Проза периода великой отечественой войны.
1. Публицистика.
2. Повести.
3. Романы
В эпоху Отечественной войны 1812 г. многое, по словам Л. Толстого, определяла « скрытая теплота патриотизма». Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила , стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Отечественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков. Об этом и поведали писатели-публицисты тех лет.
Крупнейшие мастера слова- А.Толстой, Л.Леонов, М.Шолохов- стали и выдающимися публицистами . Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И. Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А.Фадеев, В.Вишневский, Н.Тихонов.
Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнажённо-рационалистическая манера, зачастую отвлечённо-схематические способы изображения врага, то в начале 1942г. публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста и митинговая нота. И обращение к душевному миру человека. Не случайно знаменитое послание казахского поэта Джамбула воинам и жителям города на Неве начиналось словами6 « Ленинградцы, дети мои!» . В структуру публицистики всё смелее и органичнее входит художественный образ.
Следующий этап совпал с переломом в ходе войны, с необходимостью углубленного социально- политического рассмотрения фашистского фронта и тыла, выяснения коренных причин близящегося поражения гитлеризма и неотвратимости справедливого возмездия. Этими обстоятельствами вызвано обращение к таким жанрам, как памфлет и обозрение.
На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в « Окнах ТАСС» наряду с графическим исполнением плакатов широко используется метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводят в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства.
Публицистика военных лет- качественно иной, по сравнению с предшествующими периодами, этап развития этого боевого и действенного искусства. Глубочайший оптимизм, несокрушимая вера в победу- вот что поддерживало публицистов даже в самые трудные времена. Особую мощь придавало их выступлениям обращение к истории, к национальным истокам патриотизма. Важная особенность публицистики той поры, повышающая ее боевитость, - широкое использование листовки, плаката, карикатуры.
Чем далее в глубь истории отходит эпоха Великой Отечественной войны, тем более величественными и значительными воспринимаются социальные, философские, нравственные итоги той грозной и трагической поры. Многое запечатлено на страницах прозы фронтовых лет.
За четыре года проза пережила значительную эволюцию. Первоначально война освещалась в очерковом, нередко информативно- описательном или схематично- беллетризованном, батальном варианте. Таковы многочисленные рассказы и повести лета, осени, начала зимы 1942 г. Позже фронтовая действительность постигалась писателями в сложной диалектике героического и повседневного.
Уже в первые два года войны было опубликовано свыше двухсот повестей. Из всех прозаических жанров только очерк и рассказ могли поспорить в популярности с повестью. Повесть- жанр необычный для западноевропейских литератур ( многим из них неведом сам термин « повесть». А если он и встречается. Как, например, в польской литературе, то означает «роман»), весьма характерен для русской национальной традиции.
В 20-30-е годы доминировали психологически- бытовая, приключенческая и сатирико- юмористическая разновидности жанра. В годы Великой Отечественной (как и в годы гражданской войны) на первое место вышла героическая, романтическая повесть.
Стремление раскрыть суровую и горькую правду первых месяцев войны, достижениями в области создания героических характеров отмечены «Русская повесть» (1942) Петра Павленко и повесть Василия Гроссмана « Народ бессмертен» . Однако между этими произведениями есть различия в способах воплощения темы. У П.Павленко событийно- фабульное начало доминирует над раскрытием психологии войны. В повести « Народ бессмертен» образы рядовых солдат и офицеров воссозданы несравненно полнее и глубже.
Ванда Василевская пишет повести « Радуга» , « Просто любовь». В « Радуге» запечатлена трагедия Украины, разорённой и истекающей кровью, всенародная ненависть к захватчикам, судьба мужественной партизанки Олены Костюк, не склонившей головы перед палачами.
Характерная примета военной прозы 1942-1943гг.- появлений новелл, циклов рассказов, связанных единством действующих лиц, образом повествователя или лирической сквозной темой. Именно так построены « Рассказы Ивана Сударева» Алексея Толстого, « Морская душа» Л.Соболева, « Март- апрель» В.Кожевникова. Драматизм в этих произведениях оттеняется лирической и одновременно возвышенно-поэтической, романтической чертой, помогающей выявить душевную красоту героя. Углубляется проникновение во внутренний мир человека, строй мыслей и чувств которого становится особенно близким читателю. Более убедительно и художественно совершенно раскрываются социально-этические истоки патриотизма.
