Поэзия периода великой отечественной войны.
Министерство Нижегородской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий Губернский колледж»
Методическая комиссия
преподавателей общеобразовательных дисциплин
Л Е К Ц И И
По курсу «Русская литература ХХ века (40-60-е годы)».
(составил Кальницкий Д.М.)
Городец 2016
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.
1. Общественно-политическая обстановка.
2. Развитие прозы, поэзии, драматургии.
Годы Великой Отечественной войны… родина переживала дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение патриотических сил, мобилизация всех резервов духа помогла избыть грозную беду. «Великая Отечественная война ,- писал Г.К. Жуков, - явилась крупнейшим военным столкновением . Это была всенародная битва против злобного врага, посягнувшего на самое дорогое, что только есть у людей».
Искусство, литература вышли на огневой рубеж. «Нравственные категории - писал Алексей Толстой, - приобретают решающую роль в этой войне. Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионами штыков, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».
Константин Симонов в предвоенные годы заметил, что «перья штампуют из той же стали, которая завтра пойдёт на штыки». И когда ранним июньским утром в родной дом вломилась «коричневая чума», писатели сменили штатскую одежду на гимнастёрку, стали армейскими корреспондентами.
У Алексея Суркова есть стихотворение, воплотившее настроения и чувства советских писателей, ушедших на фронт. Их было свыше тысячи человек… Не вернулись домой более четырёхсот.
Я шагал по обугленной боем меже,
Чтоб до сердца солдат дойти.
Был своим человеком в любом блиндаже,
У любого костра при пути.
В эти годы возникают формы агитационно-массовой работы - радиомитинги, передачи «Дневник писателя», многочисленные встречи с воинами. Возрождаются жанры, популярные ещё в первые годы революции. На третий день войны, 24 июня 1941 г., организуются «Окна ТАСС» – аналог знаменитых « Окон РОСТА», - на страницах которых активно сотрудничают писатели Д.Бедный, С. Маршак, художники М. Куприянов, П.Крылов, Н. Соколов ( Кукрыниксы) и многие другие.
Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Как и в годы гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей- публицистов.
Основной смысл произведений, создаваемых в это время, был связан со стремлением показать справедливый освободительный характер войны, запечатлеть массовый героизм в сражениях, отразить масштабность событий, раскрыть характер героев, мобилизовать духовные силы народа на борьбу с врагом.
События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы военного времени. Она представляет собой новый этап в развитии русской литературы ХХ века, связанный с предшествующими периодами и в то же время характеризующийся новыми особенностями.
От Урала и до Балкан
Крепнет братство, грозное снова,
Многославное братство славян.
( Из цикла « Польские стихи»)
О гуманной миссии воинов-победителей говорил казахский поэт А.Сарсенбаев:
Это слава русских солдат,
Это прадедов наших стан…
Как они много лет назад,
Мы проходим гряду Балкан…
А дорога вьётся змеёй,
По опасным ползёт местам,
Старый памятник боевой
Предвещает победу нам.
Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм - эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.
Эпоха Великой Отечественной войны породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию. Обличительное сатирическое искусство той поры родилось как выражение гуманизма и великодушия человека , защищавшего человечество от механизированных фашистских орд. Частушки, пословицы, поговорки, басни, сатирические перепевы, эпиграммы- весь арсенал острот был взят на вооружение. Поэты вновь обращаются к эпиграммной частушке. Исключительной действенностью отличалась саркастическая надпись или подпись под плакатом « Окон ТАСС», карикатурой.
Д.Бедный, В.Лебедев-Кумач, А.Твардовский, А.Прокофьев, А.Жаров и целая плеяда фронтовых сатириков и юмористов успешно выступала в жанре сатирической миниатюры. Ни одно сколько-нибудь значительное событие на фронте не прошло бесследно для сатириков. Разгром фашистов на Волге и под Ленинградом, в Крыму и на Украине , дерзкие рейды партизан по вражеским тылам, смятение и разброд в стане гитлеровской коалиции, решающие недели битвы в берлинском логове- всё это остроумно и точно фиксировалось сатирическим стихом. Вот характерное для манеры Д.Бедного – эпиграмматиста четверостишие « В Крыму»:
-Что это? - Гитлер взвыл, глаза от страха жмуря. -
Потеряны- Сиваш, и Перекоп, и Керчь!
