Глава семнадцатая - о возмущении, бунте и драке

Артикул 133. Все непристойные подозрительные сходбища и

собрания воинских людей, хотя для советов каких нибудь (хотя и не

для зла) или для челобитья, чтоб общую челобитную писать, чрез

что возмущение или бунт может сочинитца, чрез сей артикул имеют

быть весьма запрещены. Ежели из рядовых кто в сем деле преступит,

то зачинщиков без всякого милосердия, не смотря на тое, хотя они

к тому какую и притчину имели или нет, повесить, а с досталными

поступать, как о беглецах упомянуто. А ежели какая кому нужда

бить челом, то позволяется каждому о себе и своих обидах бить

челом, а не обще.

Артикул 134. А офицеров, которые к сему повод дали, или

таким непристойным сходбищам позволили, или рядовых каким нибудь

образом к тому допустили, оных наказать лишением чести, имения и

живота.

Артикул 135. Никто б ниже словом, или делом, или писмами,

сам собою, или чрез других, к бунту и возмущению, или иное что

учинить, притчины не давал, из чего бы мог бунт произойти. Ежели

кто против сего поступит, оный по розыску дела, живота лишитца,

или на теле наказан будет.

Артикул 136. Таким же образом имеют быть наказаны и те,

которые такие слова слышали, или таковыя письма читали, в которых

о бунте и возмущении упомянуто, а в надлежащем месте или офицерам

своим вскоре не донесли.

Артикул 137. Всякий бунт, возмущение или упрямство, без

всякой милости имеет быть виселицею наказано.

Толкование. В возмущении надлежит винных на месте и в деле

самом наказать и умертвить. А особливо, ежели опасность в

медлении есть, дабы чрез то другим страх подать, и оных от таких

непристойностей удержать (пока не разширитца) и более б не

умножилось.

Артикул 138. Ежели учинится ссора, брань или драка между

рядовыми, тоб никто не дерзал товарищей своих или других на

помощь призывать таким образом, чтоб чрез то збор, возмущение,

или иной какой непристойной случай произойти мог; а ежели кто сие

учинит, оного и с помогателями повесить.

Артикул 139. Все вызовы, драки и поединки чрез сие

наижесточайше запрещаются таким образом, чтоб никто, хотя б кто

он ни был, высокаго или низкаго чина, прирожденный здешний или

иноземец, хотя другий кто, словами, делом, знаками или иным чем к

тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего

вызывать, ниже на поединок с ним на пистолетах, или на шпагах

битца. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, 353

так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из

них кто будет ранен или умерщвлен, или хотя оба не ранены от того

отойдут. И ежели случитца, что оба или один из них в таком

поединке останетца, то их и по смерти за ноги повесить.

Артикул 140. Ежели кто с кем поссоритца и упросит секунданта

(или посредственника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и

захотят на поединке битца, таким же образом, как и в прежнем

артикуле упомянуто, наказать надлежит.

Артикул 141. Ежели учинитца драка при питье в пиру без

вызову, хотя никто умерщвлен или поранен не будет, то рядового за

то чрез полк гонять шпицрутен. А офицера жестоким караулом

профосу отдав наказать, и сверх того имеет виноватый у обиженнаго

просить о прощении пред судом.

Толкование. Вышеупомянутый артикул значит о зачинщике драки,

а не о том, который побит и принужден будет себя оборонять. Того

ради судье в таком деле весьма крепко допрашивать надлежит, кто

именно зачинщиком ссоры был.

Артикул 142. Для остерегания всякаго случая надлежит при

зачатии таких драк посторонним ссорящихся приятельски помирить

искать, и ежели того не могут учинить, то немедленно по караул

послать или самим сходить, и о таком деле объявить, дабы караул

их развести или в нужном случае за арест взять мог. Кто сего не

учинит, оный також, яко и виноватый, накажетца.

Артикул 143. Ежели кто с кем ножами порежетца, онаго

надлежит взяв под виселицу, пробить ему руки гвоздем, или тем

ножем на единый час, а потом гонять шпицрутен.

Артикул 144. Кто пистолет или шпагу на кого подымет в

сердцах, в намерении чтоб кого тем повредить, оному рука отсечена

будет.

