Если ученик не сделал ошибок в словах, где подчёркнута безударная гласная, значит эта тема усвоена хорошо.
Если ученик допустил ошибки в подчёркнутых буквах, то в изучении темы « Безударные гласные », остались пробелы и необходимо вернуться к предыдущим упражнениям. Учите объяснять написание каждого слова с безударной гласной, затем обязательно пишите под диктовку.
Слова с непроверяемыми гласными.
Творческие диктанты.
I. Заменить выражение одним словом.
1. Название места, где кто-либо живёт или находится. ( Адрес ).
2. Дорога, с обеих сторон обсаженная деревьями. ( Аллея )
3. Упакованные вещи, которые пассажир берёт с собой в дорогу.
( Багаж )
4. Дружеский или деловой разговор. ( Беседа )
5. Книгохранилище, учреждение, где собирают и хранят книги. ( Библиотека )
6. Маленькая птичка с коричнево-серым оперением, которая обычно
живёт близ жилья человека. ( Воробей )
7. Сторона света, противоположная западу ( Восток )
8. Человек, совершающий подвиг. ( Герой )
9. Крупный населённый пункт, административный, промышленный,
торговый и культурный центр. ( Город )
10. Ребёнок или подросток женского пола. ( Девочка )
11. Приветствие при прощании. ( До свидания )
12. Руководитель предприятия школы. ( Директор )
13. Крупное промышленное предприятие. ( Завод )
14. Утренняя еда. ( Завтрак )
15. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. ( Корова )
16. Человек, который совершил полёт в космос. ( Космонавт )
17. Горящая куча дров, хвороста, сучьев. ( Костёр )
18. Инструмент для вскапывания земли. ( Лопата )
19. Помещение, в котором продают товары. ( Магазин )
20. Городская электрическая дорога под землёй. ( Метро )
21. Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета. ( Морковь )
22. Холод, стужа. ( Мороз )
23. Столица России. ( Москва )
24. Жители страны, население. ( Народ )
25. Приём пищи в середине дня. ( Обед )
26. Предметы из ткани, меха и т.п., которыми человек покрывает тело. ( Одежда )
27. Футляр для хранения ручек и карандашей. ( Пенал )
28. Состояние атмосферы ( ясность, облачность, осадки, температура воздуха ) в данном месте. ( Погода )
29. Первый день недели. ( Понедельник )
30. То из чего едят. ( Посуда )
31. Изображение, сделанное карандашом, красками и т. д. ( Рисунок )
II. Отгадать загадку и записать ответ.
1. Два братца в воду глядятся - век не сойдутся. ( Берег )
2. Зелена, а не луг, бела, а не стог, кудрява, а не голова. ( Берёза )
3. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. ( Воробей )
4. Голубочка бела в избу влетела, что на свете видала, про всё рассказала. ( Газета )
5. Он и летом и зимой между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди. ( Горизонт )
6. Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки – дробинки. ( Горох )
7. Зимой белый, а летом серый. ( Заяц )
8. На лесной полянке красуется Татьянка - алый сарафан, белые крапинки. ( Земляника )
9. Годовой кусточек каждый день роняет листочек, пройдёт год - весь лист опадёт. ( Календарь )
10. Сто одёжек - и все без застёжек. ( Капуста )
11. Чёрный Ивашка - деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт. ( Карандаш )
12. Что копали до земли, жарили, варили ? Что в золе мы испекли, ели да хвалили. ( Картофель )
13. Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня ? ( Коньки )
14. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, кур крадёт. ( Лисица )
15. Летом наедается, зимой высыпается. ( Медведь )
16. Двенадцать братьев друг за другом бродят. ( Месяцы )
17. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. ( Месяц )
18. От рогатого берут да малым детям пить дают. ( Молоко )
19. Деревянная шея, железный клюв, кричит тук-тук-тук. ( Молоток )
20. Лежит меж грядок зелен да сладок. ( Огурец )
21. В костяном горшочке каша сладка. Не разбив горшочка, не съешь кашки. ( Орех )
22. Растёт на грядке зелёная ветка, а на ней красные детки. ( Помидор )
23. Чудо - птица ― алый хвост ― полетела в стаю звёзд. ( Ракета )
24. То я в клетку, то линейку.