На нас идет из Крыма буря!
Не буря, подлый гад, а смерч!
Все средства комического заострения использовались для того, чтобы окончательно разделаться с противником. Этой цели служили иронические стилизации в духе старинных романсов, мадригалов, народных напевов, умело шаржированные сценки, диалоги. С серией « Эпитафии впрок» на страницах « Крокодила» выступил поэт Арго. « Пузатый Геринг в голубом мундире», что нетто весит « сто двадцать четыре, при орденах сто двадцать пять кило», неистовствовавший под небом Африки Роммель, которого, « чтобы не драпанул из могилы». Пришлось « плитой могильной придавить», наконец, чемпион по вранью Геббельс- вот объекты сатирического пера поэта.
Заслуживает внимание цикл эпиграмм В. Лебедева-Кумача, опубликованный в 1944-1945 гг. в « Крокодиле». Среди них интересны по остроте и смелости такие стихи, как « В дебрях столетии», « Взгляд и нечто», « Напрасный труд» и др. Особая роль в эти годы отводилось сатирическому обозрению, стихотворному и прозаическому памфлету. В жанре сатирического обозрения возрастает элемент аналитичности, облик врага раскрывается с непостижимой ранее психологической углубленностью. Некогда бездумно марширующий автомат, крепко битый на восточном фронте, начинает обнаруживать признаки живого существа, задумываться над своей конечной судьбой. Эта эволюция фашистского воинства и была зафиксирована сатирой.
Сатирик показывают, как разложение охватывает гитлеровский тыл, как рушатся претензии незадачливых « гегемонов» рейха на особую « цивилизаторскую» миссию и связанные с этим надежды на барыши.
К середине 1943 г. завершился процесс становления основных видов сатирического творчества военной поры. Художники постепенно отходили от абстрактно- аллегорических олицетворений фашистского зла, овладевая искусством сатирического образа во всей гамме комического и трагического.
В сборнике фронтовой сатиры Владимира Иванова « Карлушку – на мушку!» ( 1944) образ Карлушки- в известном смысле художественное открытие автора. Это не наглый и спесивый, а уже крепко битый «тотальный» фашист, в глазах которого запоздалое прозрение, смертельная усталость.
На завершающем этапе войны в сатире сильнее пробиваются ликующие тона, открыто мажорные краски. У стен фашистской Германии стоят чудо-богатыри- вестники могучего, великодушного народа. « Мы расплачиваемся с ней вполгнева,- писал в ту пору Л Леонов,- иначе один лишь ветер ночной плакал бы теперь на её голых отмелях».
Обречённость фашистского нашествия, разбившегося о мужество и стойкость народа, раскрывалась на последнем этапе войны уже, как правило, не в сатирической зарисовке, не в лирико-публицистической форме, но чаще всего в обобщенно философском плане. Поэзией с её способностью концентрированного выражения мысли были созданы произведения, в которых чувство обострённого историзма, итоговость наблюдений рождали образы большого синтеза.
Стихотворение М.Светлова « Итальянец» (1943)- поэтическое раздумье. Однако скорбная медитация окрашена не трагедийным, а трагико- сардоническим началом. Именно так и должна была быть выражена идея справедливого возмездия , определяющая движение лирической эмоции. Этому заданию подчинены высокое искусство параллелизма и контраста, а также кольцевая композиция. В первых строках стихотворения- напоминание о голубизне Неаполитанского залива, а в финале тот же мотив обретает траурную тональность. Простой чёрный крест на груди убитого врага ассоциируется с могильным крестом:
Никогда ты здесь не жил и не был!
Но разбросано в снежных полях
Итальянское синее небо,
Застеклённое в мёртвых глазах.
Воплощение коренных социально-нравственных, гуманистических идеалов борющегося народа с позиций углубленного историзма и народности мы находим в таком крупном эпическом жанре, как поэма. Годы Великой Отечественной войны стали для поэмы не менее плодотворным периодом, чем эпоха 20-х годов. « Киров с нами» (1941) Н.Тихонова, « Зоя» ( 1942) М.Алигер, « Сын» ( 1943) П.Антакольского, «Февральский дневник» ( 1942) О.Берггольц, « Пулковский меридиан» ( 1943) В.Инбер, « Василий Тёркин» ( 1941-1945) А. Твардовского – вот лучшие образцы поэтического эпоса военных лет.