В солдатском окопе, в морском кубрике рождалось особое чувство солидарности – фронтового братства. Л.Соболев в цикле рассказов « Морская душа» создаёт серию портретных зарисовок героев-моряков; каждый из них – олицетворение мужества и стойкости. Не случайно один из героев новеллы « Батальон четырёх» обращается к сражающимся: « Один моряк- моряк, два моряка- взвод, три моряка – рота… Батальон, слушай мою команду…»
Достижения этих писателей были продолжены и развиты К.Симоновым в повести « Дни и ночи»- первом крупном произведении, посвященном битве на Волге. В « Непокорённых» Б.Горбатова на примере семьи Тараса Яценко показано, как пламя сопротивления врагу, даже в его глубоком тылу, постепенно перерастает в пожар всенародной борьбы. Образ офицера легендарной панфиловской дивизии Баурджана Момыш-Улы- искусного и волевого командира, строгого профессионала-военачальника, человека несколько рационалистического , но беззаветно отважного в бою- создаёт А.Бек в повести « Волоколамское шоссе» (1944).
Углубление историзма, расширение временных и пространственных горизонтов- несомненная заслуга повести 1943-1944 гг. Одновременно шло и укрупнение характеров. В центре повести А.Платонова « Оборона Семидворья» (1943)- мир и война, жизнь и смерть, долг и чувство. Жестокий бой ведёт рота старшего лейтенанта Агеева, атакуя захваченную врагом деревеньку в семь дворов. Казалось бы, маленький плацдарм, но за ним - Россия. Сражение показано как тяжкий, упорный, кровавый труд. Агеев внушает своим подчиненным, что « на войне бой бывает кратким, но долгим и постоянным. И более всего война состоит из труда… Солдат теперь не только воин, он строитель своих крепостей…». Размышляя о своём месте в бою, Агеев себе, как офицеру, отводит особую роль: «…трудно сейчас нашему народу - весь мир он несёт на своих плечах, так пускай же мне будет труднее всех».
Суровые будни и драматизм воины, осмысленные в масштабе больших социально-нравственных и философских категорий, предстают со страниц повести Л.Леонова « Взятие Великошумска». Раздумья командира танкового корпуса генерала Литовченко. Как бы продолжающие прерванную пулей нить размышлений героя повести А. Платонова, являются своеобразной этической интродукцией книги : « Народы надо изучать не на фестивалях пляски, а в часы военных испытаний когда история вглядывается в лицо нации, вымеряя её пригодность для своих высоких целей…»
Повесть Л.Леонова « Взятие Великошумска» написана в январе- июне 1944 г., когда ещё сильно огрызавшийся , но уже заметно « щипаный германский орёл» откатывался на исходные рубежи 41-го. Это обусловило особый смысл и тональность книги, придало её драматизму торжественно-величавый колорит. И хотя роль батальных сцен, как и положено произведению о войне, достаточно велика, всё же не они, а раздумья, наблюдения художника организуют внутреннюю структуру книги. Ибо и в войне « моторов», как убеждён автор, « прочнее сортовой стали смертная человеческая плоть.»
В центре повести судьба танкового экипажа- легендарного Т-34. Очень разных людей сроднила под своей бронёй « железная квартира» под номером 203. Тут и многоопытный командир танка лейтенант Собольков, и ещё не обстрелянный механик-водитель юный Литовченко, и молчаливый радист Дыбок, и разговорчивый башнер Обрядин – песельник, любитель острого слова и нехитрых земных утех.
Композиция повести строится как совмещение двух планов видения жизни: из смотровой щели танка номер 203 и с командного пункта генерала Литовченко ( однофамилец механика), командующего танковым корпусом. Но есть ещё третий пункт осмысления действительности – с нравственно-эстетической высоты художника, где и тот и другой планы совмещаются. Это и придаёт изображению ту стереоскопичность. Когда остро переживаемая современность предстаёт во всей её полноте и рельефности.
