В июне–июле 1979 года наиболее активные антиправительственные выступления отмечались в провинциях Бадахшан, Лагман, Парван, Вардак и Фарьяб.
К осени афганская оппозиция значительно расширила свою социальную базу, укрепила ряды, создала плацдарм на территории Пакистана. В результате воздействия оппозиции на личный состав афганской армии в ряде гарнизонов, преимущественно отдаленных от центра, проходили антиправительственные выступления. Так, мятежи имели место в 30-м горном пехотном полку (Асмар), 36-м пехотном полку (Нарай), 18-м пехотном полку (Хост) и других частях, длительное время находившихся в изоляции от своих вышестоящих штабов и не получавших от них никакой поддержки...
Отмечалось появление новых формирований ИОА и ИПА в провинциях Кунар, Нангархар, Лагман, Пактия, Каписа, Газни, Заболь, Кандагар, Гур, Бадгис, Бамиан, Герат. Под контролем оппозиции (или вне контроля правительства) в то время находилось около 70% афганской территории, на которой проживало свыше 10 млн. человек, то есть практически вся сельская местность.
За полтора года деятельности в Панджшере Ахмад Шах, обладая аналитическим умом, хорошими организаторскими и пропагандистскими способностями, имея теологическую подготовку, боевой опыт, умело используя национальные настроения таджиков и догмы ислама, пользуясь личным покровительством Б.Раббани, сумел создать и возглавить крупную военную группировку мятежников в долине. Моджахеды закалялись в боях с правительственными войсками, которые пытались установить свой контроль над Панджшером. После тяжелого ранения в ногу в 1979 году Масуд смог выйти из окружения и перешел к активным повстанческим действиям, применяя выработанные на основе многовекового опыта вооруженной борьбы народа Панджшера при отражении многочисленных иностранных интервенций самобытные и динамичные формы и методы партизанской борьбы, которые неизменно приносили его отрядам успех.
Тем временем вновь осложнилась ситуация в руководстве правящего режима Афганистана. В сентябре 1979 года к власти в стране пришел Хафизулла Амин, развернувший массовый террор и насилие. Афганские руководители, столкнувшись с упорным сопротивлением народа, как уже отмечалось, проявляли беспомощность и растерянность.
После убийства генерального секретаря ЦК НДПА Нур Мухаммада Тараки и очередного обращения Хафизуллы Амина к СССР с просьбой об оказании военной помощи в декабре 1979 года советские руководители приняли решение ввести ограниченный контингент своих войск для стабилизации обстановки и обеспечения прихода к власти более умеренного лидера Бабрака Кармаля.
Мы не станем останавливаться на этом вопросе, он достаточно подробно освещен в книге Александра Ляховского «Трагедия и доблесть Афгана», скажем только, что ввод советских войск в Афганистан явился переломным моментом во всей гражданской войне в этой стране, привел к эскалации конфликта.
Ввод в Афганистан советских войск
Декабря 1979 года советские войска вошли в Афганистан. В результате операции, проведенной советскими спецназовцами, 27 декабря Хафизулла Амин был убит, а Бабрак Кармаль был избран генеральным секретарем ЦК НДПА и председателем Революционного совета ДРА. По указанию из Москвы советское военное командование стало оказывать ему помощь и всяческую поддержку, обеспечивать его безопасность.
Иными словами, Советский Союз встал на защиту интересов одной из сторон в гражданской войне, что сразу же поставило его в незавидное положение. Исторический опыт свидетельствует, что в подобных ситуациях страна, пришедшая на помощь в междоусобной войне какой-нибудь из сторон, в конечном итоге всегда оказывается у разбитого корыта, ибо при достижении внутреннего компромисса, как првило, вина за последствия конфликта возлагается на внешнюю силу. И в этом случае под воздействием западной и оппозиционной пропаганды многими афганцами ввод советских войск в Афганистан был расценен как интервенция.
И хотя Советский Союз никогда не ставил своей целью порабощение Афганистана, многие афганцы поверили именно в это. А перед лицом угрозы иностранного порабощения, несмотря на острые племенные, этнические и иные разногласия, афганцы всегда находили в себе силы объединиться в единый фронт для борьбы с общим врагом. Чувство патриотизма и преклонение перед героическим прошлым своего народа — неотъемлемая черта всех жителей Афганистана. Многочисленные легенды и предания о мужественной борьбе далеких предков за свободу и независимость родины передаются из поколения в поколение. Имена особо отличившихся в этой борьбе героев знает каждый афганец. Среди национальных особенностей этого народа особо выделяется готовность умереть за свободу, за веру и за отечество.
