Герой Социалистического Труда

Два истребителя преследовали на большой высоте ускользающего вражеского бомбардировщика. Противник посылал одну за другой пулеметные очереди по атакующим. Вдруг один из них отвалил в сторону и резко пошел вниз.

— Вся в масле, фонарь забрызган, иду на вынужденную посадку, — услышала младший лейтенант Соломатина в наушниках голос своей ведущей, лейтенанта Кузнецовой.

Дрогнуло сердце за судьбу товарища, но воинский долг требовал: «Добей врага!» — и Зина Соломатина устремилась в новую атаку Почему-то стало трудно дышать, кислородная маска мешала, сковывала движения. Забыв про высоту, Зина сдернула маску и приникла к прицелу. Перекрестье легло на правый мотор «юнкерса». Пора! Длинная пулеметная очередь Густой дымный след потянулся за перешедшим в крутое пикирование бомбардировщиком.

Соломатина упорно преследовала противника, хотя чувствовала, как темная пленка заволакивает глаза и тошнота подступает к горлу.

Зина очнулась... Медленно возвращалось сознание и способность оценить обстановку. Взгляд упал на прибор, высота 2 тысячи метров Горизонт бешено вращался, самолет штопорил и быстро, слишком быстро приближался к земле. Летчица поставила рули на вывод из штопора, истребитель еще крутанул виток, чуточку помедлил и плавно перешел в нормальный полет.

Зина вздохнула с облегчением: теперь все в порядке.

Осмотреться, восстановить ориентировку и скорей на свой аэродром. Горючее на исходе, кислород весь использован.

Крепкое здоровье, хорошая спортивная закалка, тренированная воля и отличная техника пилотирования не раз выручали Зину Соломатину в воздушных сражениях. 96 боевых вылетов совершила она на своем «Яке».

После демобилизации из армии Зинаида Федоровна Соломатина пришла в Гражданский Воздушный Флот. Сначала на легких самолетах перевозила больных, доставляла консервированную кровь и медикаменты. Затем, после окончания школы высшей летной подготовки, стала водить тяжелые двухмоторные корабли.

Днем и ночью в сложной метеообстановке водит Зинаида Федоровна свой самолет по воздушным трассам Родины. За 20 лет летной службы она безаварийно налетала 2 миллиона километров и пробыла в воздухе более 10 тысяч часов.

Дружный, сплоченный экипаж Соломатиной З. Ф. систематически перевыполняет свой производственный план, отлично обслуживает пассажиров. Зинаида Федоровна — волевой и требовательный командир и в то же время внимательный и отзывчивый товарищ. Депутат городского Совета, она всегда находит время выслушать своих избирателей и помочь им.

Боевая летчица Зинаида Федоровна Соломатина за самоотверженный труд на благо Родины была удостоена высокого звания Героя Социалистического Труда, а в ноябре 1961 года в Кремле она, делегат исторического XXII съезда Коммунистической партии Советского Союза, принимала участие в утверждении новой Программы партии — программы построения коммунистического общества в СССР. [280]

Нина Потапова, комсорг полка. Пилот Галина Бурдина

Мне давно хотелось побывать в Риге, но жизнь складывалась так, что попасть в этот древний красивый город как-то не удавалось.

И вот совершенно неожиданно мне предложили поездку в Ригу в качестве гостя на первый съезд научно-технического общества работников коммунального хозяйства и городского транспорта. Предложение это меня очень обрадовало.

На следующий день, рано утром, наша делегация на автобусе выехала из Москвы. Пользуясь тем, что машины не успели еще покинуть своих гаражей, мы быстро выбрались на Минское шоссе, широкое и прекрасно асфальтированное.

Мне невольно вспомнился конец 1942 года. Шла война. По Минскому шоссе беспрерывной лентой двигались танки и самоходные орудия; закутанные брезентом, колонной шли мощные «катюши», спешили к линии фронта войска. В сторону Москвы с ранеными бойцами шли санитарные машины. Сейчас на мирном шоссе было тихо.

В Ригу меня влекло еще и то, что я мечтала повидать свою однополчанку — летчицу Галину Бурдину. С ней меня связывала давняя фронтовая дружба.