Автор воссоздаёт атмосферу танкового боя на всех его этапах: в момент начала атаки, грозной сечи и, наконец, победного финала, показывая, какого нравственного и физического напряжения, тактического искусства и мастерства владения машиной и оружием требует современное сражение. Читатель как бы сам погружается в « горячий смрад машинного боя», испытывая всё то. Что выпадает на долю солдата, избравшего своим девизом: « Судьба не тех любит, кто хочет жить. А тех, кто победить хочет!» Подвиг 203-го , « кинжальным рейдом» вспоровшего немецкие тылы, проложил путь к победе танкового корпуса и помог взятию Великошумска.
Картина сражения за Великошумск приобретает черты схватки двух миров, осмыслена как битва двух полярных цивилизаций. С одной стороны, нашествие чудовищной фашистской орды, оснащённой сверх меры современнейшей техникой уничтожения, транспортными средствами, на которых « гвозди- прибивать младенцев для мишеней, негашеная известь и сквозные металлические перчатки для пытки пленных…». С другой- олицетворение истинного гуманизма- солдаты, осуществляющие историческую миссию освобождения. Здесь сталкиваются не просто две социальные системы, но прошлое и будущее планеты.
Леонов вплотную подошёл к той волнующей теме, которую одновременно с ним воплощали в своём творчестве крупнейшие художники слова А.Толстой, М.Шолохов, А.Твардовский,- к истокам нашей победы, к проблеме национального характера. При этом автора повести « Взятие Великошумска» интересует не разновидности нравственно-психологических явлений, которые особенно динамичны, изменчивы и могут быть охарактеризованы как "«настроения"», "«переживания"», но то коренное и устойчивое, что возникает на пересечении таких координат, как родное и вселенское, частное и общечеловеческое. Национальный склад мышления и чувствования героя, связь поколений- вот что становится предметом пристального исследования писателя. « …Герой, выполняющий долг, не боится ничего на свете, кроме забвения, - пишет Леонов.- Но ему не страшно и оно, когда подвиг его перерастает размеры долга. Тогда он сам вступает в сердце и разум народа, родит подражанье тысяч, и вместе с ними, как скала, меняет русло исторической реки, становится частицей национального характера».
Именно во « Взятии Великошумска», более чем в каком –либо ином предшествующем произведении художника, с особой полнотой и силой выявилась связь Леонова с русской фольклорной традицией. Здесь не только частое обращение героев повести к различным жанрам устного творчества , не только заимствованные из народнопоэтической традиции приёмы лепки образов танкистов- при всей их земной сути поистине былинных чудо-богатырей. Пожалуй, важнее то, что сами принципы народного мышления, его нравственно-эстетические устои оказались определяющими при воссоздании внутреннего мира персонажей.
« Взятие Великошумска» Л.Леонова сразу же после выхода в свет воспринималось как художественное полотно, которое сродни малой эпопее. Не случайно один из французских критиков отмечал, что в повести Леонова « есть какая-то торжественность, похожая на полноту реки; она монументальна…» . И это правда, ибо прошлое и будущее мира, день нынешний и исторические дали хорошо просматривались со страниц повести.
Кроме того, повесть Леонова- книга широкого философского звучания. В масштабе таких понятий отнюдь не казались чрезмерно пафосными солдатские раздумья (« Судьбу прогресса мы, как птенца, держим в наших огрубелых ладонях») или финальная фраза генерала Литовченко, распорядившегося поставить на высокий постамент героическую машину номер 203: « Пусть века смотрят, кто их от кнута и рабства оборонил…»
К концу войны ощутимо тяготение прозы к широкому эпическому осмыслению действительности. Два художника- М.Шолохов и А Фадеев – особенно чутко улавливают тенденцию литературы. « Они сражались за Родину» Шолохова и « Молодая гвардия» Фадеева отличаются социальной масштабностью, открытием новых путей в трактовке темы войны.
М.Шолохов, верный природе своего таланта, делает смелую попытку изображения Великой Отечественной войны как поистине народной эпопеи. Сам выбор главных героев, рядовых пехоты, -
хлебороба Звягинцева, шахтёра Лопахина, агронома Стрельцова- свидетельствуют о том что писатель стремится показать различные срезы общества, проследить , как всколыхнулось и грозно зашумело в годину суровых испытаний народное море.