В поэме как жанре синтетическом есть и быт , и панорамная картина эпохи, выписанная со всеми конкретными деталями- от морщинок и рябинок на лице человека до знаменитых ватников и теплушек, индивидуальная человеческая судьба и раздумья о большой истории, о судьбах страны и планеты в середине двадцатого столетья.
Показательна эволюция поэтов П. Антокольского и В. Инбер. От перенасыщения ассоциациями и реминисценциями предвоенной поэзии П. Антокольский смело переходит к стиху суровому и простому. Поэма « Сын» подкупает сочетанием лиризма с высокой патетикой. проникновенной задушевности с гражданским началом:
… Но разве это, разве тут начало?
Начала нет, как , впрочем. Нет конца.
Жизнь о далёком будущем молчала
ДРАМАТУРГИЯ ВОЕННЫХ ЛЕТ.
1. Психологическая драма.
2. Сатира.
3. Историческая драма.
За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось перешагнуть временной рубеж. Среди них «Нашествие» Л.Леонова, «Русские люди» К.Симонова, и некоторые другие.
Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные ещё на волне довоенных настроений, оказались далёкими от трагической обстановки первых месяцев тяжёлых боёв. Потребовалось время , чтобы художники смогли осознать свершившееся и по новому осветить душу сражающегося народа, его мужество и стойкость на фронте и в тылу врага, ненависть к захватчикам, презрение к малодушию. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год.
Драма Л.Леонова « Нашествие» создавалась в самое трудное время. Небольшой город . где развёртываются события пьесы,- символ всенародной борьбы с захватчиками. Значительность авторского замысла в том, что конфликты местного плана осмысливаются им в широком социально-философском ключе, вскрываются истоки, питающие силу сопротивления.
Действие пьесы происходит в квартире доктора Таланова. Неожиданно для всех из заключения возвращается сын Таланова Фёдор. Почти одновременно в горд вступают немцы. А вместе с ними появляется бывший владелец дома, в котором живут Талановы, купец Фаюнин, ставший вскоре городским головой.
От сцены к сцене нарастает напряжённость действия. Честный русский интеллигент врач Таланов не мыслит своей жизни в стороне от борьбы. Рядом с ним его жена, Анна Павловна, и дочь Ольга. Не стоит вопрос о необходимости борьбы в тылу врага и для председателя горсовета Колесникова: он возглавляет партизанский отряд. Это один- центральный-пласт пьесы. Однако Леонов, мастер глубоких и сложных драматических коллизий, не довольствуется только таким подходом. Углубляя психологическую линию пьесы, он вводит ещё одно лицо- сына Талановых.
Судьба Фёдора оказалась запутанной, непростой. Избалованный в детстве, эгоист, себялюбец. Он возвращается в отчий дом после трёхлетнего заключения, где отбывал наказание за покушение на жизнь любимой женщины. Фёдор угрюм, холоден, насторожен. Не случайно его бывшая няня Демидьевна так отзывается о нём: « Люди жизни не щадят, с врагом бьются. А ты всё в сердце своё чёрствое глядишь». Действительно, сказанные в начале пьесы слова его отца о всенародном горе не трогают Фёдора: личные невзгоды заслоняют всё остальное. Его мучит утраченное доверие людей, потому-то Фёдору неуютно на свете. Умом и сердцем мать и няня поняли, что под шутовской маской Фёдор спрятал свою боль, тоску одинокого, несчастного человека, но принять его прежнего- не могут. Отказ Колесникова взять Фёдора в свой отряд ещё больше ожесточает сердце молодого Таланова.
Потребовалось время чтобы этот живший когда-то только для себя человек сал народным мстителем. Схваченный гитлеровцами, Фёдор выдаёт себя за командира партизанского отряда, чтобы умереть за него. Психологически убедительно рисует Леонов возвращение Фёдора к людям. В пьесе последовательно раскрыто, как война, общенародное горе, страдания зажигают в людях ненависть и жажду мщения, готовность отдать свою жизнь ради победы. Именно таким мы видим Фёдора в финале драмы.
Для Леонова закономерен интерес не просто к герою, но к человеческому характеру во всей сложности и противоречивости его натуры, складывающейся из социального и национального, нравственного и психологического. Одновременно с выявлением закономерностей борьбы на гигантском фронте сражении художник-философ, художик-психолог не уходил и от задачи показа борений индивидуальных страстей, чувств и стремлений человеческих.
