МГП — Международное гуманитарное право

МГП — Международное гуманитарное право

23.09

Учебники: Калугин В. Ю. — «Курс МГП» (2006 г.),

Эрик Давид (бельгиец), последнее издание — 2011 г. - Принципы права вооруженных конфликтов

Журнал МП и МО на ФМО (статьи по МГП), Московский журнал МП

0.4 — рейтинг, 0.6 — устный экзамен

Вопросы:

1. Понятия МГП

2. Источники и принципы МГП

3. Специфика договорных норм в МГП

Понятие МГП

До сих пор существуют доктринальные расхождения относительно определения источников и термина.

Если говорить о терминологии, само понятие терминологическое МГП появилось сравнительно недавно — 70-е гг 20 в, до этих пор существовало понятие Право вооруженных конфликтов. Эта терминология продолжает иногда применяться и до сих пор.

Считается, для того, чтобы не создавалось впечатление о какой-то отрасли, как о легализирующей международные конфликты, МГП рассматривается как право, применяемое в период вооруженных конфликтов.

Востребованность отрасли МГП: используется в период вооруженных конфликтов. Является очень актуальной в настоящее время. Несмотря на то, что мы говорим, что в МП существует принцип о неприменении силы и угрозы силой, война является постоянным спутником человечества во все этапы истории. Даже после окончания 2МВ локальные конфликты не прекращают существовать.

МГП по своей сущности более всего отвечает самому названию «гуманитарное право». Оно не изучает причины возникновения вооруженных конфликтов. Вооруженный конфликт воспринимается как объективное явление. Он есть, значит его нужно регулировать. Современное МГП — это не право на войну, а право войне. Jus in bellum.

МГП — наиболее подходящий термин в плане содержания. «Право войне» направлено на то, чтобы установить статус участников вооруженных конфликтов, чтобы защитить жертвы вооруженного конфликта, максимально гуманизировать сам вооруженный конфликт. (Сущность МГП)

Пробелы в МГП

Современная ситуация дает новые примеры, связанные по существу с вооруженными конфликтами, не регулируемые МГП. Речь идет, например, о террористах. Их статус в МГП не определен.

Как регулировать новые явления в современных МО? Помогает оговорка Мартенса (русский) — была впервые закреплена в гаагских конвенциях о законах и обычаях войны, затем в первом доп протоколе 1978 г. Она стала переходить из одного договора в другой.

Смысл: «В том случае, если имеется пробел в МГП, нужно обращаться к обычаю».

О параллельной работе договора и обычая говорит и работа международных судов. Нюрнбергский трибунал ввел уголовную ответственность ФЛ за серьезные нарушения норм, касающихся законов и обычаев войны, дал определение, классификацию международных преступлений.

Дело «Никарагуа против СШП» выяснило, что Женевские конвенции 1949 г. можно применять в качестве обычных норм (кодифицированых) в силу их успеха у государств, МС ООН заявил о параллельном действии договора и обычая.

Принятие новых конвенций не исключает возможности применения обычных норм МП.

Консультативное заключение касательно применения ядерного оружия. Суд: хотя нет ни договорной нормы, суд пришел к выводу, что применение ядерного оружия противоречит обычным нормам и принципам МП.

Все пробелы регулируются оговоркой Мартенса — это особенность МГП.

Вспомогательные средства в области нормообразования

1. Резолюции ГА ООН — основные принципы защиты гражданского населения, основные принципы защиты участников национально-освободительных движений (1970), 1974 — декларация ГА ООН — защита женщин и детей в условиях вооруженного конфликта. В дальнейшем эти резолюции получили закрепление в дополнительных протоколах. Резолюции возымели правообразующий эффект.

2. Решения международных судов — квалификация конвенций в качестве обычных норм. Статут международного уголовного суда. Их решения, толкования, квалификация норм в качестве договорной/обычной играют большую роль в МГП.