Богат и многообразен духовно-нравственный мир шолоховских героев. Художник рисует широкие картины эпохи: горестные эпизоды отступлений, сцены яростных атак, взаимоотношения солдат и мирных жителей, короткие часы между боями. При этом прослеживается вся гамма человеческих переживаний- любовь и ненависть, строгость и нежность, улыбки и слёзы, трагическое и комическое.
В романе А.Фадеева « Молодая гвардия» от прежней аналитической, « толстовской манеры», присущей автору « Разгрома» и « Последнего из удэге», мало что остаётся. Фадеев отходит от вымышленного повествования и опирается на конкретные факты и документы. В то же время он пишет свой роман красками, характерными для высокой романтической трагедии, отбирая контрастные тона. Добро и зло , свет и мрак, прекрасное и безобразное стоят на разных полюсах. Границы между понятиями –антагонистами не просо прочерчены но как бы прорублены. Напряжённый эмоционально- экспрессивный стиль полностью отвечает этой манере.
Книга Фадеева романтична и в то же время насыщена острой публицистической мыслью социолога и историка. Она построена на документальном материале и одновременно удивительно поэтична.
Писатель постепенно развёртывает действие. В первой главе звучит отдалённое эхо тревоги, во второй показана уже драма- люди покидают родные места, взрывают шахты, ощущение народной трагедии пронизывает повествование. Идёт кристаллизация подполья, проявляются и крепнут связи юных бойцов Краснодона с подпольщиками. Идея преемственности поколений определяет основу фабульного построения книги. Вот почему столь значительно место отводит Фадеев изображению подпольщиков – И.Проценко,Ф.Лютикова. Представители старшего поколения и комсомольцы-молодогвардейцы выступают единой народной силой, противостоящей гитлеровскому « новому порядку».
В « Молодой гвардии» необычайно велика роль поэтики контраста. Тут не только главное противоречие эпохи. Обусловленное столкновением сил, положенное в основу композиций романа. Писатель чередует неспешно-обстоятельное повествование, где главное место отведено анализу человеческих характеров, с изображением динамизма и стремительности развёртывания военных действии на Дону и в самом Краснодонском подполье.
Суровый и строгий реализм соседствует с романтикой, объективированное повествование перемежается взволнованной лирикой авторских отступлений. При воссоздании отдельных образов роль поэтики контраста тоже весьма значительна ( строгие глаза Лютикова и задушевность его натуры; подчёркнуто мальчишеская внешность Олега Кошевого и совсем не детская мудрость его решений; лихая беспечность Любови Шевцовой и дерзкая смелость её поступков, несокрушимая воля). Даже во внешнем облике героев Фадеев не отходит от излюбленного приёма : «ясные синие глаза» Проценко и «бесовские искры» в них ; « сурово-нежное выражение» глаз Олега Кошевого; белая лилия в чёрных волосах Ульяны Громовой; « голубые детские глаза с жёстким стальным отливом» у Любови Шевцовой.
Этот принцип находит наиболее полное воплощение в обобщенной характеристике молодых людей, становление которых пришлось на предвоенные годы: « Самые, казалось бы, несоединимые черты- мечтательность и действенность, полёт фантазии и практицизм, любовь к добру и беспощадность, широта души и трезвый расчёт, страстная любовь к радостям земным и самоограничение, - эти, казалось бы, несоединимые черты вместе создали неповторимый облик этого поколения».
Если поэзии, публицистике и прозе первых лет войны был присущ обострённый интерес к далёкой исторической поре, то внимание автора « Молодой гвардии» привлекает нелёгкая, героическая эпоха 30-х годов как та духовно-нравственная почва, на которой возросли столь удивительные плоды. Становление молодогвардейцев приходится именно на 30-е годы, а их стремительное возмужание на начало 40-х годов. Наиболее значительной заслугой писателя следует считать проникновенное художественное изображение молодого поколения. Это прежде всего не по летам граждански зрелый умный , обладающий прирожденным талантом организатора Олег Кошевой. Это рядовые участники подпольной организации, характеры которых мастерски индивидуализированы: поэтическая натура мечтательной, душевно глубокой и тонкой Ульяны Громовой, темпераментной и безрассудно храброй Любови Шевцовой, преисполненного жаждой подвига Сергея Тюленина- мальчишки « с орлиным сердцем».
