Глава 3. Развитие военного дела у древних племен Армянского нагорья
Развитие военного дела у древних племен Армянского нагорья, обусловили и его значительную роль в повседневной жизни. Охрана поселений, посевов, пастбищ или отар и стад от набегов соседних племен привела к тому, что эти племена могли существовать, лишь имея мощную военную организацию. Без нее были немыслимы ни труд земледельца, ни скотовода.
К обществу Армении эпохи ранней бронзы полностью можно отнести известную характеристику условий древней общины, сделанную К. Марксом, согласно которой община в то время была организована по—военному, как военная и войсковая организация, что явилось одним из условий ее существования в качестве собственницы[33].
Естественно, что наряду с общим развитием военного дела, широким распространением боевого наступательного оружия, должны были развиваться и защитные средства, которые, по-видимому, были также широко распространены, как и наступательное оружие, но не сохранились до наших дней, так как они были в основном кожаными. Подобная картина повторяется и в последующие эпохи средней и поздней бронзы, когда не только широко развивается местное производство металлического наступательного оружия, с широким применением и освоением импортных форм, но и реорганизуются как состав племенных дружин, так и методы ведения боя. Так, в эпоху ранней и средней бронзы были характерные для своего времени формы ведения боя. Бои, где принимало участие все боеспособное население (при защите от нападения противника) или малочисленные дружины (при нападении на поселения или летние пастбища соседей) велись группами или парными схватками. Широкое появление боевых колесниц и возникающей конницы с применением металлических удил и упряжи (взамен кожаных) не только влияет на тактику военных действий племенных дружин, но и сильно влияет на развитие защитного снаряжения. Судя по находкам предметов защитного снаряжения и памятникам изобразительного искусства, возникают новые формы ведения боя, когда воины выстраивались в тесно сомкнутые, глубокие ряды, в одну или несколько колонн. Подобное построение, целиком вытекающее из общественного уклада, четко видно на Степанаванском поясе, на котором изображены воины, построившиеся в одну колонну и, под предводительством вождя, наступающие на противника. По-видимому, уже с этого времени часть тяжело вооруженных воинов, а также колесничных и конников составляли постоянную дружину племенных вождей. В военное время эти дружины пополнялись боеспособным населением определенного возраста, выступавшим со своим оружием. Воины в основном делились на лучников (вооружение которых состояло из лука, колчана, панциря, широкого защитного пояса и кинжала), и копейщиков, вооруженных копьем, кинжалом, мечом и щитом.
Дружины племенных вождей и их объединенные силы в эпоху поздней бронзы и раннего железа, по-видимому, состояли из легкой и тяжелой пехоты, колесничных и конницы. Это предположение основывается не только на анализе войска племен Армянского нагорья и материальной культуры, особенно предметов вооружения, но и памятников духовной культуры.
Естественно, самой большой составной частью дружин вождей было пешее войско, делившееся на легкую и тяжелую пехоту. Несомненно, племенная знать и часть отличившихся в боях воинов были вооружены защитным снаряжением, и, выступая в первых рядах, создавали массированный кулак для прорыва фронта (центра) войск противника. Воины выступали в подпоясанных кожаными поясами рубахах или кафтанах. Племенная знать носила бронзовые пояса и обшитые бляхами и дисками панцирные рубахи, а на головах бронзовые шлемы различных форм. Рядовые воины, по-видимому, выступали в войлочных или обитых кожей деревянных шлемах. Они были вооружены круглыми или полуцилиндрическими щитами, топорами, секирами, копьями, кинжалами или булавами. Вооруженные тяжелыми секирами и копьями, воины должны были занимать одно из ведущих мест и представлять грозную силу при ближнем бое, в котором основную роль играли копья и мечи, и особенно при рукопашной схватке, когда, смешавшись с противником, они пускали в ход секиры, кинжалы и булавы, а громоздкие копья фактически становились бесполезными. Это снаряжение, характерное для тяжелой пехоты, по-видимому, без изменения применялось также всадниками, составлявшими отряды конниц, вооруженных мечами. Что же касается колесничных, которые появляются во второй половине II тыс. до и. э., то они имели большую ударную мощь и являлись грозной силой для прорыва фронта и преследования рассеянного противника.
Лавина наступавших колесниц с тяжеловооруженными воинами в кузове легко могла прорвать фронт и открыть широкое поле деятельности для легко вооруженной пехоты и конницы. Особенно большую роль играли колесницы на равнинах. Естественно, они имели большую ценность и могли использоваться лишь племенной знатью. Что же касается конницы, она начинала играть все большую роль при разведке, охвате флангов рассеянного противника и его преследовании. Более поздние ассирийские источники дают возможность говорить о наличии колесниц в составе племенных дружин Армянского нагорья. Так Саргон II упоминает, что в Бит-Буритини (в горах малоазийского Тавра) он захватил 100 колесниц[34], а в Бит-Замани (верхнее течение Тигра), в Шуприи (Сасун) о получении дани колесницами и упряжными конями[35].
