Руководители города восприняли это назначение без особого энтузиазма. Их смущало многое: служил у белых, беспартийный. К тому же не разговорчивый и замкнутый.
Но уже через несколько месяцев 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрей Александрович Жданов сказал в кругу своих соратников: "Пожалуй, лучшего командующего, чем Говоров, для Ленинградского фронта не найти".
Июля 1942 г. командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров, выступая на одном из совещаний перед военными политработниками с анализом состояния и задач обороны Ленинграда, доказывал необходимость укрепления ее новыми резервами, важность организации четкой, мгновенной связи и быстрого, дружного взаимодействия. Один из участников совещания, находясь, видимо, всецело под впечатлением говоровской речи, отметил в своем дневнике, что Леонид Александрович — «не только опытнейший, крупнейший артиллерист, но и талантливый полководец, сразу взялся за дело обороны Ленинграда с присущими ему дальновидностью, энергией и уменьем. Он подошел к этому делу как аналитически мыслящий математик, как умный исследователь, ученый».
Обстановка в Ленинграде была в этот период чрезвычайно сложной. Полуразрушенный город находился в кольце блокады, испытывая острую нужду в продовольствии, и при этом ежедневно страдая от систематических артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. "На мне ответственность за Ленинград, и я не отдам его врагу", – писал Говоров в одном из писем своей жене в это время.
Прежде всего, в короткие сроки Говоров выстроил долговременную и устойчивую систему обороны, непреодолимую для врага. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений.
Л. А. Говоровым впервые применена система сплошных траншей, связавших узлы сопротивления в единое целое: «Здесь видна только идея жесткой обороны. Расширяйте всю систему позиций до емкости исходного плацдарма войск и для атак противника. Траншеи должны развиваться как в глубину — назад, так и вперед, на максимально возможное сближение с противником».
Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. Качество оборонительных работ Говоров проверял лично и очень "не сладко" приходилось тем командирам дивизий, на участке которых нельзя было пройти в полный рост по траншеям от командного пункта до переднего края. В результате этих мер резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов.
Свыше двух лет, в условиях осажденного города, артиллеристы фронта вели контрбатарейную борьбу с осадной артиллерией противника. Для увеличения дальности стрельбы орудий Говоров пошел на нестандартные меры: выдвинул вперед позиции тяжелой артиллерии, часть ее скрытно перебросил через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. В этих целях также задействовалась корабельная артиллерия Балтийского флота.
Ущерб, причиненный Ленинграду, уменьшился, причем не только за счет снижения интенсивности артобстрелов из-за уничтоженных орудий, но и потому, что противник большую часть снарядов вынужден был расходовать на борьбу с советской артиллерией. К 1943 г. количество вражеских снарядов, упавших на город, сократилось в 7 раз! В результате были спасены многие тысячи человеческих жизней, огромные материальные и культурные ценности, в том числе выдающиеся памятники истории и архитектуры.
При непосредственном участии Л.А.Говорова удвоилось число вывозимых людей из блокадного Ленинграда по Дороге жизни и количество продуктов, ввозимых в город, как за счет усиления артиллерийского и авиационного прикрытия ледяной дороги, так и благодаря его распоряжению выделить весь свободный военный автомобильный транспорт под эти цели
Говоров был непосредственно причастен и к первому исполнению знаменитой 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. В этот день, по планам немецкого командования, город должен был пасть. И как вызов врагу, именно в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии должен был состояться концерт. Говоров поставил перед войсками задачу: сделать так, чтобы ни один вражеский снаряд, ни одна бомба не упала на город во время концерта. Прямо с передовой Говоров приехал в филармонию. Все время, пока шло исполнение ставшей легендарной симфонии, вражеские снаряды и бомбы в городе не взрывались, потому что, по приказу Говорова, наши артиллеристы вели непрерывный огонь по врагу. Операция называлась «Шквал».
Операция по прорыву блокады под названием «Искра», которую Сталин поручил Говорову, готовилась с особой тщательностью. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов.