Перенос по времени боевых действий. Совещание в Термезе
По возвращении 30 июля 1982 г. с военного совета я представил план боевых действий ПВ в зоне ответственности генералу армии М.И. Сорокину и командующему 40-й армией. Были предусмотрены предложения по участию частей в поддержке ПВ с юга зоны, чтобы не дать возможности бандформированиям уходить от воздействия на них ММГ в южном направлении. Кроме того, предусматривалось участие подразделений 40-й армии в совместных действиях в районе крупного населённого пункта Меймене.
Планы были рассмотрены, скорректированы и утверждены. После чего я доложил в Москву, а затем и в Ашхабад, о согласовании плана. Казалось, наши предложения были восприняты с удовлетворением и никаких изменений не предполагалось.
5 августа мне передали, что звонили из 40-й армии и приглашали срочно прибыть к начальнику штаба.
Встретив меня, генерал-лейтенант Тер-Григорьянц сообщил, что в связи с осложнением обстановки они могут выделить под-
разделения для совместных действий в районе Меймене только 25 августа, то есть поддержка действий пограничных войск переносится по времени. И это накануне начала совместной операции, когда подразделения ПВ уже были сосредоточены в исходном районе и готовы к движению на намеченные рубежи!
Моя встреча с командующим 40-й армией для решения вопроса о действиях войск согласно утверждённому им ранее плану в назначенное время не принесла желаемого результата.
Проведение операции по времени срывалось. Об этом я немедленно доложил в Москву. Реакция нашего руководства была остро негативная. Отмена намеченных мероприятий, когда сосредоточены силы и средства, кроме подразделений ПВ привлечены части ВС и царандоя ДРА, это огромный просчёт в её организации. Но в интересах дела нашему командованию пришлось дату начала проведения крупномасштабной операции переносить на предложенную командующим 40-й армией.
После доклада по данному вопросу я получил команду быть в г. Термезе 10 августа. В связи с изменением времени начала боевой операции намечено провести совещание, на котором будет присутствовать В.А. Матросов.
Прибыв в Термез, я встретился с генералом Г.А. Згерским и начальником политотдела округа полковником В.Ф. Запорожченко. До прибытия генерала Матросова я доложил обстановку на территории ДРА. Рассмотрели и уточнили вопросы взаимодействия с частями 40-й армии в зоне ответственности ПВ в связи с изменениями сроков проведения боевых операций.
Для проверки организации системы охраны мы выехали к железнодорожному мосту. Ознакомившись с обустройством погранзаставы и бытом личного состава на территории Афганистана, убедились в продуманном расположении постов, решили усилить их групповым оружием, бронетранспортёрами. Подступы к мосту были оборудованы заграждениями в сочетании с сигнальными приборами. Составлен график освещения подступов к мосту прожекторами АПМ-90.
На месте принято решение об обеспечении безопасности моста со стороны поверхности реки, на случай попыток подорвать
опоры пловцами или с использованием плавсредств. С этой целью выделены катера из отдельной бригады сторожевых катеров.
В ходе изучения порядка работы таможенников по досмотру грузов особое внимание обратили на контроль за афганской стороной при загрузке вагонов и других транспортов. Обсуждали и другие вопросы, влияющие на исключение возможности проведения терактов при провозе взрывчатки по мосту на территорию СССР.
13 августа в Термез прилетел генерал армии В.А. Матросов. В последующие дни он знакомился с обстановкой на участке пограничного отряда, в зоне ответственности ПВ на территории ДРА, корректировал планы боевых действий подразделений. Утвердил предложения по усилению охраны моста.
В связи с большой напряжённостью при выполнении двойственной задачи - охрана границы и выполнение боевых задач на территории Афганистана - и большой нагрузкой на личный состав генерал Матросов на совещании офицеров потребовал усилить воспитательную работу с подчинёнными, при этом иметь тесный контакт с офицерами особых отделов. Немедленно реагировать на их предложения и принимать меры по переводу из подразделений тех, кто отличается негативным поведением, нестабильностью в характере.
За серьёзные упущения в руководстве пограничной частью и отсутствие личной примерности в поведении был снят с должности начальник отряда офицер Ф.