Написать на мне сумей-ка. ( Тетрадь )
25. Из края города в другой ходит домик под дугой. ( Трамвай )
26. Конь стальной овса не просит, а пашет и косит. ( Трактор )
27. Здесь говорят, а в Москве слышно. ( Телефон )
28. Если бы не было его, я не сказал бы ничего. ( Язык )
III. Подобрать рифму.
1. Прекрасный рыцарь шлёт поклон
Прекрасной даме на ……….. (балкон)
2. В горе горьком наш Егор
Потерял он свой ……….. (топор)
3. Лежебока наш Иван,
Продавил он свой ………….(диван)
4. Под окошком у Альбины
Росла красная …………(рябина)
5. Не попала Маша на балет :
Потеряла Маша свой …………. (билет) ( И. Пятницкая )
6. Нам с вечера до утренней зари
Дорогу освещают ………….. (фонари)
7. Если небо хмурится,
В лужицах вся …………. (улица)
8. Даже на пожарище
Не бросай …………..(товарища)
9. На огороде, что за домом,
Стоял Страшило из …………….. ( соломы)
10. Невелики границы мира :
Планета дом, страна - ………….(квартира)
11. Расскажет нам про то и это
Ежедневная ………….(газета)
12. Чтоб злые вирусы не съели человека,
Есть Дом Лекарств. Он называется ………..(аптека)
13. Уроки сделал и скорей
Бегу во двор, играть в …………… (хоккей)
14. Я думаю, что знают все :
Для игр не место на …………(шоссе)
15. Сварила бабушка Володина
Компот отличный. В нём ……………..(смородина)
16. В бинокль смотрит капитан :
Бушует в море …………….(ураган)
17. На красный свет скрипели шины
Остановились все …………..(машины)
18. Крикнул боцман : «Не пора ль
Всей команде на …………..» (корабль)
19. Грибов нашла не мало Зина.
Смотрите, полная …………….. (корзина)
20. Если хочет кукла спать,
Положи её в ……………..(кровать)
( А. Пекшин )
Звонкие и глухие согласные
В корне слова.
Парные согласные : Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С Парная согласная стоит в слабой позиции в концеслова ( дуб ) Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла, гласная или сонорная согласная ( дуб – дубы, дубрава ) |
1 Прочитай . Какие звуки обозначаются выделенными буквами ? Измени слова так, чтобы после выделенных согласных были гласные. Запиши. Обозначь орфограмму. Образец : лоб - лбы
дуб - ……… год - ………
ров - ……… чиж - ………
друг - ……… мороз - ………..
2. Выпишите только те слова, на конце которых нужно проверить написание парных звонких и глухих согласных. Подчеркни в конце слов согласные, которые требуют проверки.
Глаз, смех, лёд, зверь, цепь, дверь, голубь, карандаш, платок, морковь, огурец, картофель, сосед, отец, человек, товарищ, солдат, улов, гром, кровь, магазин.
- Измени слова так, чтобы на конце был согласный. Запиши пары слов.
Образец : Поезда - поезд
I. Поезда, города, стога, леса, луга, берега, холода, острова, паруса.
II. Провода, адреса, голоса, глаза, бока, рога, пояса, рукава.
4. Вставьте пропущенные буквы Б, П . Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.
Ястре… кло…. Оста… сер… сно… Анти… гер…. скри… зо… су… ду… стол…. сугро… прору…ь зу… Гле… хле… голу…ь ло… клу…. озно…
5. Запиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу.
Образец : Мало денег
I. Мало (деньги), букет (роза), стадо (корова), пара (сапоги), двое (брюки), пять (берёза), много (лужа).
II. Воз (дрова), ящик (яблоки и груши), корзина (слива), стакан (ягода), группа (слово).
Подчеркни на конце слов парные звонкие и глухие согласные, которые требуют проверки.
6. Вспомни, что ты знаешь о звонких и глухих согласных звуках. Какими буквами они обозначаются на письме ? Прочитай загадки, отгадай. Запиши слова – отгадки, подчеркни в них начальную согласную букву. Устно охарактеризуй звук, который она обозначает.
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
со звонким - сам звеню я на раздолье.
2. С глухим согласным мы его читаем,
со звонким - в нём мы обитаем.
3. С глухим согласным - кругл, как мячик,
со звонким - как огонь горячий.