Артикул 145. Ежели кто кого ударит по щеке, оного пред всею

ротою профос имеет тако ж ударить, и к тому еще по разсмотрению

наказан быть имеет.

Артикул 146. Кто с сердцов и злости кого тростию или иным

чем ударит и побьет, оный руки своея лишитца.

Артикул 147. И дабы озлобленный и обруганный свою надлежащую

сатисфакцию или удоволствие имел, когда он сам не захотел

самоволне отмщение учинить, тогда должен он командиру оного места

жалобу принесть, который должен оное дело приняв выслушать, и

обиженному пристойное удоволствие учинить. Ежели кто сие

пренебрежет, оный сам имеет быть наказан.

Артикул 148. Челобитчик имеет челобитье свое право доносить

и остерегать себя, чтоб ничего не прибавлять, чего доказать не

может, что подлинно учинено, а ежели неправое челобитье учинит,

то и он наказан будет, равно как и другии.

Глава восемнадцатая - о поносительных писмах бранных354

И ругателных словах

Артикул 149. Кто паскивли, или ругательныя письма тайно

сочинит, прибьет и распространит, и тако кому непристойным

образом какую страсть или зло причтет, чрез что его доброму имени

некакой стыд причинен быть может, онаго надлежит наказать таким

наказанием, каковою страстию он обруганного хотел обвинить. Сверх

того палач такое письмо имеет зжечь под виселицею.

Толкование. Например, ежели кто кого в пасквиле бранил

изменником, или иным злым делом, то оный пасквилотворец, яко

изменник или каких дел делатель, о которых описал, наказан будет.

Пасквиль есть сие, когда кто писмо изготовит, напишет или

напечатает, и в том кого в каком деле обвинит, и оное явно

прибьет или прибить велит, а имени своего и прозвища в оном не

изобразит.

Ежели же дело, в котором будет в пасквиле обруганный

обвинен, весьма о том будет доказано, то правда, хотя

обыкновенное наказание не произведено будет, но однакож

пасквилант по разсмотрению судейскому, тюрмою, сосланием на

катаргу, шпицрутеном и протчим наказан быть имеет, понеже он

истинным путем не пошел, дабы другаго погрешение объявить.

Ежели кто советом, помощию и делом к таким ругательным

писмам вспоможет, оные тайно прибьет, кому в дом или на улице

подбросит и протчая: онаго не инако, яко пасквиланта самого,

наказать, однакож по разсмотрению обстоятельств против оных

иногда наказание легче чинитца.

Артикул 150. Ежели невозможно уведать пасквиланта, однакож

надлежит пасквиль от палача сожжен быть под виселицею, а

сочинителя оного за безчестнаго объявить.

Артикул 151. Ежели офицер о другом, чести касающияся или

поносныя слова будет говорить, дабы тем его честное имя обругать

и уничтожить, оный имеет пред обиженным и пред судом обличать

свои слова и сказать, что он солгал, и сверх того посажен быть на

полгода в заключение.

Толкование. Ежели оный поупрямитца, который приговорен себя

обличить, то может он денежным наказанием и заключением к тому

принужден быть, и ему иной срок ко исполнению приговора положить.

И ежели сему учинитца противен, то тюрмою крепчае, а дачею

денежною в двое прибавить, и иный срок назначен будет. И ежели

уже и в сем учинитца противен, то может профос в присутствии

упорнаго, именем его отзыв учинить, и последующее наказание над

винным исполнить.

Артикул 152. Ежели кто другаго не одумавшись с сердца, или

не опамятовась, бранными словами выбранит, оный пред судом у

обиженнаго христианское прощение имеет чинить и просить о 355

прощении. И ежели гораздо жестоко бранил, то сверх того

наказанием денежным и сносным заключением наказан будет.

Толкование. Ежели оный, который имеет просить о прощении, в

том поупрямитца, то можно оного чрез потребные способы к тому

принудить.

Артикул 153. А ежели кто против бранных слов, боем или иным

своеволством отмщать будет, оный право свое тем потерял, и сверх

того с соперником своим в равном наказании будет. Також и оный

право свое потерял, кто противно бранит, когда он от другаго

бранен будет.

Наши рекомендации