Урок1. «Научно-технический прогресс во второй половине XX – начале XXI в.»

Научно-технический прогресс (НТП) стал возможным благодаря научно-технической революции (НТР), произошедшей в 40-50-х гг. ХХ века. НТП повлиял на все сферы жизни общества. Основным достижениям НТП посвящён данный урок.

Предыс­то­рия

Глав­ная ха­рак­те­ри­сти­ка на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции (НТР) вто­рой по­ло­ви­ны XX в. – пре­вра­ще­ние науки в глав­ный фак­тор со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Таким об­ра­зом, НТР спо­соб­ство­ва­ла транс­фор­ма­ции ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства в пост­ин­ду­стри­аль­ное.

Пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство – об­ще­ство, в ко­то­ром наука ста­но­вит­ся фак­то­ром про­из­вод­ства, а пре­об­ла­да­ю­щим типом труда – за­ня­тость в сфере услуг (в от­ли­чие от ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства, в ко­то­ром до­ми­ни­ру­ет ра­бо­та на за­во­дах, и до­ин­ду­стри­аль­но­го, в ко­то­ром пре­об­ла­дал сель­ско­хо­зяй­ствен­ный труд).

Такие из­ме­не­ния были воз­мож­ны толь­ко бла­го­да­ря тех­ни­че­ско­му раз­ви­тию, ко­то­рое поз­во­ли­ло за­ме­нить че­ло­ве­ка на за­во­дах ма­ши­ной (ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ное, управ­ля­е­мое ком­пью­те­ра­ми про­из­вод­ство).

Со­бы­тия

1942 г. – со­здан пер­вый атом­ный ре­ак­тор в США.

1953 г. – изу­че­на мо­ле­ку­ляр­ная струк­ту­ра ДНК, в ко­то­рой хра­нит­ся ге­не­ти­че­ский код. Это от­кры­тие по­ло­жи­ло на­ча­ло раз­ви­тию ген­ной ин­же­не­рии.

1957 г. – за­пуск в кос­мос пер­во­го спут­ни­ка (СССР).

1961 г. – пер­вый полет че­ло­ве­ка в кос­мос (СССР).

1965 г. – пер­вый выход че­ло­ве­ка в от­кры­тый кос­мос (СССР).

1969 г. – полет че­ло­ве­ка на Луну (США).

1953 г. – рас­шиф­ро­ва­но стро­е­ние мо­ле­ку­лы ДНК.

1976 г. – по­явил­ся пер­со­наль­ный ком­пью­тер.

1990-е гг. – Ин­тер­нет ста­но­вит­ся до­сту­пен ши­ро­кой пуб­ли­ке.

1990-е гг. – по­яв­ля­ет­ся мо­биль­ная спут­ни­ко­вая те­ле­фон­ная связь.

Участ­ни­ки

С.П. Ко­ро­лев – ака­де­мик АН СССР, ос­но­во­по­лож­ник прак­ти­че­ской кос­мо­нав­ти­ки, кон­струк­тор в об­ла­сти ра­ке­то­стро­е­ния и кос­мо­нав­ти­ки.

Н. Вин­нер – аме­ри­кан­ский ма­те­ма­тик, со­зда­тель ки­бер­не­ти­ки (науки о за­ко­нах по­лу­че­ния, хра­не­ния и пе­ре­ра­бот­ки ин­фор­ма­ции).

Ю. Га­га­рин – со­вет­ский кос­мо­навт, пер­вый че­ло­век, со­вер­шив­ший полет в кос­мос.

Н. Арм­стронг и Э. Ол­дрин – аме­ри­кан­ские кос­мо­нав­ты, со­вер­шив­шие первую по­сад­ку на Луну.

Тим Бер­нерс-Ли – уче­ный, со­зда­тель Все­мир­ной па­у­ти­ны (World Wide Web) (1991).

За­клю­че­ние

По­яв­ле­ние пер­со­наль­но­го ком­пью­те­ра, а также изоб­ре­те­ние Ин­тер­не­та и по­яв­ле­ние ис­кус­ствен­но­го спут­ни­ка Земли со­зда­ли новые воз­мож­но­сти в сфере ком­му­ни­ка­ции. Мир к концу XX века из­ме­нил­ся, пре­вра­тив­шись в «гло­баль­ную де­рев­ню». Новые тех­ни­че­ские сред­ства сде­ла­ли воз­мож­ным до­ступ к огром­но­му мас­си­ву ин­фор­ма­ции, в ко­то­ром со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку все труд­нее ори­ен­ти­ро­вать­ся.

Конспект

После окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой войны, после того, как от­гре­ме­ли пушки ве­ли­кой войны, че­ло­ве­че­ство стало ра­бо­тать над вос­ста­нов­ле­ни­ем по­ру­шен­но­го мира. Со­зда­ва­лись новые пред­при­я­тия и на­уч­ные школы. На­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция (НТР) не была бы воз­мож­ной без тех ба­зо­вых зна­ний, на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством за пред­ше­ству­ю­щий пе­ри­од сво­е­го раз­ви­тия. НТР и по­сле­ду­ю­щий за ней на­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс (НТП) был на­пря­мую свя­зан с по­яв­ле­ни­ем «об­ще­ства по­треб­ле­ния», а на­чи­ная с 1970-х гг. и «ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства». Наука окон­ча­тель­но вста­ла на служ­бу че­ло­ве­че­ско­му об­ще­ству.

