О чем может рассказать карта?
Если Ваша попытка исследовать судьбу Вашего пропавшего без вести или погибшего на войне родственника не сиюминутное и преходящее увлечение, Вы не обойдетесь без картографических материалов. Их можно подразделять по разным признакам, здесь же предлагается упрощенный вариант. Во-первых, отнесем весь имеющийся или требуемый для исследования картографический материал на современный и на материал периода Великой Отечественной войны.
Исследователю понадобятся карты разных масштабов тех регионов и районов, где служили, воевали, погибли или пропали без вести исследуемые им воины. Исследователь должен разбираться в них так же, как в месте своего постоянного проживания, и, может быть, даже намного лучше — ведь от этого напрямую зависит и успех поиска. Практически любой источник информации должен обрабатываться с картой в руке. Пишется ли письмо кому-то или проходит встреча с ветераном войны, либо с семьей погибшего, исследуется новая монография, просматривается Книга Памяти и др. — каждое название города, села, речушки, урочища и т.д. должны выверяться на карте или плане, схеме местности: «Где это происходило или могло произойти? Сколько же километров было от этого города до берега той реки?» — и т.д.
Исследователь почувствует, что многие собеседники более серьезно и внимательно относятся к его вопросам, если беседа проходит с использованием карты. Карты военных лет с нанесением на них боевых действий можно обнаружить в кабинетах истории школ, в музеях воинской славы, в военных энциклопедиях., в монографиях и мемуарах по отдельным периодам Великой Отечественной войны, в книгах воспоминаний ветеранов, в исследованиях по боевому пути конкретных воинских частей и др. Очень часто самыми компетентными в них оказываются участники поисковых экспедиций в места бывших боевых действий.
Можно считать, что исследователю крупно повезло, если в руки ему попала «пятьсотметровка» — карта с масштабом 500 м в 1 см. Многие из добытых исследователем карт будут грешить какими-то ошибками, но в целом это незаменимый материал для исследователя, вдохновляющий на дальнейший поиск и заставляющий подходить к нему со всей серьезностью.
Чаще всего исследователь снимает копию с найденного картографического материала. При возможности рекомендуется указывать источник картографического материала, со временем это может остро понадобиться.
Работая с картами, схемами и планами военных лет, сталкиваясь с нанесением на них расположения своих войск и войск противника, их предполагаемых и реальных действий, исследователь получит необходимые для работы с картами знания и навыки, но на первых порах рекомендуется непременно изучить в необходимом для чтения и работы с военными картами объеме военную топографию. К сожалению, нередко в исследованиях и мемуарах можно встретить фрагменты карт и схем, где одинаковые знаки одинакового цвета (рисунка) использованы как для обозначения действий советских войск, как и для обозначения расположения и действий войск противника. Они сильно путают исследователя, а в отрыве от своих сносок с расшифровкой использованных условных обозначений (в случаях копирования или сканирования и др.) могут привести к непредсказуемым последствиям, направить поиск по ложному пути, привести к многократным потерям времени и др.
Объем книги не позволяет привести в ней используемые в военной топографии знаки. Это несложно выяснить в любой библиотеке в специальной литературе. Здесь же я ограничусь лишь одним примечанием: расположение и действия войск Советской Армии принято обозначать красным цветом, действия и расположение врага (противника) — синим цветом. Не случайно в фильмах о войне на столе любого генерала или командира на развернутой карте крупным планом показываются карандаши двух цветов — красного и синего.
Наиболее обзорную и характерную для района поиска карту удобно иметь постоянно под глазами. Ее можно в качестве заставки вывести на монитор компьютера, повесить на стене, положить под стекло на рабочем столе и др. Для запоминания картографической информации можно использовать те же приемы, которые используют спортсмены-ориентировщики.
Например, ксерокопию карты можно наклеить на более плотную бумагу, разрезать произвольно на множество частей, смешать все в кучу и пытаться сложить из них полную карту. Можно осваивать карту в два-три приема: сперва карта разрезается на более крупные куски, для второго раза нарезаются более мелкие куски и т.д. Эффективным являются также попытки нарисовать на память карту исследуемой местности, копировать ее вручную, разработка маршрутов поисковых экспедиций в этот район, нанесение на карту боевого пути дивизии, полка, батальона и т.д.
Назад в «Оглавление»