Военная поддержка СССР режима Бабрака Кармаля вызвала новый всплеск ожесточенного сопротивления со стороны исламской оппозиции. Повстанческое движение, направленное против режима НДПА и советского военного присутствия, развернулось по всей стране. Правда, много лет спустя (после вывода советских войск) некоторые лидеры исламской оппозиции, представители духовенства и полевые командиры в разговоре с нами выражали сожаление по поводу того, что они воевали против советских войск, расценивая это как свою главную ошибку:«Нам надо было с русскими дружить и сотрудничать, а не воевать».
Информация к размышлению
Издревле так называемая набеговая система для многих народов на определенной стадии развития была характерна в качестве вынужденного социально-хозяйственного и военного института, призванного возместить дефицит скудного общественного продукта за счет внешней экспансии: захвата скота, рабов, других ценностей (народы Ближнего Востока, пуштуны в Афганистане, персы, народы Кавказа, викинги, древние германцы, индейцы горных районов Южной Америки и т. д.). Жестокая каждодневная борьба с суровой природой за существование закалила горцев и сформировала соответствующие их качества. В Афганистане набеговая система складывалась на протяжении длительного времени. Набеговый способ широко применялся представителями пуштунских племен еще в глубокой древности. Об этом уже писал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) и упоминал историк Абу-Наср-Мухаммад (XI в.) в повествовании об афганцах, которые «живут на вершинах возвышенных гор и на высочайших скалах, занимаются грабежами в окрестных ущельях». Испокон веков проходившие через Афганистан караваны подвергались разграблениям, что вынуждало иметь сильную охрану караванов, но и она зачастую не спасала от нападений. Пуштунские племена, особенно кочевые и полукочевые, всегда имели вооруженные отряды и большое количество огнестрельного оружия. Поэтому нередко их нанимали для обеспечения охраны караванов. Создавались также межплеменные формирования, куда входили самые опытные, сильные и смелые воины. Именно эти вооруженные отряды племен стали ядром сопротивления оппозиции в борьбе с регулярными частями афганских и советских войск. Таджики, жившие в Панджшерском ущелье, тоже в совершенстве владели набеговой тактикой.
Для проведения набегов была разработана и применялась специальная тактика действий сродни той, которую применяют партизанские формирования. Горцы всегда уклонялись от встреч с регулярными войсками, стремительно уходили от преследования, вступали в бой только в безвыходных ситуациях. Тактика набегов постоянно совершенствовалась и была доведена афганцами до оптимальной. Набеговая система сохранилась до нынешних дней, а ее тактика применяется при совершении террористических актов.
Афганцы издревле славились как прекрасные и храбрые воины. Они обладают боевыми качествами: высоким моральным духом, большой физической выносливостью и неприхотливостью в быту, умением владеть холодным и стрелковым оружием, способностью стремительно передвигаться по горно-лесистой местности, дерзко и молниеносно нападать мелкими группами на численно превосходящего противника и так же быстро исчезать с поля боя после выполнения задачи. На основе многовековой борьбы выработаны обязательные для исполнения правила поведения на войне: не оставлять убитых и раненых на поле боя и не допускать, чтобы они попадали в руки врага и подвергались глумлению; незамедлительно оказывать первую помощь раненым и выносить их из-под огня, а убитых хоронить по мусульманскому обычаю; расстреливать всякого, кто побежит с поля боя. Убитого в спину не выносят с поля боя и не хоронят, так как ранение в спину считается признаком трусости. Оставление поля боя считается величайшим преступлением и позором не только для самого дезертира, но и для его родственников и потомков. Победа или смерть у афганцев считаются одинаково почетными. Женщинам не полагается выражать отчаяние и горе по поводу гибели их близких на войне, если у них есть наследники, способные держать оружие.
Именно с такими воинами пришлось столкнуться советским солдатам. И хотя мы многократно превосходили моджахедов по мощи и оснащенности техникой и вооружением, в горах они были достойными противниками. Среди своих первостепенных задач лидеры оппозиции определяли: ведение активной вооруженной борьбы против советских войск; призыв к неповиновению населения органам народной власти; проведение антиправительственной пропаганды среди населения; организацию и проведение террористических актов против представителей НДПА, государственных органов, военнослужащих правительственных и советских войск, представителей правоохранительных органов; срыв призыва мужского населения в правительственные вооруженные силы; совершение диверсий на автомагистралях, нападения на сторожевые заставы (посты), воинские гарнизоны и автотранспорт. При этом вооруженной борьбе все годы придавалось приоритетное значение.
