О чем может рассказать фронтовое письмо?
Пообщайтесь с людьми довоенных поколений, и они Вам расскажут, как дружно жили тогда родные и родственники. Этому способствовало и экономическое положение, и достаточная оседлость населения. Любой разрыв привычной родственной цепочки переживался глубоко, каждая сторона всячески пыталась восстановить связь. Особенно характерно это для периода Великой Отечественной войны. Поэтому, зная родственные связи погибшего, нетрудно представить, с кем он мог поддерживать связь.
Не будем забывать, что у каждого были одноклассники, друзья по деревне, по дому, по двору, по улице, по работе и т.д. С каждым из них могла быть переписка. Нередки случаи, когда переписка велась между людьми, о дружбе или даже знакомстве которых никто и не предполагал. Чаще всего получалось так, что кто-то писал письмо человеку, которого уважал, от которого хотя бы неосознанно ждал какой-то весточки — такие незамысловатые письма нередко оказывали незаменимую моральную поддержку на войне. Как правило, такое письмо не оставалось без ответа, и завязывалась интереснейшая переписка.
У многих в тылу оставались любимые девушки и даже невесты. Не всем им было суждено дождаться своих парней — война оказалась неимоверно жестокой. Кто-то из тех невест так всю жизнь и остался в одиночестве, кому-то судьба предусмотрела замужество. Но все равно в уголке своей памяти они хранят воспоминания о своих парнях, павших на войне, многие слово в слово могут пересказать их фронтовые письма. Не в них ли таится разгадка многих белых пятен прошедшей войны?
Жизнь есть жизнь — у многих в тылу оставались не только жены, но и другие женщины, с которыми, скажем так, они были достаточно дружны. Не сохранилось ли в их семейных архивах или в их памяти что-то такое, что может пролить свет на события тех далеких лет?
Девушка, чуть ли не каждый день писавшая солдату письма и получавшая от него ответные послания, не обязательно была его невестой или любимой девушкой. Очень часто инициаторами такой переписки выступали вдруг повзрослевшие вчерашние девчушки. В условиях войны они каким-то женским чутьем понимали, что не имеют права не писать солдатам на фронт, что их теплое и нежное слово облегчит чью-то участь на передовой. А уж если девчонка вдруг влюбилась в солдата, то и подавно.
В период войны люди в тылу чем могли помогали фронту. Самая распространенная и популярная среди населения, особенно сельского, помощь — сбор теплых вещей для солдат. Обычно в посылку с теплыми вещами и непременным кисетом для махорки вкладывался небольшое письмо неизвестному солдату. Не на каждое письмо приходил ответ — до любовной ли переписки на войне, до знакомства ли по переписке! Но переговорите с теми, кому в сороковые было 15—25 лет, и Вы поймете, что знакомство по переписке далеко не изобретение наших дней. Даже во время войны из такой переписки нередко рождалась и дружба, и настоящая любовь. К сожалению, никто не сможет сказать, сколько человек в конце концов связали свои жизни узами брака.
В вопросе о переписке фронта и тыла есть еще один нюанс. На территории республики в разные годы войны находилось, формировалось, перемещалось и т.д. несколько десятков различных воинских частей, 14 эвакогоспиталей. В условиях, когда в тылу оставались одни женщины, старики и дети, солдаты и офицеры этих частей пользовались особым вниманием девушек и женщин. Мы не будем рассуждать сегодня о чьей-то верности или неверности, наша задача — просто констатировать факт: между военнослужащими этих частей и местным населением нередко складывались очень теплые отношения, которые затем поддерживались в виде переписки.
Среди военнослужащих на фронте было достаточно распространены обращения к различным тыловым учреждениям (правлению колхоза, исполком сельского совета, военкомат и
103 др.) с просьбой оказать помощь семье в связи с ее бедственным положением из-за призыва основного кормильца на фронт.
Непременный атрибут мужской фронтовой дружбы — клятвы написать семье друга в случае его гибели. Если даже такая клятва и не давалась, каждый считал своим долгом сообщить семье погибшего друга обстоятельства его смерти. Такие письма хранят немало подробностей о судьбе солдата, отсутствующих в официальных извещениях и письмах.
Многие письма с фронта в ходе различных военно-патриотических мероприятий и акций оказались в различных музеях, школах, библиотеках, клубах и т.д. К сожалению, необходимо признать: бережно сохраненные солдатскими вдовами десятки послевоенных лет, эти письма оказались уничтоженными в результате небрежности и халатности самих организаторов этой работы, не сумевших обеспечить должное хранение и использование этих бесценных документов Истории.
Перечисленное выше вряд ли полно отражает реальную картину. В ходе исследований могут определиться десятки групп корреспондентов писем на фронт и адресатов писем с фронта. Исследователю, желающему действительно добиться результата, а не просто получить славу исследователя Великой Отечественной войны (чего греха таить — многие используют эту тему для своего карьерного роста), предстоит трудоемкая работа как по составлению списка возможных корреспондентов и адресатов писем солдата, так и по их опросу. Работа многократно усложняется тем, что многих уже нет в живых, адресаты раскиданы по миру, не каждый готов к откровенному разговору и т.д. Но любой исследователь, выполнивший хотя бы часть этой работы, поймет, какая кладезь бесценной информации открылся ему, и вряд ли сумеет отказаться от углубления поиска в этом направлении.
…Светофор нам мигает:»Вам вновь…»
Вновь вагонных колёс перестук.
Вместо мирных – о доме – снов
Нас преследует мерный их звук.
Лишь одно в той мне светит в ночи:
«Дорогому бойцу – привет!»
Ну а дальше та надпись молчит…
У меня на ладони – кисет.
Кто-то ночью у зимней печи
Мелкой стёжкой тянул эту нить.
От тоски ты меня лечи!
Нети, тебе никогда не сгнить!..
Назад в «Оглавление»