Этот же приём нелинейного изображения использован драматургом и при создании образов отрицательных персонажей: поначалу неприметного, мстительного Фаюнина, стеснительно-угодливого Кокорышкина, мгновенно меняющего личину при смене власти, целой галереи фашистских головорезов. Верность правде делает образы жизненными даже в том случае, если они предстают в сатирическом, гротескном освещении.
Сценическая история произведений Леонова периода Великой Отечественной войны ( кроме « Нашествия» широкой известностью пользовалась и драма « Лёнушка», 1943) , обошедших все основные театры страны, лишний раз подтверждает несправедливость упрёков отдельных критиков, писавших о недоходчивости, камерности леоновских пьес, о переусложненности образов и языка. При театральном воплощении леоновских пьес учитывалась их особая драматургическая природа. Так, при постановке « Нашествия» в Московском Малом театре (1942) И. Судаков сначала основной фигурой видел Фёдора Таланова, но в ходе репетиций акценты постепенно смещались и в центре стали мать Фёдора, его няня Демидьевна как олицетворение русской матери. В театре им. Моссовета режиссёр Ю. Завадский трактовал спектакль как психологическую драму, драму незаурядного человека Фёдора Таланова.
Если Л.Леонов тему героического подвига и несокрушимости патриотического духа раскрывает средствами углубленного психологического анализа, то К.Симонов в пьесе « Русские люди» (1942), ставя те же проблемы, использует приёмы лирики и публицистики открытой народной драмы. Действие в пьесе развёртывается осенью 1941 г. на Южном фронте. В фокусе авторского внимания как события в отряде Сафонова , находящегося неподалеку от города , так и ситуация в самом городе . где хозяйничают оккупанты.
В отличие от довоенной пьесы « Парень из нашего города», композиция которой определялась судьбой одного персонажа- Сергея Луконина, теперь Симонов создаёт многогеройное произведение. Массовость героизма подсказа художнику иной путь- искать исключительных героев не надо, их много, они среди нас . « Русские люди»- пьеса о мужестве и стойкости простых людей, владевших до войны очень мирными профессиями: шофёре Сафонове, его матери Марфе Петровне, девятнадцатилетней Вале Анощенко, возившей председателя горсовета , фельдшере Глобе. Им бы строить дома, учить детей, творить прекрасное, любить, но жестокое слово « война» развеяло все надежды. Люди берут винтовки, надевают шинели, идут в бой.
Защита Отечества. Что же стоит за этим? Прежде всего страна, воспитавшая в человеческих сердцах самые гуманные чувства- любовь и уважение к людям разных национальностей, гордость за человеческое достоинство. Это и тот родной уголок, с которым связаны первые детские впечатления, остающиеся в душе на всю жизнь. Здесь и достигает особой высоты публицистическая нота, органически слитая с формой лирической исповеди. Самое заветное произносит разведчица Валя. Уходя на опасное задание: « Родина, Родина… наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. у нас в Ново-Николаевске изба на краю села стоит и около речка и две берёзки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я всё эти две берёзки вспоминаю».
Драматург пишет войну во всём ее суровом и грозном обличие, он не боится показать жесточайшие испытания, смерть защитников Отечества. Большая удача художника- образ военфельдшера Глобы. За внешней грубоватостью, насмешливостью у этого человека скрыты душевная щедрость, русская удаль, дерзкое презрение к смерти.
Пьеса « Русские люди» уже летом 1942 г., в тяжелейшую пору войны, была поставлена на сцене ряда театров. Английский журналист А.Верт, присутствовавший на одном из спектаклей, особо отмечал впечатление, которое произвёл на зрителей эпизод ухода Глобы на задание, откуда он не вернётся: « Я помню, как мёртвая тишина, не нарушавшаяся в течение по крайней мере десяти секунд, царила в зале филиала Московского Художественного театра, когда опустился занавес в конце 6-й картины. Ибо последними словами в этой сцене было : « Ты слыхал или нет, как русские люди на смерть уходят?» Многие из женщин в зрительном зале плакали…»
Успех пьесы объяснялся и тем, что драматург показал врагу не как примитивного изувера и садиста , а как изощрённого, уверенного в своей безнаказанности « покорителя» Европы и мира.
