Процедура деятельности МУТ по Югославии.
В самом Уставе закреплены те принципы, которые характерны для уголовной ответственности ФЛ в МУП:
1) должностное положение не освобождает от ответственности;
2) командир будет нести ответственность на нарушение норм МГП, если знал или должен был знать о таких нарушениях и ничего не предпринял;
3) исполнение приказа начальника не освобождает от ответственности, но может быть смягчающим обстоятельством.
Прокурор готовит обвинительное заключение, оно должно быть утверждено судьей из камеры. После этого суд принимает решение о выдаче ордена на арест. Здесь нужна помощь государства для того, чтобы представить суду это лицо. Для обеспечения помощи суду между МУТ по Югославии и государствами заключено Соглашение о передаче МУТ лица, в отношении которого выдан орден на арест.
После того как лицо предстает перед судом должны быть обеспечены все процессуальные гарантии (адвокат, переводчик, право не давать показания против себя).
Виды наказания: только тюремное заключение, вплоть до пожизненного.
МУТ по Югославии провел более 142 судебных заседаний.
МУТ по Югославии должен был завершить свою работу к 2009г., но он до сих пор работает.
Общий принцип: как только закончат рассмотрение дел, на этом МУТ по Югославии закончит свое действие.
Отбытие наказания
Здесь государства предоставляют свою помощь (свои места лишения свободы). Большинство лиц отбывают наказание в Нидерландах.
Амнистия
Национальный суд не может решить этот вопрос, даже если в государстве предусмотрена амнистия. Обращаются в Председателю МУТ, он может сократить срок лишения свободы, но таких прецедентов пока не было.
МУТ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, СОВЕРШЕННЫМ НА ТЕРРИТОРИИ РУАНДЫ
Само правительство Руанды обратилось в ГенСеку ООН, т.к. не могло привлечь к ответственности виновных лиц.
МУТ по Руанде был создан на основе резолюции СБ в 1994г.
Как образец Устава МУТ по Руанде был взят Устав МУТ по Югославии.
Особенности МУТ по Руанде:
1) строго очерчен период совершения преступлений - с 1 января 1994г. по декабрь 1994г.
2) не только преступления, совершенные на территории Руанды, но и на соседних (пограничных) территориях.
Юрисдикция:
В отличие от юрисдикции МУТ по Югославии здесь нет преступления за геноцид!!!
1) Нарушение законов и обычаев войны,
2) Преступления против человечности, если они масштабно и системно нарушались,
3) Нарушение ст. 3 всех 4 ЖК 1949г. (про внутренние ВК).
Соотношение юрисдикции судов: параллельная юрисдикция с признание приоритета юрисдикции МУТ по Руанде.
Дело возбуждается прокурором и он имеет право просить о передачи дел национальными судами в МУТ (если идет затягивание процесса, нарушение процессуальных гарантий, есть намерение оправдать лицо). СБ может вынести резолюцию о передаче дела.
Структура: 2 палаты, 1 апелляционная палата, обвинители, прокурор.
16 постоянных и 4 непостоянных судьи, назначаются также как в МУТ по Югославии.
Вид наказания:только лишение свободы.
Деятельность суда носит временный характер, он должен был завершить дела к 2009г., но до сих пор работает. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы закрыть его, а дела передать национальным судам.
И правительство, и оппозиция были виновны в серьезных нарушениях МГП, однако к ответственности привлекается только оппозиция.
В доктрине идет речь о том, чтобы не рассматривать их как международные трибуналы, а рассматривать их как вспомогательные органы СБ ООН.
СМЕШАННЫЕ (ГИБРИДНЫЕ) СУДЫ
Начиная с 2000г. появились новые виды судов – смешанные трибуналы.
Цель из создания – привлечение к ответственности ФЛ за совершение серьезных нарушений МГП.
Их структура отличается от структуры международных уголовных трибуналов. Создание этих судов объясняется внутренними ВК, которые происходили на территории ряда государств (после убийства премьер-министра Ливана 2008г.
Везде происходили внутренние ВК, сопровождавшиеся грубыми нарушениями норм МГП или эти нарушения происходили в мирное время (как в Кампучии).
Сами эти государства были в состоянии политического кризиса, разброда, крушения судебной системы, не были в состоянии привлечь к ответственности виновных лиц.
Потому они обращались к ГенСеку ООН с просьбой создать суд для привлечения к ответственности виновных лиц. Суды учреждались на основе МД, заключенных между правительством государства и ООН в лице ГенСека.
!!! Неотъемлемым элементом такого соглашения является УСТАВ!
Смешанные (гибридные) суды.
2 действующих таких суда:
- Чрезвычайны суд по Сьера-Леоне,
- Чрезвычайные палаты по Камбоджа.