Война за независимость. 1936-1948 гг.
Истоки арабо-израильского конфликта берут свое начало со времени образования первых еврейских поселений в Палестине в конце XIX – начале XX века.
В 1917- 1918 годах части британской армии под командованием сэра Эдмунда Алленби разгромили войска Оттоманской империи и освободили от турецкого владычества народы Ближнего Востока. Арабское население Палестины, рассматривая евреев как инородцев, пытавшихся захватить их земли, стало нападать на их поселения. Чтобы противостоять натиску арабов, поселенцы стали создавать нелегальные отряды самообороны, объединившиеся позже в Иргун Ха-Хагана (Хагана, или Организация самообороны).
Родоначальником еврейских частей самообороны был капитан британской военной разведки Орд Ч. Уингейт. В 1936-1939 годах Уингейт сформировал так называемые "специальные ночные эскадроны", состоявшие из легковооруженной пехоты и предназначенные для проведения рейдов в глубь арабских территорий. Эти эскадроны стали своего рода кузницей кадров для будущей армии Израиля ЦАХАЛ.
Примерно с середины 1930-х годов столкновения между арабами и евреями стали приобретать все более кровавые формы. Эти боевые действия получили название "общинной" войны.
Так, в ночь на 15 апреля 1936 года группа арабов остановила грузовик и расстреляла ехавших в нем трех евреев. Через два дня члены "группы В" сионистской военной организации "Хагана", относящейся к правому политическому крылу, в отместку убили двух арабов [64]. Спустя короткое время евреи жестоко расправились с арабами в Тель-Авиве. В ответ на это арабы на улицах Яффы убили 16 евреев [65].
По всей видимости, эти первые акты насилия произошли спонтанно, но волна убийств, грабежей и пожаров вскоре стала более организованной и охватила всю Палестину. Главным методом борьбы обеих противоборствующих сторон стал террор.
К этому времени обострились и отношения с Великобританией – держателем мандата на владение территорией Палестины. Не желая терять свое влияние на подмандатной территории, англичане выступили против главной идеи сионистского движения – создания еврейского государства. В результате конфронтация вылилась в организацию в начале июня 1939 года специальных групп вмешательства, "тайных из тайных", основной задачей которых стало осуществление антибританских операций. Этим же группам было поручено проводить и репрессивные меры против арабских террористов, и карательные операции по отношению к предателям и доносчикам из еврейского сообщества. Однако деятельность этих групп продолжалась недолго – в сентябре 1939 года они были расформированы.
Начало Второй мировой войны определило новую линию "боевых задач". Она была сформулирована одним из лидеров сионистского движения, Д. Бен-Гурионом [66], впоследствии премьер-министром Израиля. На собрании руководителей "Хаганы" 8 сентября 1939 года он заявил: "Война 1914-1918 годов дала нам декларацию Бальфура. В этот раз мы должны создать для себя еврейское государство и, следовательно, еврейскую армию в этой стране и для этой страны" [67].
29 февраля начались всеобщая забастовка и массовые демонстрации в городах и сельскохозяйственных поселениях. Английская полиция вынуждена была применить силу, в результате чего десятки членов "Хаганы" ранены и арестованы.
Активные сионистские группы продолжили вооруженную борьбу. Военный отдел "Национальной военной организации" ("Иргун") [68]"Лехи" под руководством Авраама Штерна объявил полномочным властям крупномасштабный террор [69]. Англичане ответили на это убийством А. Штерна.
В 1944 году "Иргун" перешел к действиям под руководством бывшего шефа "Бетара" в Польше Менахема Бегина. Его члены развернули жестокий террор, взрывая по всей стране британские представительства, нападая на полицейские посты и убивая офицеров. Переодевшись арабами или надев форму британских солдат или полицейских, они захватывали оружие в английских казармах и брали заложников.
В то же время противоречия в сионистском движении обострили внутриполитическую борьбу. После убийства в ноябре 1944 года членами "Лехи" английского министра лорда Мойна противостояние вылилось в вооруженную борьбу.