3. Доктрина МГП — огромная роль в сфере прогрессивного развития — юристы международного комитета Красного креста. Комментарии к различным протоколам, принимаемым в МГП (Первый, второй, третий дополнительный протоколы содержат комментарии юристов международного комитета Красного креста). Разработали свод обычных норм МГП. Сам международный комитет Красного креста — нельзя назвать ни одной подобной неправительственной организации, которая бы сыграла столь прогрессивную роль в развитии МГП.

Первая инициатива МККК — Конвенция 1864 г.

Дипломатические конференции по принятию Женевских конвенций, других гуманитарных конвенций.

Принципы МГП

Когда ведем речь о принципах МГП, следует обратить внимание, что не существует отдельного международно-правового документа, перечислявшего бы все принципы. Они выводятся из содержания различных конвенций.

Все принципы МГП можно разделить на:

- общие

1. принцип гуманности — основополагающий принцип МГП. Это суть МГП. Защита жертв.

2. Принцип недискриминации — (ст. 3 — общая для всех четырех ЖК)

3. Принцип ответственности за нарушения норм МГП — обеспечивается установлением решений Нюрнбергского трибунала, уголовная ответственность ФЛ, совершивших серьезные преступления в МГП и нарушивших обычаи войны. Статуты международных уголовных судов.

- специальные

1. Принцип, связанный с ограничением выбора средств и методов ведения вооруженных конфликтов. Стороны ограничены в выборе. Принятие конвенций запрещающих использование отдельных видов оружия. Ст 36 первого доп протокола — при разработке новых видов оружия государство должно оценивать, насколько его использование сочетается с существующими запретами.

2. Принцип рыцарства. Принцип честности, добросовестности. Нельзя пользоваться одеждой неприятеля, нельзя пользоваться флагом парламентера с целью обмануть, нельзя отдавать приказы никого не оставлять в живых. Но военные хитрости не запрещены, есть допустимые военные хитрости и бесчестный обман.

3. Принцип защиты гражданского населения, принцип защиты гражданских объектов, принцип защиты окружающей среды. 1976 — Конвенция о защите окружающей среды, ст 52 доп протокола (нельзя отравлять колодцы, уничтожать склады с продовольствием).

4. Принцип нейтральности. Главным образом касается мед персонала, сотрудников МККК, национальных обществ Красного Креста. Принцип нейтральности — нельзя, чтобы государство оценивало помощь со стороны медиков как враждебный акт и вмешательство во внутренние дела. Мед персонал, в свою очередь, не должен иметь предпочтений относительно воюющих сторон.

5. Принцип военной необходимости. В МГП самим термином военная необходимость пользуются осторожно, обычно: абсолютная военная необходимость, крайняя военная необходимость, настоятельная военная необходимость. Воюющие сторон обычно могут нарушать нормы МГП, ссылаясь на этот принцип. Поэтому применение принципа военной необходимости возможно только с учетом норм МГП, правилами ведения вооруженных конфликтов.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей. Укрытия, где находятся культурные ценности, не могут быть объектами нападения. Соответственно, военных действий из таких укрытий производиться не должно.

Статья 1

Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются при любых обстоятельствах соблюдать и заставлять соблюдать настоящую Конвенцию.

Статья 2

Помимо постановлений, которые должны вступить в силу еще в мирное время, настоящая Конвенция будет применяться в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны.

Конвенция будет применяться также во всех случаях оккупации всей или части территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Если одна из находящихся в конфликте держав не является участницей настоящей Конвенции, участвующие в ней державы останутся, тем не менее, связанными ею в своих взаимоотношениях. Кроме того, они будут связаны Конвенцией в отношении вышеуказанной державы, если последняя принимает и применяет ее положения.

Статья 3

В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

с) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон.

Если одно государство нарушает положения МГП, другое государство не имеет права совершать подобные нарушения или применять аналогичные контрмеры. Данный «принцип взаимности» исключается в МГП.

