РАЗДЕЛЫ 103—107. О ВЫЖИДАТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПОСЛЕ

ОБЪЯВЛЕНИЯ ВОЙНЫ.! О ВЫЖИДАТЕЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПОСЛЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА.» О НАСТУПЛЕНИИ ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

ВОИНЫ." О НАСТУПЛЕНИИ ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МИРА.4

О ПОХОДЕ ОБЪЕДИНЕННЫМИ СИЛАМИ6

Глава 4

Мы говорили о выжидательном положении после заключения мира или объявления войны. Для «выжидательного положения» су­ществуют следующие синонимы: «пребывание на одном месте»,6 «выжидание» 7 и «состояние безразличия».8 Различие этих понятий таково.

Первое понятие указывает на применение одного определенного метода политики, второе есть выжидание с целью собственного уси­ления, и третье заключается в отсутствии применения каких-либо мер.

(Государь), желающий победить, и его враг, которые оба (вре­менно) стремятся к миру, не будучи в состоянии нанести пораже­ние друг другу, принимают выжидательное положение после объяв­ления войны или же после заключения мира.

Если (желающий победить) государь видит, что с помощью своего войска или же войск союзников и лесных племен он в со­стоянии ослабить равного ему или сильнейшего врага, то он, уст­роив все внутренние ж внешние дела, должен объявить войну, а за­тем пребывать в выжидательном положении.

Далее, если он видит, что его собственные подданные полны энергии, сплочены, пребывают в состоянии преуспеяния и в буду­щем могут беспрепятственно исполнять свои начинания и вредить начинаниям врага, то он также может, объявив войну, занять вы­жидательное положение.

Разделы 103—707 (Глава 4)



Или же он может предвидеть: подданные врага терпят лишения. истощены, вместе с тем алчны, теснимы своими собственными вой­сками и лесными племенами, и поэтому они сами или же при по­мощи интриг будут искать помощи у меня; мои начинания имеют успех, а дела врага находятся в состоянии упадка. Подданные врага, мучимые голодом, будут искать помощи у меня.

Или же: мои дела обстоят плохо, а у врага имеет место успех. Тем не менее мои подданные не перейдут к нему. Объявив ему войну, я овладею его запасами зерна, скотом и день­гами или же устраню доступ товаров врага, которые мешают моим товарам. Или же из торговли врага достанутся на мою долю, в случае войны, ценные товары, которые не попадут в руки других.

Или же: находясь в состоянии войны, (враг) не в силах будет справиться со своими изменниками, врагами и лесными племенами; он будет вовлечен в борьбу с ними; союзник же мой, принявшись за исполнение дела, которое надлежит совершить союзнику, в тече­ние более долгого или более короткого времени достигнет цели с ничтожными потерями и расходами.

Или же: если он (т. е. союзник), не взирая на меня, захочет выступить, чтобы овладеть плодородной землей, которая либо может достаться ему легко, либо при помощи всего войска, то он несом­ненно пойдет на это (если ему представится такой случай при ока­зании помощи мне).

При таких соображениях (условиях, желающий победить) в це­лях создания препятствий для успехов врага и ради собственного усиления занимает выжидательное положение, после того как объя­вил войну.

Учителя говорят, что враг, повернувшись против такого владе­теля, съест его (поэтому, по их мнению, занимать выжидательное положение, не принимая действенных мер, опасно).

Каутилья считает, что это неправильно. (Враг) может только (в незначительной мере) причинять беспокойство желающему по­бедить, если последний (занимая выжидательное положение) не терпит затруднений. Уничтожить же его он будет не в состоянии."

304 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики

Если же (желающий победить) преуспевает, то он может действо­вать на полное уничтожение врага.

Далее, может оказаться и такой государь, против которого враг несомненно пойдет войной.10 Такой государь, пока силы его не уничтожены (врагом),11 будет заблаговременно искать союза с же­лающим победить. (Занимая выжидательное положение, последний таким образом приобретет союзника).

Поэтому следует принять выжидательное положение по отноше­нию к врагу, который привел в готовность все свои силы, после того как ему объявлена война.