Как видим, ассирийские источники упоминают о захвате и получении дани и упряжных коней в этих и других областях. Особенно интересен факт захвата в Бит—Буритини 100 боевых колесниц, которые соответствуют числу боевых колесниц, применявшихся урартами в том или ином походе.
Что касается легкой пехоты, то она в основном состояла из лучников и пращиков. Лук, конечно, применяли и тяжело вооруженные воины, но редко, и то, судя по древневосточным изображениям, при штурмах крепостей, прикрывая стрелами легкую пехоту. Несмотря на иррегулярный состав дружин племенных вождей, они имели определенный характер воинской организации. Методы и условия ведения боя в гористой Армении подсказывают, что без охраны спереди и с флангов передвижение на территории противника было невозможным, так как с любого выступа нависающей скалы мог посыпаться град камней и стрел. Сами войска также должны были двигаться в определенном порядке, о чем говорят изображения на бронзовых поясах. Так, на замечательном поясе эпохи раннего железа из Астхи блура[36] показана сцена движения и порядок войска. На переднем плане стоит фигура лучника, за ним — боевые колесницы, а за ними следуют всадники. Исходя из этого, можно предположить, что на марше впереди двигалась пехота, за ней колесницы и замыкала строй конница. Такое расположение, когда впереди идет тяжеловооруженная пехота, регулирующая шаг всего войска и имеющая возможность расступиться и, при необходимости, дать выход ударным силам — колесницам и обхватывающей фланги коннице, — весьма примечательно с военной точки зрения. По-видимому, такой строй войска возник в глубокой древности и получил, судя по вышеуказанным изображениям, большое развитие в Урарту и в соседних странах. Этот же строй впоследствии применялся в древнеармянском войске, по крайней мере, когда оно действовало в составе ахеменидской армии, где оно не только перенимало опыт и методы ведения боя, но и развивало свою тактику, используя при этом и методы противника. С этой точки зрения весьма примечателен один из ночных маршей и «боевой» приказ Кира, из которого видно, что для регулирования движения в ночном походе впереди войска, в составе которого действовали и армянские части, шли тяжеловооруженные пехотинцы, за ними — легкая пехота, обоз, и замыкала колонну конница[37].
Возвращаясь к истории военного дела и доспеха древней Армении, нужно указать, что особенно сильные изменения в них происходят после организации урартского государства, когда в вооружении его иррегулярной армии взамен хеттского доспеха начинает широко применяться ассирийский, с определенным местным характером. Однако нужно учесть, что хотя из ассирийских источников и археологических раскопок известно, что в Урарту было огромное количество бронзовых щитов, шлемов, панцирей и т. д., эти изделия встречаются чрезвычайно редко, так как основная масса воинов по-прежнему носили кожаный доспех. Ранняя форма этого доспеха хорошо известна по древневосточным памятникам, откуда явствует, что он изготавливался из кожи, подвергнутой «сухой» обработке. Подобная обработка придавала коже большую твердость, плотность и прочность, при этом хорошо сохраняя приданную ей форму. Именно из такой кожи в древности изготовляли колчаны, панцири, ею же обтягивали передки боевых колесниц[38].
До наших дней из предметов защитного снаряжения (доспеха) сохранились лишь их металлические части (остатки панцирных рубах и умбоны щитов). Однако древний облик воинов, их вооружение хорошо известны по памятникам древнего искусства. На многочисленных бронзовых поясах конца эпохи поздней бронзы и железного века сохранились изображения воинов в шлемах, поясах и налобных пластинах, со щитами в руках, иногда одетых в панцирные рубахи. Кроме того, известно множество бронзовых фигурок вооруженных воинов. Все эти изделия позволяют не только восстановить облик древнего воина, но и классифицировать и проследить этапы развития доспехов.
Мы не располагаем сведениями о ранних находках щитов и шлемов. Щиты, скорее всего, появились одновременно с панцирями. Отсутствие ранних находок следует объяснять не редким их применением, а тем, что в подавляющем большинстве они изготовлялись из дерева, прутьев и кожи, поэтому не сохранились в древних захоронениях. Металлические же покрытия этих щитов в виде дисков, блях и т. д., часто встречаемые в погребениях, обычно принимались исследователями за остатки панцирей [39].
Глава 3 как-то странно смотрится с точки зрения хронологии. Тогда уж поставьте её до Ервандидов.