Фашисты обрекли молодогвардейцев на нечеловеческие муки и казнили их. Однако зловещие краски войны не могут одолеть светлых, ликующих тонов жизни. Трагизм остаётся , но трагедия безысходности снята, преодолена жертвой во имя народа, во имя будущего человечества.
У Фадеева в « Молодой гвардии» впервые в прозе 40-х годов довоенная эпоха столь развёрнуто, тысячами преемственных нитей связывалась с военным периодом. Это придало особую глубину и объёмность повествованию. Ощущение исторической перспективы усиливалось ещё и тем, что в романе намечались проблемы, которые довелось решать литературе уже в послевоенные годы.
ДРАМАТУРГИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ.
1. Психологическая драма.
2. Сатира.
3. Историческая драма.
За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось перешагнуть временной рубеж. Среди них «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, и некоторые другие.
Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные ещё на волне довоенных настроений, оказались далёкими от трагической обстановки первых месяцев тяжёлых боёв. Потребовалось время , чтобы художники смогли осознать свершившееся и по новому осветить душу сражающегося народа, его мужество и стойкость на фронте и в тылу врага, ненависть к захватчикам, презрение к малодушию. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год.
Драма Л.Леонова « Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город . где развёртываются события пьесы,- символ всенародной борьбы с захватчиками. Значительность авторского замысла в том, что конфликты местного плана осмысливаются им в широком социально-философском ключе, вскрываются истоки, питающие силу сопротивления.
Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова. Неожиданно для всех из заключения возвращается сын Таланова Фёдор. Почти одновременно в горд вступают немцы. А вместе с ними появляется бывший владелец дома, в котором живут Талановы, купец Фаюнин, ставший вскоре городским головой.
От сцены к сцене нарастает напряжённость действия. Честный русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в стороне от борьбы. Рядом с ним его жена, Анна Павловна, и дочь Ольга. Не стоит вопрос о необходимости борьбы в тылу врага и для председателя горсовета Колесникова: он возглавляет партизанский отряд. Это один- центральный-пласт пьесы. Однако Леонов, мастер глубоких и сложных драматических коллизий, не довольствуется только таким подходом. Углубляя психологическую линию пьесы, он вводит ещё одно лицо- сына Талановых.
Судьба Фёдора оказалась запутанной, непростой. Избалованный в детстве, эгоист, себялюбец. Он возвращается в отчий дом после трёхлетнего заключения, где отбывал наказание за покушение на жизнь любимой женщины. Фёдор угрюм, холоден, насторожен. Не случайно его бывшая няня Демидьевна так отзывается о нём: « Люди жизни не щадят, с врагом бьются. А ты всё в сердце своё чёрствое глядишь». Действительно, сказанные в начале пьесы слова его отца о всенародном горе не трогают Фёдора: личные невзгоды заслоняют всё остальное. Его мучит утраченное доверие людей, потому-то Фёдору неуютно на свете. Умом и сердцем мать и няня поняли, что под шутовской маской Фёдор спрятал свою боль, тоску одинокого, несчастного человека, но принять его прежнего- не могут. Отказ Колесникова взять Фёдора в свой отряд ещё больше ожесточает сердце молодого Таланова.
Потребовалось время чтобы этот живший когда-то только для себя человек сал народным мстителем. Схваченный гитлеровцами, Фёдор выдаёт себя за командира партизанского отряда, чтобы умереть за него. Психологически убедительно рисует Леонов возвращение Фёдора к людям. В пьесе последовательно раскрыто, как война, общенародное горе, страдания зажигают в людях ненависть и жажду мщения, готовность отдать свою жизнь ради победы. Именно таким мы видим Фёдора в финале драмы.
Для Леонова закономерен интерес не просто к герою, но к человеческому характеру во всей сложности и противоречивости его натуры, складывающейся из социального и национального, нравственного и психологического. Одновременно с выявлением закономерностей борьбы на гигантском фронте сражении художник-философ, художик-психолог не уходил и от задачи показа борений индивидуальных страстей, чувств и стремлений человеческих.