"Мы столкнулись с альтернативой, – писал Бен-Гурион, – или терроризм, или политическая борьба; террористические организации или организованная еврейская община. Если мы выбираем политическую борьбу… то должны восстать и принять соответствующие меры против терроризма и осуществляющих его организаций. Пора перейти от слов к делу" [70].
В ноябре 1944 года "Хагана" начала операцию, получившую название "Сезон". Она продолжалась до марта 1945 года и достигла своей цели – за короткий срок по всей стране были арестованы или нейтрализованы большинство членов "Иргуна". После этого активная террористическая деятельность боевых групп прекратилась вплоть до окончания Второй мировой войны. В конце 1945 года она вспыхнула с новой силой и получила название англо-еврейской войны.
Ночью 1 ноября подразделения "Пальмаха" [71], "Иргуна" и "Лехи", объединившиеся в "Еврейское движение сопротивления", организовали диверсии в 153 местах железнодорожных путей и пустили на дно три катера береговой охраны, предназначенные для преследования судов с нелегальными иммигрантами на борту. По всей Палестине прошли демонстрации, сопровождавшиеся поджогами общественных зданий [72].
В ответ на действия евреев англичане ввели по всей стране комендантский час, провели массовые обыски и аресты. Орудием репрессий стала 6-я английская воздушно-десантная дивизия, отличившаяся во время Второй мировой войны.
29 июня 1946 года, после уничтожения сионистами четырнадцати мостов, связывающих Палестину с соседними странами, английские власти провели крупномасштабную операцию, названную местным населением "черной субботой". В акции приняли участие 17 000 человек при поддержке танков и бронемашин. Сотни еврейских руководителей, подозревавшихся в связях с "Хаганой", были арестованы. Такая же участь постигла и членов "Пальмаха". Тысячи людей были отправлены в лагеря предварительного заключения, трое убиты [73].
В результате деятельность арабских боевых групп еще более активизировалась. Их лидером стал иерусалимский муфтий Хадж Амин аль-Хусейн, активно сотрудничавший в годы Второй мировой войны с нацистами. Началась "дорожная война" с применением мин с дистанционным управлением, засад, устройством баррикад. В результате этого только за одну неделю марта 1948 года в разных регионах страны погибло более 100 еврейских бойцов. Большинство еврейских конвоев с продовольствием попали в засаду и были уничтожены, что привело к изоляции Негева, Иерусалима, Эциона и части Галилеи [74].
Одновременно обострились отношения с американцами. Пентагон, Государственный департамент, Великобритания и нефтяные компании потребовали от правительства США не поддерживать разделения Палестины. Американское руководство, потрясенное февральским "пражским переворотом" и опасаясь роста проникновения коммунизма в зону влияния Запада, стало настаивать на передаче Палестины под опеку ООН.
Несмотря на сложную внешнеполитическую обстановку, сионистские лидеры продолжили борьбу за самостоятельность еврейского государства [75]. Однако отсутствие необходимого количества оружия и вооружения снижало ее эффективность [76]. В этой ситуации на помощь "борцам против английских колонизаторов" пришел Советский Союз и страны, оказавшиеся после войны в сфере коммунистического влияния.
Следует отметить, что еврейский вопрос приобрел важное значение во внешней и внутренней политике Советского Союза еще в 1942-1945 годах. В Кремле рассчитывали благодаря его решению получить значительные средства на восстановление народного хозяйства под видом оказания помощи еврейскому населению СССР, пострадавшему от гитлеровского нашествия. Кроме того, Советский Союз пытался использовать "палестинский вопрос" в переговорах с англичанами, опасавшимися за свои позиции на Ближнем Востоке и препятствовавшими массовому переселению евреев в Палестину.
План по привлечению американского капитала, а точнее – еврейских организаций США, был связан с идеей создания еврейской республики в Крыму, так называемой "крымской Калифорнии". Реализация этого плана, по расчетам Сталина, должна была принести стране, нуждавшейся в средствах для восстановления разрушенной войной экономики, 10 миллиардов долларов. Вопрос о "крымской Калифорнии" обсуждался Сталиным в июне 1944 года с президентом американской палаты Эриком Джонстоном и сразу же после победы над Германией с делегацией американских сенаторов. В обоих случаях американские представители обещали предоставить СССР солидные долгосрочные кредиты.
