МО в АТР- политика Японии. Японо-китайские, японо-американские, японо-советские отношения.
В 1947 г. в Японии была принята Конституция, согласно которой страна отказывалась иметь армию и использовать военную силу для решения международных проблем. Однако за прошедшие неполные 50 лет этот декларативный подход претерпел серьезные изменения. Всего через три года после вступления в силу Основного закона Кабинетом министров страны с санкции американских оккупационных властей было принято решение о создании резервного полицейского корпуса (75 тыс. человек), состоявшего из 4 дивизий. Затем он был переименован в корпус национальной безопасности, численность которого была доведена до 110 тыс. человек. Вполне понятно, что подобное военизированное формирование было не в состоянии решать весь комплекс задач, связанных с обеспечением все той же национальной безопасности. Распад СССР значительно уменьшил "угрозу с севера". Однако Япония по-прежнему не может чувствовать себя в полной безопасности, так как правопреемница Советского Союза - Россия - обладает значительной военной мощью, что в совокупности с политической нестабильностью порождает серьезные опасения у Токио. Не следует забывать и о возможности обострения российско-японского территориального спора по поводу принадлежности так называемых северных территорий, под которыми подразумеваются, в первую очередь, четыре южных острова Курильской гряды: Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи. В настоящий момент трансформация этой проблемы в серьезный военный конфликт весьма маловероятна,но в Японии существуют определенные силы, крайне заинтересованные в дальнейшей "раскрутке" этого вопроса. Это связано в том числе и с попыткой ревизии итогов второй мировой войны. Наибольшую обеспокоенность руководства страны вызывает потенциальная возможность широкомасштабной военной экспансии со стороны материкового Китая или Северной Кореи, чья внешняя политика также не отличается предсказуемостью. КНР активно продолжает работы над своей ядерной программой, не собираясь в обозримом будущем присоединяться к Договору о запрещении испытаний ядерного оружия. Помимо этого китайцы закупают у России истребители Су-27, способные в случае развязывания конфликта создать непосредственную угрозу как для самой Японии, так и для ее жизненно важных морских коммуникаций. Особую же озабоченность стратегов из УНО вызывают попытки Китая приобрести или построить несколько авианосцев. Опасность, исходящая от КНДР, тоже оценивается на Японских островах как весьма серьезная. Предполагается, что Северная Корея сумела добиться немалых успехов в создании собственного ядерного оружия. Имеющиеся на вооружении Корейской народной армии ракеты средней дальности "Нодон-1" вполне в состоянии поражать объекты, расположенные в западной Японии, а более современные "Нодон-2" могут спокойно долететь до цели, удаленной от точки пуска на 1,5-2 тыс. километров. Насколько же сама Япония готова противостоять этим и другим угрозам? Полностью полагаться на партнера по соглашению в случае эскалации конфликта с одним из соседних государств, пожалуй, не приходится. Все может измениться, в том числе и в отношениях между Японией и США. В таком случае Стране восходящего солнца придется самой решать проблемы обеспечения национальной безопасности.
Япония-КНР - Факторы отчуждения: 1.Последствия 2-й мировой войны, восприятие Японии в КНР как агрессора. 2. В КНР периодически вспоминают о проблеме военных репараций.3. Тайвань (признав Тайвань "неотъемлемой частью территории Китая", Япония в то же время ни в коем случае не хотела бы его фактического объединения с КНР) Важным явлением в японской политике в 70-х гг. стал поворот в отношениях с КНР на развитие с ней всесторонних связей - 1972-1978 гг. был заключен ряд соглашений ( январь 1974 г.-торговое соглашение с принципом наибольшего благоприятствования; апрель 1974 г. - соглашение о прямом воздушном сообщении; ноябрь 1974 г. - о мореплавании; август 1975 г. - о рыболовстве) - 12 августа 1978 года был подписан договор о мире и дружбе - к середине 80-х гг. были налажены регулярные групповые совещания министров, создана система консультаций между ведущими правительственными органами - Япония является крупнейшим торговым партнером КНР - происходит осторожное налаживание контактов между военными ведомствами - сложный узел противоречий сосдают различные проблемы, связанные с расширением контактов между Токио и Тайбэем
Япония-США
