Статус гражданского населения
1 Вопросы урегулированы не только 4 ЖК, но и 1ДП. Гражданское население не только на оккупированной территории, но и там, где ведутся боевые действия. В 4 ЖК был пробел, его ликвидировал 1 ДП.
4 ЖК – новация, до этого не ГК, не 1-3 ЖК не рассматривали вопросы о гражданском населении. Всегда от конфликтов больше всего страдали вооруженные силы. Большую часть вооруженные конфликты внутреннего характера сейчас.
Понятие гражданского населения не дается в 4 ЖК, а дается от противного – все, кто не комбатанты=гражданское население. Признак – они не принимают непосредственного участия в боевых действиях.
В МП 1949 принят Устав ООН, и там агрессия уже квалифицировалась как преступление. Если агрессия как таковая не признается, то нельзя ставить знак равенства между аннексией и оккупацией. Если одно гос-во занимает территорию другого государства, не означает передачу суверенитета.
Обязанности у оккупационных властей (не имеет значения, если население сдалось без боя):
- порядок на оккупированной территории
- безопасность населения
- продолжают действовать те законы, которые и действовали и все, что там и было.
Население сохраняет свою собственность, она является неприкосновенной и её нельзя реквизировать. В случае, если для порядка необходимо конфисковать что-то, то можно там медикаменты, продукты реквизировать. Население нельзя оставить без еды и лекарств. В случае, если в результате конфликта сократилось продовольствие и медикаменты, оккупационные власти должны способствовать тому, чтобы обеспечить население. Нельзя депортировать местное население.
Нельзя им смещать кого-то. И устанавливать своих должностных лиц. Если они сами отказываются от должности, то это их право.
Оккупационные власти имеют право издавать свои постановления для поддержания порядка. Имеют обязательный характер.
Если нарушат, оказывает сопротивление либо диверсию, наносит вред имуществу, то минимальное наказание до 2 лет, можно заменить интернированием.
Если население нападает на оккупационную власть, то они привлекаются к уголовной ответственности.
Смертная казнь может осуществляться, если предусмотрена по законодательству того государства, которое оккупировали.
Гражданское население может находиться в зоне вооруженного конфликта. Будет применять 1 ДП.
Интернирование и создание лагерей для интернирования.
Не путать депортацию и интернирование.
Интернирование – временное явление.
Согласно 4 ЖК, если иностранцы оказались на оккупированной территории, то им могут разрешить покинуть территорию. Им могут отказать. Могут обжаловать в суде. Если суд придет к выводу, что они угрожают безопасности, то оккупационные власти могут их интернировать.
На оккупированной территории могут оказаться беженцы. Государство гражданства может потребовать выдачи. Существует принцип невыдачи беженца.
С целью безопасности гражданского населения, их могут интернировать в специальные лагеря.
Интернированию могут подлежать лагеря для военнопленных. В целях безопасности.
Лагерь для интернирования.
Нельзя в места с непригодным для проживания климатом.
Интернированные могут трудиться по желанию, оплата и отпуск, и перерывы. Могут создавать комитеты доверенных лиц. Интернировать на территорию государства оккупанта нельзя. Попытка сбежать из лагеря для интернированных- дисциплинарная ответственность.
Гражданское население не может быть объектом военного нападения. Нельзя заставлять их голодать, нельзя запугивать-согласно 1 ДП. Нельзя использовать их как щит, чтобы они охраняли военные объекты.
Лица, имеющие право на преференциальную защиту и согласно протоколу и конвенции:
-женщины
-кормящие женщины
-беременные женщины
Им должно предоставляться большее снабжение продовольствием.
2 категория: ДЕТИ
-нельзя, чтобы в вооруженные силы вербовались детишки до 15 лет
Дети, попавшие в плен не получают статуса военнопленного, у них особый статус. Их учат и у них особое содержание. Если происходит интернирование дети со своими семьями. Семьи вместе должны быть.
4 ЖК не сказано, что дети пользуются особой защитой. Дети пользуются особой защитой. Смертная казнь до 18 лет нельзя. Приняты специальные протоколы.
