Местность и ее значение в бою

Топографические элементы местности. Под понятием местности имеется в виду определенный участок земной поверхности, на котором предстоит выполнять полученную задачу. Местность оказывает существенное влияние на боевые действия войск.

Основными топографическими элементами местности являются рельеф и местные предметы. Неровности, образующие земную поверхность, называются рельефом местности, а все расположенные на ней естественные и искусственные предметы - местными предметами.

По характеру рельефа местность подразделяют на равнинную, холмистую и горную. От степени пересеченности различными препятствиями (оврагами, лощинами, реками, канавами и т.п.) влияющими на передвижение войск, она подразделяется на сильнопересеченную, среднепересеченную и слабопересеченную. По условиям маскировки и наблюдения местность может быть закрытой, полузакрытой и открытой. Каждый из видов местности по-своему влияет на боевые действия войск.

Способы изучения местности. Непосредственный осмотр местности в районе действий отделения и наблюдение за местностью в районе противника - основные способы изучения местности командиром отделения. Непосредственный осмотр местности позволяет оценить ее тактические и защитные свойства.

Наблюдением за местностью в районе противника можно установить наличие и характер естественных препятствий, командные высоты в его расположении, наличие удобных подступов к противнику и от него в сторону наших войск, изменения, происходящие на местности, занимаемой противником.

Изучение местности позволяет командиру определить места расположения огневых средств противника, его наблюдательных пунктов, возможные направления подхода к нашей обороне, вероятные направления атаки танков, возможности скрытного передвижения и другие данные, которые необходимы для принятия решения.

ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Наиболее полные и подробные сведения о местности дает топографическая карта, содержащая точное, подробное и наглядное изображение местных предметов и рельефа. По ней можно изучить и оценить местность, определить координаты целей, производить целеуказание и решать другие задачи.

Топографической картой называется подробное и точное изображение местности в уменьшенном виде. Топографические карты составляются в масштабах: 1:25000; 1:50000; 1:100000; 1:200000; 1:500000; 1:1000000. Карта 1:25000 создается на особо важные в военном и экономическом отношении районы. Для решения боевых задач подразделения обеспечиваются картами масштабов 1:25000 (если имеется) 1:50000; 1:100000. Основной картой считается карта 1:50000. Она доводится до каждого командира отделения.

Топографические карты издаются отдельными листами, ограниченными рамками. Сторонами рамок служат меридианы и параллели. Каждый лист карты ориентирован так, что верхняя сторона рамки является северной, а нижняя - южной. Каждому листу дается своя номенклатура - буквенно-цифровое обозначение. Если к одному листу нужно подклеить смежные листы, то их номенклатуру можно узнать по подписям на рамке с соответствующей стороны.

Под нижней стороной рамки каждого листа карты указывается ее масштаб. Он дается в виде дроби и в виде линии, на отрезках которой подписаны соответствующие им расстояния на местности, в первом случае масштаб называется численным, а во втором - линейным. Здесь же указывается и величина масштаба - расстояние в метрах или километрах, соответствующее одному сантиметру на карте.

На крупные населенные пункты, как правило, создаются планы городов 1:10000 или 1:25000, которые позволяют с большей подробностью показать характер изображаемого населенного пункта. План города предназначен для детального изучения и оценки застройки самого города, местности в его черте и на ближайших подступах к нему.

Измерение расстояний по карте. Чтобы определить расстояние между точками местности, надо по карте измерить циркулем или линейкой расстояние между этими точками в сантиметрах и, пользуясь численным масштабом, умножить полученное число на величину масштаба.

При определении длины маршрута по карте необходимо вносить поправки на рельеф (подъем и спуски) и извилистость дорог. Поправка на увеличение длины маршрута, измеренного по карте 1:50000, в горной местности - 1,15, а в холмистой - 1,05; по карте 1:100000 соответственно - 1,20 и 1,10. Например, по карте 1:50000 измерено расстояние 150 км, местность горная. Действительное расстояние будет 150х1,15 = 172,5 км.