Руководителем пограничных войск КГБ СССР отмечался динамизм развития тактических действий подразделений в борьбе с бандгруппами. На основе обобщения накопленного опыта наметился переход от методов «выталкивания» противника к методу блокирования с использованием авиадесанта и в последующем — уничтожения окружённых банд. «Надо искать новое, более эффективное в тактических действиях», — отмечал генерал Матросов.
К предстоящей операции в районе Меймене решено было привлечь 35-й пехотный полк 18-й пехотной дивизии ДРА. Достигли договорённости со старейшинами пуштунских племён о
создании из их состава боевых отрядов. Для этого выделялось 1600 единиц стрелкового оружия. Но вооружение передавалось через местные органы власти. Так мы поднимали их авторитет перед местным населением. Это осуществлялось в основном из числа захваченного у бандитов арсенала.
В результате активного влияния на местное население наши подразделения свободно передвигались по направлению Андхой — Меймене — Кайсар — Гармач. Это то направление, которое части 40-й армии никак не могли пройти.
В предстоящих действиях требовалось активное участие нашей авиации. По штату у нас имелось 52 вертолёта на этом направлении (базирование в Мары — 36 ед., в Душанбе — 16 ед.). Некомплект — 10 ед. Всего рабочих — 21 ед. 8 — на подлёте из других округов. Остальные — на капитальном ремонте, профилактике. 2 ед. — без двигателей.
Командованию авиацией начальник ПВ поставил задачу усилить деятельность по вводу в строй вертолётов.
На совещании в Термезе 15 августа 1982 г. выступил генерал армии В.А. Матросов. В докладе он указал, что на территории ДРА на сегодняшний день сложилась непростая обстановка. В весенне-летний период контрреволюция имела цель перейти в решительное наступление в борьбе с властью ДРА, совершить государственный переворот в Кабуле, на местах ликвидировать органы власти. Для этого пытались объединить усилия политических партий — трёх исламских комитетов — и добиваться перелома обстановки в свою пользу. США, Китай, зарубежные центры других стран оказывают им материальную помощь.
Иранское руководство заинтересовано в присоединении Афганистана к своей территории. Но Пакистан не поддерживает эту идею, ведёт свою линию на дестабилизацию обстановки. Его стремление — создать несколько фронтов борьбы против законной власти на территории ДРА, рассчитывая на поддержку народа. Но пока не получается. Хотя для этого подготовлены кадры и вооружение.
Контрреволюция в развитии гражданской войны применяет методы партизанской борьбы против законной власти. Но
это выливается в бандитскую деятельность: грабежи, насилие. Вся деятельность контрреволюции стала тяготить местное население. Однако активного сопротивления бандитам не оказывается из-за пассивности местных органов власти в организации отрядов самообороны, боязни мести, влияния мулл и крупных землевладельцев, которые не проявляют заинтересованности в укреплении государственной власти.
ВС ДРА при активной поддержке войск 40-й армии, нашей авиации провели крупные боевые операции в районе ущелья Панджшер (северные провинции, южнее зоны ответственности советских пограничных войск), но достичь поставленной цели полностью не смогли из-за слабой своей подготовки. Другая причина — афганское руководство нерешительно проводит работу с населением, не закрепляются успехи армии, отсутствует контроль за деятельностью представителей власти на местах.
Об этом было заявлено руководством нашей страны Бабраку Кармалю, когда он был с визитом в Москве.
В.А. Матросов довёл до нас, что в данное время на севере страны пограничные подразделения остались одни и действовать будут только с отрядами защиты революции и самообороны, так как ВС ДРА переброшены на юг Афганистана, где контрреволюция активизировала свои действия.
Нам надо всегда иметь в виду, сказал он, что противники власти придают важное значение северу страны. Здесь проходит граница СССР, где могут совершаться провокации. Имеются государственные объекты (железнодорожный мост, заводы), пути снабжения войск СА, порты на реках Пяндж и Амударья, переправы продуктов и товаров безвозмездной помощи населению Афганистана.
Для этих районов идёт подготовка до 300 боевиков в Турции. Учебная база в Пакистане также активно функционирует. Там осуществляется подбор террористов для подрыва моста через реку Амударья.
Контрреволюция имела попытку создать «Бадахшанскую республику» в противовес ДРА. Но действиями подразделений ПВ эти замыслы сорваны.