Репрессалии в МГП невозможны по отношению к военнопленным, раненым, больным, женщинам, сдавшимся и т. п.

Денонсация. В период вооруженного конфликта денонсация невозможна, но в мирное время возможна. Если даже государство денонсировало какую-то конвенцию, оно все равно обязано соблюдать эту конвенцию. ЖК — это все равно общее, обычное право, так что выход из конвенции ничего не меняет.

Когда речь идет о нарушениях МГП, наступает индивидуальная уголовная ответственность ФЛ. Очень ограничена отсылка к обстоятельствам, исключающим ответственность в МГП,

Имеется ли возможность делать оговорки к ЖК? Оговорки нельзя делать, если они противоречат объекту и цели данного МД.

В МГП ряд положений носит силу jus cogens.

Все эти особенности являют собой своеобразие МГП.

Другие отличающие последствия: в праве МД есть положение (ст. 60 ВК о МД), что когда 1 из сторон существенно нарушает, 2 может прекратить действие, в МГП не действует это.

ВК о МД: любое государство имеет право денонсировать МД, К. по МГП в период вооруженного конфликта не м. денонсировать, в мирное время м., но не освобождает от исполнения, если нормы вытекают из обычая, гуманности (включается оговорка Мартенса). Возможны в праве договоров ответные меры (ограничение прав иностранцев, как реторсии), в МГП реторсии и репрессалии запрещены.

СОГ: даже гос-во, которое совершило МПД м. сослаться на крайнюю необходимость и м. освободиться от ответственности. МГП – нет такой возможности.

Субъекты МГП. Участники ВК

Основной субъект МГП — государства. Практически все конвенции МГП, принятые ранее и принимаемые сейчас ориентированы на современные государства.

Государства — творцы МГП, потому что принятие той/иной конвенции МГП и обеспечение ее соблюдения лежит на самих государствах. Они обязаны заставлять обеспечивать другие государства соблюдать нормы МГП.

В зависимости от статуса государства определяется его роль в международных отношениях:

1. Большую роль играют нейтральные государства. НГ не должны вмешиваться в ВК. Территория ВК не может быть объектом нападения, но может использоваться для тяжело раненых.

2. Держава-покровительница — не должна участвовать в ВК. Государства участники ВК выбирают державу-покровительницу. Требуется согласие государства на получение статуса. Д-П имеет право посещать лагеря во время ВК, соблюдать за соблюдением МГП. Выполняет мониторинговые функции. Их должны уведомлять о ведении переговоров и военных преступлениях.

3. Международная организация (МО). Неправительственная организация — МККК — обладает контролирующими функциями в силу своего устава; устанавливает санитарные зоны, зоны безопасности, обращает внимание государств на нарушения норм МГП. Если государства не могут договориться, кто будет Д-П, либо никто не хочет быть Д-П, в качестве заменителя выступает МККК. Также выполняет мониторинговые функции.

Индивиды как субъекты МГП.

Тут много общего с правосубъектностью индивида в общем МПП, т.к. он пользуется специальной ограниченной правосубъектнстью, имеет право обращаться в соответ органы м. юстиции.

Индивид в МГП – здесь их главная роль в том, что К. по МГП обязательны не только для воюющих, но для всех. См. решение МУТ в Нюрнберге (положения Гаагских К. обязательны и для частных лиц). Результат такой обязанности: существует персональная УО лиц, которые совершили серьезное нарушение норм МГП. Независимо от того, кто исполнитель (гражданское население, лица воор сил) – привлекаются к ответственности. Если индивид в личном качестве не м. ратифицировать К, он обязан ее выполнять.

30.09

Колониализм

Базовый документ, чтобы была введено такое определение — 1960 г — Декларация о ликвидации всех форм колониализма, которая вообще запрещала колониализм как метод использования народов, утверждала право на самоопределение.