Галя прибыла в полк, когда он был в основном сформирован. Уже в то время она была опытным пилотом, работала летчиком-инструктором в Свердловске. Как сейчас помню Галю — стройная, с черными косами, с задорно вздернутым носиком. Веселая, общительная, она быстро вошла в коллектив, и комсомольцы второй эскадрильи избрали ее своим вожаком. [281]

В один из декабрьских дней 1942 года Галя Бурдина, Ира Олькова и Рая Беляева во главе с командиром полка взлетели в воздух. Они должны были сопровождать до линии фронта, до Средней Ахтубы, «Ли-2». В самолете находился член Военного совета фронта Н. С. Хрущев.

Два дня весь полк жил в тревоге. Наконец туман, закрывавший аэродром, поднялся, четыре истребителя показались на горизонте.

С большим волнением и интересом слушали мы рассказ Раи Беляевой об этом полете.

— Туман сопровождал нас до самой Ахтубы. Видимость плохая. «Ли-2» летел, чуть не касаясь макушек деревьев. Мы шли вплотную, чтобы не потерять его из виду. Полет был очень напряженным. На место прибыли точно.

В обратный путь лететь было нельзя: туман еще больше сгустился. Погода явно нелетная. Никита Сергеевич едет в лагерь военнопленных и приглашает нас посмотреть живых, настоящих «фрицев». Едем на полуторке. Лагерь обнесен изгородью. Во дворе большие землянки. Топятся печи. У кухни очередь. «Завоеватели» получают горячую пишу.

Комендант докладывает Никите Сергеевичу Хрущеву, что один пленный лейтенант просит принять его. Подходит средних лет немец. Говорит много, торопится. Он инженер-химик, в армию взят с завода в сорок втором году. Командовал зенитной батареей. Подговорил всю батарею сдаться в плен. Роздал каждому русские пропуска. По батарее открыли огонь: бежать удалось лишь одиннадцати, остальные погибли. Он против войны и гитлеризма. У него жена и дети в Гамбурге. Он их любит. На глазах слезы. Просит поместить его отдельно от эсэсовцев и скорее отправить на работу. Он будет честно трудиться, чтобы опять вернуться в семью, в Германию. Товарищ Хрущев обещает удовлетворить его просьбу. Потом нас сфотографировали вместе с Н. С. Хрущевым. [282]

За отличное сопровождение товарищ Хрущев объявил летчицам благодарность.

Мне не пришлось долго служить вместе с Галей. Вскоре меня назначили комсоргом в одну из воздушно-десантных бригад, но я с любовью продолжала следить за боевыми делами своих бывших однополчан. С радостным волнением ждала я теперь встречи со своей подругой.

...После утреннего заседания съезда я пешком отправилась разыскивать дом, где живет Галя. Улица, на которой она жила, начиналась от памятника Владимиру Ильичу, у подножия которого яркой радугой пестрели цветы, высаженные заботливыми руками рижан.

Галя не меньше меня обрадовалась неожиданной встрече. Мысли и чувства вернулись к тем дням, когда вся наша жизнь была подчинена одной обшей цели — делу победы над врагом.

Вот что она мне поведала.

* * *

В первых числах февраля 1944 года Галя Бурдина в паре с командиром полка вылетела на штурмовку наземных войск, В районе Корсунь-Шевченковского они встретили 10 вражеских самолетов «юнкерс-52», шедших под прикрытием 12 истребителей «мессершмитт-109». [284]

Выбрав цель, командир полка пошел в атаку. Бурдина зорко прикрывала его. Незаметно подкравшись, враг пытается атаковать самолет ведущего. Видя, что командир в опасности, Галя решительно и смело пошла в атаку. Длинная очередь по вражескому истребителю! Не выходя из отвесного пике, он врезается в землю. Галя вновь пристраивается к командиру, и они уже вдвоем сбивают «юнкерс». Два самолета, сбитые в одном бою, — неплохие трофеи.

Несколько позже, в первых числах апреля того же года, Галя провела еще один замечательный воздушный бой.

Полк базировался на аэродроме Скоморохи и прикрывал с воздуха железнодорожные узлы Житомир, Фастов, Коростень, Жмеринка. Днем и ночью дежурные самолеты стояли на старте и по сигналу боевой тревоги поднимались в воздух.

Однажды аэродром вышел из строя: накануне сутки подряд шел густой снег, люди не успевали расчищать взлетную дорожку. Невозможно было оборудовать ночной старт. Но противник готовил новый налет, и надо было его встретить.