Перед пограничными войсками СССР ставилась главная задача на лето — осуществить боевые операции во всей зоне ответственности по ликвидации крупных вооружённых формирований мятежников. Её в настоящее время мы и решали. Оставалось только выполнить запланированные мероприятия в районах Меймене, Раг и Герат. Рагская операция будет проводиться авиадесантом. Гератская — по согласованному плану действий с ВС ДРА и 40-й армией.
Общее мнение руководства нашей страны — в северных провинциях обстановка нормализуется. Почти во всех уездах и волостях в зоне ответственности ПВ есть органы государственной власти. Необходимо усилить влияние на них по работе с местным населением.
В.А. Матросов отметил, что офицеры, весь личный состав научились действовать в боевой обстановке с использованием авиадесанта. Необходимо создать аэромобильные резервы на вертолётах Ми-26.
Наши подразделения слабо используют тёмное время суток для проведения операций. Надо преодолевать психологический барьер и планировать боевые действия в ограниченных условиях. В этом можно перенять опыт англичан при захвате Фолклендских островов. Они имели превосходство в силах и средствах, но действовали ночью. И добились успеха за очень короткое время. А Израиль проводил успешно операции в ночных условиях с выключенными радиосредствами. Надо и этот опыт перенимать.
У нас ночные действия должны быть основными. Надо продумать тактику, методы, способы действий. Ночной марш, блокирование, огонь из всех средств, использование боевой техники — всё это должно приносить успех. С применением авиадесанта эффективность операций повысится намного.
На совещании, после выступления начальника ПВ, подняли вопрос о работе разведчиков по выявлению главарей, сбору информации о противнике, о методах дезинформации в интересах проводимых мероприятий. Проведённый обмен опытом, выска-
занные мнения по этим вопросам, несомненно, дали положительный результат.
В заключение уточнили планы боевых операций. Особое внимание обратили на организацию охраны железнодорожного моста через р. Амударья, газопровода в зоне нашей ответственности.
16 августа генерал армии В.А. Матросов и всё командование округа перелетели в Ашхабад, где продолжили планирование и разработку боевых операций на предстоящие периоды. А со мной Вадим Александрович провёл беседу по работе в Кабуле и дал задания по ряду вопросов, которые предстояло согласовать с ГВС и командующим 40-й армией. При встрече с ними я должен был представить планы боевых действий ПВ в зоне ответственности. При этом предложить, что при проведении операций частями 40-й армии и ВС ДРА в районе Гульханы мы можем усилить их, а в районе Талукан — Кундуз — Ханабад будем готовы к совместным действиям. При необходимости — можем участвовать с ними в боевых операциях и за пределами зоны ответственности ПВ.
19 августа я возвратился в Кабул. При встрече с ГВС и командующим армией представил им разработанный план действий наших подразделений в зоне ответственности и доложил все вопросы по взаимодействию, которые начальник ПВ поручил мне довести до них.
Со всеми предложениями они согласились и утвердили планы каждый по своему направлению. После утверждения документов они были переданы в штабы для руководства в действиях. Об этом я доложил в Москву. Здесь же сообщил полученную в Кабуле информацию о предпринимаемых мерах контрреволюцией, при активном содействии США, Китая и Пакистана, по созданию «правительства в изгнании». На пост его главы рассматривается бывший посол в ООН от Афганистана Абдурахман Пажван. Не исключена также и кандидатура лидера ИПА Гульбеддина Хек-матияра.
21 августа на расширенном совещании военных советников генерал армии М.И. Сорокин довёл сложившуюся обста-
новку в Афганистане и результаты боевых действий с контрреволюционными бандами. Разгромлено большинство крупных, а также много мелких банд, действовавших партизанскими методами.
Укомплектованность ВС ДРА доведена до 60%. Существует нехватка офицерских кадров. Осуществляется отбор из рядового состава достойных для направления в военные училища СССР (в г. Фрунзе — пограничников).
Армия ДРА ещё не готова к самостоятельным боевым действиям. Требуется учить их как можно активнее.
Вышел указ главы государства от 17.07.1982 г. о сроках военной службы - 3 года для всех, не считая учёбу в высших учебных заведениях. Определено денежное содержание: через год срочной службы сарбоз (солдат) будет ежемесячно получать от 2000 до 3000 афгани (для сравнения — инженер получал зарплату в 3000 афгани).
Но добровольно молодёжь служить не хочет. Многие из армии дезертируют. Призыв осуществляется, в основном, насильственным путём.
