ВК не международного характера.

Впервые этот термин упомянут в ст. 3 – общей для всех 4 ЖК.

После 2 мировой войны такие ВК стали очень распространены, нужно было принять какую-то конвенцию, регулирующую этот вопрос.

2 Дополнительный протокол 1977г. очень трудно принимался из-за его характера и субъектов, которые в нем участвует.

Внутренний ВК происходит на территории государства, между регулярными вооруженными силами и антиправительственными силами. Государства считают, что это их дело и вмешательство будет признано вмешательством во внутренние дела.

Объект регулирование 2 Дополнительного протокола – только 1 вид ВК. Внутренний ВК - конфликт, происходящий на территории государства между правительственными силами и антиправительственными силами либо иными вооруженными группировками, но они должны соответствовать определенным критериям: антиправительственные силы должны находиться под единым командованием, должны иметь единые цели, должны контролировать какую-либо часть государства.

МГП не регулирует внутренние беспорядки, мятежи.

Юристы ККрК: беспорядки – протестные движения различного характера, которые могут происходить со стороны населения государства.

Как определить момент, когда беспорядки переросли во внутренний ВК и перестают контролироваться только со стороны этого государства.

- Когда само государство заявляет, что но будет соблюдать ст. 3 ЖК, т.е. само заявление, что есть внутренний ВК.

- Если Комитет Красного креста предлагает применить ст. 3 и государство соглашается, конфликт признается внутренним ВК.

Для внутреннего ВК обязательно должно быть наличие стороны, минимальная степень организованности (стратегия, тактика), понятие стороны.

Статут МУС называет длительность и систематичность признаками внутреннего ВК.

Сейчас любые виды внутренних ВК (даже одна группировка против другой) регулируется протоколами 2001г. к Конвенции 1980г. об ограничении применения обычного вида оружия и ст. 19 Гаагской конвенции 1954г. о защите КЦ в период вооруженного конфликта.

Способы интернационализации внутреннего вооруженного конфликта (ВВК): вмешательство 3-го государства или МО. Или отделение части территории государства в результате вооруженных действий.

Вмешательство и его формы:

1.Если на территории государства ВВК, то вмешательство 3-го государства может осуществляться в оказании помощи (путем введения вооруженных сил либо на стороне правительства, либо на стороне оппозиции). Могут быть ситуации, когда 3-е государство вмешивается для оказания помощи какой-либо стороне, если помощь оказывается антиправительственной оппозиции и государство против, то конфликт перерос в международный. Законное правительство может пригласить 3-е государство для борьбы с антиправительственными силами (как в Мали).

2.Вмешательство в процесс внутреннего ВК может происходить и в иных формах, когда на территории, где происходит внутренний ВК (ВВК) посылаются консультанты, военные советники, эксперты для оказания помощи сторонам, участвующим во ВВК.Всегда ли из-за посылки советников происходит интернационализация ВК? Учитывается как военные советники помогают сторонам: если они участвуют в разработке стратегии – участие является непосредственным в этом ВК и начинается процесс интернационализации этого ВВК. Важно учитывать в каком качестве выступают военные советники или эксперты: являются ли они представителями 3-го государства и сохраняет подчиненность своему государству или переходят в распоряжение стороны, которой оказывается помощь. Для ответа на этот вопрос прибегаем к Проекту статей КМП об ответственности государств.

3.Посылка добровольцев или использование наемников. Посылка добровольцев – 1 государство посылает добровольца на территорию другого государства для поддержания 1 из противоборствующих сторон, государство либо само посылает либо не возражает против их выезда. Если государство посылает добровольцев или не возражает против пересечения границы с целью оказания помощи государству, где идет ВВК, можно говорить об интернационализации ВВК. Если добровольцы находятся на территории государства, где происходит ВВК, по своей воли, но государство гражданами которого они являются, не имеют никакого отношения к этому, то нельзя говорить об интернационализации ВВК. Наемники не являются представителями ни одного государства. Участие наемников во ВВК не приводит к интернационализации ВВК.

Может иметь место финансовая помощь, продажа оружия противоборствующим сторонам. Можно ли все это рассматривать как интернационализацию ВВК? У международных судов, которые оценивали правовой статус таких ситуаций разные мнения по таким делам. Спор Никарагуа против США (рассматривал Международный Суд ООН). Было установлено, что США и финансировали, и обучали силы (Контрас), выступавшие против законного правительства Никарагуа. Контрас грубо нарушали права человека. МС пришел к выводу, что финансируя и обучая Контрас, можно говорить об общем контроле, которые США осуществляли по отношению к Контрас. Нет доказательств, что США давали указания Контрас нарушать ПЧ. Вывод: вмешательство США выражалось только в минировании портов, в этом смысле они вмешивались во ВВК и должны понести ответственность, а финансирование и обучение – не основание для признания вмешательства во ВВК.

Международный уголовный трибунал по Югославии, рассматривая дело Тадича: не только осуществление эффективного вмешательства, но даже осуществление общего контроля ведет в интернационализации ВВК. Нет иерархии судов!!!