Этот же приём нелинейного изображения использован драматургом и при создании образов отрицательных персонажей: поначалу неприметного, мстительного Фаюнина, стеснительно-угодливого Кокорышкина, мгновенно меняющего личину при смене власти, целой галереи фашистских головорезов. Верность правде делает образы жизненными даже в том случае, если они предстают в сатирическом, гротескном освещении.
Сценическая история произведений Леонова периода Великой Отечественной войны ( кроме « Нашествия» широкой известностью пользовалась и драма « Лёнушка», 1943) , обошедших все основные театры страны, лишний раз подтверждает несправедливость упрёков отдельных критиков, писавших о недоходчивости, камерности леоновских пьес, о переусложненности образов и языка. При театральном воплощении леоновских пьес учитывалась их особая драматургическая природа. Так, при постановке « Нашествия» в Московском Малом театре (1942) И. Судаков сначала основной фигурой видел Фёдора Таланова, но в ходе репетиций акценты постепенно смещались и в центре стали мать Фёдора, его няня Демидьевна как олицетворение русской матери. В театре им. Моссовета режиссёр Ю. Завадский трактовал спектакль как психологическую драму, драму незаурядного человека Фёдора Таланова.
Если Л.Леонов тему героического подвига и несокрушимости патриотического духа раскрывает средствами углубленного психологического анализа, то К.Симонов в пьесе « Русские люди» (1942), ставя те же проблемы, использует приёмы лирики и публицистики открытой народной драмы. Действие в пьесе развёртывается осенью 1941 г. на Южном фронте. В фокусе авторского внимания как события в отряде Сафонова , находящегося неподалеку от города , так и ситуация в самом городе . где хозяйничают оккупанты.
В отличие от довоенной пьесы « Парень из нашего города», композиция которой определялась судьбой одного персонажа- Сергея Луконина, теперь Симонов создаёт многогеройное произведение. Массовость героизма подсказа художнику иной путь- искать исключительных героев не надо, их много, они среди нас . « Русские люди»- пьеса о мужестве и стойкости простых людей, владевших до войны очень мирными профессиями: шофёре Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале Анощенко, возившей председателя горсовета , фельдшере Глобе. Им бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но жестокое слово « война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки, надевают шинели, идут в бой.
Защита Отечества. Что же стоит за этим? Прежде всего страна, воспитавшая в человеческих сердцах самые гуманные чувства- любовь и уважение к людям разных национальностей, гордость за человеческое достоинство. Это и тот родной уголок, с которым связаны первые детские впечатления, остающиеся в душе на всю жизнь. Здесь и достигает особой высоты публицистическая нота, органически слитая с формой лирической исповеди. Самое заветное произносит разведчица Валя. Уходя на опасное задание: « Родина, Родина… наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. у нас в Ново-Николаевске изба на краю села стоит и около речка и две берёзки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я всё эти две берёзки вспоминаю».
Драматург пишет войну во всём ее суровом и грозном обличие, он не боится показать жесточайшие испытания, смерть защитников Отечества. Большая удача художника- образ военфельдшера Глобы. За внешней грубоватостью, насмешливостью у этого человека скрыты душевная щедрость, русская удаль, дерзкое презрение к смерти.
Пьеса « Русские люди» уже летом 1942 г., в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров. Английский журналист А.Верт, присутствовавший на одном из спектаклей, особо отмечал впечатление, которое произвёл на зрителей эпизод ухода Глобы на задание, откуда он не вернётся: « Я помню, как мёртвая тишина, не нарушавшаяся в течение по крайней мере десяти секунд, царила в зале филиала Московского Художественного театра, когда опустился занавес в конце 6-й картины. Ибо последними словами в этой сцене было : « Ты слыхал или нет, как русские люди на смерть уходят?» Многие из женщин в зрительном зале плакали…»
Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врагу не как примитивного изувера и садиста , а как изощрённого, уверенного в своей безнаказанности « покорителя» Европы и мира.
Жизнь и героические деяния нашего флота стали темой ряда драматических произведений. Среди них психологическая драма А.Крона « Офицер флота» (1944) , лирическая комедия Вс.Азарова, Вс. Вишневского и А Крона « Раскинулось море широкое» (1942), лирико-патетическая оратория Б. Лавренева « Песня о черноморцах»( 1943).