Формирование отрядов малишей (добровольцев из приграничных племён; гражданских людей, которых вооружали и привлекали для охраны границы) происходит только при подразделениях ПВ ДРА.
В настоящее время условия таковы, что ПВ ДРА уверенно действуют в районах населённых пунктов Заболь, Гульран, Раг, Шахри-Бузург при поддержке советских ПВ. Слабо поддерживается взаимодействие между советниками разных ведомств.
Далее привожу выдержки из выступления присутствовавшего на этом совещании Б.Н. Воскобойникова.
«Вырос количественный состав органов безопасности (ХАД) с 660 человек (август 1978 г.) до 8000 на сегодняшний день. Это 50% от штатной численности.
Проявление фракционности в ХАД меньше по сравнению с другими ведомствами.
В политбюро НДПА имеются 5 членов промаоистской ориентации, а также 7 членов из совета ЦК.
Численность царандоя - свыше 70 тысяч человек. Организационная структура: 40 батальонов, оперативный полк, учебный полк».
Во всех выступлениях была высказана тревога по поводу складывающейся обстановки в северных провинциях (южнее зоны ответственности ПВ). Борис Николаевич, например, отметил, что действия контрреволюции наносят большой ущерб (в 1982 году — на 793 млн афгани), подрывают экономику, не дают разрабатывать полезные ископаемые, вести строительство ирригационной системы.
В связи с тревожной обстановкой на севере и для её выяснения спланирован вылет министра МВД ДРА Гулябзоя, его советника Н.Е. Цыганникова на советских пограничных вертолётах в центры провинций Балх, Джаузджан, Фарьяб, Шибарган (зона ответственности ПВ).
Ф.А. Табеев поручил мне связаться с Москвой для обеспечения вылета пограничной авиации. На мой запрос о выделении для этой цели двух вертолётов был дан положительный ответ. Одновременно я получил распоряжение сопровождать в поездке афганского министра.
31 августа мы вылетели самолётом Ан-26 в Мазари-Шариф, где за день работы министр заслушал доклад губернатора, ознакомился с проблемами в подразделениях царандоя. Была организована его встреча с офицерами пограничных войск, он заслушал их о взаимодействии с царандоем. Здесь же, в расположении ММГ, Гулябзой и его советник остались ночевать.
1 и 2 сентября работа продолжалась в Шибаргане и Меймене. К этому времени действия по ликвидации бандитов, проводимые подразделениями ПВ и царандоя в этом районе, закончились успешно.
При перелёте из Шибаргана в Меймене наши вертолёты были обстреляны душманами из ДШК. Лётчики сумели выйти из-под обстрела, но случай был серьёзный.
Министр Гулябзой высоко оценил действия советских ПВ. Дал своим подчинённым — командующим царандоя в каждой северной провинции — приказ выделять подразделения для сов-
местных действий по первому требованию начальника ММГ, а при освобождении населённых пунктов — организовывать отряды защиты революции, местные органы власти.
Во время этой поездки нам сообщили, что для охраны газопровода формируется отдельный батальон СГИ (подразделение безопасности). Уже было подготовлено 150 человек, а также вооружение — БТР и другая техника.
Для охраны газопровода формируют и отдельный батальон царандоя со штатом 2000 человек. 600 - уже подготовлено.
К исходу 2 сентября министр и сопровождающая его группа возвратилась в Мазари-Шариф. Оттуда самолётом я вылетел в Кабул.
На следующий день мне доложили обстановку по всей зоне ответственности ПВ. Все 29 гарнизонов за период с 15.08 по 1.09 провели 2 плановые, 43 частных операции, 17 засадных действий. В результате уничтожено 434 бандита, в том числе 7 главарей, задержано 103 пособника, захвачено и частично уничтожено 193 единицы оружия, 28 автомашин, склад и т.д. Потери из состава царандоя - 12 человек. В населённых пунктах проводились разъяснительная работа, митинги, передача в дар от советского народа продуктов питания, одежды.
По информации посла Ф.А. Табеева, активно шла подготовка посещения северных провинций страны генеральным секретарём ЦК НДПА Б. Кармалем. С целью обеспечения безопасности главы государства в период объезда запланированных объектов посол предложил привлечь советские пограничные подразделения. Об этом я доложил в Москву.