Цри несоответствии условий для выжидательного положения после объявления войны следует занять выжидательное положение, заключив мир.

Если же желающий победить достиг усиления, после того как занял выжидательное положение по объявлении войны, то он дол­жен вести наступательную войну, за исключением случая, когда враг привел в готовность все свои силы.12

Если же (желающий победить) видит, что враг находится в беде, что постигшее часть его государственных факторов несча­стье не может быть устранено остальными факторами, что его (врага) подданные, будучи притесняемы собственным войском, на­строены враждебно, ослаблены, лишены энергии, находятся в раз­доре между собою, что их возможно привлечь (на свою сторону) и что у врага недостаток в подобающих людях, запасах и средствах охраны, — это как следствие пожаров, наводнений, эпидемий и го­лода, — то в таком случае следует, объявив войну, переходить в наступление.

Также (желающий победить государь) может иметь следующие возможности: у моего союзника и моего помощника в тылу 13 под­данные обладают храбростью, среди них есть много умудренных опы­том, и они преданы своим государям. У врага же наблюдается обрат­ное, равно как и у находящегося у меня в тылу враждебного госу­даря u и того, кто ему содействует.15 Таким образом, я буду в состоянии вести наступательную войну с помощью союзника про­тив врага или с помощью находящегося в тылу дружественного

Разделы 103—107 (Глава 4)



правителя против враждебного государя в тылу. При таких усло­виях следует, объявив войну, переходить в наступление.

Если желающий победить видит, что в результате кратковремен­ного похода можно одновременно получить (с разных сторон вы­году), то следует вести наступательную войну как против врага, так и против враждебного государя в тылу.

В противном случае следует заключить мир, а затем переходить в наступление.16 Если желающий победить видит, что он один не может идти в поход, но что идти ему необходимо, то он должен идти, связавшись с союзными государями, равными, более слабыми или более сильными.17

Если цель похода является одна и определенная, то следует уговориться насчет распределения добычи. Если же цели разные, то этого не требуется. Если же соединение (многих совместно дей­ствующих государей) не осуществимо, то следует просить военной помощи у одного из этих владетелей, уговорившись насчет доли до­бычи. Или же добыча должна быть распределена в соответствии с долей участия в совместном походе. Если добыча такая, на кото­рую можно определенно рассчитывать,18 то устанавливается точно, какая доля (причитается каждому). Если же размер добычи точно не определяется, то добыча делится в соответствии с тем, в каком размере она достанется.

Раздел может быть прежде всего соответствующим числу войск (участников), или же он может быть в соот­ветствии с затраченными усилиями, что является лучшей формой раздела. Или же это может быть просто грабеж, при котором достается каждому, сколько он захватил. Кроме того, может быть раздел, соответствующий затра­ченным денежным оредствам. Так в Артхашастре Каутильи гласит четвертая глава «О выжида­тельном положении после объявления войны. О выжидательном по­ложении после заключения мира. О наступлении после объявления войны. О наступлении после заключения мира. О походе объеди­ненными силами» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сто вторая глава.

306 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики

Разделы 108—110. Соображения по поводу того, на кого

нападать —на такого, который (по своему положению)

является удобным объектом нападения,1 или же на

основного врага.» причины, вследствие которых подданные

терпят нужду, проявляют алчность и становятся

враждебными (своему правителю).3 соображения

о (выборе) союзников *

Глава 5

Если два соседа (государя, желающего победить) находятся в одинаковом состоянии затруднения, то (при возникновении во­проса), против кого идти — против основного врага или же против того, на которого удобно напасть, следует выступать против основ­ного врага. Если достигнут успех над последним, то тогда следует выступать против того, на которого удобно напасть. Ведь при успехе основного врага (другой), тот, на которого удобно напасть, может при случае и оказать помощь, но никак не основной враг, если тот, на которого удобно напасть, имел бы успех.

Учителя говорят, что при выборе против кого идти — против того, на которого удобно напасть и кто сам испытывает сильные за­труднения,5 или же против основного врага,6 у которого затруднения незначительны, следует остановиться на первом, так как это легче.