Обратить внимание на то, что не все государства выполняли свои обязательства в этом аспекте (например, государство ЮАР, которое отказалось вывести свои вооруженные силы из тогда оккупированной Намибии).

Сейчас подобная формулировка не может иметь применения, все подопечные государства вышли из-под опеки и статья Устава ООН утратила свое значение. Осуществление опеки на несамоуправляемыми территориями потеряло свое значение.

Расистские режимы

Некоторые государства даже узаконивали политику апартеида.

Иностранная оккупация

Территория одного государства могла быть оккупирована другим государством.

Почему мы можем сказать, что нации и народы, борющиеся за свое освобождение сохранили свою актуальность? - Народы могут бороться за отделение, за выход из другого государства. Например, в современности — Каталония из Испании (автономия).

Национальная борьба, субъекты, борющиеся за самоопределение — субъект МГП, особенно если все выливается в вооруженный конфликт.

Вопрос самоопределения Палестины (см кем признана, как разворачивался конфликт, что в итоге). Приняли специальной резолюцией ГА ООН — статус Палестины. Успешная борьба за самоопределение. С 1948 года — предмет обостренной борьбы с Израилем.

Транснациональный ВК (ТВК)

Пример: внутренний вооруженный конфликт, вышедший за пределы Рунады.

Сейчас: борьба с ИГИЛом, выведшая конфликт в Сирии за пределы Сирии. Затронуты курды, воюющие с Турцией, затронут Ирак.

Его основание: другие государства признают молчаливо/официально одну из сторон в качестве временного правительства.

Эрик Давид называет и другие формы вмешательства.

Иные формы вмешательства:

1) посылка военных советников на территорию другого государства. Если военные советники по-прежнему находятся под юрисдикцией своего государства и дают просто консультации, не давая стратегий операций противоборствующий сторон, то это не приведет к интернационализации ВК. Интернационализация будет только тогда, если стратегию действительно разрабатывают военные советники, присланные другим государством.

2) когда государство финансирует одну из противоборствующих сторон, продает оружие. Простое финансирование, продажа оружия, простое обучения не являются доказательством интернационализации ВК. Но если можно доказать, что данные действия оказали значительное влияние на конфликт, успехи военных операций или даже победу одной из сторон в ВК, то можно признать интернационализацию.

Никарагуа: говорить о вмешательстве через инструктирование, определение стратегии, обучение и финансирование можно говорить только при наличии эффективного контроля.

3) Посылка наемников и добровольцев. Отличие наемников от добровольцев: у наемников обычно коммерческий интерес, и они обычно не сливаются с вооруженными силами той стороны, которую они поддерживают. Отношения к наемникам у МП негативное: они не имеют ни статуса комбатантов, ни военнопленных. Наказание согласно уголовному законодательству соответствующего государства. Добровольцы — лица, руководствующиеся идейными соображениями.

В каком случае участие добровольцев интернационализирует ВК? Не когда они по своей инициативе приехали и влились в вооруженные силы одной из сторон, а когда государства сами посылают добровольцев, если государство каким-либо образом инициировало посылку добровольцев. 1. Государство не возражало против добровольцев (молчаливое согласие); 2. негласная отправка своих граждан. - наличие интернационализация ВК.

Акты терроризма

1934 — первая конвенция касательно борьбы с терроризмом.

Урегулирован ли статус терроризма МГП и можно ли рассматривать террористов как участников ВК?

Примеры локаций терроризма: Афганистан, Ирак, Исламское государство.

Война с терроризмом — термин достаточно условный. Если его правильно использовать, то — это международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.

Право на самооборону — ст 51 Устава ООН — применяется, согласно гл. 7 Устава ООН когда одно из государств подвергается нападению. Но ст. 51 применяется для МВК. Право на коллективную (в рамках региональной МО)/персональную самооборону. Всегда речь шла о межгосударственных вооруженных конфликтах.