С 6.09 по 13.09 повторно проводились боевые операции в районах Меймене и Талукана силами двух ММГ во взаимодействии с частями 40-й армии и привлечением подразделений ВС и царандоя ДРА. Предполагалось, что была утечка информации о посещении этих объектов государственной делегацией, поэтому сюда направлялись бандгруппы для совершения терактов. Органам безопасности необходимо было принять упреждающие меры. С этой целью в Мазари-Шариф из Кабула прилетел
В.С. Редкобородый, отвечающий за безопасность главы Афганистана, с группой ответственных лиц.
По согласованию с командованием пограничного округа привлекли подразделения для ликвидации банд в этих районах по особому плану.
С В.С. Редкобородым я познакомился и подружился в Кабуле. Мы хорошо знали друг друга и у нас сложились добрые отношения.
Активные и решительные действия наших войск по очистке от бандитов зоны ответственности заставили остатки контрреволюционных сил скрыться в горной местности, южнее нашей зоны, тем самым была обеспечена безопасность посещения объектов первому лицу государства.
Результатом этих операций стало уничтожение 285 мятежников (среди них один главарь). Задержан 81 человек, захвачено 105 единиц стрелкового оружия, миномёт, 3 гранатомёта. В этой операции, к сожалению, погибли советский пограничник и четверо военнослужащих ДРА.
13 сентября 1982 года прилетела в Мазари-Шариф группа советников для непосредственного обеспечения безопасности высокого лица, прилёт которого ожидался через два дня.
15 и 16 сентября Б. Кармаль и сопровождающие его лица находились в Мазари-Шарифе, посетили промышленные объекты, полк 18-й пехотной дивизии и затем возвратились в Кабул.
18 сентября в кабульском аэропорту я встречал генерал-лейтенанта И.Г. Карпова. Он прилетел по специальному заданию В. А. Матросова. Это было вызвано тем, что нередко, в самые ответственные моменты при проведении боевых операций, срывались ранее согласованные планы совместных действий ПВ с ВС ДРА и 40-й армией. Пограничные подразделения, уже начав действовать, оказывались в одиночестве. В таких случаях банды нередко уходили безнаказанно на тех участках, где должны быть взаимодействующие с нами части.
Необходимо было чётко согласовать вопросы взаимодействия. В соответствии с договорённостью, Иван Григорьевич встретился с генералом армии М.И. Сорокиным и командующим
40-й армией генерал-лейтенантом В.Ф. Ермаковым. Разговор был долгим и предметным. Иван Григорьевич отметил успехи совместных действий в зоне ответственности ПВ. Особо, на примерах, показал случаи нарушения утверждённых планов и к чему это приводит. От острых вопросов никто не уходил.
В заключение договорились о принятии мер, исключающих невыполнение ранее утверждённых планов совместных боевых операций. Это был трудный, но принципиальный и очень своевременный разговор.
Заканчивался сентябрь. Более четырёх месяцев я работаю в новой для меня должности. Совещания, согласования различных вопросов по требованиям Москвы и Ашхабада, уточнение взаимодействия при ведении боевых действий в зоне ответственности ПВ, служебные встречи и доклады по команде, контроль за организацией службы по охране посольства комендатурой — вот неполный перечень вопросов, которые надо было решать. Я не мог найти время для детального знакомства с городом.
Единственный день для поездки по столице Афганистана у меня выдался, когда возвратился из Ашхабада с Людмилой Андреевной. В этот раз на автомобиле возил нас по улицам города и даже завозил в такие районы, где нам появляться было опасно, мой хороший знакомый Эвальд Григорьевич Козлов, Герой Советского Союза. Сюда он прибыл ещё накануне декабрьских событий 1979 года для выполнения специального задания.
Показывая город, он рассказывал об исторических местах, значении каждого района для города, о населении и его занятиях. В последующем мне пригодилась такая поездка для ориентирования по городу.
В микрорайоне, где мы жили, находились небольшие магазинчики (дуканы), где афганцы продавали всевозможные товары, привезённые из близлежащих стран. Туда в выходные дни мы ходили и делали покупки, с интересом наблюдали за жизнью местных жителей, их бытом. Здесь проживало много советников с семьями.
