Международные имплементационные процедуры Гаагской конвенции о защите КЦ 1954г.
Исполнительный регламент – принят в 1954г. совместно с Гаагской конвенцией 1954г. и рассматривается как неотъемлемая ее часть, по сути 1 Дополнительный протокол.
Все ценности делятся на:
- имеют большое значение,
- очень большое значение (всемирное наследие), обладают иммунитетом от нападения.
В отношении любых КЦ закреплено, что их должны уважать, а это значит, что их нельзя разрушать, совершать акты вандализма. Для контроля за соблюдением положений Гаагской конвенции создан сложный механизм контроля по исполнительному регламенту.
В состав контрольного механизма входят: представители государств по защите КЦ, Д-П, Генеральный комиссар по защите КЦ (назначаются государствами), инспекторы по защите КЦ (назначаются генеральными комиссарами).
Права Д-П:
- расследовать любой факт нарушения положений ГК 1954г.,
- сообщает о нарушения непосредственно Генеральному комиссару по защите КК.
Генеральный комиссар по защите КЦ обладает в этом смысле самыми большими полномочиями.
- Он имеет право сам расследовать те акты, которые связаны с нарушением норм МГП и он непосредственно формирует список КЦ, находящихся под специальной защитой (включены в международный реестр КЦ, он находится при Генеральном директоре ЮНЕСКО).
- Он может разрешить строить убежища для нахождения в них КЦ.
- Он имеет право дать разрешение на перевозку КЦ с одной части оккупированной территории на другую.
- Он следит, чтобы транспортировка КЦ была сопровождена и не покидала территорию государства.
Инспектора по защите КЦ имеют право сопровождать любую транспортировку КЦ, чтобы не было нарушений, касающихся, что они будут использоваться в военных целях.
Механизм к внутренним ВК не применяется, только к международным. Кроме того, он очень сложный и громоздкий, поэтому он оказался малоэффективным по защите КЦ.
Чтобы устранить недостатки в Исполнительном регламенте был принят 2 Дополнительный протокол в 1999г., который вступил в силу в 2003г. В нем разработан новый механизм контроля по защите КЦ.
Новации в защите КЦ по 2 Протоколу:
· Впервые дал понятие, что такое КЦ, имеющие очень большое значение (имеющие универсальную историческую значимость).Уделил внимание именно защите таких КЦ, которые имеют универсальную значимость.
· Введена усиленная защита КЦ (КЦ должны охраняться на самом высоком уровне, такие государства не должны назначаться вблизи военных объектов и государства должны сделать заявления, что не будет использовать КЦ в военных делах).
Созданы новые органы по защите КЦ:
· Совещание государств-участников (все государства, ратифицировавшие 2 Дополнительный протокол).
· Комитет по защите КЦ.
· Фонд по защите КЦ
Совещание государств участников:
- формирует Комитет по защите КЦ,
- утверждает список КЦ, которые подпадают под усиленную защиту,
- утверждает деятельность и расходование средств фонда по защите КЦ
Комитет по защите КЦформируется из кандидатур, представленных государствами участниками, избирается на совещании государств-участников сроков на 4 года.
Функции:
- формирование списка КЦ, которые подпадают под усиленную защиту: Комитет вырабатывает критерии для отнесения к списку + само заинтересованное государство должно подать заявление.
Большинство государств-участников 2 Дополнительного протокола должно проголосовать за то, чтобы ценность попала в список КЦ (обычно это делается в мирное время). Если уже начался ВК, заинтересованное государство может инициировать и все будет происходить по ускоренной процедуре.
Права Комитета по защите КЦ:
1) Проверка того, что действительно государство на национальном уровне обеспечивают защиту КЦ на самом высоком уровне.
2) Приостановление усиленной защиты либо исключения КЦ государства из Списка КЦ.
Приостановление защиты КЦ – если Комитет по защите КЦ считает, что не обеспечивается защита КЦ на самом высоком уровне, есть доказательства, ч то государство использует убежище, где укрываются КЦ в военных целях, может принять решение о приостановлении усиленной защиты КЦ. Это решение носит временный характер и как только государство прекращает нарушение, восстанавливается усиленная защита КЦ.
Исключение из списка КЦ – КЦ больше не будет подлежать усиленной защите. Крайняя мера, возможна тогда, когда государство системно и грубо нарушает положения Гаагской конвенции 1954г.
Согласно 2 Дополнительному протоколу: государство должно периодически представлять доклады Комитету по защите КЦ о том, какие меры данное государство предприняло для обеспечения защиты КЦ на самом высоком уровне.
Фонд по защите КЦ – орган, который имеет мандат по оказанию содействию материальной и финансовой поддержки государствам в мирное время, чтобы они могли обеспечить защиту КЦ. Такая помощь оказывается и в период ВК.
Фонд может предоставить заинтересованным государствам средства.
Фонд – на основе взносов государств участников, добровольных взносов.