Героико-романтическому заданию в пьесе Б.Лавренева подчинено всё: и выбор места действия ( Севастополь. Овеянный славой легендарного мужества) , и особые принципы укрупненного изображения человеческих характеров, когда анализ отдельных поступков сочетается с воплощением высокой символики народного духа, и, наконец, постоянные обращения к героическому прошлому города-крепости. Бессмертные имена Нахимова и Корнилова зовут нынешних матросов и офицеров к подвигам.
Сюжетом драмы послужил один из эпизодов обороны Севастополя. Вся пьеса пронизана мыслью- стоять на смерть, даже больше: « Мы и после смерти должны стоять как вкопанные». Драма заканчивается гибелью гвардейской батареи, которая, расстреляв все снаряды, вызывает огонь на себя.
Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение « Фронта! (1942) А.Корнейчука прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальноки.
Сатирическим замыслом пьесы продиктован уже сам выбор фамилий персонажей. Вот редактор фронтовой газеты Тихий- трусливый, безынициативный, робкий человек. Вместо того чтобы поддерживать нужные хорошие начинания, он, напуганный грубым окриком командующего фронта Горлова, лепечет: « Виноват, товарищ командующий. Учтём, выправим, постараемся». Подстать Тихому начальник разведки удивительный, развязный корреспондент Крикун, невежда и солдафон Хрипун, а также лебезящий перед командующим фронта, но непременно грубый с подчиненными Местный –« мэр города», спешащий на банкете в честь командующего прежде допить вино. А затем уже « отдать все силы фронту». Оружие, используемое драматургом для разоблачения всех этих приспособленцев, захребетников, ищущих лёгкой жизни, - беспощадный, злой смех.
Образ Горлова создан средствами комического- от иронии до сарказма. Пользуясь своим положением, он преимущественно смеётся над другими, хотя при этом, выписанный красками сатирического памфлета, сам предстаёт в трагическом виде. Вот Горлову стало известно о выступлении генерала Огнева в печати с критической статьёй. Следует ироническая тирада по его адресу: « Он у нас в щелкопёры записался… В писатели полез!» Достаточно члену Военного Совета Гайдару выразить сомнение в точности горловских сведений о танках противника, как командующий самоуверенно перебивает:
«- Ерунда! Нам точно известно. Что на станции у них пятьдесят танков…
(- А если из-за реки бросят?…)
-А если землетрясение?…( смеётся)».
Горлов чаще всего пользуется иронией в борьбе с теми, кого он считает слабыми военачальниками. Интонации гоголевского городничего, издевающегося над купцами в зените своего мнимого торжества, мы слышим в голосе Горлова, когда тот встречает Колоса и Огнева после удачно проведённой им операции. Не замечая. Что он накануне своего падения, Горлов по-прежнему наступает: « Что же это вы так сегодня вырядились? Думаете поздравлять будем, банкет вам устроим? Нет, голубчики, ошиблись!», - иронически и покровительственно называя военачальников то « голубчиками», то « молодчиками».
До конца пьесы ничто не может поколебать самодовольства Горлова. Его уверенности в своей непогрешимости и незаменимости- ни военные неудачи, не гибель сына, ни настойчивые советы брата добровольно отказаться от своего поста.
Корнейчук изнутри, посредством мнимозначительных афоризмов и горловской иронии над всеми , кто противостоит командующему фронтом. Раскрывает консерватизм Горлова, его нежелание ориентироваться в обстановке и в людях. Неумение руководить. Насмешки Горлова над окружающими- средство саморазоблачения персонажа. В пьесе Корнейчука- смех над мехом Горлова- особый сатирический способ раскрытия типических черт характера.
В пьесе « Фронт» И.Горлову и его ближайшему окружению противостоят Огнев,Мирон Горлов, Колос, Гайдар и др. Это они разоблачают Горлова. Причём не только и не столько на словах, сколько всей своей деятельностью.
Пьеса « Фронт» вызвала живой отклик в армии и в тылу. О ней упоминают в своих мемурах и военачальники. Так, бывший начальник оперативного отдела генерального штаба С.М.Штеменко писал: « И хотя у нас в Генштабе каждая минута была тогда на счету, пьесы прочли даже самые знатные. Всей душой мы были на стороне Огнева и высказывались против Горлова.».