Особенностью мятежного движения в Афганистане являлось то, что оно не выдвинуло единого общенационального лидера и не было объединено общей идеей (освобождение Родины от агрессора каждой исламской партией понималось по-своему), а борьба велась разрозненными партиями, группировками и отрядами, которые нередко соперничали и воевали друг с другом. Это обусловило возникновение на местах особой категории военных руководителей — полевых командиров вооруженных отрядов, контролировавших определенные зоны.
Наиболее известные из них: Ахмад Шах Масуд (руководитель формирований ИОА в Панджшере), Туран Исмаил-хан (руководитель формирований ИОА в провинции Герат), Джалалуддин Хаккани (руководитель формирований ИПА в провинциях Пактия и Пактика), Саид Мансур, Мухаммад Башир, Фарид (все ИПА), Саид Али Бехешти, Саид Мухаммад Хасан (Саид Джагран), Мухаммад Асеф Мохсени-Кандагари (все СИС), Абдул Басир (крупный главарь ИОА в провинции Бадахшан), Хирадманд (ИПА), Ариянпур (крупный главарь ИОА в северных провинциях), доктор Исмаил (ИПА), Суфи Паянда (ИПА), Никмамад (ДИРА), Абдуррахман (ДИРА), Гулям Мухаммад (ИСОА), Мулла Насим (ДИРА), Забиулла (ИПА), Мулла Маланг, Гафар (ДИРА), Махмуд (ИПА), Акбар Али (ИПА), Фатех (ИПА) и другие.
Они, непосредственно ведущие вооруженную борьбу против режима НДПА, приобрели значительный вес и влияние как в рядах мятежников, так и среди населения страны. Эти люди зачастую пользовались даже большей популярностью, чем зарубежные лидеры оппозиционных исламских партий и представители афганской эмиграции, через которых шла зарубежная помощь афганскому сопротивлению.
Вооруженная борьба с отрядами этих командиров велась на всем протяжении пребывания советских войск в Афганистане. Наиболее талантливым и влиятельным из них был Ахмад Шах Масуд. Первоначально о нем советскому военному командованию было известно совсем немного.
Информация к размышлению
Ахмад Шах, сын Дост Мухаммада, один из наиболее влиятельных главарей контрреволюции. Будучи ярым противником существующего государственного строя, Ахмад Шах считает своими личными врагами руководителей НДПА и правительства. Активный националист и антисоветчик, он выступает против присутствия советских войск. Глубоко верит в справедливость борьбы против правительства ДРА, к политике которого относится крайне отрицательно. Имеет тесные контакты с представителями ведущих капиталистических государств, особенно охотно устанавливает их с французами ( владеет языками дари, пушту и французским).
Обладает хорошими организаторскими способностями, незаурядным аналитическим умом, высокими личными и деловыми качествами. Волевой, энергичный, смелый и решительный главарь. Непреклонен в достижении поставленных целей, обязателен, держит данное им слово. Умный, хитрый и жестокий противник. Имеет непререкаемый авторитет среди мятежников, сильное влияние на мирное население контролируемых зон в Панджшере. Опытный конспиратор, скрытен и осторожен, тщеславен и властолюбив.
Анализ ближайшего окружения Ахмад Шаха позволяет сделать вывод: не доверяет в полной мере ни одному из своих подчиненных. Опасаясь усиления авторитета лиц из ближайшего окружения, сознательно не вводит должности заместителей. Наиболее близкие к нему доверенные лица и советники, как правило, не имеют высоких официальных должностей в группировке ИОА.
Уделяет постоянное внимание обеспечению своей безопасности. Личная охрана подобрана из преданных ему лиц. Постоянно при нем до трех телохранителей. Отмечаются относительно частые изменения в составе ближайшего окружения и личной охраны. Постоянной резиденции не имеет. Все время меняет места расположения. Передвигается пешком, верхом на лошадях или на автомобиле УАЗ-469.
Религиозен, строго соблюдает мусульманский образ жизни. В быту скромен и неприхотлив. Вынослив. Одевается скромно, как правило, носит форму полувоенного покроя и нуристанку (головной убор из шерсти типа берета). Личное оружие — АКСУ и пистолет.
В целях дезинформации о деятельности Ахмад Шаха и местах его пребывания распространяются слухи среди местного населения; он также действует через агентуру, внедренную в различные государственные учреждения, вплоть до высших слоев партийно-правительственного аппарата — министерство государственной безопасности и министерство обороны. Распространению дезинформации о деятельности Ахмад Шаха способствует ставшая легендарной его полумифическая личность. Многие афганцы охотно принимают самые невероятные истории о его победах, верят в них и способствуют их дальнейшему распространению, как правило, приукрашивая.
Ближайшие родственники (отец, братья и сестры) в основном проживают в Пешаваре (Пакистан).
Из досье ГРУ ГШ ВС СССР на Ахмад Шаха, 1980 год