Как участвовать в поисковой экспедиции?
Если исследователь не захочет остановиться на половине пути в своем поиске, ему не избежать участия в поисковых экспедициях на местах бывших боевых действий и вероятной гибели воина, особенно в тех случаях, когда место гибели или захоронения воина требует уточнения или воин вовсе пропал без вести. Прежде всего нужно предупредить, что работа на местности действующим законодательством жестко регламентирована и никакой самодеятельности не допускает.
Такая экспедиция может быть организована только зарегистрированными в установленном порядке поисковыми объединениями по согласованию с местной администрацией и военным комиссариатом. Это связано прежде всего с тем, что в ходе экспедиции неизбежно возникает потребность провести раскопки в местах бывших боев. Как же выйти из положения, ведь не каждый исследователь состоит в каком-то поисковом объединении? Выход имеется и в данном случае.
И. Кручинкину
Вы уходите в дождь.
За волною волна — в парапет.
Вы уходите в дождь.
Вот и все. Гимн прощания спет.
Вы уходите в дождь.
Ну а я вспоминаю про чай.
Вы уходите в дождь.
Эти руки в мозолях. Прощай...
Вы уходите в дождь.
Мужики, нам не надо речей.
Вы уходите в дождь.
Сыновья твои – ясно, кто чей.
Вы уходите в дождь.
Это лучше ведь, чем на войну.
Вы уходите в дождь.
Отчего загрустил — не пойму.
Уходите же в дождь.
Только чур, лишь бы не насовсем.
Уходите же в дождь.
Места хватит, пожалуй, там всем.
Через тысячу лет,
Вдруг попав ненароком под дождь,
Вспомню тот парапет.
И от нас вы уходите в дождь...
Прежде всего можно установить контакт с ближайшим по месту жительства поисковым объединением и попробовать влиться в состав его ближайшей поисковой экспедиции. В данном случае не настолько важно, в какой район выезжает поисковая группа, главное — получить реальный опыт полевых поисковых работ.
Также можно рекомендовать связаться с поисковыми отрядами, работающими традиционно или в ближайшем поисковом сезоне в районе гибели воина. Это не обязательно отряды, сформированные непосредственно на месте гибели воина или в соседних районах. Чаще эти отряды дислоцируются совершенно в других районах, городах и регионах. Их выбор района поиска иногда диктуется местом формирования воевавшей в этой местности воинской части или участием в ней уроженцев своего города (района). Чаще же это получается достаточно спонтанно: то посоветовал выбрать этот район какой-то опытный поисковик или ветеран войны, то не дает покоя какая-то стихотворная строка («Я убит подо Ржевом»).
Адреса таких отрядов исследователь может узнать в поисковом объединении по своему месту жительства (в Чувашской Республике — в поисковом объединении «Алые маки»). Выехав с таким отрядом в район гибели воина или в соседнюю с ним местность, исследователь получит не только опыт поисковой работы на местности, но и максимально окунется в боевую обстановку на данном участке фронта Великой Отечественной войны. Возможно, предложение исследователя организовать разведку в районе гибели воина, а в перспективе и специальную экспедицию в тот район будет положительно встречено принявшим его в состав данной поисковой экспедиции объединением.
Необходимо предупредить исследователя и о том, что не каждое поисковое объединение с распахнутыми объятиями примет его в состав своей экспедиции. Ведь в большинстве поисковых объединений включение в состав выезжающей в экспедицию группы проводится на основе жесткого, порой многомесячного конкурса. Исследователь, если действительно хочет попасть в состав экспедиционной группы, должен прийти не с пустыми руками. Его исследовательские наработки по району поиска должны принести реальную пользу группе, помочь ей максимально выполнить поставленную перед экспедицией цель. Мне не раз приходилось отказывать в участии многим желающим выехать, т.к. было видно уже после нескольких встреч: выезд им нужен лишь для интересного и яркого проведения своего времени.
См. Чем могут помочь поисковые отряды?
Я сегодня снова в камуфляже,
Я сегодня снова на тропе.
На меня такое нынче ляжет,
Мне о том осколок вот пропел.
Длится здесь война уже полвека,
Но не в нашу пользу каждый бой –
Каждый день вечерняя поверка
Ставит нас в редеющий уж строй.
А вчера строй поредел ещё на девять –
Как коварен в ржавчине металл.
Я наивно всё еще надеюсь,
Что последним этот парень пал.
Да, сидеть в тепле намного проще
В дождь, когда неделями льет он.
Но в богами позабытой роще
Спит забытый всеми батальон…
Некому бойцу поправить скатку,
Некому шинелькою укрыть.
Им, себя отдавшим без остатка,
Некому могилку ведь отрыть.
Что же, подойдём мы к ним поближе,
Что от них услышим мы в ответ?
Пламя Вечного огня их имя лижет –
На граните имени их нет!
Все в окопах памяти забыты,
В блиндажах, воронках суеты.
И теплом людским почти забыты,
Без полива высохли цветы.
Эй, солдат, уж нет причины,
И свинец не косит уж ребят.
У вдовы твоей – бабы Марины –
Так похожи внуки на тебя!
Мы твои разбросанные кости
Как святые под гранит снесём.
Мы пришли к тебе совсем не в гости –
Крест свой на Земле мы так несём.
Долг наш – имена напомнить ваши,
Кто погиб в том праведном бою,
Чтобы никогда какой-то «fashi»
Не пытался жизнь сломать мою.
Я шагаю вовсе не по пляжу –
Ручейком с виска – солёный пот.
Я сегодня снова в камуфляже –
Ухожу я в 43-ий год…
Назад в «Оглавление»