Не всегда интернационализация ВВК приводит к тому, что весь ВК становится международным ВК. Большей частью те ВВК, которые в настоящее время происходят, приобретают смешанный характер.

4.Вмешательство МО. Чаще всего речь идет об ООН. Возможность участия ООН во ВВК в 2-х ситуациях:

- когда ситуация угрожает международной безопасности (глава 7, СБ принимает решение о введении коллективных вооруженных сил),

- миротворческие операции ООН.

Если СБ квалифицирует ситуацию, как угрожающую международному миру и безопасности, прибегают к вооруженным силам ООН, происходит интернационализация ВВК.

Миротворческие операции ООН. Обычно без применения принудительных мер. Но могут быть случаи, когда миротворческая операция, которая проводится на территории государства с его согласия может трансформироваться в возможность применения принудительных мер к участникам ВК. Ситуация в Конго в 1969г., когда по призыву законного правительства было обращения к СБ о возможности помощи правительству, т.к. Бельгия держала свои вооруженные силы на территории Конго, стала осуществлять миротворческая операция ООН. На территории Конго началось сепаратистское движение на территории Конго, чтобы не способствовать разрастанию гражданской войны, разделению Конго, СБ принял Резолюцию, что должен поддерживать военные меры за правительство с целью противодействия сепаратистам.

1993г. в Сомали была миротворческая операция, но т.к. гуманитарная помощь не доходила, были нападения на контингенты миротворческих операций, было предоставлено право военным контингентам для достижения доставки гуманитарной помощи участвовать во ВВК.

Роль МО, в частности ООН, в интернационализации ВВК нужно обратить внимание, что не смотря на то, что ООН по решению СБ ООН санкционировала применение вооруженных сил, НО никогда не выступала в качестве воюющей стороны. У ООН нет своих вооруженных сил, поэтому роль ООН выражается в том, что она санкционирует применение вооруженных сил, под флагом ООН, но осуществляется национальными военными контингентами стран, их предоставившими.

5.Интернационализация ВВК может происходить в результате отделения части от государства и создания нового государства. Т.е. был ВВК, когда отделение осуществилось, то произошла интернационализация ВВК.

СУБЪЕКТЫ МГП И УЧАСТНИКИ ВК

Субъекты.

1.Основной субъект МГП – государство. Все конвенции в области МГП ориентированы непосредственно на государства (Высокие Договаривающиеся стороны).

На государства накладывается обязанность не только соблюдать нормы МГП, но и заставлять соблюдать нормы МГП. В этом смысле государство обладает определенной принудительной силой для того, чтобы заставить соблюдать нормы МГП, это заключается в универсальной юрисдикции. Любое государство обязано искать, арестовывать лицо, независимо от того, где оно нарушило нормы МГП, гражданином какого государства оно является.

Государства могут исполнять функции в отношении контроля за соблюдением норм МГП. Может выбираться держава-покровительница, которая является 3-м государством, она следит за тем, как соблюдаются нормы МГП.

У государства может быть статус нейтрального. Статус нейтрального государства – государство не участвует в данном ВК, но это не значит, что она не имеет никакого отношения в ВК (его территория может использоваться для пересылки раненых).

2.Нации, народы, борющиеся за свое освобождение. Это сравнительно новый субъект МГП. В первый раз статус комбатантов участникам национально-освободительного движения было предоставлено Резолюцией 1973г. Затем в 1 Дополнительном протоколе 1977г. – первый международно- правовой документ, который стал рассматривать национально-освободительные войны как международные ВК с распространением всех положений ЖК на участников таких конфликтов.

Для того, чтобы национально-освободительные войны имели статус субъектов и в полном объеме подпадала под регулирование МГП предъявляются определенные требования. Впервые эти критерии были сформулированы в резолюции ГА 1973г.

Требования:

1.Речь идет о целях, цель:

1) борьба против колониализма,

2) против иностранной оккупации (понятие оккупации и иностранной оккупации не аналогичны, пример иностранной оккупации ЮАР в 1946г. отказалась вывести свои вооруженные силы с территории Намибии, которая когда-то была колонией ЮАР, в этой ситуации борьба Намибии – национально-освободительное движение, а оставление войск ЮАР – иностранная оккупация),

3) против расистских режимов (в этих случаях является субъектом МГП). Нужно, чтобы ООН квалифицировала режим в государстве как расистский (с 1946г. в ЮАР, т.к. была политика апартеида белого и коренного населения; губернатор Родезии провозгласил создание независимого государства Южная Родезия, состоящего из белого населения).

2.Должно быть репрезентативным, т.е. представлять интересы народа.

3.Оно должно признаваться региональной МО или ООН как правомерная национально-освободительная борьба.

Только при соблюдении всех этих требований можно сказать, что народ, нация борющаяся за самоопределение является субъектом МГП.

Однако народы, нации не могут присоединять к международным конвенциям по МГП. ЖК 1949г. и 1 Дополнительный протокол действуют таким образом: соответствующий фронт заявляет о признании конвенций либо Комитет Красного креста заявляет о необходимости применения ЖК и 1 Дополнительного протокола в полном объеме.

Наши рекомендации