После окончания Второй мировой войны позиция Сталина изменилась. Когда в конце 1945 года стало ясно, что проект еврейской автономии в Крыму является лишь политическим ходом Кремля и не будет реализован, англичане и американцы организовали Англо-американский комитет по Палестине без участия Советского Союза. Это противоречило ранее достигнутому соглашению о совместных консультациях союзников по палестинской проблеме. В этой ситуации Москва взяла ориентацию "на необходимость создания демократического еврейского государства на подмандатной территории Палестины". Расчет заключался в том, чтобы усилить советскую позицию на Ближнем Востоке и вместе с тем подорвать британское влияние в арабских странах, противившихся появлению нового государства. Помощник Молотова Ветров (позже советский посол в Дании) следующим образом передал П.Судоплатову слова Сталина: "Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке" [77].
Одновременно с предпринимавшимися политическими шагами в
1946 году в Палестину через Румынию были направлены советские агенты, в том числе Гарбуз, Семенов (настоящее имя Таубман) и Колесников. Они должны были создать в Палестине нелегальную агентурную сеть для использования впоследствии в боевых и диверсионных операциях против англичан [78]. Колесникову удалось также организовать доставку в Палестину из Румынии стрелкового оружия и противотанковых гранат, захваченных в годы войны у немцев [79]. В это же время, по сведениям бывшего полковника КГБ, перебежавшего на Запад, О. Гордиевского, стала формироваться и агентура, подбираемая из эмигрантов, выезжавших в Израиль. За эту работу отвечал начальник управления нелегальных агентов в КИ (позднее в ПГУ) полковник A.M. Кротков. Его помощником был подполковник В.Вертипорох, назначенный в 1948 году резидентом в Израиль [80].
Переговоры о крупных закупках оружия для "Хаганы" относятся к концу 1947 года. Его главным поставщиком становится согласовавшая свои действия с Москвой Чехословакия.
Первый контракт на покупку оружия был подписан представителем чешского правительства и уполномоченным Бен-Гуриона Иехошуа Ариэлем – "самым выдающимся тайным эмиссаром "Хаганы" и нелегальной иммиграционной организации, действующей в Европе". Контракт предусматривал поставку в Палестину (официально – в Эфиопию) 4500 винтовок, 200 автоматов и 5 000 000 патронов. После "пражского переворота" в феврале 1948 года, приведшего к власти коммунистов, количество вооружения, поставляемого Чехословакией в Палестину, резко возросло. Так, до мая 1948 года палестинскими евреями будет закуплено дополнительно 24 500 винтовок, более 5000 легких пулеметов, 200 средних пулеметов, 54 миллиона патронов и 25 "мессершмиттов", захваченных в конце войны у немцев [81]. Однако из-за строгого надзора британских властей большая часть этого оружия попадет в Палестину только после провозглашения независимости.
Первый самолет из Чехословакии с грузом в 200 винтовок, 40 пулеметов и тысячи патронов совершил посадку на секретный аэродром ночью 28 марта. На следующий день в Тель-Авивский порт, прорвав блокаду англичан, прибыло судно "Нора". В его трюмах находилось 4500 винтовок, 200 пулеметов и 5 000 000 патронов [82]. Часть оружия была вовремя доставлена войскам, участвующим в операции "Нахшон". Военное значение этой операции, проведенной с целью разблокирования дороги на Иерусалим, контролируемой арабскими группами, невелико. Тем не менее ее успех вызвал большой политический резонанс и укрепил боевой дух подразделений "Хаганы" и местного еврейского населения. Впоследствии операция "Нахшон" будет даже названа "революцией", "решающим поворотом" и "самой значительной боевой операцией в период войны за независимость". Именно во время этой операции, по мнению военных аналитиков, будет положено начало новой стратегии "Хаганы" и ее реорганизации в регулярную армию [83].