Определение по карте координат точек местности и объектов (целей). Координатами называются угловые или линейные величины, определяющие положение точки на какой-либо поверхности или в пространстве. При определении координат точек (целей) на местности по карте широко применяются плоские прямоугольные координаты. Плоские прямоугольные координаты (рис. 76, а) - линейные величины, определяющие положение точек на плоскости относительно установленного начала координат. В общем случае за начало координат принимается точка пересечения двух взаимно перпендикулярных линий (оси координат).

а б
Рис. 76. Плоские прямоугольные координаты: а - оси прямоугольных координат; б - определение координат по карте и нанесение точек на карту по известным координатам

Вертикальная ось называется осью икс (X), а горизонтальная - осью игрек (У). Положение точки М определяется отрезками осей Оа и Об или, что то же самое, кратчайшими отрезками (перпендикулярами) от определяемой точки до соответствующих осей координат.

На топографических картах система плоских прямоугольных координат дается в виде сетки взаимно перпендикулярных линий, проведенных на равных расстояниях одна от другой и образующих сетку квадратов, которая называется координатной или километровой сеткой. Чтобы указать приближенно местоположение какого-либо местного предмета (объекта, цели), достаточно указать квадрат сетки, в которой он расположен. Квадрат всегда указывается подписями километровых линий, пересечением которых образован его юго-западный (нижний левый) угол. При указании квадрата надо придерживаться обязательного правила: сначала назвать две цифры, подписанные у горизонтальной линии, т. е. координату X, а затем две цифры, подписанные у вертикальной линии, т. е. координату Y. При этом цифры пишутся и произносятся слитно, без разделения их на Х и Y, например, «девяносто ноль два (9002)», «восемьдесят восемь ноль четыре (8804)».

Определение по карте координат точек производится в следующем порядке. Определяют расстояния (по перпендикуляру) в метрах сначала от горизонтальной линии (нижней стороны квадрата), а затем от левой вертикальной линии (левой стороны квадрата), в котором находится эта точка. Полученные расстояния в метрах прибавляют к значениям координат линий в километрах, от которых измерялось расстояние до точки: расстояние от нижней горизонтальной стороны квадрата прибавляют к координате X, а расстояние от левой вертикальной стороны квадрата - к координате Y. Полученные величины и будут координатами точки. На рис. 106, б даны сокращенные координаты моста: X=15650; Y=52530. Полные координаты точки: x = 6015650; y=3452530.

Нанесение на карту целей, ориентиров или других объектов по их известным координатам. Допустим, что цель (пулемет) на местности расположена в точке, ничем не отмеченной на карте, но известны ее координаты: x = 15175; y = 52420. Для нанесения ее на карту необходимо определить квадрат, в котором находится цель. Две первые цифры у координат Х и У (десятки и единицы километров) показывают, что цель находится в квадрате 1552 (15 - горизонтальная линия, 52 - вертикальная линия). В квадрате 1552 отложим по вертикальным линиям сетки 175 м, нанесем точки и соединим их прямой. На этой прямой где-то находится цель. По прочерченной линии вправо от вертикальной линии сетки, имеющей надпись 52, отложим отрезок 420 м и нанесем точку. Полученная точка и будет местом расположения цели на карте (в нашем примере - пулемет).

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Сущность ориентирования. Ориентироваться на местности - это значит определить стороны горизонта и свое место относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа, выбрать нужное для движения направление и выдерживать его в пути.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи. Ориентиром может служить любой местный предмет, который резко бросается в глаза при взгляде на местность. Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и в глубину, чтобы обеспечить более точное и быстрое указание цели, появившейся в любом месте. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника (рис. 77).

  Рис. 77. Варианты выбора ориентиров

Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное название, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: куст «Зеленый», высота «Круглая». При движении на машине ориентирами выбираются такие местные предметы (элементы рельефа), которые могут быть быстро опознаны еще при подходе к ним, например, населенные пункты, мосты, высоты с характерными вершинами и т. п.

Определение сторон горизонта.Стороны горизонта определяются по компасу, небесным светилам и некоторым признакам местных предметов. Для определения направления на стороны горизонта достаточно знать направление на север. Если оно известно, то справа будет восток, слева – запад, а в противоположном северу направлении – юг. Между ними находятся промежуточные направления: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.

Для определения сторон по компасу надо держать компас горизонтально и, отпустив тормоз стрелки, повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса буквы (С, Ю, В, 3) на шкале будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад (у некоторых компасов вместо буквы «С» нанесен большой штрих).

