Министр промышленности и транспорта Республики Северная Осетия — Алания

В далёком 1985 году после окончания техникума я попал на оборонный завод «Гран» во Владикавказе, где трудились 4 тысячи человек, при том что вся оборонная промышленность республики насчитывала тогда 15 заводов. А уже в наше время, после назначения меня министром, я часто видел такую картину: на крышах разбитых цехов растут берёзы, внутри всё пусто.

Но всё-таки оставшиеся заводы продолжают работать. На сегодняшний день их насчитывается 12. Они поставляют изделия как для Московского института теплотехники, так и для других заводов.

Глава нашей республики Вячеслав Битаров после встреч с гендиректором Ростеха Сергеем Чемезовым и индустриальным директором Росэлектроники Сергеем Куликовым разработал некую «дорожную карту» по возрождению наших предприятий ОПК.

К сожалению, на сегодняшний день все действия Росэлектроники сводятся к тому, чтобы передать, реорганизовать предприятия, но не загрузить их заказами. Республика со своей стороны идёт навстречу, предоставляя различные льготы, но это не воспринимается вышестоящими организациями.

Хотелось бы, чтобы Росэлектроника всё-таки приложила усилия для того, чтобы эти оборонные предприятия возродились.

Более 30 тысяч человек работали на этих предприятиях, а сегодня их там осталось всего 1300. Каждый завод, который существует в нашей республике, уникален. Доходило до того, что нам пришлось выезжать в Москву и знакомить Росэлектронику с Московским институтом теплотехники, чтобы они наладили отношения.

Завод «Янтарь» во Владикавказе специализируется на ремонте техники и подвижных средствах связи, и логично было бы там создать сервисный центр по её обслуживанию. Проект на 240 миллионов представлен на согласование в минпромторг. Хотелось бы, чтобы его поддержали.

Наверняка вы знаете, что наши промышленные предприятия раньше представляли собой конструкторские бюро и небольшие НИИ при каждом заводе. На сегодняшний день всё это разрушено. Хотелось бы, конечно, чтобы был создан научный центр. У нас существует общество «Баспик» — технологичный центр, который мог бы стать локомотивом наших оборонных предприятий.

Таковы наши планы. В завершение своего выступления я хотел бы низко поклониться ветеранам Советской Армии и пожелать мирного неба нашей Родине — России.

Дело без плана вперёд не идёт

Юрий МИХАЙЛОВ,

Вице-адмирал

Основой обороноспособности является наш оборонно-промышленный комплекс. Как сказал вице-премьер Дмитрий Рогозин, председатель Военно-промышленной комиссии, у нас на сегодняшний день в оборонно-промышленном комплексе работает более 1350 предприятий, из них только половина соответствует современным технологическим требованиям.

Когда нет долгосрочных планов для каждого предприятия, входящего в ОПК, нет оснований для переоборудования и движения вперёд, так как любая технологическая линия, не работающая полгода и более, вообще перестаёт существовать.

У нас корабли, самолёты получаются в несколько раз дороже их первоначальных смет. Это всё причины оборонного законодательства.

Перевод всей системы оборонно-промышленного комплекса на замкнутый цикл, то есть производство, эксплуатация, сервисное обслуживание, списание, утилизация. Всё это вроде бы благое дело в наших условиях, но у нас страна не такая, где эта система сможет работать. У нас от Калининграда до Камчатки 10 тысяч километров. Приведу пример. В прошлом году на Камчатку пришли две РПКСН — это новейшие подлодки типа «Борей». В этом году у них уже подходят сроки обслуживания. Сейчас прорабатывается вопрос засылки туда из Северодвинска сервисных бригад. С одного края земли на другой, во что это всё обойдётся?! И у нас такая ситуация везде.

В Комсомольске-на-Амуре авиационный завод выпускал самолёты Су-33К. Это те самые штурмовики, которые базируются на авианосце «Кузнецов», и в Сирии они показали свою боеспособность! Но на крыло поставлены МиГ-29К, которые по боевому потенциалу в два раза хуже, чем Су-33К. Их уже завод не выпускает, потому что технологическая линия, которая должна ремонтировать самолёты, уничтожена из-за отсутствия финансирования.

По этой же причине обанкротился завод, который производит двигатели для этих самолётов. Сейчас мы вынуждены «Кузнецов» после ремонта переоборудовать под МиГ-29, которые чудом спасли.

Провал во всём

Юрий САВЕЛЬЕВ,

Наши рекомендации