Жизнь и героические деяния нашего флота стали темой ряда драматических произведений. Среди них психологическая драма А.Крона « Офицер флота» (1944) , лирическая комедия Вс.Азарова, Вс. Вишневского и А Крона « Раскинулось море широкое» (1942), лирико-патетическая оратория Б. Лавренева « Песня о черноморцах»( 1943).
Героико-романтическому заданию в пьесе Б.Лавренева подчинено всё: и выбор места действия ( Севастополь. Овеянный славой легендарного мужества) , и особые принципы укрупненного изображения человеческих характеров, когда анализ отдельных поступков сочетается с воплощением высокой символики народного духа, и, наконец, постоянные обращения к героическому прошлому города-крепости. Бессмертные имена Нахимова и Корнилова зовут нынешних матросов и офицеров к подвигам.
Сюжетом драмы послужил один из эпизодов обороны Севастополя. Вся пьеса пронизана мыслью- стоять на смерть, даже больше: « Мы и после смерти должны стоять как вкопанные». Драма заканчивается гибелью гвардейской батареи, которая, расстреляв все снаряды, вызывает огонь на себя.
Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение « Фронта! (1942) А.Корнейчука прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальноки.
Сатирическим замыслом пьесы продиктован уже сам выбор фамилий персонажей. Вот редактор фронтовой газеты Тихий- трусливый, безынициативный, робкий человек. Вместо того чтобы поддерживать нужные хорошие начинания, он, напуганный грубым окриком командующего фронта Горлова, лепечет: « Виноват, товарищ командующий. Учтём, выправим, постараемся». Подстать Тихому начальник разведки удивительный, развязный корреспондент Крикун, невежда и солдафон Хрипун, а также лебезящий перед командующим фронта, но непременно грубый с подчиненными Местный –« мэр города», спешащий на банкете в честь командующего прежде допить вино. А затем уже « отдать все силы фронту». Оружие, используемое драматургом для разоблачения всех этих приспособленцев, захребетников, ищущих лёгкой жизни, - беспощадный, злой смех.
Образ Горлова создан средствами комического- от иронии до сарказма. Пользуясь своим положением, он преимущественно смеётся над другими, хотя при этом, выписанный красками сатирического памфлета, сам предстаёт в трагическом виде. Вот Горлову стало известно о выступлении генерала Огнева в печати с критической статьёй. Следует ироническая тирада по его адресу: « Он у нас в щелкопёры записался… В писатели полез!» Достаточно члену Военного Совета Гайдару выразить сомнение в точности горловских сведений о танках противника, как командующий самоуверенно перебивает:
«- Ерунда! Нам точно известно. Что на станции у них пятьдесят танков…
(- А если из-за реки бросят?…)
-А если землетрясение?…( смеётся)».
Горлов чаще всего пользуется иронией в борьбе с теми, кого он считает слабыми военачальниками. Интонации гоголевского городничего, издевающегося над купцами в зените своего мнимого торжества, мы слышим в голосе Горлова, когда тот встречает Колоса и Огнева после удачно проведённой им операции. Не замечая. Что он накануне своего падения, Горлов по-прежнему наступает: « Что же это вы так сегодня вырядились? Думаете поздравлять будем, банкет вам устроим? Нет, голубчики, ошиблись!», - иронически и покровительственно называя военачальников то « голубчиками», то « молодчиками».
До конца пьесы ничто не может поколебать самодовольства Горлова. Его уверенности в своей непогрешимости и незаменимости- ни военные неудачи, не гибель сына, ни настойчивые советы брата добровольно отказаться от своего поста.
Корнейчук изнутри, посредством мнимозначительных афоризмов и горловской иронии над всеми , кто противостоит командующему фронтом. Раскрывает консерватизм Горлова, его нежелание ориентироваться в обстановке и в людях. Неумение руководить. Насмешки Горлова над окружающими- средство саморазоблачения персонажа. В пьесе Корнейчука- смех над мехом Горлова- особый сатирический способ раскрытия типических черт характера.
В пьесе « Фронт» И.Горлову и его ближайшему окружению противостоят Огнев,Мирон Горлов, Колос, Гайдар и др. Это они разоблачают Горлова. Причём не только и не столько на словах, сколько всей своей деятельностью.