( А. Арсирий )
7. Послушай слова. Назови только те, на конце которых ты слышишь соглас-
ный звук., парный по глухости – звонкости. Определи, какую букву нужно писать на «опасном» месте. Запиши только слова с орфограммой – согласной на конце слова и проверочные к ним. Обозначь орфограмму.
Дом, крот, стриж, низ, стол, пруд, лимон, луг.
8. Прочитайте. Подчеркните парные согласные в слабой позиции.
Клюв – клювик, около слив – слива, лев – львы, обувь – в обуви, готов – готовить, жираф – жирафы, шкаф – шкафы, улов – ловить, морковь – морковочка, ветвь – ветви, Лев – у Льва, Яков – с Яковом, Киев – в Киеве.
9. Спиши, вставляя вместо точек буквы и проверочные слова.
г или к ? дь или ть ?
слоги - слог ………… - дож…
……. - уро… ………… - лоша…
……. - поро… ………… - медве…
……. - плу… ………… - четвер…
……. - вра… ………… - тетра…
……. - четвер… ………… - площа…
10. Какие это слова ?
С буквой Т меня в шкафу найдёте.
С буквой Д - где вы живёте.
С Ё - колючий, с У - ползучий.
11. Выборочный диктант со зрительной подготовкой. Прочитай. Найди слова с орфограммой – согласной буквой в конце слова. Какой признак поможет тебе в этом поиске ? Обозначь орфограмму карандашом, подбери проверочные слова. С каким словом с данной орфограммой уже имеются проверочные в тексте стихотворения ? Закрой книгу, запиши по памяти слова с орфограммой – согласной буквой в корне слова и проверочные к ним. Подчеркни орфограмму.
Можно десять тысяч раз
Уронить железный таз,
А фарфоровую вазу
Уронить нельзя ни разу
Ведь на десять тысяч раз
Нужно десять тысяч ваз.
( А. Кондратьев )
12. Вставь нужную букву. В скобках напиши проверочные слова.
Обед (готовый) готов. Дедушка (……….) здоро… Олень (……….) краси…
Мальчик ( …………...) вежли… Подарок ( …………) доро…
13. Выборочный диктант. Выпиши слова с орфограммой – согласной в корне слова..
1. 1. Нарисуем огород, там смородина растёт… ( А. Барто )
2. Мне очень нравится жираф - высокий рост и крепкий нрав (Б. Заходер)
4. Лихой отряд борцов с огнём несётся по дороге.
5. Снег - на крыше, на крылечке.
- Роет землю серый крот - разоряет огород. ( С. Маршак )
2. Я выломал упругий прут,
чтоб отогнать гусей.
Купаться я бегу на пруд
с ватагою друзей.
Весь класс пошёл сегодня в лес.
А я под одеяло влез.
Ах, если бы не этот грипп
нашёл бы я огромный гриб
Братишке смастерил я лук
С упругой тетивой.
Он побежал скорей на луг
Испробовать его.
( А. Пехшин )
3. П о с л о в и ц ы.
1. Наружный вид обманчив.
2. Трудовой хлеб сладок.
3. Каков плод, таков и приплод.
4. А воз и ныне там.
5. Друг дороже денег.
6. Нож тупой - хозяин плохой.
7. Мал золотник, да дорог.
8. Счастье и труд рядом идут.
9. Семь бед - один ответ.
10. Нужда и голод выгонят на холод.
14. Прочитай. Найди слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слов, которые отвечают на вопросы что ? чего ? Запишите их вместе с проверочными словами.
И весел звучный лес, и ветер меж берёз
уж веет ласково, а белые берёзы
роняют тихий дождь своих алмазных слёз
и улыбаются сквозь слёзы.
( И. Бунин)
15.Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово.
Образец : забить гвоз..ь - забить (гвозди ) гвоздь.
Получить бага…, выйти на бере…, найти кла…, отправиться в похо…., букет ро…, ветки берё…, автор кни…, запах тра…, проливной дож…ь, вкусный обе…, широкий пру….
16. Прочитай,, приготовься писать по памяти. Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни парные согласные на конце слова. Устно объясни их написание.
Может быть первый листопад
Встречает этот клён
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
( В. Берестов )
17. Выборочное списывание. Прочитай отрывок из песенки. Найди и выпиши слова с орфограммой – согласной в корне слова. Какой признак может тебе помочь в этом поиске ? Обозначь орфограмму. Какие ещё виды изображений назывались в песенке ? Воспользуйся помощью учителя и запиши их в тетрадь. Какую орфограмму ты обнаружил во всех этих словах ? Подбери к ним проверочные.
