Защита ГН на оккупированной территории
Этот вопрос регулируется: 4 ЖК 1949г., 4 Гаагской конвенцией 1907г.
По 4 Гаагской конвенции 1907г., оккупация – захват одной стороной территории другого государства, установление на этой территории административной власти.
4 ЖК 1949г., оккупация (рассматривает шире) – присутствие вооруженных сил 1 государства на территории другого государства, но не обязательно создавать органы власти. Т.е. сам захват – уже оккупация.
Не всякое нахождения вооруженных сил 1 государства на территории другого государства является оккупацией.
Не оккупация:
1) если силы находятся по приглашению соответствующего государства;
2) если находятся военные базы с военным персоналом (учреждение военных баз только на основе их договора),
3) миротворческие вооруженные силы ООН.
С дугой стороны, вывод вооруженных сил с территории государства не всегда означает прекращение оккупации. Например, в 2005г. Израиль вывел свои войска с территории Газа, но несмотря на это по прежнему идет речь во всех международных документах об оккупации Израилем Газа, т.к. он сохранил контроль над границами Газа.
Оккупация:
- временное явление,
- не означает переход суверенитета оккупирующего государства и не означает, что эта территория аннексируется (т.е. не переходит в собственность этого государства), оккупируемое государство сохраняет полный суверенитет над этой территорией.
Оккупирующие власти должны брать на себя функции только обеспечения безопасности оккупируемой территории. Никаких других функций у оккупирующей власти нет (по 4 ЖК). Это означает, что все органы власти на оккупированной территории должны сохранять свое действие, сохраняет действие ЗД, существовавшее на оккупированной территории, нельзя проводить чистку государственного аппарата. Но не нужно расценивать, что сотрудничать с оккупантами является обязанностью, это их право. Но если они отказываются от работы в период оккупации не означает, что они сохраняют правонарушение перед оккупационными властями.
Всякое сотрудничество с оккупантами может расцениваться по ЗД оккупируемой стороны как пособничество вражеской стороне и т.обр. быть преступлением против своего государства.
По 4 ЖК сохраняют действие все МД в области ПЧ, участниками которых являются обе стороны. В этом смысле можно предъявлять претензии к оккупирующей власти о том, что она нарушает конвенцию или пакт о ГиП правах, если обе стороны являются участниками этой конвенции.
Оккупирующие власти не могут принуждать ГН служить в вооруженных силах оккупантов и вербовать их. Не могут менять их гражданство. Запрещается депортация населения на территорию оккупирующей стороны.
Оккупирующая сторона не имеет право препятствовать возвращаться беженцам и переселенцам в те места, где они жили. Если их дома разрушены, им должно даваться жилье или компенсация.
Отношение к имуществу на оккупируемой территории. Основной принцип: оккупирующие власти не должны наносить ущерб ни государственной, ни частной собственности. Не могут ни реквизировать, ни конфисковать
Исключения: оккупирующие власти могут конфисковать ЦБ, оружие, продовольственные запасы для обеспечения своей армии, но при этом нужно учитывать, чтобы сохранялся уровень жизни ГН (про государственную собственности). Частная собственность не может быть ни конфискована, ни реквизирована. Может быть конфискована в случае крайней военной необходимости и быть дана компенсация. Реквизиция может носить только временный характер.
Весь санитарный транспорт не может быть конфискован, а должен использоваться по своему назначения.
Гражданские больницы могут быть реквизированы для оказания медпомощи раненым и больным воюющей стороны, но должна оказываться помощь и ГН.
Не подлежать разрушению библиотеки, архивы, архитектурные ансамбли и любые виды, которые относятся к категории КЦ. КЦ не могут быть не только конфисковано, но оккупационные власти должны обеспечивать всеми силами их сохранность.
Оккупационный режим имеет право издавать свои правила и приказы.
Если лица не подчинятся этим правилам, они могут быть привлечены к уголовной ответственности. Если сопротивление выражается в диверсии, террористических актах, такие лица привлекаются в уголовной ответственности и могут быть приговорены к самым тяжким наказаниям, вплоть по смертной казни, если она предусмотрена по ЗД оккупирующего государства.
