Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.)
Фараону Яхмосу I, правившему в самом начале XVI века до н. э., удалось освободить Египет от гиксосского владычества. С его правления в истории Египта начинается новый период, известный как Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.).
Новое царство – это время военного расцвета египетской цивилизации. У гиксосов египтяне научились воевать: гиксосы привели в Египет лошадей и принесли искусство строительства боевых колесниц.
Именно к эпохе Нового царства относится правление 2 фараонов, которые сделали Египет «сверхдержавой». Первый из этих фараонов – ТутмосIII(1490–1436 гг. до н. э.) (рис. 6).Его завоевательные походы были грандиозными. Известно, что он отправлялся в военные походы как минимум 15 раз. Территория Египта в эпоху его правления достигла с севера на юг протяженности в 3200 км. При его правлении египтянам удалось дойти до слияния Белого и Голубого Нила, где они поставили свою пограничную крепость.
Рис. 6. Египетский фараон – Тутмос III (Источник)
Что касается северного направления его завоеваний, то Тутмосу III удалось дойти до территории Северной Сирии и реки Евфрат. В этом районе завоевания Египта ограничились.
Через много лет после Тутмоса III правил еще один известный египетский фараон-завоеватель – РамсесII(1290–1226 гг. до н. э.) (рис. 7). Именно он в 1270 году подписал первый дошедший до нас мирный договор.Это был договор с правителем государства Хеттов – ХаттусилиIII. Хетты – это индоевропейский народ, который проживал на территории нынешней Турции. Это первый индоевропейский народ, имевший собственную государственность. Текст этого договора дошел до наших дней, и в нем есть упоминание, что такие же договоры были подписаны еще предками Рамсеса II.
Рис. 7. Египетский фараон – Рамсес II (Источник)
Произошли в Египте и серьезные изменения в культурной жизни.Они связаны с правлением фараона АменхотепаIV (позднее Эхнатон, годы правления: 1365–1347 гг. до н. э.) (рис. 8).
Рис. 8. Египетский фараон – Аменхотеп IV (Источник)
Существует несколько основных форм религий: политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие).Политеизм был характерной чертой всех древних религий (античная греческая религия, славянская языческая религия). В Египте было очень много богов, жреческий аппарат был колоссальным. Государство тратило огромные деньги на содержание храмов и жреческого аппарата. Именно с засильем жречества решил покончить фараон АменхотепIV.Он отменил культы всех богов, перестал оказывать государственную поддержку отправлению этих культов. Был введен один единственный Бог – Атон. Атон и до этого существовал в египетском пантеоне, но был второстепенным божеством. Это был Бог Солнца. Сохранились многочисленные изображения этого Бога: солнечный круг с тонкими лучиками.
Эту попытку историки считают первой попыткой введения монотеистической религии. В современном мире монотеистическими религиями являются христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Аменхотеп IV даже изменил себе имя. Аменхотеп означало – «Амон доволен», (Амон-Ра – прежний Бог Солнца). Новое имя, которое взял себе фараон – Эхнатон, что означало – «угодный Атону».
Чтобы справиться с жреческим влиянием, Эхнатон перенес столицу Древнего Египта из города Фивы в город Ахетатон, что означало «горизонт Атона». Этот город сохранился до наших дней, но в серьезно разрушенном виде.
У Эхнатона не нашлось преемника, который бы продолжил его реформы. У него не было сыновей, а были только дочери, мужья которых оказались политически неготовыми взять власть в свои руки. Преемником Эхнатона стал знаменитый фараон Тутанхамон (рис. 9). У него не было ни сил, ни возможности бороться со жрецами. Через считанные месяцы после смерти Эхнатона, реализация его проектов была остановлена и в Египте было вновь восстановлено многобожие – политеизм.
Рис. 9. Египетский фараон – Тутанхамон (Источник)
Возможно, жителям новой столицы – Ахетатона – приказали покинуть город или египтяне сами его покинули. В конечном итоге город оказался заброшенным. Вплоть до начала XX века о существовании этого города не было никому известно. Свидетельством того, как быстро люди уходили из Ахетатона, является изображение царицы – жены фараона Эхнатона – Нефертити (рис. 10). Ее бюст стоял в мастерской ремесленника и так и остался недокрашенным. В XX веке эта скульптура была обнаружена археологами.
Рис. 10. Бюст жены Эхнатона – Нефертити (Источник)
Причины прекращения эпохи Нового царства были теми же самыми: фараоны не отличались политическими качествами, усиливалась знать, экономика Египта была на грани упадка.