В конце 1942г. премьеры спектакля « Фронт», прошли во многих театрах страны. При всём различии трактовки пьесы режиссёры и актёры были непримиримыми к Горлову как к конкретному лицу, ответственному за многие военные неудачи. Лучшим был спектакль, поставленный режиссёром Р.Симоновым в котором актёр А.Дикий сурово и бескомпромиссно осудил Горлова и горловщину как синоним невежества, отсталости, зазнайства. Как источник многих бедствий и поражений начального этапа войны.
В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению. В большинстве своем эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-исторического плана.
Определённых достижении добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А.Толстого « Иван Грозный» , трагедия В.Соловьёва « Великий государь» и др.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 40-Х НАЧАЛА 60-ГОДОВ
1. Развитие литературы в послевоенное время.
2. Литература 50-х первой половины 60-х годов.
Минувшая война обострила национально-историческое , социальное самосознание народа. Начинался новый этап, выдвинувший специфические задачи перед искусством слова. Литературно-общественная хроника тех лет насыщена событиями, имевшими больше значение в формировании умонастроении и эмоционального мира нескольких послевоенных поколений.
Второй съезд писателей стал литературно-общественным событием не только потому, что собрался после двадцатилетнего перерыва. Но прежде всего из-за яркой, смелой речи М.Шолохова. ставшей поистине поворотной вехой в судьбе писательской организации в этом выступлении были намечены задачи искусства реализма на многие годы вперёд.
Развитие литературы и искусства в послевоенный период шло сложными путями. Были приняты постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, которые грубо вмешивались в культурную жизнь страны. В литературе послевоенного времени преобладало стремление к парадности, догматизм. Имела распространение теория бесконфликтности, изображавшая жизнь в идеализированном, облегченном виде. Творческие схемы подменялись схемами. Несправедливо в эти годы оценивалось творчество А.Ахматовой и М.Зощенко. Мало было по-настоящему творческих дискуссий по вопросам литературы и искусства. Тем не менее тема минувшей войны была основной темой литературы тех лет. К ней постоянно обращались писатели, уже завоевавшие признание у читателей в предвоенные годы. И те, чья литературная деятельность началась в военное и послевоенное время.
Важнейшее значение для страны в 50-60-е годы имел ХХ съезд КПССС, на котором подводились итоги, пройденного страной пути. Большое внимание на съезде уделялось вопросам идеологии. На ХХ съезде подвергся критике культ личности. Была восстановлена репутация таких деятелей литературы, как Ахматова, Зощенко, которые раннее подвергались односторонней критике, в истории литературы восстановлены имена ряда писателей, которые долгие году не упоминались.
ПРОЗА 50-60-х годов.
1. Проза второй половины 40-х начала 50-х годов.
2. Проза 50-х начала 60-х годов.
Проблема осмысления пути пройденного народом, раскрытие основных закономерностей общественного прогресса - в центре творчества крупнейших писателей. Романы К.Федина « Первые радости»(1945), « Необыкновенное лето» (1948) и « Костёр» (1967), составляющие единый цикл, содержат широкую панораму времени. 1910 год – начало общественного подъёма после поражения первой российской революции; 1919-й год- поворотный пункт в истории гражданской войны, когда решались судьбы Октября; наконец, Великая Отечественная война 1941-1945гг.- такие хронологические рамки выбирает художник. На этом историческом фоне развертывается тема К.Федина. Но отныне это делается широко . с эпическим размахом.
Главные герои трилогии- артист Егор Цветухин, писатель А.Пастухов, Кирилл Извеков и Пётр Рагозин – каждый по-своему воплощает нелёгкие жизненные судьбы. Перед ними высокая задача создания новой жизни. В послевоенные годы слова одного из героев трилогии. Кирилла Извекова, звучали злободневно: « Мы не хотим войны. мы хотим мира для всех. Но к нам применено насилие, нам предложена война. Мы приняли её. Мы воюем против войны».
« Явлением новой истории человечества» назвал К.Федин литературу того времени. В трилоги<