Основой японской внешней политики в данный период является ее ориентация на сотрудничество с США. В сентябре 1951 Сша и большинство других стран, участвовавших в войне с Японией, подписали Сан-Францискский мирный договор, в основу которого был положен американо-английский проект. Со вступлением договора в силу в апр 1952 окончилась американская оккупация Японии . Одновременно с подписанием мирного договора США заключили с Японией договор о безопасности, согласно которому они получили неограниченное право неограниченное время держать в Японии свои вооруженные силы и использовать их по своему усмотрению. В 1960 этот договор был заменен договором о “взаимномсотрудничестве и гарантии безопасноси”, который предоставил США право иметь не только войска, но и военные базы, а Японии- наращивать военный потенциал. В 1969 году этот договор был продлен на неопределенный срок. в июле 1954 г. из недр правительства появился закон о силах самообороны и об учреждении Управления национальной обороны (УНО). Согласно этому нормативному акту корпус национальной безопасности упразднялся, а на его базе создавались сухопутные, военно-воздушные и военно-морские силы самообороны, организация управления которыми возлагалась на УНО. Все эти годы основным, если не единственным, стратегическим союзником Японии были Соединенные Штаты. В настоящий момент контингент американских войск, расположенных на Японских островах, достигает 47 тыс. военнослужащих, что составляет весьма значительную часть всей группировки войск США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Взаимоотношения с заокеанским партнером строятся на основе подписанного еще в 1978 г. соглашения, определяющего основные направления японо-американского военного сотрудничества. Ожидается, что в 1996 г. будет подготовлен новый документ, согласно которому сфера взаимодействия вооруженных сил двух стран распространится на весь АТР. Предполагается, что внесенные поправки и изменения будут предусматривать возможность совместных действий не только в случае прямой военной угрозы Японии, исходящей от третьей страны, но и при возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации в регионе, например, обострения корейского конфликта или агрессии Китая против "мятежного острова" Тайвань. Ряд экспертов и аналитиков считает, что новая редакция концепции сотрудничества будет содержать положения о возможности привлечения японских военно-морских сил самообороны к действиям по блокаде морских коммуникаций, об использовании американскими войсками гражданских объектов на территории Японии в случае резкого обострения ситуации на Дальнем Востоке, о принципах совместного участия в миротворческих, спасательных и других операциях, проводимых под эгидой ООН. В перспективе возможна также отмена так называемых географических ограничений на самооборону, так как в настоящий момент зона реагирования Японии на нападение извне распространяется только на территории самих островов, территориальные воды и воздушное пространство страны. Военные чины из УНО, а также многие члены правительства и парламента полагают, что эта сфера должна быть расширена для эффективного предупреждения ударов управляемых ракет. Вполне понятно, что внесение столь серьезных корректив в двустороннее соглашение, вызвано, в первую очередь, изменением геополитической ситуации в мире и в АТР. В целом же в военном аспекте Страна восходящего солнца продолжает ориентироваться на США, выступающие, по мнению японцев, в роли надежного гаранта региональной безопасности. Однако сама Япония, обладающая мощным экономическим потенциалом, имеет сейчас неплохие возможности для повышения своей значимости в мире, что во многом связано с окончанием холодной войны.
Япония – СССР.
В начале 70-х, как мы помним, неудачей окончились попытки СССР и Японии договориться об островах, до сих пор остающихся главной проблемой. Договора о формальном мирном урегулировании так и нет, хотя это вовсе не повод говорить о “состоянии войны“. У Японии было две линии поведения – декларация 56 подразумевала передачу 2 о-вов после заключения мирного договора или 4 о-ва сразу (в начале 90-х). В 70-х Токио предполагал, что Москва дезавуирует заявление об отказе от принципа 56, но та не согласилась. Как следствие, усилилась позиция тех сил в Токио, которые считали китайское направления более перспективным.
Несмотря на расширение эконом сотрудничества (в т.ч. японские кредиты), из-за усиления воен присутсвия СССР на Дальнем Востоке, в том числе и на Курилах, и угона МиГа-23 в 76 (Москва заявила об отказе от 56 даже в случае переговоров по мирному договору) +трения по рыбе усложнили в конце 70- наши отношения, тем более что надавили США. В рамках НПМ СССР в Азии Горбачев высказался и за добрососедские отношения с Токио, что было встречено с пониманием. Япония проявляет заинтересованность в эконом сотрудничестве с нами – это позволит и достичь урегулирования по о-вам. Как следствие, с сер 80-х отношения стали улучшаться, произошел обмен визитами (хотя в полит сфере это осталось доброжелательными декларациями). Москва формально выразила озабоченность желанием Токио присоединиться к СОИ и вообще пособничеством американскому империализму, желает подтверждения безядерных принципов. Настаивание Токио на решении чисто символической проблемы о-вов, пусть и при соблюдении дип этикета, тоже не способствовало.