Командующий Ленинградским фронтом маршал Л. А. Говоров
Командующий Ленинградским фронтом маршал Л. А. Говоров
К 120-летию со дня рождения
В декабре месяце прошлого года Совет ветеранов Кировского района проводил мероприятие, посвященное 120-й годовщине со дня рождения Г.К. Жукова, а сейчас мы готовимся отметить в ближайшие дни 120-летие со дня рождения маршала Леонида Александровича Говорова. Следует отметить, что именно эти два выдающихся военных командующих внесли наибольший вклад в коренной перелом в битве за Ленинград. Вместе с тем, методы командования, которые они использовали, существенно отличаются.
Если выдающийся полководец Г.К. Жуков был известен, прежде всего, как сторонник радикальных мер, вплоть до организации заградительных отрядов и принятия самых суровых мер к тем, кто не выполнял приказ, то Л. А. Говоров отличался тем, что тщательно анализировал сложившуюся ситуацию, продумывая до мельчайших деталей план предстоящей военной операции, и только после этого принимал окончательное решение.
В апреле 1942 года после Московской битвы по рекомендации Г.К. Жукова Л.А. Говоров в направляется в Ленинград командующим группой войск Ленинградского фронта, которая непосредственно обороняла город. В июне того же года Ставка назначила его командующим войсками всего Ленинградского фронта.
Руководители города восприняли это назначение без особого энтузиазма. Их смущало многое: служил у белых, беспартийный. К тому же не разговорчивый и замкнутый.
Но уже через несколько месяцев 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Андрей Александрович Жданов сказал в кругу своих соратников: "Пожалуй, лучшего командующего, чем Говоров, для Ленинградского фронта не найти".
Июля 1942 г. командующий Ленинградским фронтом Л.А. Говоров, выступая на одном из совещаний перед военными политработниками с анализом состояния и задач обороны Ленинграда, доказывал необходимость укрепления ее новыми резервами, важность организации четкой, мгновенной связи и быстрого, дружного взаимодействия. Один из участников совещания, находясь, видимо, всецело под впечатлением говоровской речи, отметил в своем дневнике, что Леонид Александрович — «не только опытнейший, крупнейший артиллерист, но и талантливый полководец, сразу взялся за дело обороны Ленинграда с присущими ему дальновидностью, энергией и уменьем. Он подошел к этому делу как аналитически мыслящий математик, как умный исследователь, ученый».
Обстановка в Ленинграде была в этот период чрезвычайно сложной. Полуразрушенный город находился в кольце блокады, испытывая острую нужду в продовольствии, и при этом ежедневно страдая от систематических артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. "На мне ответственность за Ленинград, и я не отдам его врагу", – писал Говоров в одном из писем своей жене в это время.
Прежде всего, в короткие сроки Говоров выстроил долговременную и устойчивую систему обороны, непреодолимую для врага. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений.
Л. А. Говоровым впервые применена система сплошных траншей, связавших узлы сопротивления в единое целое: «Здесь видна только идея жесткой обороны. Расширяйте всю систему позиций до емкости исходного плацдарма войск и для атак противника. Траншеи должны развиваться как в глубину — назад, так и вперед, на максимально возможное сближение с противником».
Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. Качество оборонительных работ Говоров проверял лично и очень "не сладко" приходилось тем командирам дивизий, на участке которых нельзя было пройти в полный рост по траншеям от командного пункта до переднего края. В результате этих мер резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов.
Свыше двух лет, в условиях осажденного города, артиллеристы фронта вели контрбатарейную борьбу с осадной артиллерией противника. Для увеличения дальности стрельбы орудий Говоров пошел на нестандартные меры: выдвинул вперед позиции тяжелой артиллерии, часть ее скрытно перебросил через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм, что позволило увеличить дальность стрельбы, причем во фланг и тыл артиллерийским группировкам противника. В этих целях также задействовалась корабельная артиллерия Балтийского флота.