В преамбуле одной их резолюций (13/68) Совбез упомянул, что ВК может быть с участием террористической организации, что ТО может выступать в качестве стороны конфликта и ей можно дать отпор. Пример: нападение Аль-Каиды на башни-близнецы. США обращались к Афганистану с просьбой о выдаче членов Аль-Каиды, т. к. их база находилась на территории Афганистана. В итоге, вступление американских вооруженных сил на территорию Афганистана было признано правомерным, в рамках ВК.

События в Афганистане продолжались. Теперь Талибан с остатками Аль-Каиды совершает террористические акты против США.

Вторжение США в Ирак — неправомерно. США стали стороной ВК.

Встает вопрос о том, что должен быть определен статус террориста. Если они являются участниками ВК, их статус должен быть определен.

4 ЖК 1949 (защита гражданского населения) — акты терроризма недопустимо проводить против гражданского населения в качестве актов запугивания.

США квалифицируют террористов в своих нормативных актах и доктрине как незаконных комбатантов (типа наемников или шпионов).

Почему в настоящее время встал вопрос об определении террористов? Распространяются ли на них какие-либо нормы МГП?

Тюрьмы США, в которых содержатся террористы: Военная база Гуантанамо (Куба), тюрьма Абгрей (?) (Ирак).

В печати распространена информация о том, каким пыткам, издевательствам, бесчеловечному отношению подвергаются террористы в этих тюрьмах. Встал вопрос, имеют ли террористы право на статус военнопленных и вообще какие-либо права.

К этим лицам ЖК не могут применяться. Согласно 3 ЖК и согласно 1 доп протоколу они должны себя отличать от гражданского населения, постоянно носить оружие. По существу, никаких отличий у них нет. Это требование об отличие от гражданского населения ими не выполняется. Они не пользуются защитой со стороны МГП.

Террористы — пробел в МГП.

Если обратимся к нормам МГП — ст. 75 1 доп протокола (ДП), который относится к МВК, и ст. 3 ЖК (впервые употреблен МВК внутреннего характера — немеждународный ВК).

Ст. 3 (ВВК) — все захваченные лица имеют права на справедливое судебное разбирательство, при всех обстоятельствах. Т. е. они не могут быть объектами пыток и унижающих человеческое достоинство наказаний.

Ст. 75 1ДП (МВК) — запрещается всюду и всегда, при всех обстоятельствах <...>; право на справедливое судебное разбирательство и в этом суде имеют все права из пакта о гражданских и политических правах, все процессуальные права, гарантированные любому человеку.

2006г — закон о следственных комиссиях. Террористы не подлежат юрисдикции общих судов США, попадают под юрисдикцию специальных комиссий Америки.

Роль Верховного Суда США — анализ закона о следственных комиссиях: по отношению к гражданам США не может применяться, Хабеас Корпус и Конституция гарантируют каждому американцу право судебного разбирательства судами США, таким образом они не могут быть подсудны каким-то комиссиям, которые на гарантируют таких процессуальных гарантий, как обычные американские суды.

Соглашение об аренде Гуантанамо — США получали право юрисдикции относительно этой части территории с базой Гуантанамо. А если база Гуантанамо находится под юрисдикцией США, то независимо от гражданства заключенных там, все входят в юрисдикцию судов США, должны быть доставлены в суд и суд должен рассматривать эти дела при соблюдении всех процессуальных гарантий, чтобы установить их статус.

В итоге террористы как люди подвластны ст. 3 ЖК.

Воздушная война (ВВ)

Вопрос о нейтралитете в ВВ вообще не ставится.

Пробелы в МГП — правила ведения ВВ.

1922 г — Вашингтон — правила ведения ВВ. Чисто экспертный документ, в МП он так и не получил распространения.

