Проблема исторической памяти.
4) Проблема конфликта разума и чувства.Лена влюблена в Диму Сомова. Последний предает коллектив, но Лена берет ответственность на себя. Дима оттягивает момент своего признания, но Лена не говорит о том, кто настоящий предатель, ее разум затмевает чувство, она не хочет сама быть предателем, несмотря на то, что Дима – просто трус. Второй пример – дедушка Лены, Николай Николаевич. Он готов покупать картины по завышенной цене и при этом ходить в старых обносках. Его чувства настолько затмевают разум, что единственной целью в жизни становится сбор картин прадедушки.
5) Проблема педагогики.Классный руководитель, несмотря на хорошее отношение с детьми, между ней и классом лежит огромная пропасть, она не знает ничего об отношениях своих подопечных. Она признается себе в том, что она плохой педагог.
6) Проблема опыта и ошибок.Лена выступает против бойкота Диме, ведь она сама на собственном опыте поняла, что такое быть изгоем.
7) Проблема победы и поражения. Проблема справедливости.Лена приняла поражения, она смирилась с тем, что она “чучело”, она остригла волосы, надела свое обгоревшее платье, и заявила всем одноклассникам, что да, она чучело. Тут все поняли, какой она человек, и кто на самом деле победил.
8) Проблема чести и бесчестия.Для Николая Николаевича и Лены не так важны статус в обществе и финансовое положение, главное – быть честным с собой, остаться честным с самим собой. А такие люди как Валька, который ради денег сдает собак на живодерню, Шмакова, которая просто из интереса наблюдает за травлей Лены, просто бесчестны.
9) Проблема бескорыстия.Николай Николаевич задаром отдает свою коллекцию картин городу.
10) Проблема трусости и малодушия.Дима Сомов на протяжении всего повествования оттягивал момент признания коллективу в своем предательстве. Его антипод – Лена, которая так сама и не сказала, кто виноват на самом деле, так как не хотела подвергнуть его такой же травле, а Димка даже не пригласил ее на день рождение, а только способствовал травле.
Проблема красоты (противопоставление красоты внутренней Лены и внешней Шмаковой).
Проблема толерантности.
Проблема равнодушия.
Астафьев – “Белогрудка”
Краткое содержание
В лесу на косогоре около маленькой деревушки поселилась белогрудая куница, вскоре у нее появились котята. Спустя некоторое время, когда малыши подросли, белогрудка начала бегать по косогору и добывать еду. После очередной вылазки из гнезда пропадают котята: их забрали деревенские мальчишки.
Белогрудка выследила и нашла дом, в который отнесли ее детенышей. Днем мальчишка вынес котят в старой шляпе. Хозяин дома осудил действия мальчишек.
В очередной день мальчик вынес кунят в шапке, заглянул в нее: “Э, подох один”, - и кинул детеныша дворовой собаке. Собака начала неторопливо поедать котенка. В ту же ночь в деревне было придушено множество цыплят и кур. Старого дворового пса нашли задавившемся на заборе: белогрудка раздразнила собаку, та ринулась на нее и повисла на заборе.
Белогрудка продолжила убивать птиц даже днем на глазах у хозяев. Ее подкараулили и попытались подстрелить, но она залечила свои раны и вновь направилась к тому дому. Она не знала, что того мальчишку уже высекли и заставили отнести котят обратно, только вот он поленился лезть на косогор, потому просто оставил их в канаве, где их съела лиса.
Однажды в погребе куницу изловила женщина, перебив все банки, и заключила в ящик. Она отнесла ящик охотнику, но тот отпустил животное, сказав, что она не виновата в том, что ее обидели и осиротели. Охотнику пришлось подстрелить куницу, когда к уже раненому животному подбежала собака, белогрудка вцепилась в горло собаке да так, что охотник еле разжал ей зубы, сломав два клыка.
С тех пор всем ребятам строго наказывают, чтобы не смели трогать зверушек и птиц.
Вот бы побольше было таких косогоров возле наших сел и деревень.
Проблемы
Проблема силы родительской любви.
Проблема подростковой жестокости.
Проблема возмездия.
4) Проблема экологии.Должен ли человек защищать окружающую природу?
Носов – “Гусь”
Краткое содержание
Во время града белый гусь прикрыл свой выводок крыльями, тем самым защитив гусят от природной стихии. Он пожертвовал своей жизнью ради продолжения жизни своих потомков.
Проблемы
1) Проблема силы родительской любви.
2) Проблема самопожертвования.
Пушкин – “Анчар”
Краткое содержание
Анчар – ядовитое дерево, которое старается избегать все живое, в стихотворении символизирует абсолютное зло в природе. Злобный деспот посылает своего раба к этому дереву, чтобы тот принес яд. Раб беспрекословно выполняет поручение своего владыки. Принеся яд, он замертво падает в ноги властителю. Последний смазывает ядом стрелы, чтобы послать их своим соседям, таким образом, зло порождает зло, только в случае с Анчаром зло было пассивным, а здесь оно активное.
Проблемы