Ущерб, причиненный Ленинграду, уменьшился, причем не только за счет снижения интенсивности артобстрелов из-за уничтоженных орудий, но и потому, что противник большую часть снарядов вынужден был расходовать на борьбу с советской артиллерией. К 1943 г. количество вражеских снарядов, упавших на город, сократилось в 7 раз! В результате были спасены многие тысячи человеческих жизней, огромные материальные и культурные ценности, в том числе выдающиеся памятники истории и архитектуры.
При непосредственном участии Л.А.Говорова удвоилось число вывозимых людей из блокадного Ленинграда по Дороге жизни и количество продуктов, ввозимых в город, как за счет усиления артиллерийского и авиационного прикрытия ледяной дороги, так и благодаря его распоряжению выделить весь свободный военный автомобильный транспорт под эти цели
Говоров был непосредственно причастен и к первому исполнению знаменитой 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. В этот день, по планам немецкого командования, город должен был пасть. И как вызов врагу, именно в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии должен был состояться концерт. Говоров поставил перед войсками задачу: сделать так, чтобы ни один вражеский снаряд, ни одна бомба не упала на город во время концерта. Прямо с передовой Говоров приехал в филармонию. Все время, пока шло исполнение ставшей легендарной симфонии, вражеские снаряды и бомбы в городе не взрывались, потому что, по приказу Говорова, наши артиллеристы вели непрерывный огонь по врагу. Операция называлась «Шквал».
Операция по прорыву блокады под названием «Искра», которую Сталин поручил Говорову, готовилась с особой тщательностью. Для наступления были сформированы ударные группировки Ленинградского и Волховского фронтов.
Только утром 18 января части 67-й и 2-й Ударной армий с двух сторон начали штурм Рабочих поселков № 1 и 5. Несмотря на ответные удары немецких войск 61-й танковой бригаде удалось все же ворваться в Рабочий поселок № 5, откуда затем начали отходить сильно потрепанные части немецких пехотных дивизий.
В 9 часов 30 минут на восточной окраине Рабочего поселка № 1 произошла встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов. Прокатилось звучное «ура!». Блокада прорвана!
При непосредственном участии Л.А.Говорова удвоилось число вывозимых людей из блокадного Ленинграда по Дороге жизни и количество продуктов, ввозимых в город, как за счет усиления артиллерийского и авиационного прикрытия ледяной дороги, так и благодаря его распоряжению выделить весь свободный военный автомобильный транспорт под эти цели
Однако еще целый год потребовался для подготовки операции по полному освобождению города от блокады.
В сентябре 1943-го Сталину был доложен план этой операции
«…Ленинградский фронт наносит главный удар по врагу с приморского плацдарма в районе Ораниенбаума силами 2-й Ударной армии (командующий — генерал И.И. Федюнинский) и из района Пулковских высот силами 42-й армии в направлении на Ропшу. Окружив противника в районе Красное Село, Ропша, Стрельна и уничтожив его, соединения 2-й Ударной армии и 42-й армий продолжают наступать на Кингисепп и — на Красногвардейск (Гатчина). В это же время силами 67-й армии предполагается нанести вспомогательный удар в направлении города Мги.
«Эти положения составляли основу общего замысла Говорова, представленного в Ставку Верховного Главнокомандования: ударом с севера в направлениях Ленинграда, Красногвардейска (Гатчина) и Кингисеппа и ударами с юго-востока (войска Волховского фронта) в направлении Чудово, Дивенский и Новгород, Луга выйти на основные коммуникации вражеских войск Рига — Красногвардейск и Псков — Красногвардейск, лишив противника возможности маневрировать резервами 18-й и 16-й армий и окружив его основные силы»{161}.
Как вспоминал сам Л.А Говоров, «выбор формы прорыва в виде двух концентрических ударов, наносившихся на относительно узких участках со стороны Пулковских высот и с Ораниенбаумского плацдарма, был обусловлен стремлением получить после соединения обеих ударных группировок настолько широкий прорыв, который уже в начальном этапе операции привел бы к полному крушению фронта обороны и создал бы благоприятные условия для развития удара в глубину и упреждения противника на подготовленном тыловом рубеже по реке Луге».