Позже, 5 августа 1948 года, газета "Нью-Йорк Геральд трибюн" опубликует следующее сообщение из Израиля: "Престиж Советской России стоит во всех политических фракциях (Израиля) необычайно высоко. Благодаря своей неизменной поддержке Израиля в ООН Советский Союз создал себе верных сторонников среди левых, умеренных и правых элементов. Еще большее значение для нового государства, борющегося за свое существование, имел тот малоизвестный факт, что Россия дала практическую помощь в тот момент, когда в ней была наибольшая нужда… Россия открыла свои склады вооружения Израилю. Самые существенные и, вероятно, самые большие массовые закупки вооружения евреи смогли сделать у советского сателлита – Чехословакии. Поставки чехословацкого вооружения, прибывшие в Израиль в критический период войны, сыграли решающую роль… На параде еврейских частей по улице Алленби в Тель-Авиве на прошлой неделе на плечах израильской пехоты красовались новенькие чехословацкие винтовки" [84].
В апреле 1948 года началась вторая фаза необъявленной войны, которая продлилась до провозглашения независимого государства Израиль. Этот период был отмечен наиболее кровавой и жестокой акцией за все время войны еврейских боевых групп в деревушке Дир-Ясине (Деир Ясин).
9 апреля 1948 года деревушка Дир-Ясине, к западу от Иерусалима, подверглась нападению 132 боевиков "Иргуна" и "Лехи". В ходе многочасового боя и последующей "зачистки" было уничтожено 254 араба, среди которых были старики, женщины и дети [85]. Особенно потрясли международную общественность факты, свидетельствовавшие о жестокости и издевательствах боевиков по отношению к мирным жителям. Так, 12-летний Фахми Зейдан показал: "Яхуди выстроили всю нашу семью лицом к стене и стали стрелять. Уцелели только я, моя сестра Кадри, четырех лет, сестра Сами, восьми лет, брат Мухаммет, семи лет, потому что мы были малы ростом и взрослые нас прикрывали телами. Погибли моя мать и отец, мои дедушка и бабушка, мои дяди и тети и их дети".
Аналогичную картину зверств рисовали и другие очевидцы, уцелевшие в дир-ясинской резне.
Нани Халил, 16 лет: "Я видел, как человек каким-то огромным ножом разрубил моего соседа Джамиля Хиш, прямо на ступеньках его дома, затем таким же способом убил моего кузена Фати".
Назра Ассад, 36 лет: "Я видела, как у моей молодой соседки Сальхед Эйсса мужчина выхватил из рук ребенка, бросил его на землю и стал топтать ногами. Потом он изнасиловал ее, а затем убил и мать и ребенка" [86].
Другие свидетели указывали, что среди нападавших было на удивление много женщин и в своем варварстве они не уступали мужчинам.
Спустя несколько дней арабы жестоко отомстили за жертвы в Дир-Ясине. 13 апреля они атаковали конвой, который совершал регулярные рейсы в госпиталь "Хадассах" на горе Скопус. Множество пассажиров заживо сгорели в машинах "Скорой помощи" и автобусах. В итоге погибло 75 человек, среди которых были известные врачи, медицинские сестры и служащие университета. В числе жертв оказались Хаим Ясский, офтальмолог с мировым именем, его жена, доктор Ехуда Матот, доктор социологических наук Эстер Пассман и другие, а также студент медицинского факультета – жених младшей дочери Бен-Гуриона.
Однако эта акция уже не могла изменить ход событий. 18 апреля евреи заняли Тибериаду – древнюю столицу римских наместников на землях Палестины, а спустя несколько дней крупный портовый город Хайфу. В это же время был взят и другой важный порт – Яффа, который фактически стоял в городской черте Тель-Авива. В то же время части "Хаганы" потерпели поражение в бою за высоты Неби Самюэль. Частями Арабского легиона [87]были захвачены укрепленные поселения (кибуцы) Кфара, Массуот, Цурим и Ревадим.
Война продолжалась, несмотря на окончание срока мандата Лиги Наций, дававшего право Англии управлять Палестиной. 15 мая 1948 года он истек. В этот же день, в 16 часов, в Музее Тель-Авива было провозглашено создание еврейского государства Израиль. Одним из первых государств, признавшим его самостоятельность, стал Советский Союз.