КАРТИНА ПОРТРЕТ ПЕЙЗАЖ НАТЮРМОРТ |
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале.
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это - натюрморт.
( А. Кушнер)
Устно составь со словами натюрморт, портрет, пейзаж, предложения.
18.. Из данных слов составь и напиши предложения в порядке схем. Подчеркни согласную, которую нужно проверить.
1. -= к у д а ? ( улетели, птицы, юг, на )
2. Откуда ? = - какой ? что ? ( листок, с берёз, ветер, сорвал, последний ).
3. Какой ? - = какой ? что ? ( наряд, дуб, могучий, сбросил, осенний )
19. Прочитай. Спиши, вставляя буквы з или с.
Хорошо бежать на лыжах мимо елей и берё…
Воздух чист и неподвижен, не пугает нас моро…
Вот какой у нас арбу… - замечательный на вку…
( З. Александрова )
20. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Ударный сло…, спелый арбу…, модный галсту…, тёплый шар…, горячий утю..
алый фла.., красный ма…, храбрый солда.., скорый поезд, второй эта…, острый клю…, громкий звук, сельский клу…, летний дож…ь.
21. Прочитай. Выпиши из словосочетаний однокоренные слова в таком порядке : сначала проверочное, затем - проверяемое слово.
Образец : Друга, с другом - друг
I. Верный друг, жду друга, играл с другом ;
Улетают на юг, отдыхает на юге, приехал с юга;
Яркий свет, повернулся к свету, много света.
II. Сильный град, побило градом, нет града ; свежий пирог,
отрезал пирога, угостил пирогом.
22. В каждой транскрипции спрятано по два слова. Какие это слова ?
[ сток ] [ бок ]
Сколько раз в стихотворении встретился звук [ в ] ?
Что за вой ? Что за рёв ?
Там не стадо ли коров ?
( А. Барто )
23 .Вставьте пропущенные буквы. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова. Один из текстов напишите под диктовку.
У т ю … .
В четвер… Мар…. сломал утю… . Раздался звоно… . Пришёл его дру… Оле…. . Поломка - пустя…..! Оле… смо… починить утю… Он хороший работни… Мальчики пошли есть творо… , пирог и пить со… .
( 29 слов )
Р ы б а ….
Рыба… пришёл на бере… . Вот крючо… . Вот червя… . Сильный бросо…. .Поплавок лё… на воду. Мимо шёл путни… . Это дру… рыбака моря… Яко…. Как улов ? Да та…. . Пустя… . ( 28 слов )
П о б е … .
В Минс… приехал зоопар… . В четвер… сбежали тигрёно… и волчоно… . Забежали в ельни…. Оглянулись вокру… . Где здесь вра… ? Забрались в овра… . Он широ… и глубо… . Малыши остались на ночле… . ( 30 слов )
24. Вставьте парные согласные Ж, Ш. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.
Камы…, мане…, но.., ё…, плю…, лава…, ёр…, каранда…, чи…, пля…. ]
глу…ь , эта…, кор…, мор…, у…, ро…ь, па…, дро…ь, сторо….
25. Отгадайте загадку и напишите отгадку !
1. Когда я с Т, на мне плывут.
2. Когда я с Д, меня сорвут.
3. В каждой транскрипции спрятано два слова. Какие это слова ?
[ плот ] [ прут ] [ кот ]
4.Сколько раз в стихотворении встретился звук [ д ] ?
Шла Маринка с огорода,
Под кустом нашла удода.
А удод ей - Ду – ду –ду !
Жить у вас не бу – бу – бу !
( С. Маршак )
* Сколько раз в стихотворении встретился звук [ ж ] ?
Раз шажок, два шажок,
Правый, левый сапожок.
Я учу Алёшку
Топать понемножку.
( Г. Лагздынь )
26. Вставьте пропущенные буквы. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова. Один из текстов напишите под диктовку.
Трудный случай .
Моро… . Парово… вё… гру… . Впереди лё… . На стёклах изморо…ь. Машинист Вла… замёр… . У него покраснел но… . Нужна ма…ь . Пропала свя….ь . Какой ужа… ! Обидно до слё…. ! Парово…. медленно пол… . ( 30 слов )
А р б у ….