Находясь в центре происходящих событий, общаясь с представителями различных ведомств, бывая в командиров-
ках, я видел расширяющиеся боевые действия с участием местного населения, войну гражданскую. Столкнулись две противоборствующие силы: руководство страны с частью населения - с одной стороны, а с другой - контрреволюционно настроенные, те, кто не хотел жить по-новому, направляемые и материально поддерживаемые зарубежными центрами. И каждая сторона предпринимала немало усилий, чтобы повлиять на местное население и привлечь его на свою сторону.
Малограмотные жители не вникали в смысл этой борьбы. Но такая обстановка в стране многим мешала жить, трудиться, растить детей. Часть из них не видела другого выхода от бесконечного воздействия и угрозы быть ограбленным или убитым, как уйти за границу. По неполным данным, за пределами Афганистана находилось более 2 млн беженцев. Но и в Пакистане, и в Иране они не нашли спокойной жизни. Наличие такого числа беженцев являлось базой людского резерва для вооружённой части контрреволюции.
Руководители страны понимали, что стабильность зависит и от отношения соседних государств — Пакистана и Ирана. Поэтому искали, хотя и робко, выход из создавшегося положения. В выработанную внешнеполитическую программу были включены два пункта:
- прекращение агрессии против Афганистана;
- возвращение беженцев на родину из Пакистана и Ирана. Агрессия соседних государств против Афганистана вызвана
тем, что их правительства не хотели иметь у себя под боком страну, не отвечающую их интересам в государственном устройстве.
Руководство Пакистана препятствовало возвращению беженцев. С его территории направлялись подготовленные вооружённые боевики, которые своими террористическими действиями дестабилизировали обстановку. Пакистану было выгодно такое положение и потому, что он заинтересован в получении больших средств от других стран для поддержки контрреволюции в Афганистане.
В этом были заинтересованы США и КНР, которые вели линию на обострение обстановки на границе с СССР.
Интересы этих государств сходились в одном — заставить СССР вывести войска из ДРА и самим распространить своё влияние на Афганистан.
Но советская сторона также заинтересована в независимости своего соседа, как буферного государства на южной границе.
В осложнении обстановки между Афганистаном и Пакистаном не последнюю роль играет граница, установленная между ними в 1893 году английскими колонизаторами. Она искусственно разделяет Пуштунистан, его племена на две части по «линии Дюранда».
Пуштуны - воинственные племена. Практически для них границы не существует. Свободный переход осуществляется в пунктах пропуска. А засылаемые бандгруппы, караваны с оружием переходят границу там, где им удобно. Этому не могли помешать малочисленные пограничные войска из-за большой протяжённости границы. Руководители ДРА принципиально не обозначали границу, не обеспечивали её охрану пограничными войсками, считая, что с бандами можно покончить решительными действиями силовых структур, в первую очередь — вооружёнными силами ДРА. И по другой причине — выставить пограничные войска, значит, признать законность прохождения границы, чего они не хотели. Но и наше высшее руководство советничес-кого аппарата не предпринимало настойчивости в прикрытии границы, хотя бы на основных направлениях. И получалось так, что шло непрерывное «перемалывание» участников банд, а они вновь пополняли свои потери, от соседей через границу. Эту ситуацию можно было сравнить с лодкой, у которой пробиты борта, через которые поступает вода. И сколько не вычерпывай, а она не убывает.
Высокие руководители в Кабуле старались скрывать свою тревогу, понимая, что контрреволюционное давление усиливается, вооружённая борьба не утихает. Выражение «постепенно обстановка стабилизируется» стало дежурным в их выступлениях.
С этого начал своё выступление на совещании перед советниками в эти дни и посол Ф.А. Табеев. Он привёл пример: из 286 уездов и волостей — 93 остались под влиянием мятежников. Но
есть и те, кто готов выйти из-под контроля контрреволюционных сил. А часть бандформирований идёт на переговоры с представителями власти и складывает оружие.
И это тоже правда. Но вчера освобождённые армией уезды, волости, кишлаки сегодня вновь занимаются мятежниками, попадают под их влияние. И наоборот. И такой процесс идёт постоянно. У власти нет опоры, поддержки населения в кишлаках.
В Афганистане сильная мелкобуржуазная прослойка. Она свободно торгует, передвигается, занимается контрабандой в нашем понимании. Но и от неё можно ожидать непредсказуемого: днём - торгует, ночью - стреляет.
