Раненные, больные и потерпевшие кораблекрушение
2-ая ЖК, 1 доп протокол, ст. 8
Это гражданские или военные лица, которые подверглись опасности, находясь в водах или при транспортировки их лет аппаратом и он вынужден на воду.
Кораблекрушение – не только ЖК, но и под защитой однотипных первых 3 статей. ! ст. 3 – какие действия нельзя предпринимать в отношении раненых, больных и потерпевших кораблекрушение. Нельзя действия, которые – покушение на жизнь, человеческое достоинство, нельзя пытки. Все имеют право на справедливое суд разбирательство. + ст. 3 о МККК. Впервые вводится институт державы покровительницы – нейтральное гос-во, которое назначается с согласия воюющих сторон и при согласии самого гос-ва покровителя. Если нет согласия где-либо, то мб предложено осуществялять эти функции любой беспристрастной гум организации (например, МККК (по уставу м выполнять такие ф-ии) + любая операция. которая занимается помощью, мб даже частное лицо). Основная ф-ия державы покровительницы – контроль за выполнением Конвенций (любых, на какие назначены). Сущность 2 ЖК – на го-ва, которые участвуют в конфликте – обязанность оказывать помощь, предоставлять мед помощь.
Содержание 2 ЖК – биг внимание функциям военных судов гос-в. Большое внимание – госпитальным судам, специально предназначенным для оказания помощи раненным и пр. + судам нейтральных гос-в биг внимание + правовому статусу судов, которые принадлежат любым гум МО, + судам МККК.
Запретительные меры, которые недопустимы:
· нельзя добивать
· нельзя мед эксперементы
· все суда оказывают помощь в поиске таких раненных, особенно после крушения судна.
К 2-ая – ко всем категориям комбатантов, на всех участников движения сопротивления, население, взявшееся за оружие, к экипажам судов (военные или торговые).
Много внимания – госпитальным судам (для помощи раненным, больным и потерпевшим корабле). Даже военные суда имеют право требовать передачи таких лиц, если считают, что их оборудование, персонал м оказать лучшую помощь.
Статус госпитальных судов: надо, чтобы были занесены в спец реестр, были опред окраски (белые, на борту красный крест), имеют 2 флага (гос-ва и с эмблемой КК или полумесяца), тоннаж дб определенный. Требования, которые должны вополнять воюющие стороны в отношении таких судов – не подлежат захвату (единственное – мб осмотрены воюющей стороной для убеждения в том, что только мед услуги оказываются + м изменить направление, чтоб в зону конфликта не вошли). М принадлежать нац обществам КК, МККК, частным лицам, нейтральным гос-вам. Все не подлежат зах-ту, но должны подчиняться приказу об остановке для осмотра. Если будут уличены в несвойственных функциях (оружие спец назначения, с целью самозащиты + то, что не успели сдать с раненных комбатантов - можно), то… Ни 1 гос-во не имеет права требовать для того, чтобы установить очередность или их остановившее не имеет права требовать, чтобы раненным и больным их гос-ва - помощь в первую очередь.
Внимание – летательным воздушным суднам. Они также дб окрашены в белый цвет с красными крестами. О их наличии также дб известно воюющим сторонам и летать по согласованному времени и на опред. зоной (иначе м сбить и пр, нет короче никаких гарантий). МБ принужден посадке для осмотра. Во второй ЖК специально есть статья от том что такое серьезнве нарушения: если предприняты действия (увечья, телесные повдреждения и пр) по отношению к раненным, мед эксперименты.
Военнопленные.
3-ая ЖК. + все первые 3 статьи
Содержание: 3 статья. Применяется К ко всем категориям комбатантов, все участники движения сопротивления + все экипажи торговых и военных судов. Есть статьи 4 – касается проблемных аспектов: 1. не только лица, которые по статусу военнопленные, но это мб и лицо, которое только притендует 2. лицо, в отношении которого гос-во-гр-ва настаивает на предоставлении такого статуса. 3. если у лица задержанного нет документа, то дб решен вопрос является ли он комбатантом – только компетентным судом.