После 1 МВ и 2 МВ широко применялась авиация, но считалось, что поскольку техника воздушного боя быстро совершенствуется, никакие правовые нормы не смогут угнаться за регулированием ВВ. Государства с развитой авиацией не были заинтересованы в разработке соответствующих документов, потому что удары с воздуха — одни из самых эффективных.

Средства ведения ВК

Средства ведения ВК и их применение базируются на принципе, что стороны ограничены в выборе средств ведения ВК — принцип МГП. Уже Сант-Петербургская декларация говорила о том, что технические средства ведения ВК должны быть ограничены.

Единственный правомерный объект нападения — комбатант. Гражданские объекты не могут быть объектами нападения.

В МГП имеется достаточно много актов декларативного и конвенционного характера с перечислением дозволенных и недозволенных средств ведения конфликтов.

Запрещение взрывчатых и сплющивающих пуль.

ГК, касающаяся способов ведения СВ: запрет применения военных средств, пуль весом более 400 г, в том числе взрывающихся.

Запрещается применения укрепления на якорях самонаводящихся мин.

Запрещалось применение пули «дум-дум» - когда попадали в комбатанта, они даже не могли быть обнаружены рентгеном.

Запрет применения отравляющих и взрывчатых веществ.

Женевский протокол 1925

Вслед за ним, после 2 МВ был принят ряд конвенций, направленных на исключение из использования некоторых средств ведения ВК:

- конвенция 1972 — запрет применения, использования, изготовления бактериологического и токсинного оружия

- конвенция о запрете производства, применения и накопления химического оружия 1993 — чем это отличается от Женевского протокола 1925? - в ЖП говорилось о запрещении применения, но ничего не говорилось о запрещении изготовления и накопления. Установила эффективных механизм контроля.

- 1980 — конвенция об ограничении и применении производства обычного оружия неизбирательного характера при его применении и приносящего тяжелые страдания — действует в редакции. Есть 5 Протоколов, развивающих ее.

Конвенция запрещает производство и применение мин и мин-ловушек. Например, в форме кухонной утвари, детских игрушек, религиозных символов. Запрет применения осколочного оружия, особенно если осколки не может обнаружить рентген.

Протокол, запрещающий применение лазерного оружия — воздействующего на сетчатку человека, приводящего к ослеплению лица.

Протокол, запрещающий применение зажигательного оружия, когда ведется обстрел, способствующий возгоранию. Особенно опасно его применение против лесов.

1997 — Конвенция касательно изготовления, применения и накопления противопехотных мин, особенно в период СВ.

Конвенция 2008 — против кассетного оружия.

МВ: могут быть объектом только военные объекты, а не гражданские. Если речь идет о военных объектах в густонаселенном районе, нельзя осуществлять обстрел, потому что это может привести к жертвам среди гражданского населения.

Когда мы говорим о МВ, правомерным является применение блокады. Это когда военно-морские силы одного государства блокируют порты другого государства, связь с внешним миром. К блокаде применяются определенные правила:

- блокада должна быть правомерной. Правомерной блокада (РСР) будет если государство применяет ее в качестве права на самооборону или в по резолюции Совбеза.

- блокада должна быть временной. Государство, объявившее блокаду, должно заранее оповестить всех о том, на какой срок и в каком районе.

- блокада должна быть действенной, эффективной, направленной на прекращение связи между блокированным государством и внешним миром.

Исключения: если речь идет о необходимости помочь продовольствием населению, поставка продовольствия является разрешенной, то же и с гум помощью, и с мед средствами.

Правила ведения МВ: отличие от правил ведения СВ. В СВ невозможно, чтобы имущество, принадлежащее гражданскому населению, не подвергалось уничтожению. В случае с МВ имущество может уничтожаться, даже демилитаризованные зоны и нейтральные города. (правда, что ли?)

Гражданское население, которое занимается рыбными промыслами — не могут военно-морские суда делать их объектом нападения.

Ведение ВВ

Возможность использовать авиацию в качестве санитарной авиации. В 1 ДП бомбардировка с воздуха возможна только по военным объектам, а если гражданское население находится вблизи военного объекта — запрещена бомбардировка.

