Спортивный туризм, турмногоборье, ориентирование и экстремальный туризм как форма патриотического воспитания у школьников
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
Патриотизм– это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери".
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.
Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству - одна из задач педагогического коллектива учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Изучение родного края по средствам элементам спортивного туризма, также является одной главной составляющей привития патриотического сознания школьникам.
Положительное воздействие на привитие патриотизма оказывает спортивное ориентирование, особенно в детском возрасте.
Во-первых, образовательно-воспитательные функции занятия ориентированием формируют топографо-картографические знания; элементарные знания в области физиологии и гигиены, методики тренировочного процесса: способствуют формированию умений и навыков работы с картой и компасом, творческому отношению к использованию знаний, развитию личностных качеств (увлеченность, воля к победе, психологическая устойчивость).
Во-вторых, это благотворное влияние на общественное развитие и здоровье. Массовость вида спорта в немалой степени обеспечена участием в соревнованиях тысяч и тысяч детей и подростков, увлекательность ориентирования для которых трудно переоценить. Для их спортивных занятий открыты десятки детско-юношеских спортивных школ с отделениями спортивного ориентирования.
Спортивный туризм - это экстремальный вид спорта, связанный с физическими и психологическими перегрузками. И для достижения спортивного результата (а в экстренных случаях и для физического выживания) жизненно необходимы такие качества, как взаимовыручка (сам погибай, а товарища выручай), коллективизм (интересы группы выше личных), терпимость к чужим недостаткам, уважительное отношение друг к другу.
Находясь в ситуации спортивного похода, дети постепенно начинают приходить к пониманию правильности этих понятий. Сама жизненная ситуация заставляет их приходить к этому.
Общее благополучие группы и лично каждого напрямую зависит от действий каждого участника группы, и дети непосредственно на себе чувствуют, как отражается на них действие отдельных членов группы. Например, ходовой день, идти тяжело, у каждого рюкзак, все несут груз. И допустим кто-то постоянно отстает, тормозит всю группу – значит, надо кому-то его разгрузить, взяв часть груза на себя. Что же касается режима ЧС (всё-таки горы, тайга), то детям, находясь в реальности спортивного похода, не сложно представить, скольких бед и несчастий удаётся избежать благодаря нормальным взаимоотношениям в группе.
Но ведь кроме потребностей тела есть и потребности души. Если человек чувствует плечо товарища, помощь и поддержку, то общий эмоциональный фон очень положителен, несмотря на всевозможные тяготы и невзгоды. И дети получают действительно удовольствие от похода. С учётом красот дикой природы положительные эмоции просто зашкаливают.
Многие вещи, которые иногда очень трудно объяснить детям в режиме нашей обыденной жизни, в спортивном походе становятся наглядны, доступны и понятны.
В таких условиях сказанное слово ложится на
благоприятную почву и дает добрые всходы, дети начинают не только слушать, но и слышать.
В результате у детей вырабатывается ответственность за свои действия, закрепляется правильная шкала ценностей. Дети начинают видеть и понимать, что любовь к ближнему – это основа общего благополучия, а личное благополучие напрямую зависит от общего.
Патриотизм – это любовь к Родине, это желание добра и процветания всем людям своей страны, это стремление сделать все от себя зависящее для общего блага, это понимание того, что общее благо выше личного.
Конечно, существует и много других аспектов патриотизма, но без этого все остальное -это лицемерие и бутафория. Спортивный туризм позволяет развить в детях именно эту главную суть патриотизма.
В современных условиях необходимо осуществлять воспитание принципиально нового типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должны внести и учреждения дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, поскольку туристско-краеведческая работа является самым комплексным видом воспитания и в то же время самым действенным в силу своей демократичности и гуманности, активно способствующим социализации личности.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более - патриотического - лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан.
Направления привития патриотизма:
1) Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2) Культурно-историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3) Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РК, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина Казахстана.
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам Казахстана, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
4) Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- изучение военной истории Казахстана, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Республики Казахстан, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь.
Изучив данный раздел, мы пришли к выводу, что экстремальный туризм следует внедрить как неотъемлемую составляющую в курс начальной военной подготовки. Наравне со спортивным туризмом, который способствует укреплению физического и психологического здоровья учащихся, став тем спортивным элементом, что разовьет в них такие качества, как ловкость, сила, смелость, упорство; экстремальный туризм восполнит потребность молодежи в полезном стремлении к приключениям, что придаст уверенность в себе. Кроме того, экстремальный туризм станет полезным и в медицинском смысле, позволит сформировать спортивное здоровое тело и будет поддерживать в тонусе сосудистую и дыхательную системы.