США настаивали на том, что они (из Гуантанамо) не имеют статус военнопленного, но ВС США: любое лицо, которое задержано другой стороной имеет права требовать, чтобы его доставили в суд и объяснили причины задержания (т.е. и комбатант).
Правовой статус: действует институт державы покровительницы (без ее уведомления нельзя дело этого лица рассматривать судом), держава следить за исполнением всех положений ЖК (посещает лагеря, беседует с пленными). Часто функции державы покровительницы принадлежат МККК.
Правовой режим военнопленных:
это мб добровольная сдача, мб захват, мб ранения комбатанта. Но любая форма – не является чем-то порочащим лицо и на правовом режиме это не сказывается. Общий режим – с военнопленным д обращаться гуманно (никаких действий, которые б оскорбляли достоинство, запрещены репрессалии (т.е. если нарушает, то 2 не м такого же в ответ)).
Начало плена – допрос военнопленных (м (обязан?) назвать фамилию, имя, звание, стоорн в конфликте. Вся остальная инфа – м не давать). Если лицо ранено и без сознания, то его не допрашивают, а немедленно оказывают мед помощь и + если у него не обнаружено медальона (где ФИО и пр), то это пытаются установить на основе мед осмотра.
Подлежат транспортировки в опред лагеря. Не транспортируются раненые и больные (если м хуже здоровью).
Модель, на которой должна ориентироваться воюющая сторона для перевозки – его собственные вооруж силы (т.е. как своих, так и чужих транспортируем). В период транспортировки – водой и пр обеспечить.
Когда военнопленные – уже в лагере, то их распределение – с учетом распределения их по различным категориям (офицеры отдельно от солдат), в одной казарме – лица одного и того же гражданства.
Личные вещи – фото, награды сохраняются, если деньги – какая-то часть мб оставлена, е на территории лагеря есть спец ларьки для их оборота. Если нет, то изымают и открывают счет, а при репатриации возвращают.
Условия содержания: светлые, не сырые помещения. Сама казарма не д отличаться по условиям, характеру от тех, в которых регулярные воор силы гос-ва, где лагеря.
Лагерь возгл-ся офицером, он одновременно и начальник лагеря, его распоряжения обязательны для всех.
Правовой режим достаточно льготный: м заниматься спортом, проводить соревнования, м получать посылки от г-ва, гум обществ. Военнопленные имеют право выбираь своих доверенных лиц (офицер лагерь – то старший по званию), в солдатском тоже старший по званию. Доверенные – для контактов с администрацией лагеря, с державой покровительницей. Начальник лагеря д. вывесить 3 ЖК во все приглядные места.
Как решить вопрос труда? могут ли заставлять принудительно трудиться?
Равенство между офицерами и солдатами не сохраняется. Офицеры не должны трудиться, м только по своему желанию.
Виды работ: не машиносторительные, металлургические, химические и пр. (т.е не там, где мб военные цели). Мб – уборка лагеря, коммуникации различного рода. Есть возможность добровольно соглашаться на руд, даже опасный (но не имеет права отказыааться от привелегий и защиты. которую предоставляет конвенция). Труд д-ть оплачивается, как и гражданским лицам гос-ва-удержателя. Солдаты – 8 швейцар франков. Майор и выше – 60 франков даже мб. Но если у гос-ва нет таких денег или в нем самом обычно платят меньше, то это основание для снижения. Если в период занятия трудом кто-то- увечья, то дб мед освидетельствование. 1 день в неделю – обязательно оттдых. За год – 8 дней непрерывного отдыха. Если лица в наем частому лицу, то администрация лагеря все равно следит за организацией труда.
Прав последствия преступлений в плену:
лица обязаны подчин-ся зак-ву гос-ва нахождения и начальнику лагеря. Мб к дисциплин и УО. Если лицо совершило преступление, но для комбатантов этого гос-ва – это не преступление, то м только дисциплинарной ответственности. Штраф мб не более 50 процентов. М удерживатьс только в теч месяца. Мб внеурочные работы, но не распространяются на офицеров. 3 вид – арест (спец помещение, не более месяца, дб светлым, хорошо проветиваемым, м отттуда писать, получать корреспонденцию. Не м получать посылки с продовольствием. Привлечение к дисциплинар от-ти – только начальником лагеря. Есть право на вызов свидетелей, объяснение причин на привлечение к такой отв-ти). Если несколько дисцип проступков – то к ответ-ти только за 1, только через 8 дней мб к другому.