Предстоял взлет без ночного старта. Когда предложили лететь добровольцам, все летчицы поднялись со своих мест. Тогда командир полка приказал выруливать на старт Гале Бурдиной, Тамаре Памятных и Клаве Панкратовой.

Когда я расспрашивала теперь Галю об этом бое, оно вспоминала:

«Я села в кабину и запустила мотор. Настроила радио на прием и внимательно ожидала сигнала, хотя в глубине души не верила, что сигнал поступит, — взлетать при таком состоянии аэродрома было необычайно сложно и опасно. Но противник шел на Коростень. Зеленая ракета взвилась, по радио мне сообщили квадрат, и я взлетела.

На подходе к Коростени я увидела зарево — это немецкие ракеты освещали город. Передав по радио, что вижу цель, я получила приказ стрелять из всех видов оружия, чтобы создать у противника впечатление о большой группе наших самолетов. Выйдя на фон осветительных ракет, я увидела самолет противника «юнкерс-88». Боекомплект уже был на исходе. Подойдя как можно ближе к противнику, я нажала на гашетку пушки. От последней очереди фашист загорелся и огненным шаром понесся к земле.

Приземлившись, я узнала, что Памятных и Панкратова тоже взлетели. Панкратова уже села, а Памятных все нет, хотя по времени у нее должен кончиться бензин. Связь с ней тоже отсутствовала.

Я еще не успела выйти из самолета, как вдруг слышу — тарахтит мотор. Это возвращалась Тамара. Оказалось, что у нее испортилась связь и она не слышала команды, хотела [285] лететь на Киев, но, видя, что кончается бензин, в целях экономии уменьшила шаг винта и дотянула до своего аэродрома».

* * *

После войны краснозвездный «ястребок» Галя сменила на самолет с красным крестом на борту.

По срочному вызову в любую погоду Галя ведет санитарный самолет в отдаленные районы, доставляет хирурга и медикаменты к тяжелобольному, вывозит пострадавшего лесоруба, спасает жизнь молодому трактористу.

...В кабине самолета рядом с Галиной Павловной занимает место врач. Предстоит полет в отдаленный район Латвии, где в тяжелом состоянии находятся мать и ребенок. Полет осложняется плохой видимостью, низкой облачностью, порывистым ветром. Летчица предупреждена — выбор посадочной площадки предоставлен ей самой, аэродрома поблизости нет. Но за плечами Галины Павловны огромный опыт военного летчика, отличная техника пилотирования, умение прекрасно ориентироваться на местности и точный глазомер.

Полтора часа полета — и поселок под крылом самолета. Наметанный глаз пилота замечает небольшой ровный лужок на окраине поселка, где можно «пристроиться». Сделав круг, Галина Павловна заходит на посадку. Сильный боковой ветер рвет машину из рук. Самолет проносится над крышами строений, легко приземляется и, пробежав несколько десятков метров, останавливается. Только когда самолет замер на месте, пассажир — старый хирург, увидя вокруг «аэродрома» строения и густые кусты, понял всю сложность посадки и мастерство летчицы.

Через несколько часов стало известно, что операция прошла удачно, мать и ребенок живы. [286]

Вера Тихомирова, заместитель командира полка по политчасти. Они стали коммунистами

Шли бои. С каждым днем, с каждым новым боевым вылетом росли и мужали комсомольцы нашего полка.

Все чаще и чаще в повестке дня партийных собраний ставился вопрос о приеме в партию. «Прошу принять меня в ряды Коммунистической партии, обязуюсь беззаветно служить делу Ленина, до конца своей жизни быть верным, преданным бойцом Советской Родины», — писали в своих заявлениях летчики, механики, мотористы, не раз уже проявившие мужество и отвагу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Уже в декабре 1942 года партийная организация насчитывала в своих рядах более 70 коммунистов вместо 30, пришедших в полк в начале войны. И чем тяжелее были условия и сложнее обстановка, тем мужественнее и сплоченнее был наш коллектив.

Большим другом, душой всего личного состава была парторг полка капитан Касаткина Клавдия Ивановна. Она всегда была среди девушек, знала их нужды, вместе с ними делила их радости и невзгоды. Всюду она была нужна: на стоянке, на старте, в столовой, в мастерских, в общежитиях. И девушки любили ее, шли к ней и в радости и в горе.

