Статья 2. задачи в области гражданской обороны
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
ü обучение населения в области гражданской обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
ü оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
ü эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
ü предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
ü проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки
ü проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ü первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
ü борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
ü обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
ü санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
ü восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ;
ü срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
ü срочное захоронение трупов в военное время
ü разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
ü обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Статья 3. Правовое регулирование в области гражданской обороны
1. Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Принципы организации и ведения гражданской обороны
1. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
ТЕМА 1.1, 1.2 Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций по природе происхождения и масштабу. Стихийные бедствия, причины возникновения , правила поведения.
ü Землетрясения. Происхождение землетрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясений.
ü Оползни, сели и обвалы. Краткая характеристика и возможные последствия. Рекомендации населению при угрозе в ходе оползней, селей, обвалов.
ü Ураганы, бури, смерчи, признаки их появления и возможные последствия. Рекомендации населению.
ü Наводнения, их характеристика и последствия. Действия населения во время
наводнения.
ü Лесные пожары. Их причины и возможные последствия.
ü Селевые потоки и оползни, их происхождение и возможные последствия.
При изучении того или иного стихийного бедствия необходимо рассмотреть:
причины возникновения данного стихийного бедствия;
способы оповещения и информирования населения о стихийном бедствии;
правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о стихийном бедствии;
правила безопасного выхода из зоны стихийного бедствия;
меры по снижению потерь от последствий стихийных бедствий.
Также необходимо провести анализ любого конкретного стихийного бедствия по публикациям в журналах, газетах, по вещанию телевидения и радио.
Понятие ЧС техногенного характера, классификация Правила поведения населения при аварии на радиоционно –опасном объекте, химически опасном объекте и пожаро взываопасном объекте.
Причины аварий и катастроф на объектах экономики.
Фазы развития чрезвычайных ситуаций, первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях.
ü Радиационно-опасные объекты. Основные опасности при авариях на радиационно-опасных объектах.
Профилактика возникновения аварий на Радиационно-опасных объектах.
ü Опасные химические объекты (ХОО). Последствия аварий на ХОО.
Очаг химического поражения. Профилактика возникновения аварий на химически опасных объектах.
ü Пожаро - и взрывоопасные объекты. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Опасные параметры пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров.
При рассмотрении вопросов, касающихся промышленных аварий и катастроф необходимо обратить внимание на принцип и возможные последствия аварий.
Характеризуя промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ необходимо описать:
· аварийно-химические опасные вещества (АХОВ), их характеристику и поражающие факторы;
· защиту населения от АХОВ;
· правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного и химического веществ; способы информирования и оповещения
населения об аварии с выбросом опасных химических веществ.
Рассматривая промышленные аварии на пожаровзрывоопасном объекте необходимо описать:
· принцип и возможные последствия пожаров и взрывов,
· характеристику пожаровзрывоопасных объектов;
· Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах;
· Пожары и паника.
Характеризуя аварии на радиационно-опасных объектах необходимо изложить:
· характеристику очагов поражения при авариях на АЭС;
· характер поражения людей и животных;
· правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Описывая гидродинамические аварии необходимо обратить внимание на;
· причины и последствия гидродинамических аварий;
· мероприятия по уменьшению последствий аварий на опасных гидродинамических объектах;
· правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
В заключительной части контрольной работы по промышленным авариям и катастрофам необходимо провести анализ любой аварии или катастрофы. Рекомендуется использовать публикации журналов и газет, вещание телевидения или радио.
ТЕМА 1.3 Чрезвычайные ситуации военного времени
Условия возникновения военных конфликтов и степень их опасности в современном мире. Виды и опасности военных действий для населения и территорий.
Характеристика современных средств ведения военных действий, их поражающие факторы и зоны разрушения.
Возникновение и развитие пожаров. Зоны радиоактивного заражения при ядерных взрывах. Поражающие факторы ядерного взрыва.
Химическое оружие. Классификация и характеристика отравляющих веществ.
Бактериологическое оружие. Карантин человека, попавшего в зону действия бактериологического оружия. Способы защиты.
Терроризм - как способ разрешения спорных вопросов. Виды, цели террористического акта. Способы и обеспечение безопасности человека при террористическом акте.
При рассмотрении вопросов, касающихся чрезвычайных ситуаций военного времени, необходимо обратить внимание на характеристику современных средств ведения военных действий, их поражающие факторы и зоны разрушения, а также правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического и бактериального заражения.
Обратить внимание на характерные особенности современных войн, главная особенность - применение для решения спорных вопросов террористических актов.