Каутилья считает, что это неправильно. Следует выступать про­тив основного врага, хотя бы у того были и незначительные затруд­нения, ибо у подвергшегося нападению незначительные затруднения становятся тяжелыми. Правда, конечно, что значительные затруд­нения (того, на которого удобно напасть) станут еще более тяже­лыми, но, с другой стороны, не подвергшийся нападению и нахо­дящийся в незначительных затруднениях (основной) враг с лег­костью устранит свои затруднения и придет на помощь тому, на ко­торого удобно было напасть. Он тогда набросится (на желающего победить) с тыла.

Далее, может представиться выбор следующий: имеются одно­временно несколько (государей), на которых удобно напасть. Про-

Разделы 108—110 (Глава 5)



тив которого же из них следует выступать — против испытывающего большие затруднения, но правящего должным образом7 или же против того, чьи затруднения незначительны, но который, правя не­справедливо, возбудил против себя своих подданных.8 В этом слу­чае следует идти против того, кто возбудил против себя своих под­данных. Ведь подданные государя, правящего справедливо и испы­тывающего большие затруднения, придут ему на помощь, если он подвергнется нападению. (К государю же), правящему несправед­ливо и испытывающему незначительные затруднения, его поддан­ные отнесутся безразлично. Если же подданные возбуждены против своего правителя, то они могут привести к гибели его, даже если он является могущественным. Поэтому следует выступать именно против такогго, подданные которого относятся к нему враждебно.

Далее, представляется выбор: следует ли идти против (прави­теля), подданные которого истощены и алчны, или же против та­кого, подданные которого недовольны своим правителем.9 В таком случае следует идти против такого, подданные которого истощены и алчны, ибо такие подданные легко поддаются подговорам 10 или же они (не в состоянии терпеть) стеснения.

Недовольные же своим правителем не являются таковыми. С ними (их правитель) может легко справиться, уничтожив их во­жаков. Таково мнение учителей.

Каутилья считает, что это неправильно. Подданные, истощен­ные и алчные, могут быть преданы своему владыке и стремиться к его благу. Они могут сделать подговоры бесполезными, ибо там, где есть преданность (правителю), имеются и все прочие доброде­тели. Поэтому следует выступать против такого, который прене­брегаем своими подданными.

Еще является вопрос: идти ли против более сильного, но не­справедливого (правителя) или же против слабого, но такого, кото­рый правит справедливо. Следует идти против более сильного, но Правящего несправедливо. Ибо если сильнейший, но правящий не­справедливо подвергнется нападению, то его подданные не будут ему помогать; они могут изгнать его или перейти на сторону его врага. Если же подвергнется нападению более слабый, но правящий

308 Седьмой отдел. О шеста методах (внешней) политики

справедливо, то его подданные будут ему помогать и станут сопут­ствовать ему, если ему придется бежать.

Путем притеснения праведных и оказания предпочте­ния неправедным, путем устройства нелепых и незакон­ных избиений; путем уклонения от привычного и закон­ного образа действий, путем потворства незаконному и нарушения закона; путем совершения того, что не сле­дует делать, и причинения вреда полезным начинаниям, путем неотдачи того, что следует дать, и вымогательства того, что не следует брать; путем оставления без нака­зания некоторых подлежащих наказанию и чересчур су­ровых наказаний для других, путем задержания тех, кого не следует задерживать, и незадержания тех, кто подле­жит задержанию, путем совершения ненужных дел и вос­препятствования нужным, путем непринятия мер охраны против грабителей и ограбления (подданных) самим правителем; путем воспрепятствования разумной деятель­ности и причинения вреда положительным качествам на-чинапий, путем притеснения выдающихся лиц и презре­ния к лицам уважаемым; путем враждебного отношения к старым и опытным, путем несправедливости и лжи, пу­тем невоздаяния за сделанное и неисполнения того, что следует сделать; п путем небрежности и недостойного поведения государя, путем нарушения безопасности (под­данных) — (всем этим) вызывается истощение, алчность и враждебное отношение этих последних.