Пьеса « Фронт» вызвала живой отклик в армии и в тылу. О ней упоминают в своих мемурах и военачальники. Так, бывший начальник оперативного отдела генерального штаба С.М.Штеменко писал: « И хотя у нас в Генштабе каждая минута была тогда на счету, пьесы прочли даже самые знатные. Всей душой мы были на стороне Огнева и высказывались против Горлова.».
В конце 1942г. премьеры спектакля « Фронт», прошли во многих театрах страны. При всём различии трактовки пьесы режиссёры и актёры были непримиримыми к Горлову как к конкретному лицу, ответственному за многие военные неудачи. Лучшим был спектакль, поставленный режиссёром Р.Симоновым в котором актёр А.Дикий сурово и бескомпромиссно осудил Горлова и горловщину как синоним невежества, отсталости, зазнайства. Как источник многих бедствий и поражений начального этапа войны.
В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению. В большинстве своем эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-исторического плана.
Определённых достижении добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А.Толстого « Иван Грозный» , трагедия В.Соловьёва « Великий государь» и др.
ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 40-Х НАЧАЛА 60-ГОДОВ
1. Развитие литературы в послевоенное время.
2. Литература 50-х первой половины 60-х годов.
Минувшая война обострила национально-историческое , социальное самосознание народа. Начинался новый этап, выдвинувший специфические задачи перед искусством слова. Литературно-общественная хроника тех лет насыщена событиями, имевшими больше значение в формировании умонастроении и эмоционального мира нескольких послевоенных поколений.
Второй съезд писателей стал литературно-общественным событием не только потому, что собрался после двадцатилетнего перерыва. Но прежде всего из-за яркой, смелой речи М.Шолохова. ставшей поистине поворотной вехой в судьбе писательской организации в этом выступлении были намечены задачи искусства реализма на многие годы вперёд.
Развитие литературы и искусства в послевоенный период шло сложными путями. Были приняты постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, которые грубо вмешивались в культурную жизнь страны. В литературе послевоенного времени преобладало стремление к парадности, догматизм. Имела распространение теория бесконфликтности, изображавшая жизнь в идеализированном, облегченном виде. Творческие схемы подменялись схемами. Несправедливо в эти годы оценивалось творчество А.Ахматовой и М.Зощенко. Мало было по-настоящему творческих дискуссий по вопросам литературы и искусства. Тем не менее тема минувшей войны была основной темой литературы тех лет. К ней постоянно обращались писатели, уже завоевавшие признание у читателей в предвоенные годы. И те, чья литературная деятельность началась в военное и послевоенное время.
Важнейшее значение для страны в 50-60-е годы имел ХХ съезд КПССС, на котором подводились итоги, пройденного страной пути. Большое внимание на съезде уделялось вопросам идеологии. На ХХ съезде подвергся критике культ личности. Была восстановлена репутация таких деятелей литературы, как Ахматова, Зощенко, которые раннее подвергались односторонней критике, в истории литературы восстановлены имена ряда писателей, которые долгие году не упоминались.
ПРОЗА 50-60-х годов.
1. Проза второй половины 40-х начала 50-х годов.
2. Проза 50-х начала 60-х годов.
Проблема осмысления пути пройденного народом, раскрытие основных закономерностей общественного прогресса - в центре творчества крупнейших писателей. Романы К.Федина « Первые радости»(1945), « Необыкновенное лето» (1948) и « Костёр» (1967), составляющие единый цикл, содержат широкую панораму времени. 1910 год – начало общественного подъёма после поражения первой российской революции; 1919-й год- поворотный пункт в истории гражданской войны, когда решались судьбы Октября; наконец, Великая Отечественная война 1941-1945гг.- такие хронологические рамки выбирает художник. На этом историческом фоне развертывается тема К.Федина. Но отныне это делается широко . с эпическим размахом.
Главные герои трилогии- артист Егор Цветухин, писатель А.Пастухов, Кирилл Извеков и Пётр Рагозин – каждый по-своему воплощает нелёгкие жизненные судьбы. Перед ними высокая задача создания новой жизни. В послевоенные годы слова одного из героев трилогии. Кирилла Извекова, звучали злободневно: « Мы не хотим войны. мы хотим мира для всех. Но к нам применено насилие, нам предложена война. Мы приняли её. Мы воюем против войны».