Яр­ки­ми при­ме­ра­ми НТП можно счи­тать успе­хи в осво­е­нии кос­мо­са – за­пуск пер­во­го в мире спут­ни­ка (СССР, 1957 год), полёт пер­во­го че­ло­ве­ка в кос­мос (СССР, 1961 год), выход че­ло­ве­ка в от­кры­тый кос­мос (СССР, 1965 год), полёт че­ло­ве­ка на Луну (США, 1969 год) и т.д. Про­мыш­лен­ность со­зда­ва­ла кос­ми­че­ские ко­раб­ли, лу­но­хо­ды, от­прав­ля­ла спут­ни­ки к Ве­не­ре, Марсу, дру­гим пла­не­там Сол­неч­ной си­сте­мы (Рис. 1).

Урок1. «Научно-технический прогресс во второй половине XX – начале XXI в.» - student2.ru

Рис. 1. Спут­ник (Ис­точ­ник)

В 1960-1990-е гг. осо­бым успе­хом от­ли­ча­лись опыты в фи­зи­ке, химии, ин­же­не­рии и проч. С 1970-х гг. уско­рен­ным тем­пом раз­ви­ва­лась элек­тро­ни­ка и ком­пью­те­ри­за­ция. Смысл со­сто­ял в том, что все до­сти­же­ния науки так или иначе пе­ре­ра­ба­ты­ва­лись и слу­жи­ли че­ло­ве­ку. Химия по­став­ля­ла че­ло­ве­ку новые ткани, ла­ко­кра­соч­ные ма­те­ри­а­лы и проч., фи­зи­ка и ин­же­не­рия – те­ле­ви­зо­ры, при­ём­ни­ки и т.д.

На­чи­ная с 1980-х гг., НТП стал про­те­кать в новой форме. Та «ре­во­лю­ци­он­ная база» 1950-1970х гг., ко­то­рая была по­и­стине про­ры­вом, стала ис­поль­зо­вать­ся для усо­вер­шен­ство­ва­ния и раз­ви­тия но­во­го. Так, от при­ми­тив­ных огром­ных мо­биль­ных те­ле­фо­нов к на­ча­лу но­во­го ты­ся­че­ле­тия мир при­шёл к почти неви­ди­мым устрой­ствам (Рис. 2). От мощ­ных, за­ни­ма­ю­щих целые этажи ком­пью­те­ров – к пе­ре­нос­ным га­д­же­там.

Урок1. «Научно-технический прогресс во второй половине XX – начале XXI в.» - student2.ru

Рис. 2. Мо­биль­ные те­ле­фо­ны за по­след­ние 40 лет (Ис­точ­ник)

Ос­нов­ной упор на со­вре­мен­ном этапе на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са де­ла­ет­ся на т.н. на­но­тех­но­ло­гии, новые ис­точ­ни­ки энер­гии, на все­об­щую ав­то­ма­ти­за­цию и проч.

Мир всту­пил в эпоху пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства. Это об­ще­ство ха­рак­те­ри­зу­ет­ся пер­во­сте­пен­но­стью вы­со­ких тех­но­ло­гий, ин­фор­ма­ти­за­ци­ей и ком­пью­те­ри­за­ци­ей всех сфер жизни об­ще­ства. Вы­со­кие тех­но­ло­гии долж­ны ещё боль­ше об­лег­чить по­все­днев­ный быт и труд че­ло­ве­ка. Ин­тер­нет стал неотъ­ем­ле­мой ча­стью че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства. По­явил­ся новый спо­соб об­ще­ния. Жизнь че­ло­ве­ка прак­ти­че­ски пе­ре­ста­ла со­став­лять ка­кую-ли­бо тайну от окру­жа­ю­щих. Ин­фор­ма­ци­он­ное об­ще­ство – это об­ще­ствоXXIвека и по­сле­ду­ю­щих за ним веков (Рис. 3).

На­сту­пив­шее в на­сто­я­щее время пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство ха­рак­те­ри­зу­ет­ся не толь­ко все­об­щей ин­фор­ма­ти­за­ци­ей, но и тем, что глав­ным своим ре­сур­сом при­зна­ет че­ло­ве­ка, вер­нее, его ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти. Имен­но учё­ные, а не во­ен­ные стали более це­нить­ся на со­вре­мен­ном этапе че­ло­ве­че­ско­го раз­ви­тия.

С дру­гой сто­ро­ны, нель­зя не от­ме­тить и ми­ну­сы НТП. Наука не толь­ко стала об­слу­жи­вать че­ло­ве­ка, но и стала слу­жить во­ен­ным. Имен­но в ХХ веке мир «по­зна­ко­мил­ся» с та­ки­ми но­вы­ми ви­да­ми во­ору­же­ния, как атом­ная, во­до­род­ная и ней­трон­ная бомба. По­яви­лось ядер­ное ору­жие. С раз­ви­ти­ем тех­ни­ки по­яви­лись новые виды «устройств для убий­ства».

Таким об­ра­зом, НТП по­мо­га­ет людям (хотя мно­гие счи­та­ют, что такая по­мощь при­ве­дёт к окон­ча­тель­ной за­мене че­ло­ве­ка ма­ши­ной), и в то же время может и по­гу­бить его.

Наши рекомендации