— Товарищ капитан, Рита Кокина написала новую песню про нашу жизнь технарскую. Идите с нами петь! — дружно зовут Клавдию Ивановну «технари».

И вскоре из землянки несется шуточная, веселая песня:

На стоянку мы пришли,
Там работу нам нашли. [287]
Чистим пушки, элероны
И меняем фрикционы.

Мы до блеска трем машины:
Фюзеляж, гаргрот, кабину.
Быстро движется работа.
Закрываем мы капоты.

И под плоскость — «добирать!»,
Кто — в траву,
Кто — загорать!

А позже парторг ходит вдоль стоянки зачехленных самолетов, обняв за плечи худенькую кареглазую комсомолку летчицу Машеньку Батракову, у которой отец и сестренка остались в оккупированном фашистами Красноармейске. Клавдия Ивановна знает, куда направить боль ее сердца, жгучую ненависть к врагу. Маша Батракова становится агитатором эскадрильи. Ее беседы, политинформации, страстные призывы — бить врага беспощадно! — поднимали боевой дух подруг, укрепляли веру в победу.

Большие и сложные задачи встали перед партийной организацией, когда полк перебазировался в район Орловско-Курской дуги.

Завод, вблизи которого расположился полк, был взорван фашистами при отступлении. В разрушенных корпусах, без тепла и света, с деревянными сходнями вместо лестниц было оборудовано общежитие. Минеры разминировали только взлетную полосу и рулежную дорожку. От летчиц в таких условиях требовались огромная выдержка и очень точный расчет на взлете и при заходе на посадку.

Гитлеровское командование сосредоточило в районе Курска, Орла и Белгорода около девятисот тысяч солдат и офицеров, более 2 тысяч самолетов, около 3 тысяч танков и около 10 тысяч орудий и минометов. Один за другим следовали массовые, звездные налеты фашистских [288] бомбардировщиков на железнодорожные узлы и мосты, охраняемые нашей истребительной авиацией.

На партийных собраниях коммунисты обсудили вопросы боевой работы полка в новых условиях, о тренировке и вводе в строй молодого пополнения летчиц. Молодые коммунисты, лучшие агитаторы младший лейтенант Батракова, сержант Федосова, сержант Костюкова, парторги эскадрилий проводили политинформации о положении на фронте, разъясняли приказы командования, рассказывали о подвигах советских воинов, о героическом труде рабочих в тылу. Прямо на старте выпускались боевые листки и «молнии», бессменным редактором которых была летчица Рая Сурначевская.

Ни одно событие в жизни полка не проходило мимо внимания партийной и комсомольской организаций. На одном комсомольском собрании «героем дня» была Валя Лисицина, уничтожившая в паре с командиром полка четыре самолета противника, на другом — обсуждался беспримерный бой Раи Сурначевской и Тамары Памятных против 42 бомбардировщиков, из которых они сбили четыре.

В одном бою погибла Рая Беляева — командир эскадрильи, одна из лучших летчиц полка, Бесстрашная, порой дерзкая и в то же время душевная и верная в дружбе. Рая была общей любимицей. Ее гибель глубоко потрясла девушек. Болью и гневом [289] проникнуты были речи всех выступавших на партийном собрании, посвященном памяти Раи, и все клялись отомстить врагу за гибель подруги. Прямо с собрания все отправились к самолетам, чтобы по первому сигналу подняться в воздух на бой с противником.

В августе полк получил приказ перебазироваться в Касторную. Партийное бюро выделило лучших коммунистов и комсомольцев в оперативную группу, которая должна подготовить аэродром, жилье, столовую, штаб. Работа этой группы очень ответственна. Особенно трудно здесь приходилось механикам: пока прибудет эшелон с техсоставом и оборудованием, все боевые вылеты обслуживает небольшая группа. Пока одни истребители вылетают по тревоге, механики, вооруженцы, радисты бегут к другим машинам, заправляют горючим и смазочным, пополняют боекомплект, ремонтируют подбитые самолеты.

Парторг Касаткина идет от Одной группы к другой: прочитает сводку Совинформбюро, передаст письмо девушкам из дома, поговорит с редактором боевого листка, засучив рукава поможет сменить винт на моторе. Усталые «технари» оживляются — работа кипит.

