководителя представительства КГБ.
Весь коллектив советников 4-го отдела представительства трудился над выполнением указаний. Вскоре предложения были отработаны.
Готовый материал я передал на рассмотрение Борису Николаевичу Воскобойникову. После обсуждения и доработки документ отправили в Москву.