Духовенство Афганистана, в основном, поддерживает государственную власть. Когда организаторы контрреволюции при вводе ограниченного контингента советских войск объявили «священную войну «неверным», духовенство их не поддержало.
Предпринимаются меры по развитию экономики страны. Народ не испытывает недостатка в продуктах. СССР оказывает помощь в обеспечении пшеницей, рисом.
С начала 1982 года заложили основу для строительства 14 авторемонтных заводов, хлебокомбината (Мазари-Шариф, Пули-Хумри), проводятся ирригационные работы, ведутся строительство ЛЭП, нефтегазовые разработки.
Внутри НДПА просматриваются скрытые противоречия. На это влияет сама история развития народа, его обычаи, национальный состав. Решающую роль в стране в настоящее время, как и при короле, играют пуштуны. Это основная масса населения. И в партийное крыло «Хальк» вошла небольшая группировка пуштунов, которые в своей политической деятельности хотели «быстро» решать все вопросы. Это проводилось под националистическими, шовинистическими лозунгами, что привело к антисоветизму Амина.
«Парчам» объединяло образованную часть пуштунов. Но и они выдвигали шовинистические лозунги. Группировка умеренная, слабо действующая, состояла из менее 2000 человек. Многие из этого состава побывали в разных странах, знакомились с про-
граммами партий. Цель их - в объединении всего народа, в чём и отличие от «халькистов». Они - за равенство наций в ДРА. В Афганистане — племенно-родовые взаимоотношения населения. В связи с вмешательством иностранных государств в его интересы, надо полагать, не скоро здесь будет мирная жизнь.
Так я постепенно вникал во внутреннее положение страны, афганского общества. Но чтобы понять глубже обычаи народа, его традиции, надо жить среди них и изучать его историю. 30 сентября 1982 года я подготовил докладную записку для посла СССР в ДРА Ф.А. Табеева, а также другим адресатам, на основе данных, полученных из ГУПВ по действиям ПВ в зоне их ответственности следующего содержания:
«Введение дополнительных сил ПВ в зону ответственности северных провинций способствовало стабилизации обстановки. На сегодняшний день (30.09.1982 г.) в основном крупные группировки мятежников разгромлены, что дало возможность расширить влияние органов государственной власти.
В оценке противника, его действий появилось много нового. Бандгруппам удаётся сохранять руководящее ядро, что помогает им быстро восстанавливаться в районах, ранее от них освобождённых. Имеет место приход банд из южных районов северных провинций в зону ответственности ПВ, что создаёт затруднения в решении экономических, социальных и других вопросов на местах.
Одной из причин возобновления враждебной деятельности бандитов в ранее освобождённых районах является пассивность органов власти, как в провинциальных центрах, так и на местах.
Остаётся по-прежнему недостаточной активность армейских подразделений ДРА, которые самостоятельно операций по существу не проводят...
За сентябрь с.г. в зоне ответственности ПВ совместными действиями советских подразделений, царандоя и ВС ДРА уничтожено 389 бандитов, в т.ч. один главарь, захвачено 34 пленных, 127 единиц стрелкового оружия, задержано 134 призывника для ВС ДРА».
Октябрь выдался особенно беспокойным в общей обстановке по стране и, в частности, в северных провинциях. Во всей зоне ответственности ПВ бандгруппы активизировали свои действия в ночных условиях. Участились обстрелы воинских гарнизонов, в том числе и расположений ММГ.
Мотоманёвренные группы во взаимодействии с подразделениями ВС ДРА при получении данных о местонахождении бандгрупп проводили частные операции по их ликвидации. При проведении одной из них в районе Файзабада (провинция Бадахшан) разгромили банду, перешедшую из Пакистана, при этом задержали граждан США. Они выдавали себя за фотокорреспондентов. 12 октября их переправили в Кабул.
13.10 мне сообщили из Москвы, что через несколько дней в Кабул прилетает генерал Б.М. Голубев на должность старшего советника командующего пограничными войсками МО ДРА, одновременно он будет выполнять обязанности заместителя ГВС по пограничным войскам. Высказали просьбу решить для него квартирный вопрос через посла.
К прибытию генерала я решил с послом вопрос о выделении ему квартиры на территории посольства. Её ранее занимал генерал Н.И. Макаров.