Однажды не вернулась из боевого вылета молодая летчица младший лейтенант Смирнова Тая. Мы облетели с командиром эскадрильи Ямщиковой весь район, запросили все посты ВНОС, но так и не смогли получить никаких сведений, и считали ее погибшей.

На партийном собрании состоялся суровый разговор о воинской дисциплине в бою, об ответственности ведущего за потерю своего ведомого, о слетанности боевой пары. Позднее мы нашли Таю Смирнову в госпитале и узнали подробности того воздушного боя.

...Лавируя с набором высоты среди нагромождения кучевых облаков, два истребителя начали разворот на курс, переданный с КП полка. Вдруг Смирнова заметила справа мелькнувший силуэт самолета. «Противник!» Передатчика на самолете Смирновой не было, предупредить ведущего нет времени. Боясь упустить вражеского разведчика, Тая резко развернулась вправо и тут же увидела уходящий к линии фронта фашистский самолет. Форсируя мотор, она бросилась за ним в погоню. Расстояние между самолетами сокращалось. Не сдержавшись, Тая с большой дистанции открыла огонь. Фашист заметил атакующий его истребитель и перешел в крутое пикирование. Сблизившись еще, Тая дала прицельный залп по мотору. С крыла фашистского самолета потянулся дым. Линия фронта где-то совсем близко, противник может уйти! Тая снова заходит для атаки. В это мгновение она ощутила сильный удар, и левая плоскость самолета полыхнула огнем... [290]

Горящий истребитель приземлился вблизи расположения наших войск. С трудом удалось вытащить из него потерявшую сознание летчицу. Тяжелый перелом ноги, сильные ожоги, большая потеря крови надолго приковали Таю к госпитальной койке.

За проявленное мужество в бою Тая Смирнова была награждена орденом Отечественной войны.

После разгрома гитлеровских войск на Курской дуге линия фронта быстро продвигалась на запад. В ноябре 1943 года мы перелетели на Киевский аэродром.

В жутких развалинах предстал перед нами Киев: горы битого кирпича, остатки стен, застрявшая в перекрытии бомба... Но город уже живет. Торопливо идут люди, пробираясь через груды развалин, работают общественные учреждения, и уже заседает Верховный Совет республики.

Парторганизация вместе с командованием полка еще раз проверили подбор боевых пар, звеньев, эскадрилий. В каждом экипаже непременно были коммунисты и комсомольцы. [291]

Очень много работы у «ночников». Фашистские бомбардировщики рвутся к узловой станции Дарница и к мосту через Днепр. Летчицы стойко обороняли переправу: ни одному бомбардировщику не удалось прорваться сквозь заградительный огонь наших истребителей.

На одном из партийных собраний обсуждался вопрос «О личном примере комм|унистов в бою». Летчицы Демченко Аня и Бурдина Галя, отличившиеся на штурмовке Корсунь-Шевченковского «котла», делились с товарищами своим опытом. За отличное сопровождение особо важного самолета благодарность от командующего фронтом получили четыре экипажа под командованием командира эскадрильи Памятных Тамары. Она сделала очень интересный и полезный разбор этого полета.

К этому времени партийная организация приняла в свои ряды еще 45 человек. Заметно выросли и возмужали наши девушки, бывшие юные комсомолки, ныне молодые коммунисты, — стали более подтянутыми, серьезными и зрелыми.

Зима 1943 года не отличалась мягкостью. На аэродром приходилось ездить на автомашине, потому что поблизости жилья не было. Часто собрания, политинформации проводились прямо на старте, в санитарной машине, под плоскостью самолета.

Ранней весной 1944 года мы перебазировались в Житомир. Здесь мы устроились хорошо. Смогли оборудовать ленинскую комнату, где организовали фотовитрину, выпускали бюллетень военных сводок, хорошо оформленную стенгазету. В ленинской комнате проводили вечера художественной самодеятельности полка.