« Явлением новой истории человечества» назвал К.Федин литературу того времени. В трилогии он стремился раскрыть социальные, нравственные импульсы в деятельности того поколения, которое творило новую историю человечества.
В конце 50-х- начале 60-х годов по-новому освещаются и крутые переломы в традиционном крестьянском укладе. Более сложную трактовку получает конфликт полярных сил, с большей психологической глубиной раскрываются непростые пути перестройки личности русского землепашца ( « Поднятая целина» , повесть « На Иртыше»).
Высокая традиция Павла Корчагина ожила на страницах « Повести о настоящем человеке» ( 1946) Бориса Полевого. В книге раскрыта необычная судьба лётчика Мересьева, вернувшегося в строй несмотря на тяжёлое ранение. Сюжет повести не был вымыслом: писатель воспроизвёл судьбу реального человека, с которым познакомился на войне.
« Эхо минувшей войны» составляет пафос романтической повести Э.Казакевича « Звезда» (1947), воссоздающей героический подвиг группы разведчиков юного лейтенанта Травкина.
Расширяя свой диапазон, литераторы обратились к теме, которую условно можно было бы назвать буднями войны. Именно такой замысел руководил И. Эренбургом, когда он создавал роман « Буря» (1947), Ф.Панферовым, автором трилогии « Борьба за мир» (1947), « В стране поверженных» (1948), « Большое искусство» (1954). Однако в этих произведениях при широте показа действительности снижена глубина анализа. Внешняя публицистичность, обилие событий, действующих лиц, подчас калейдоскопично мелькающих, изображённых поверхностно, помешали желанному синтезу.
Многих недостатков этих книг удалось избежать М.Бубеннову- автору двухтомного романа « Белая берёза» . Белая берёза , как волшебный луч, высветляет ту единственную дорогу, которой и пройдут вместе со своим народом в трудное время войны персонажи романа. Их сравнительно немного, но воссозданы они художнически убедительно, особенно образ центрального героя- русского солдата Андрея Лопухова. Архитектонику книги определяет сюжетно-композиционные принципы, близкие поэтике фольклора. Вот почему повествование о судьбах людей так тесно слито с описаниями родной природы. А белая берёза, как символ несокрушимости России, близка устойчивой национальной традиции.
В этот период М.Шолохов продолжает работу над начатым ещё во время войны романом « Они сражались за Родину» ( роман остался незавершённым), создаёт шедевр новеллистики, рассказ « Судьба человека» (1956). Ставший вехой в осмыслении темы Великой Отечественной войны. Шолоховские открытия способствовали углубленному анализу психологии человека на войне. Новое поколение литераторов, прошедшее Великую Отечественную войну, подхватило эстафету классика. Так появились знаменитые ныне повести Ю.Бондарева « Батальоны просят огня» и « Последние залпы», повесть Г.Бакланова « Пядь земли».
Нравственные конфликты, отодвинутые на второй план в годы войны , вновь заявили о себе. Страна, разорённая войной, с огромным напряжением сил восстанавливало разрушенное хозяйство. Определяющим критерием поведения человека в обществе и быту становился уровень его социально-нравственной, гражданской зрелости.
В романе « Две зимы и три лета» (1969) Ф.Абрамова, повествующего о жизни северной русской деревни в лихую годину, так охарактеризована переходная полоса от военного времени к мирному:
« Да, что-то менялось в жизни, какие-то новые пружины давали о себе знать- она, Анфиса, это почувствовала, - а какие?
Реньше, ещё пол года назад, всё было просто .Война. Вся деревня сбита в один кулак. А теперь кулак расползается. Каждый палец кричит: жить хочу! По-своему. На особицу».
Переход от военного времени к мирному зафиксирован в самой структуре романа П.Павленко « Счастье» ( 1947), события в котором охватывают тир года- с 1944-1946. Главный герой книги полковник Воропаев, ветеран войны, после тяжёлого ранения демобилизованный по инвалидности, возвращается к мирной жизни. Временами к нему приходят горькие мысли о том, что потеряв во время войны семью, он « выпал из счастья. Как из самолёта». Однако желание возродить к жизни опустошённый после гитлеровского нашествия край помогает герою победить тяжкие недуги, постепенно обрести утраченное душевное равновесие. Эмоциональную окрылённость. Воропаев испытывает не только удовлетворение от работы, он переживает радость от улыбок новых друзей и, как высший дар судьбы, приобщается к тому, что мы называем счастьем.