В некоторых провинциях ДРА нет единства у руководителей афганских ведомств, что обостряло обстановку. Так, в провинции Фарьяб (на севере страны) между губернатором и командующим царандоя обострились разногласия по многим вопросам, а наши советники поддерживают каждый своего подсоветного, внося дополнительные разногласия, усугубляя сложные взаимоотношения. В эту склоку втягивают и офицеров ММГ.
Губернатор провинции проводит шовинистическую политику по отношению к национальным меньшинствам. Конфликт порою перерастает в вооружённую борьбу. Об этом мне передали по линии связи и просили отреагировать на сложившуюся ситуацию.
По данному факту я проинформировал Б.Н. Воскобойникова для принятия мер в отношении губернатора.
Координационная группа, анализируя обстановку в стране, отмечает, что в течение последнего месяца количество бандгрупп, как и общая численность мятежников, увеличилось и составляет: бандгрупп — 1074 с численностью 49325 человек.
Советская сторона продолжала поставлять в ДРА разнообразную технику для усиления её вооружённых сил. Так, в частности, для обеспечения средствами связи наших советников, находящихся в пограничных бригадах, за счёт советских ПВ выделили и отправили в Афганистан автомобильные радиостанции. По прибытии их к месту назначения отдана команда на организацию надёжной охраны из состава подразделений афганских пограничников. Наши советники в погранбригадах не имели своего личного состава, чтобы обеспечить безопасность. Они рассчитывали на доверие и честное отношение со стороны командования бригад. Но это не всегда срабатывало, как показали дальнейшие события, и мы имели потери.
Наступали траурные дни для шиитов, с 18.10 по 27.10, как поминовение религиозного деятеля имама Хусейна — святого для мусульман. Это отмечается в провинциях Герат и Балх. В связи с важным событием усиливали охрану государственных объектов, повышали боевую готовность воинских подразделений.
Получил телеграмму, в которой сообщалось, что 21 октября состоится пленум ЦК компартии Таджикистана. Мне предстояло быть на его заседании. Лететь из Кабула в Душанбе пришлось через Ашхабад. Накопилось много вопросов для решения и согласования их с начальником войск Среднеазиатского пограничного округа — по взаимодействию с частями 40-й армии и ВС ДРА. Кроме того, требовалось задействовать тыл округа для обеспечения всем необходимым личного состава комендатуры посольства.
В эти дни у нас в Ашхабаде гостила моя двоюродная сестра Евдокия Ильинична Уфимцева, прилетевшая из Новочеркасска. Наша встреча омрачилась её болезнью. По моей просьбе её поместили для лечения в окружной госпиталь. Это помогло ей в выздоровлении. В моё отсутствие ей много внимания уделяла Людмила Андреевна. У нас ещё была забота о дочери Тане, ко-
торой создавали все условия, чтобы она успешно закончила государственный университет в Ашхабаде. Начинала она учиться ещё в Ленинграде, но из-за нашего переезда сюда, в Туркмению, продолжила учёбу здесь. На последнем году обучения ей осталось сдать госэкзамены и защитить диплом.
Повидавшись с семьёй, я улетел в Душанбе, а затем вернулся в Кабул.
Операция «Гульран».
Взаимодействие пограничных войск СССР с частями ВС ДРА
В конце октября осложнилась обстановка в провинции Герат, в районе треугольника государственных границ СССР, Афганистана и Ирана, то есть северо-западнее города Герат. Там бандгруппы основали свои базы и активно осуществляли террористические акты и диверсии на участке трассы от Тарагунди (госграница) до Герата: обстреливали, грабили колонны автомашин, а затем возвращались к себе или уходили в Иран.
Этот оживлённый участок дороги, построенной советскими специалистами, соединял госграницу с центром южной провинции Кандагар. По ней шло снабжение из СССР частей СА, поставлялись различные товары для населения Афганистана. Поэтому руководители контрреволюционных сил понимали, что перекрытие этой артерии снабжения войск и населения всем необходимым для их жизнедеятельности наносит вред не только в экономическом плане для страны, но и в военном снабжении войск. И действия банд здесь были не случайны.
Основные базы мятежников находились в уезде Гульран и близлежащих волостях. Отсюда они совершали рейды в сторону оживлённой трассы.
На очередном совещании руководителей силовых структур, где присутствовал посол Ф.А. Табеев, обсужда