Содержание 2 ДП. В отношении детей нельзя, непристойности применять. Склонять к проституции и т. п. В том числе и женщин.
Внутренние вооруженные конфликты.
Нет понятия комбатанты, есть понятие лица лишенные свободы из-за вооруженного конфликта. Ст 75 1 ДП. Нельзя пытать и все по ст 3. нельзя совершать террористические акты, склонять к проституции, продавать в рабство. К ним применяются все права, закрепленные в пакте о гражданских и политических правах.
02.11
В настоящее время ситуация такова, что резкое отличие между комбатантами и гражданским населением стало трудно проводить, особенно в период внутренних ВК, преобладающих сегодня. Гражданское население сейчас активно принимает участие в ВК.
С 2003 по 2008 — встречи экспертов: и представители от академических кругов, и от МНПО — документ касательно толкования непосредственного участия в ВК гражданского населения. Данный документ был в февр 2009 опубликован. Он хотя и обобщает многие положения договорной и обычной практики, но, в силу того, что он подготовлен усилиями экспертов — не имеет обязательной юр силы. Содержит много рекомендаций, толковательных моментов.
Рассматривая содержание этого документа: под непосредственным участием в ВК понимается:
1-е условие: соответствующее гражданское лицо должно принимать участие в военных операциях, связанных с нанесением вреда (военному потенциалу вооруженных сил, разрушение военных объектов, иной вред в период ведения ВК).
2-е условие: для того, чтобы говорить о непосредственном участии, должно быть не только нанесение вреда, но и должна быть определенная причинно-следственная связь (коллективные/индивидуальные действия гражданских привели к вреду).
3-е условие непосредственного участия: эти военные действия гражданских должны идти на пользу одной из противоборствующих сторон.
В МГП если мы смотрим любые ЖК 1949, 1 ДП, то увидим, что понятие гражданского населения не существует. Оно базируется на понятии комбатантов: тот, кто не комбатант, относится к гражданскому населению. Под комбатантами кроме регулярных вооруженных сил понимаются регулярные добровольческие отряды, население, стихийно взявшееся за оружие, лица, оказывающие сопротивление оккупационным вооруженным силам.
1 ДП: значительно расширяет понятие комбатантов. Критерии, определяющие комбатантов: лица под единым командованием, которое несет за них ответственность. Но не обязательно иметь отличительные знаки, характерные для вооруженных сил. Открытое ношение оружие, соблюдение законов и обычаев войны.
Те, кто не относятся к этим всем видам... относятся к категории гражданского население и не могут быть объектом нападенияю
В настоящее время: превалирующее значение - у конфликтов немеждународного характера.
…
Две формы участия в ВК:
- непосредственная — для гражданского населения возможна только такая форма
- опосредованная (косвенная) — в этом случае не считается, что гражданский принимает участие в вооруженной операции.
…
Непосредственное участие в ВК освобождает гражданское население от иммунитета только на тот период, когда наносится урон противоборствующей стороне. Только временный характер, период, когда можно установить причинно-следственную связь между военными действиями и лицом. Для регулярных вооруженных сил такое невозможно. Связь регулярных вооруженных сил прекращается только с демобилизацией, когда комбатант становится гражданским. Даже если гражданское лицо систематически принимает участие в вооруженных действиях, а далее лицо продолжает жить как гражданский — обладает статусом гражданского. Не смотря на систематичность, будет обладать иммунитетом гражданского лица и не сможет быть объектом нападения. «Эффект вращающейся двери».
…
Должны ли гражданские соблюдать законы и обычаи войны? Можно ли привлечь их к ответственности и кто будет привлекать их к ответственности? Если лицо нарушало законы и обычаи войны, даже если оно гражданское, принимая непосредственное участие, то оно подлежит универсальной юрисдикции того государства, где оно находится. Как только оно прекращает непосредственное участие, оно воспринимается как обычное гражданское лицо.
Привлекать к ответственности гражданское лицо можно только в том случае, если оно в период непосредственного участия совершило преступление, попадающее под категорию военных преступлений.
Вооруженные формирования, действующие в период ВВК, не наказываются по МГП в силу того, что эти вооруженные формирования не регулируются.