Дени… нё… арбу… . Арбу… приятен на вку… ! У него большой ве… . Вдруг гру… исче…. . Дени… посмотрел вни… . Пё… Барбо… гры… его арбу…. . Как отнять арбу….? Барбо… унё… арбу…. в конуру. Пё… догры… арбу… и выле… . Жалко арбу…!
. ( 38 слов )
П о л ю … .
Вла… и Оле…ь идут на полю… . Они получат при… . их похо… вызывает у на… интере… . Была хорошая свя…ь. Вдруг голо...
исче… . Вла… замер… . Вот горячий чай. Чай хоро… . на вку…. .
( 31 слово )
27. Напишите по памяти по одному слову на каждую парную согласную так, чтобы эта согласная была в слабой позиции ( всего 12 слов )
28. Измените слова так, чтобы на конце был парный согласный.
Привезёт, красивый, свежий, хороший, сберегает, проползёт, принесёт.
29. * Вставьте парные согласные Б, П .
Ду…, стол…, сугро…, ши…, ястре…, кло…, прору…ь, зу…
* Вставьте парные согласные В, Ф.
Шка…, уло…, морко…ь. любо…ь
* Вставьте парные согласные Г, К.
Бо…, поро…, творо…, хирур…, дру…, тан…., плу…., виз…, кру…., продро…, прилё…., вокру… .
· Вставьте парные согласные Д, Т
Дож…ь, Мара…, (сладкий) пло…, пло… (из дерева ), Брес…, клёс…, Ташкен…, медве…ь, лё…, бра…, без яго…, гла…ь, мос…, кро… .
* Вставьте парные согласные Ж, Ш.
Чи…, гара…, глу…ь, плю…., пля…., мор…, но…, ё…, у… .
* Вставьте парные согласные З, С.
Пови…, без ко…, поко…, сре…, Оле…ь, ужа…, Ру…ь, реди…, завя…ь, замёр…, поя…, но…., вку…., вя… .
Диктант - тест.
На природе .
Красив луг. Там много сочных трав. Мы слышим их аромат. Вот цветёт мак. А это стог сена. На краю луга куст шиповника. В кустах поёт дрозд. Около луга лес. Наш лес хорош. Вот дуб. Под ним
гриб. Это груздь. Мой брат Глеб сорвал его. На ветку сел чиж. Вот ямка. Туда залез ёж. Скоро будет дождь. Пора назад домой. ( 61 слово ).
Если ученик допустил ошибки в подчёркнутых буквах, то в изучении темы «Парные согласные» есть пробелы. Для устранения пробелов необходимо продолжить выполнение упражнений на данную тему.
Дополнительные диктанты.
З и м о й .
Мороз. Падает снег. У домов вырос большой сугроб. Олег, Яков и Глеб надели тёплую обувь. Мальчики вышли за порог. Какой холод ! Снег укрыл овраг. Ребята пошли через овраг на речку. Вот прорубь. В реке много рыб. Но они спят. ( 40 слов )
Б е л ь ч а т а .
Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег залез на дерево. В дупле маленькие бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей.
( 45 слов )
С а д .
Красив наш сад ! В сад вложен труд моего деда. В саду много яблонь и груш. На одной уже висит спелый плод. В центре дед посадил этот красный куст роз. Белые кусты роз растут в ряд. По утрам кусты блестят от рос. ( 42 слова )
Парные согласные : Б – П, В – Ф, Г – К, Д– Т, Ж - Ш Парная согласная стоит в слабой позиции перед глухой согласной ( дубки ). Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорная согласная ( дубки - дубы , дубрава ) |
32. Вставь нужные согласные в корне слов. Где проверяемое, а где проверочное слово ? Докажи. Обозначь орфограмму. Выпиши слова с орфограммой - согласной в корне слова. Обозначь орфограмму.
Сосе___ка - сосе___и
Ры____ка - ры__а
Коро__ка - коро__а
Гла___ки - гла ___а
Мы___ка - мы___и
Шка__чик - шка___ы
Шу___ка - шу__ы
Сне__ки - сне__ок
33. Прочитай. Отгадай загадку Н. Толоконникова. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Рядом в скобках запиши проверочные слова ( если сможешь, подбери проверочные слова с чередованием согласных в корне ). Обозначь орфограмму .