РСР — санитарные воздушные суда могут летать над территориальными водами, над нейтральными государствами. Следует обратить внимание на то, что санитарные воздушные суда должны договариваться с другим государством, если они вне пределов своих территориальных вод, территорий, договариваются по поводу времени полета, частоте полетов.

Должны приземляться по первому требованию, чтобы доказать, что они занимаются законной деятельностью.

Каким образом можно использовать новое оружие? Угроза применения ядерного оружия.

Просьба дать консультативное заключение по ядерному оружию — ВОЗ обратилась за консультативным заключением в МС ООН. Суд сказал, что такие вопросы вооружения не входят в компетенцию ВОЗ, нет права обращаться за таким консультативным заключением.

МС ООН принял обращение к рассмотрению (вроде от МККК ?).

Консультативное заключение в итоге подверглось критике, 1996. Это КЗ было противоречивым и спорным. МС ООН изучил большое количество резолюций ГА с 60-гг по вопросу ядерного оружия. В итоге МС ООН пришел к заключению, что в МП нет ни договорной, ни обычной нормы, которая бы запрещала угрозу или применение ядерного оружия. Почему резолюции ГА не были приняты во внимание? Большинство из них не были единогласными. Развивающиеся страны голосовали за резолюции, из поддерживал СССР, а западные страны воздерживались. В 90-х гг, после распада СССР не только бывшие соц страны воздерживались, но и мнение РФ изменилось по этому вопросу — поддержание мнения западных стран. Мол, когда идет речь о праве государства на самооборону угроза применения или даже применение возможно.

МС посчитал, что все конвенции (о запрете определенных видов оружия) не обсуждали вопрос ядерного оружия, исходили только из поставленных на тот момент целей.

Мы должны исходить из того, что ядерное оружие обладает всеми теми характеристиками того оружия, которое запрещено в МГП.

Репрессалии не могут применяться против гражданского населения. По всем параметрам несовместимо применение или угроза применения ядерного оружия.

Нейтронное оружие — в неприкосновенности сохраняет здания, но обладает массовым отравляющим эффектом.

Кибератаки как новый вид ВК

В настоящее время компьютерные технологии отвечают за самое важное направление в любом государстве. Компьютерная безопасность, информационная безопасность на данный момент затрагивает большинство сфер в государстве.

Первой страной, начавшей разработку вопроса возможности применения кибератак – США. Они не хотели утратить превосходство, которое имели в этой системе по сравнению с другими странами. Клинтон в свое время поставил вопрос о защите киберпространства.

2006г – Президентом Бушем была поставлена задача – защита киберпространства, разработка стратегии.

США выдвинули концепцию своей безопасности: если США будут подвергнуты нападению, в том числе с помощью компьютерных сетей = они имеют право на ответ с помощью компьютерных атак.

Разработанные США в то время стандарты впоследствии переняли многие другие страны.

Возможность применения кибератак как новый метод ведения ВК. Они создают большее преимущество, чем традиционные способы ведения ВК.

Ведение военных операций с помощью кибератак – будущее ВК.

В связи с этим встает много вопросов в МП:

- насколько возможности применения кибератак соответствует принципам, закрепленным в Уставе ООН?

- насколько соответствует применение информационных операций ст. 2 Устава ООН, которая закрепляет то, что государства должны воздерживаться от применения силы и угрозы силой?

Ст. 2 п. 4 – уже и обычная норма, и норма ЮК, императивная норма МП. Итак, насколько кибератаки соответствуют этому положению, вписываются в систему?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к доктрине (алсо, западная, особенно американская доктрина наиболее разработана.

Насколько кибератаки соответствуют Уставу ООН (положение о неприменении силы и угрозы силой)?