Собственно мирной проблематике посвящены книги, воссоздавшие жизнь и труд рабочих, - повесть В.Пановой « Кружилиха» (1947), роман В.Ажаева « Далеко от Москвы» (1948).
Противоречия, трудности этого периода писатели стремились воплотить средствами художественного слова. Однако, как ни парадоксально, в конце 40-х годов проявляются тенденции к приукрашиванию жизни ( романы С. Бабаевского « Кавалер Золотой Звезды» , 1948. И « Свет над землёй», 1950). Вся сложность жизненных противоречии сводилась в таких произведениях к пресловутым конфликтам между хорошим и лучшим. Отсюда брала своё начало «теория бесконфликтности», приверженцы которой толкали литературу на путь однобокого показа жизни, изображения её в розовых тонах.
В конце 50-х годов созрела необходимость взглянуть в лицо реальной действительности. Писатели приходят к осознанию того факта, что в этих условиях имеются свои трудности, недостатки, свои конфликты, хотя природа их иная. На теоретическом фронте развернулась борьба с « теорией бесконфликтности», с теорией « положительной сатиры». Проявляется повышенный интерес к наследию классиков русской сатирической литературы.
В 1952 г. появились в печати два важнейших литературно- эстетических документа тех лет : редакционная статья « Правды» « Преодолеть отставание драматургии» , обозначившая начало конца « теории бесконфликтности», и передовая статья « Правды», приуроченная к столетней годовщине со дня смерти Н.В.Гоголя. содержащая призыв всемерно развивать искусство сатиры. Перелом 1952-1953 гг. не был вызван каким-либо единовременным актом, он готовился всем объективным ходом движения общественной мысли.
На 1952-1953 гг. приходится публикация очерков В. Овечкина, сатирических новелл Г. Троепольского, социально-философского романа Л.Леонова « Русский лес».
В.Овечкин в книге « Районные будни» (1952-1956) и Г. Троепольский в цикле « Из записок агронома» ( 1953) первыми пробили внушительную брешь в позициях писателей, шумно рекламировавших « всеобщее благополучие». Овечкин работает в строго драматической манере русского очерка, берущей начало от Гл. Успенского, хотя и не чуждается щедринских публицистических тонов, описывая деяния всевозможных борзовых. И даже использует ( очерк « В одном колхозе) « летописную» форму . идущую от « Истории одного города». Книга очерков « Районные будни» , основанная на тщательном изучении жизни, содержала смелый социальный анализ действительности тех лет.
Г. Троепольский , более склонный к субъективно- лирическому, юмористическому повествованию, явно опирался на гоголевские традиции. В великолепной сатирической манере исполнены образы никчемных и вредных людей, каковы, например, самовлюбленный фразер Никиша Болтушок , мелкий хищник Гришка Хват, « лидер районного масштаба» Недошлёпкин, бюрократ и бездельник, пекущийся лишь о личной карьере Прохор Палыч Самоваров.
Но заслуга Г.Троепольского . не только в том , что он сатирически обрисовал отрицательные фигуры послевоенной действительности. Достоинство его художественной манеры и смелый шаг в развитии прозы тех лет том , что он сумел органически включить в структуру сатирического рассказа наряду с мастерски сделанными типами отрицательных персонажей столь же рельефно выписанные образы положительных героев. При этом важно отметить и то, что не только на опыт гоголя опирался автор « Прохора Семнадцатого- короля жестянщиков», но и на творчество мастеров сатирической прозы, которые впервые подметили, что чичиковское приобретательство оборачивается в изменившихся условиях разного рода комбнаторством. Кто такие Болтушок, Гришка Хват . сам король жестянщиков? Это не Гоголевские приобретатели и существователи. Но прежде всего комбинаторы в разных и в то же время весьма схожих сферах деятельности, объединенные черты эгоизма, антиколлективизма, рвачества.
Качественно новые задачи, обусловленные началом развертывания научно-технической революции. Возникли в литературе о труде. Личность и коллектив, прогресс технический и прогресс нравственный, сферы человеческого духа и сложнейшие производственные проблемы – это и многое другое живо волновало писателей. Заметное место в послевоенной прозе принадлежит таким произ