По Солнцу и часам стороны горизонта определяются в такой последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце; угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1 разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и будет указывать направление на юг.

По Полярной звезде также можно определить стороны горизонта. Она всегда находится на севере, а отыскивается она по созвездию Большой Медведицы.

При определении сторон горизонта по некоторым признакам местных предметов необходимо знать, что:

муравейники почт всегда находятся к югу от ближайших деревьев, пней, кустов; южная сторона муравейника положе северной;

мох и лишайники покрывают стволы деревьев, камни, скалы, старые деревянные постройки с северной стороны;

кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной;

просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают почти строго по линии север - юг и восток - запад;

на торцах столбов, устанавливаемых на перекрестках просек в лесу, кварталы нумеруются с запада на восток (слева направо). Цифры с меньшими номерами располагаются на северо-западе и северо-востоке, с большими - на юго-западе и юго-востоке.

При ориентировании в горах, кроме описанных признаков следует знать, что приближенное направление на север и юг можно определить по снежным полям, которые на северных склонах всегда более мощные и спускаются ниже, чем на южных.

Движение по азимутам.Сущность движения по азимутам состоит в умении найти и выдерживать с помощью компаса указанное или намеченное место. Для этого надо знать данные для движения - магнитные азимуты с одного ориентира на другой и расстояние между ориентирами. Данные для движения командиру отделения указывает обычно командир взвода, который одновременно с постановкой задачи вручает ему схему маршрута или таблицу азимутов. Иногда эти данные готовит сам командир отделения.

Подготовка данных для движения по азимутам проводится по карте и включает изучение местности и выбор маршрута движения, выбор ориентиров на участках маршрута, измерение расстояний до них, определение магнитных азимутов между выбранными ориентирами, составление и оформление схемы (таблицы) движения. Выбранные ориентиры на карте обводят кружками и соединяют прямыми линиями.

Определение магнитных азимутов производится, как правило, с помощью транспортира. Для этого поступают так, как показано на рис.78:

соединяют ориентиры (первый и второй) прямой линией и продолжают ее до пересечения с одной из вертикальных линий километровой сетки; на рисунке направление сарай - яма пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 61, а направление сарай - мост пересекло линию километровой сетки, обозначенную числом 60;

прикладывают транспортир к вертикальной линии километровой сетки так, чтобы его центр на линейке совместился с точкой пересечения направления между ориентирами с вертикальной линией километровой сетки, а крайние деления шкалы транспортира (0 и 180°) совместились с направлением этой линии;

по ходу часовой стрелки от северного направления вертикальной линии до пересечения с направлением на предмет отсчитывают по шкале транспортира искомый угол (на рис. 78, б он равен 65°). Этот угол называется дирекционным углом. Если измеренный угол будет больше 180°, то в этом случае транспортир поворачивают полуокружностью влево и, произведя отсчет по ходу часовой стрелки, прибавляют к полученному отсчету 180°. На рис. 78, а измеренный угол между предметами сарай - мост будет равен 275° (950+1800=2750).

  Рис. 78. Измерения по карте угла от северного направления вертикальной линии километровой сетки до направления на местный предмет: а - дирекционный угол направления на мост равен 275°; б - дирекционный угол направления на яму равен 65°

В полученное значение угла вводят поправку направления с обратным знаком, которая берется из чертежа, помещенного на карте, и слагается из магнитного склонения и сближения меридианов (рис. 79), и получают значение магнитного азимута. На рис. 78, б измеренный угол сарай - яма равен 65°, поправка направления равна +8° (6°+2°=У), магнитный азимут равен 57° (650-80=570).

Если движение будет совершаться пешим порядком, то расстояние в метрах переводится в пары шагов. Для этого расстояние между ориентирами в метрах делится на длину своей пары шагов. Например, при длине пары шагов 1,5 м расстояние между первым и вторым ориентирами будет равно 633 (950:1,5 = 633) парам шагов. Полученные по карте данные для движения по азимутам оформляются в виде схемы маршрута, вариант которой показан на рис. 80. Иногда вместо схемы составляется таблица, которая применительно к нашему примеру будет иметь следующее содержание (табл. 21).

Таблица 21

Наши рекомендации