Декларация ГА ООН (1981): говорила о недопустимости интервенции и невмешательстве в дела других государств. «Каждое государство имеет право на свободу информации в интересах своего социального, экономического и культурного развития».

Когда говорим о неприменении силы и угрозы силой. Что понимается под угрозой силой и применении силы? В своем консультативном заключении МС ООН касательно правомерности угрозы и применения ядерного оружия: «Угроза применения может исходить в различных формах». В частности, в настоящее время считается, что с помощью компьютерной сети может обеспечиваться угроза силой даже традиционным оружием. Следовательно, следует считать, что кибератаки говорят об угрозе силой в том числе.

Угроза применения силы и применение силы рассматривается как единый процесс. Что понимается под силой? Доктрина: речь идет, главным образом, о вооруженной силе. В частности, ссылаются на преамбулу ООН: «… избавить грядущие поколения от развязывания новой войны…ю».

Есть и другая точка зрения: не всегда под силой понимается вооруженная сила.

Когда мы говорим о силе, допускает ли сила возможность применения кибератак.

Никаргауа

Право на самооборону

- Устав ООН ст. 51

- возможность применения права на самооборону

1ДП, комментарий к 1 ДП: когда мы говорим, что есть различие между комбатантами и гражданскими, мы должны учитывать и то, что гражданские могут потерять свой иммунитет от нападения, если они принимают непосредственное участие в ВК на время принятия участия в ВК. Если гражданские используются как программисты для компьютерного вмешательстве в дела другого государства, это можно признать непосредственным вмешательством и участием в ВК. Доктрина МП исходит из того, что гражданских лиц не нужно использовать для проведения кибератак для вмешательства во внутренние компьютерные сети противоборствующей стороны.

Различие между военными и гражданскими объектами: ст. 52 1 ДП: понятие военного объекта. Это такое объект, который по своему назначению обеспечивает преимущество одной стороне над другой противоборствующей стороной. И поражение такого объекта может гарантировать преимущество или даже победу противоборствующей стороной. На данный момент хотят расширить это понятие за счет информационной проблематики ВК, кибератак.

МГП разрешает военные хитрости и запрещает вероломное ведение ВК. Можно ли сказать, что кибератаки никак не соотносятся с вероломным ведением ВК?

См. информацию: есть разработки МККК по этому вопросу

Формы прекращения ВК

1. Общее перемирие – приостановление ВК и дальнейшее прекращение

2. Местное перемирие

3. Капитуляция как метод прекращения ВК

4. Безоговорочная капитуляция

5. Заключение мирного договора

Общее перемирие

Заключается на уровне представителей глав государств или командущих, касается перемирия на всем театре военных действий. Может закончится соглашением о полном прекращении военных действий, но может заключаться и на определенный срок. Если государства не заключили соглашения на определенный срок, то может возобновиться ВК, Если Общее перемирие носит бессрочный характер. И если в этом ситуации одна из сторон отступит от соглашения, она считается агрессором.

Местное перемирие

Заключается с целью, чтобы помочь раненым, больным, похоронить мертвых. Местное перемирие имеет узкие цели, не означает окончания ВК.

Капитуляция

Одна из противоборствующих сторон признала свое поражение. Не всегда ведет к прекращению состояния войны. Обычно, для того, чтобы говорить о прекращении состояния войны, (например, соглашение между Карелией и США, Вьетнамом и США), необходимо заключить соглашение. Может быть и одностороннее заявление о прекращении войны.

Безоговорочная капитуляция

Здесь противоборствующие стороны ставятся в совершенно неравное положение. Проигравшая сторона не ставит никаких условий, это полное поражение без каких-либо условий. Например, поражение Германии во 2 МВ.

Заключение мирного договора - считается самым эффективным способом прекращения войны.

Решается много вопросов: о гос границах, вопросы о переходе территорий, об обмене военнопленными. Может также решаться вопросы, связанные с ответственностью государства, виновного в развязыван

Наши рекомендации