Совершение преступлений по зак-ву гос-ва или по МП – отв-ть. Если речь о воз-ти судебного разбирательства, дб обязательно сообщено державе покравительнице не менее. чем за 3 недели до суд разб-ва или это дб доверенному лицу сообщено. Если б установлен факт, что ни держава, ни …не поставлены в известность, то не мб судебного разб-ва. Должны соблюдаться все гарантии: право на защиту (дб предоставлен список лиц-адвокатов или держава-пок-ца м предоставить, имеет право на переводчика). Когда идет суд разб-во держава-покровительница так же дб осведомлена. Процедура, если речь идет, что за данное преступление – смертная казнь. Тут режим ужесточается – за 6 мес-в до разбир-ва дб оповещена держава-покровительница или МККК, когда смертный приговор вынесен, то без ознакомления державой покровительницей.
Как расценивается побег? Это преступление?
Если военнопленный бежит (удачный – если покидает территорию лагеря и м присоедениться к своим). Также, если лицо совершило некоторые правонарушения при подготовке – это не основания для УО, м. только к дисциплинарной. Если лицо привлекается к отв-ти за преступления, которые он совершил до того, как попал в плен, то он все же под защитой 3 К.
Каким образом репатриация военнопленных (2 вида):
1. непосредственная репатриация и госпитализация (непосредственная – на территорию гос-ва передаются лица, которые из-за болезни потеряли некоторые умственные/физ способности; госпитализация – на территорию нейтрального гос-ва, когда то заболевание, кторое у него есть требует такого лечения, которое м продолжаться более года + госпитализации подлежит лицо и в том случае, если оставление может ухудшить состояние. Если в результате долечивания б снижены его физ и умсвенные способности, то после долесивания – на свою территорию. Хотя нейтральное оказывает мед помощь, то после помощи – статус военнопленного сохраняется: нельзя репатриировать на территорию своего гос-ва. Если в период ранения или болезни человек умер на территории лагеря, то надо обозначать, где он захоронен. Захороненние в 1 могиле – в исключительных случаях,обязательно сообщаем в централ справочное юро по делам военнопленных. Если гибель была вызвана тем, что часовой лагерь, например, предотвращая побег убил, то дб азбирательство, то если м было не убивать, то лицо – к УО.
2. репатриация после прекращения военных действий (когда военные действия закончены, то гос-ва обязаны репатриировать. Главное: кто оплатит транспортировку? Подлежат ли репатриации лица, которые отбывают наказание? – пока не отбудут – не мб репатриированы). Возмещение расходов – до границы гос-ва – то, которое удерживало в плену. Если 2 гос-во непосредственно граничит, то далее его расходы – го-во-граждансва. Есл расстояние между гос-ми значительное, то страна, которая удерживала до наиболее близкого пункта для дальнейшей трансп-ки б оплачивать, далее – гр-во-гражданство. Мб соглашение между гос-ми о транспортировки.
3 ЖК направлена на регламентацию прав режима в условиях международного вооруж конфликта. Вопрос – как решать вопрос в период внутреннего вооруж конфликта. Во 2 протоколе нет термина военнопленный + комменты к протоколам не говорят, что статус военнопленных должен соблюд-ся во внутреннем ВК. Причина – там граждане 1 и того же гос-ва. Военнопленные – только те, которые принадлежат другому гос-ву.
2 доп протокол – «лица, удерживаемые, захваченные в связи с вк». В этом случае должны действовать хотя бы минимальные положения из ст. 3. Если их собираются судить – ст. 75 всех доп протоколов (т.е. соблюдаются все основополагающие права человека). В принципе возможно, что во внутреннем б заключено соглашение, направленное на выполнение правового режима из 3 ЖК (но на практике не бывалоJ).