Рыльце лепё__кой,
С копытцами но__ки,
Толстое брю__ко,
Хвост, как стру__ка.
Запиши слово – отгадку, какие две знакомые орфограммы есть в этом слове ? Обозначь их ( для этого отгадку напиши дважды ).
Страничка - тест
Б - П
Шу…ка, ша…ка, гри…ки, ро…кий, ры…ка, кре…кий, клу…ки, гу…ка, ря…чик, хру…кий.
Оши…ка, ре…ка, улы…ка, ле…ка, про…ка.
В - Ф
Пуго__ка, тра__ка, сли__ки, була__ка, ло__кий, ла__ка, ко__та, морко__ка, голо__ка.
З - С
Ре__кий, ни__кий, берё__ки, слё__ки, у__кий, повя__ка, блу__ка, бли__кий, ука__ка, зама__ка, па__тух, покра__ка, сколь__кий, пол__ти, ре__ьба, ве__ти, ки__ка, ми__ка, до__ка.
Д - Т
Гря__ки, заря__ка, тетра__ка, сла__кий, де__ки, пала__ка, ре…кий, площа__ка, закла__ка, чу__кие, ни__ки, яго__ки, жи__кий.
Ж - Ш
Но__ки, ло__ки, ча__ка, кру__ки, доро__ка, поду__ка, пиро__ки, пры__ки, ме__ки, фла__ки, серё__ки, сапо__ки, оре__ки, пта__ка, лягу__ка, руба__ ка, кро__ки, рома__ка, избу__ка, зайчи__ка.
Г - К
Мя__кий, ко__ти, лё__кий, сле__ка
35. Комментированное письмо. Запиши скороговорку, устно объясни знакомые орфограммы.
· Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Являются ли слова редька и редко однокоренными ? Почему ?
36. Послушай загадку Н. Толоконникова, отгадай. Вставь буквы на месте пропусков. Обозначь орфограмму, рядом запиши проверочные слова.
Красная ре…ка
(В) з..мле (за)села кре..ко.
Тянул её де..ка,
Тянула её ба..ка,
Чтобы внучкам - де..кам
Стало бы сла..ко
37. Из слов левого и правого столбиков составь словосочетания. Спиши, вставляя нужные буквы. Подбери и запиши в скобках проверочные слова.
Оразец : (мягок) мягкий (хлеба) хлеб
Мя__кий клю ( в – ф ? )
Сколь__кий дру ( г – к ? )
Сла_кий лё ( д – т ? )
Кре__кий мё ( д – т ? )
Бли__кий хле ( б – п ? )
Лё__кий гру ( з – с ? )
38. Найди 4 слова с парной согласной в корне. Запиши их вместе с проверочными словами. ( Для проверки используй, где нужно, слова с суффиксом «еньк»
Уж бежал кривой дорожкой,
ни одной не топал ножкой.
Он бы топал, да не мог,
потому что был без ног.
( В. Левина )
Назови слова, которые рифмуются.
39. Объясни написание слов с пропущенными буквами. Для проверки используй слова с суффиксами - очк – ик – еньк -. Запиши проверочные слова перед проверяемыми .
Что растёт на нашей гря..ке ?
Огурцы, горошек сла..кий,
помидоры и укро…
для приправы и для проб.
Есть реди..ка и сала.. –
наша гря..ка просто кла… .
( В. Коркин )
К выделенному слову подбери однокоренные слова.
Творческие диктанты.
* Составить с данными словами 3-4 предложения.
Скоро зима.
Лёгкий мороз; резкий ветер; дубки, берёзки ; робкий зайчишка.
На реке .
Лёд тронулся; высокий берег, льдины ; вышла из берегов.
* Дописать предложения словами противоположного значения.
1. Волк - враг, а собака - …………..( друг)
2. Дуб высокий, а шиповник …………….(низкий)
3. Дорога широкая, а тропинка ……..(узкая)
4. Лёд тяжёлый, а снег ………… ( лёгкий)
5. Клюква кислая, а малина …………..(сладкая)
6. Кожура шершавая, а орех ………… (гладкий)
7. Сеяли густо, да взошло …………….(редко)
Зрительные диктанты.
1. Красна ягодка, да на вкус горька (Пословица )
2. Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
3. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
( К. Чуковский )
4. Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
( С. Маршак )