В результате произведенного прорыва войска фронта 19 января 1944 г. штурмом овладели городом Красное Село, превращенным немцами в крепость, и таким же мощным опорным пунктом обороны противника и важным узлом дорог — Ропша.
Июня 1944 года командующему Ленинградским фронтом Л.А.Говорову указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено высшее воинское звание Маршала Советского Союза, которое присваивалось за высшие заслуги в деле управления, войсками.
В церемонии встречи произошла непредвиденная заминка. Генерал Раузер опешил. Все еще держа в левой руке документ, он посмотрел по сторонам и быстро заговорил по-немецки со своим офицером. Потом он круто обернулся и, щелкнув каблуками, вручил генерал-полковнику Попову свое удостоверение и передал ему официальное сообщение.
Там говорилось:
“Уполномочиваю генерал-майора Раузера, подполковника Лизонга, подполковника Кона подписать безусловную и безоговорочную капитуляцию группы армий “Курляндия” перед маршалом Говоровым — главнокомандующим 2-м Прибалтийским фронтом. Генерал пехоты — Гильперт”.
Настоящим письмом, переданным Вам через моего уполномоченного офицера, я заверяю Вас, что группа армий “Курляндия”, находящаяся под моим командованием, готова принять Ваши условия капитуляции и лояльно их выполнить. При Вашем решении прошу Вас, господин маршал, оценить сохранившуюся до последней минуты храбрость моих войск и предоставить им возможность свободно и честно возвратиться в Германию с сохранением личного оружия.
Если Вы, господин маршал, не можете удовлетворить мою просьбу, то я прошу Вас доложить ее Верховному главнокомандующему…
Мая 1945 года”».
Последние десять лет жизни Л. Говоров был заместителем Министра обороны СССР, Главнокомандующим ПВО страны. Авторитет Леонида Александровича в военных кругах оставался неизменно высок. Внешне он по-прежнему казался слишком уж суховатым, неразговорчивым, очень требовательным и к подчиненным и к себе. Эти сложившиеся в нелегкой юности и молодости черты характера не заслоняли его внутренней душевной простоты и ясности в главном – служить и трудиться для Родины.
Врачи настоятельно требовали, чтобы он отдохнул. Но он не умел отдыхать. Вот и зимой 1955 года смертельно больной Маршал лежал в подмосковном санатории “Барвиха”, просматривал журналы по технике ракетных войск. За несколько часов до кончины, прощаясь с семь ей, он продиктовал письмо руководителям правительства, в котором были такие слова: «Я должен был бы сделать больше, не сделал, что успел, что смог”.
Командующий Ленинградским фронтом маршал Л. А. Говоров
К 120-летию со дня рождения
В декабре месяце прошлого года Совет ветеранов Кировского района проводил мероприятие, посвященное 120-й годовщине со дня рождения Г.К. Жукова, а сейчас мы готовимся отметить в ближайшие дни 120-летие со дня рождения маршала Леонида Александровича Говорова. Следует отметить, что именно эти два выдающихся военных командующих внесли наибольший вклад в коренной перелом в битве за Ленинград. Вместе с тем, методы командования, которые они использовали, существенно отличаются.
Если выдающийся полководец Г.К. Жуков был известен, прежде всего, как сторонник радикальных мер, вплоть до организации заградительных отрядов и принятия самых суровых мер к тем, кто не выполнял приказ, то Л. А. Говоров отличался тем, что тщательно анализировал сложившуюся ситуацию, продумывая до мельчайших деталей план предстоящей военной операции, и только после этого принимал окончательное решение.
В апреле 1942 года после Московской битвы по рекомендации Г.К. Жукова Л.А. Говоров в направляется в Ленинград командующим группой войск Ленинградского фронта, которая непосредственно обороняла город. В июне того же года Ставка назначила его командующим войсками всего Ленинградского фронта.