Считается правомерным согласно 4 ЖК, что оккупационные власти могут создавать трибуналы, но они должны быть на оккупированной территории и лицам, которые привлекаются к ответственности должно гарантироваться соблюдение справедливого разбираться и предоставляться все гарантии.
Если речь идет о совершении ГН преступления, которое карается на срок более 2 лет или смертной казнью, о всех таких преступлениях должны сообщать оккупационные власти державе –покровительнице. Никакое судебное разбирательство не может происходить без предварительного информирования державы-покровительницы. Эта держава следит за ходом судебного процесса, при необходимости предоставляет адвоката. Если нет державы-покровительницы, оккупирующие власти должны предоставить такому лицу защитника.
Оккупирующие власти могут привлекать ГН к строительству дорог, коммуникаций, но запрещается привлекать к работе для военных целей.
Когда заканчивается оккупация законы и правила, установленные оккупирующими властями, теряют свою юридическую силу. Если оккупирующие власти привлекли к ответственности, то такие лица освобождаются. В то же время, если заключены гражданские сделки в период оккупации и если они не противоречат ЗД этой страны, они могут продолжать действовать.
Пример нарушения 4 ЖК о режиме оккупации: поведение США и британских войск в 2003г., когда они оккупировали территорию Ирака. Они содействовали падению режима Хусейна. Суть нарушений США: началось мародерство, грабежи, разграбление исторических культурных ценностей, а США заняли положения наблюдателя и не вмешивались – это нарушение 4 ЖК.
Защита ГН в зоне ВК
Основной принцип в отношении ГН, находящегося в зоне ВК – ГН не может быть объектом нападения, ГН обладает иммунитетом от нападения. Поэтому если военные силы рассредоточены среди ГН, они не могут быть объектом нападения (по 1 Протоколу).
Нельзя оскорблять ГН, исключаются пытки, ранения, медицинские эксперименты. Нельзя применять голод как средство воздействия на ГН, применять террористические акты как средство запугивания ГН. Перед каждым нападением ГН должно предупреждаться, чтобы оно могло укрыться.
ГН не может принудительно вербоваться в вооруженные силы противоборствующей стороны. Нужно способствовать интернированию ГН в зоне ВК,
ГН не может использоваться в качестве щитов для укрытия оружия или вооруженных сил. Использование ГН в качестве щита рассматривается как военное преступление.
Есть особые категории ГН, которые нуждаются в особой защите:
- женщины,
- дети.
Дети. Основное нарушение, которое может быть использовано в отношении них – вербовка их в вооруженные силы.
Есть 2 документа, запрещающие вербовку детей в вооруженные силы:
- 4 ЖК 1949г.
- Дополнительный протокол к Конвенции о правах ребенка (1989г.) 2000г.
По конвенции: любое лицо до 18 лет - ребенок.
4 ЖК относится иначе к возрастной категории: до 15 лет – ребенок. После 15 лет можно вербовать в вооруженные силы, но участие детей такого возраста в военных действиях должно быть ограничено.
Если ребенок попадает в плен, у него особый статус. Для них должна быть разработана программа образования.
Протокол 2000г. к Конвенции о правах ребенка запрещается только принудительную вербовку детей в возрасте от 16 до 18 лет. Т.е. добровольно лица в возрасте 16 лет могут участвовать в военных действиях.
Женщины.
Женщины могут быть комбатантами, могут быть гражданским населением.
В случае попадания комбатанта женщины в плен, то женщины должны отделяться от мужчин.
Должны быть все необходимые санитарные услуги, которые необходимы для женщин.
Беременные женщины, у которых имеются малолетние дети, где бы они не находились, они должны направляться на оккупированные территории, к ним должна проявляться особая забота, они должны обеспечиваться продовольствием в большем размере.
Большое значение предоставляется защите достоинства женщины. Всякие сексуальные посягательства – тяжкие военные преступления.
Если женщина совершает преступление, то ее направляют в лагеря для военнопленных.
Смертная казнь не применяется в отношении детей, совершивших преступления, не достигших 18 лет.