Истощенные подданные делаются алчными и стано­вятся враждебными (к своему правителю). И будучи враждебными, они переходят к врагу или же убивают своего владыку. Поэтому не следует вызывать причины, создающие истощение. алчность и враждебность подданных. Те же причины, которые могли бы возникнуть, следует немедленно устранить.

(Что является хуже) — истощенные, алчные или же враждебные подданные? Истощенные боятся притеснений и уничтожения. По-

Разделы 108—110 (Глава 5)



этому они склоняются к немедленному миру, к немедленному сра­жению или же к бегству.

Алчные подданные, не находя удовлетворения своей алчности, охотно поддаются подговорам врага.12 Подданные же, настроенные враждебно (к своему государю), восстают при наступлении врага.

Если деньги и хлеб их (т. е. подданных) истощаются, то это приносит вред всему и трудно поправимо. Потеря же способных лю дей может быть возмещена при посредстве денег и хлеба.

Алчность направлена на одну цель и несвойственна одним только главенствующим лицам.13 Ее можно устранить тем, что предостав ляется возможность присвоить имущество врага.

Недовольство (среди подданных) может быть устранено путем уничтожения вожаков (недовольных).14 Ведь подданные, лишенные вожаков, станут податливыми и не так доступными подговорам. Те, которые неспособны сносить бедствия, будучи раздроблены на много (враждующих партий) тем, что их вожаки будут уиичтожны, смогут быть должным образом сдерживаемы и принуждены сносить при­теснения.

Выступать в поход совместно с другими следует лишь после того, как причины, побуждающие союзников к ведению войны или заключению мира, будут должным образом взвешены. (Следует вы­ступать тогда), когда (союзники) обладают силой и честностью.

Ибо (только) сильный (но не честный) одинаково способен (при случае) напасть с тыла или (если ему это выгодно) оказать помощь в походе. Честный же будет поступать как следует как при удаче, так и при неудаче.

Теперь возникает вопрос, с кем следует предпринимать совмест­ный поход — с одним более сильным или с двумя равными? Лучше с двумя равными. Ибо (желающий победить) будет всегда иод властью более сильного. Над равным же ему он сможет получить превосходство и выгоды. Между двоими легко посеять раздор, и если один окажется враждебным,15 го двое других смогут его обуздать и дать ему испытать последствия раздора.16

Еще возникает вопрос, с кем лучше заключить союз — с одним равным или же с двумя более слабыми? Лучше с двумя более ела-

310 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики

быми. Ибо они смогут выполнить то, что может быть совер­шено только двоими, и вместе с тем они будут подчиняться (желаю­щему победить, который сильнее их). В случае же удачи в делах:

От более сильного, который достиг своей цели, он 17 должен тайным образом под благовидным предлогом ускользнуть. В отношении же нечестного, который посту­пает как будто бы он был честен,18 он должен выжидать, пока он не сможет отделаться от него.

Из западни он должен, не ослабляя энергии, освобо­ждаться, спасая своих жен. Ибо доверчивому может угро­жать опасность и со стороны равного, который достиг своей цели.

Равный, достигший своей цели, получит положение более сильного и изменит свое отношение (к союзнику). Тому, кто получил превосходство, нельзя доверять, ибо успех вредит душевному состоянию.

Если (государь) получил от более сильного небольшую долю добычи или даже если он ничего не получил, то он должен уходить с довольным лицом. Впоследствии, нанеся ему (более сильному) удар в бедро,19 оп может присвоить себе вдвое.

Если же предводительствующий государь 20 сам достиг своей цели, то он должен отсылать своих союзников прочь. Таким образом он займет выгодное положение в кругу государств, безотносительно к тому, потерял ли оп или ничего не выиграл (при разделе добычи). Так в Артхашастре Каутильи гласит пятая глава «Соображения по поводу того, на Кого нападать — на такого, который (по своему положению) является удобным объектом нападения, или же на ос­новного врага. Причины, вследствие которых подданные терпят нужду, проявляют алчность, становятся враждебными (своему пра­вителю). Соображения о (выборе) союзников» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сто третья глава.

Разделы 111 и 112 (Глава 6)



Наши рекомендации