Талантов среди девушек было хоть отбавляй! Особо хочется сказать о Тане Иванчук. У этой девушки золотые руки: она и электрик, и радист, и моторист. Отлично знала материальную часть самолета, любовно и заботливо ухаживала за ней. В дни боевого дежурства она всегда раньше всех на аэродроме. Крепкая, сильная, по-мужски орудует инструментом, таскает тяжелые аэродромные аккумуляторы, баллоны со сжатым воздухом. Короткие волосы, походка вразвалочку делают ее похожей на мальчика. Недаром друзья любовно прозвали ее «Мишкой». Таня — активная комсомолка. Она член комсомольского бюро полка, комсорг эскадрильи, редактор стенгазеты, организатор художественной самодеятельности — везде работает с неиссякаемой энергией, всюду вносит комсомольский задор.

* * *

Жар.кое лето было в 1944 году. Утомительно было целый день работать на аэродроме, под палящим солнцем, в плотной гимнастерке, тяжелых сапогах. [292]

Как-то в перерыве между полетами группа девушек с разрешения командира поехала на речку выкупаться. На следующий день заболели несколько девушек: поднялась температура, появились странные ожоги на теле, особенно на ногах и спине у тех, кто лежал на траве у реки. В чем причина? Оказалось, что завербованный немцами и оставшийся в тылу враг вредил чем мог. Каждое утро по берегу реки разливался раствор иприта. От него-то и появились ожоги на теле |у девушек. На несколько дней они вышли из строя. Одновременно на аэродроме были разбросаны всевозможные безделушки — пластмассовые лягушки, цветные шарики, авторучки, заряженные взрывчаткой.

На повестку партийных и комсомольских собраний встал вопрос о бдительности.

Много внимания уделяли партийная и комсомольская организации взаимной выручке в бою. Однажды случилось гак. Наши истребители прикрывали полк бомбардировщиков. Полк этот был мужской. И вот при возвращении с боевого задания один бомбардировщик был подбит и шел на одном моторе. Летчик, напрягая все силы, стремился дотянуть до своей территории. Прикрывавшая его летчица Зоя Пожидаева близко подошла к хвосту самолета, чтобы не потерять его из виду в случае вынужденной посадки. Летчик-бомбардировщик, видя, что [293] над ним близко висит «ястребок», и, опасаясь его винта, начал в воздухе ругаться. На следующий день, когда командир объявил десятку летчиков на боевой вылет, неожиданно для всех Зоя Пожидаева заявила:

— Товарищ командир, я в полет не пойду.

— Почему? В чем дело?

Оскорбленная недостойным поведением своего соседа, она отказывалась прикрывать таких летчиков. Когда об этом случае узнали в полку, летчик просил простить его. В напряженном состоянии, стараясь довести подбитый самолет до своего аэродрома, он совсем забыл, что летчик-истребитель была девушка.

Шло время, крепла и росла боевая слава полка. По-боевому решала большие и сложные вопросы партийная организация, умело воспитывала свой личный состав.

Зимой 1944 года в труднейших метеоусловиях полк перелетел через Карпаты и встал на оборону венгерского города Дебрецен. А через некоторое время перебазировались под Будапешт.

Радостно встретили девушки нашего полка весть о победе!

9 мая 1945 года в Будапеште, на зеленом поле аэродрома, выстроился полк. Командиры эскадрилий доложили о боевой готовности своих экипажей. [294]

На этом митинге мы с гордостью подвели итоги нашей боевой работы: полк произвел 4419 боевых вылетов, сбито 38 самолетов противника, ни одна вражеская бомба не упала на охраняемые полком объекты. Весь личный состав награжден орденами и медалями Советского Союза.

На последнем партийном собрании, на торжественных проводах коммунисты обещали так же честно и самоотверженно трудиться на производстве, высоко нести боевую честь своего полка. Клялись не забывать дружбу, скрепленную кровью погибших подруг.

Сейчас наши однополчане в боевом строю великой армии строителей коммунистического общества.

Примечания

{1}Валентина Степановна Гризодубова.

{2}Галина Ольховская погибла в ноябре 1961 года при автомобильной катастрофе.

{3}АНО — аэронавигационные огни (на крыльях и хвосте самолета).

{4}ГАИШ — Государственный астрономический институт имени Штерн­берга.

{5}Последняя запись в дневнике Жени Рудневой. В ночь на 9 апреля 1944 года она погибла смертью храбрых, совершая свой 645-й боевой вылет.

{6}ВНОС — воздушное наблюдение, оповещение, связь.

{7}Учебный самолет «У-1».

{8}Бензозаправщик.

Наши рекомендации