Процедура деятельности МУТ по Югославии.

В самом Уставе закреплены те принципы, которые характерны для уголовной ответственности ФЛ в МУП:

1) должностное положение не освобождает от ответственности;

2) командир будет нести ответственность на нарушение норм МГП, если знал или должен был знать о таких нарушениях и ничего не предпринял;

3) исполнение приказа начальника не освобождает от ответственности, но может быть смягчающим обстоятельством.

Прокурор готовит обвинительное заключение, оно должно быть утверждено судьей из камеры. После этого суд принимает решение о выдаче ордена на арест. Здесь нужна помощь государства для того, чтобы представить суду это лицо. Для обеспечения помощи суду между МУТ по Югославии и государствами заключено Соглашение о передаче МУТ лица, в отношении которого выдан орден на арест.

После того как лицо предстает перед судом должны быть обеспечены все процессуальные гарантии (адвокат, переводчик, право не давать показания против себя).

Виды наказания: только тюремное заключение, вплоть до пожизненного.

МУТ по Югославии провел более 142 судебных заседаний.

МУТ по Югославии должен был завершить свою работу к 2009г., но он до сих пор работает.

Общий принцип: как только закончат рассмотрение дел, на этом МУТ по Югославии закончит свое действие.

Отбытие наказания

Здесь государства предоставляют свою помощь (свои места лишения свободы). Большинство лиц отбывают наказание в Нидерландах.

Амнистия

Национальный суд не может решить этот вопрос, даже если в государстве предусмотрена амнистия. Обращаются в Председателю МУТ, он может сократить срок лишения свободы, но таких прецедентов пока не было.

МУТ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ РУАНДЫ

Само правительство Руанды обратилось в ГенСеку ООН, т.к. не могло привлечь к ответственности виновных лиц.

МУТ по Руанде был создан на основе резолюции СБ в 1994г.

Как образец Устава МУТ по Руанде был взят Устав МУТ по Югославии.

Особенности МУТ по Руанде:

1) строго очерчен период совершения преступлений - с 1 января 1994г. по декабрь 1994г.

2) не только преступления, совершенные на территории Руанды, но и на соседних (пограничных) территориях.

Юрисдикция:

В отличие от юрисдикции МУТ по Югославии здесь нет преступления за геноцид!!!

1) Нарушение законов и обычаев войны,

2) Преступления против человечности, если они масштабно и системно нарушались,

3) Нарушение ст. 3 всех 4 ЖК 1949г. (про внутренние ВК).

Соотношение юрисдикции судов: параллельная юрисдикция с признание приоритета юрисдикции МУТ по Руанде.

Дело возбуждается прокурором и он имеет право просить о передачи дел национальными судами в МУТ (если идет затягивание процесса, нарушение процессуальных гарантий, есть намерение оправдать лицо). СБ может вынести резолюцию о передаче дела.

Структура: 2 палаты, 1 апелляционная палата, обвинители, прокурор.

16 постоянных и 4 непостоянных судьи, назначаются также как в МУТ по Югославии.

Вид наказания:только лишение свободы.

Деятельность суда носит временный характер, он должен был завершить дела к 2009г., но до сих пор работает. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы закрыть его, а дела передать национальным судам.

И правительство, и оппозиция были виновны в серьезных нарушениях МГП, однако к ответственности привлекается только оппозиция.

В доктрине идет речь о том, чтобы не рассматривать их как международные трибуналы, а рассматривать их как вспомогательные органы СБ ООН.

СМЕШАННЫЕ (ГИБРИДНЫЕ) СУДЫ

Начиная с 2000г. появились новые виды судов – смешанные трибуналы.

Цель из создания – привлечение к ответственности ФЛ за совершение серьезных нарушений МГП.

Их структура отличается от структуры международных уголовных трибуналов. Создание этих судов объясняется внутренними ВК, которые происходили на территории ряда государств (после убийства премьер-министра Ливана 2008г.

Везде происходили внутренние ВК, сопровождавшиеся грубыми нарушениями норм МГП или эти нарушения происходили в мирное время (как в Кампучии).

Сами эти государства были в состоянии политического кризиса, разброда, крушения судебной системы, не были в состоянии привлечь к ответственности виновных лиц.

Потому они обращались к ГенСеку ООН с просьбой создать суд для привлечения к ответственности виновных лиц. Суды учреждались на основе МД, заключенных между правительством государства и ООН в лице ГенСека.

!!! Неотъемлемым элементом такого соглашения является УСТАВ!

Смешанные (гибридные) суды.

2 действующих таких суда:

- Чрезвычайны суд по Сьера-Леоне,

- Чрезвычайные палаты по Камбоджа.

Наши рекомендации