Глава 2. Теоретическая модель суицидального поведения
Суицидальное поведение понятие более широкое чем суицид и включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления К покушениям относятся все суицидальные акты, не завершившиеся смертью по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.д.). К суицидальным проявлениям относят соответствующие мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, напрвленными на лишение себя жизни [26].
Под суицидальным поведением [41] понимаются любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Следует подчеркнуть, что термин «поведение», так же, как «действия» и «деятельность», объединяет разнообразные внутренние (в том числе вербальные) и внешние формы психических актов. Они согласно современным психологическим воззрениям, находятся в отношениях генетического родства. Предпочтительность термина «поведение», по сравнению с терминами «действие» и «деятельность», объясняется тем, что последние жестко связаны с понятиями цели и мотива, и потому каждый из них не может быть использован для обозначения всех суицидальных проявлений.
Типы и формы суицидов
Социологическое направление, идущее от Э. Дюркгейма (1897), объясняет самоубийство как коллективный феномен, как функцию разобщенности социума и оперирует в связи с этим терминами: «альтруистический», «эгоистический», «анемический» и «фаталистический» суициды.
Психоаналитические трактовки порождают такие типы суицидов, как: «сообщение», «фантазия преступления», «неосознаваемое бегство», «магическое воскрешение», «возрождение и восстановление».
Примат рациональных оснований привел к выделению «логического» (при физической боли и неповрежденном разуме), «палеологического» (при расстройствах психики) и «каталогического» (при семантических ошибках и расщеплении мышления) типов самоубийств (Е. Shneidman).
В ряде классификаций обнаруживается отсутствие единого принципа: суициды коллективные – индивидуальные; пассивные – активные; искренние – рассчитанные на привлечение внимания; запланированные – импульсивные и проч.
В других – попытки создать синтетическую систему, например, «эгоистические», «диадические» и «агенеративные» суициды (Е. Shneidman).
Неоднозначность понятий и пестрота классификаций в еще большей степени выступают при определении границ тех явлений, которые служат предметом суицидологи .
Выдвинутое Э. Дюркгеймом [19] деление суицидальных проявлений на суицидальные тенденции, попытки и завершенные суициды, подвергается многочисленным модификациям и дополнениям. Предлагаются термины: «незавершенный суицид», «парасуицид» (М. Кreiman); «возможный суицид», «суицид-игра» и «суицид через провокацию агрессии на себя» (Сh. Neuringer); «серьезные» и «несерьезные» суициды (А. Rosen); «субсуицидальные феномены» (К Menninger), которые подразделяются на «хронический суицид» (аскетизм, наркомании), «фокальный суицид» (самокалечения, импотенция), «органический» суицид (органические заболевания) и примыкающие к ним «саморазрушающие самоубийства» (Сh. Neuringer) и «скрытые суициды» I. Мееrloo (переедание, чрезмерное курение, неосторожное вождение машины, скалолазание).
Расширение круга суицидальных феноменов сопровождается ревизией одного из основных положений Э, Дюркгейма, согласно которому самоубийство есть намеренное (осознанное) лишение себя жизни. В противоположность ему вводятся понятия «субнамеренного», «двусмысленного» суицида (А. Weisman) и т. д.
В отечественной науке принята типологическая модель, построенная на основе психологической теории деятельности А. Н. Леонтьева и концепции суицида как следствия социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микросоциальных конфликтов А. Г. Амбрумовой.
С точки зрения Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева внутренние и внешние формы суицидального поведения подчинены общим закономерностям строения человеческой предметной деятельности.
Психологический анализ «макроструктуры» человеческой деятельности выделяет, во-первых, отдельные деятельности – по критерию побуждающих их мотивов; во-вторых, – действия, подчиняющиеся сознательным целям; и, в-третьих – операции, которые непосредственно зависят от задач, т. е. условий достижения конкретных целей.
Благодаря отношениям, складывающимся между целью и мотивом, формируется личностный смысл– существенная характеристика сознания и личности.
Появление суицидальной цели и дальнейшее ее превращение в самостоятельный мотив, обладающий побудительной силой, по мнению А. Г. Амбрумовой [2],обуславливается ситуацией конфликта у дезадаптированных лиц, то есть препятствием к удовлетворению актуальной ведущей потребности. Субъект переживает особую, непереносимую конфликтную ситуацию, единственный выход из которой (или возможность влияния на которую) он видит в самоубийстве, поскольку иные пути удовлетворения потребности блокируются.
В гораздо более редких случаях суицидальное поведение выступает не на уровне действий, а как самостоятельная деятельность, т. е. цель и мотив самоубийства сливаются. Такие случаи относятся преимущественно к области психопатологии.
Что же касается конкретных способов самоубийств, то они представляют собой операции, отвечающие их задачам, направленным на достижение цели в заданных условиях.
Исходя из общей структуры суицидальных актов, ниже приводятся типологические схемы, применимые как к внутренним, так и к внешним формам суицидального поведения.
Первая из них основана на категории целии дает возможность, с одной стороны, отграничить суицидальное поведение от внешне сходных вариантов самоповреждений, а с другой стороны, внутри суицидальной сферы дифференцировать истинные суициды от демонстративно-шантажных.
Целью истинных самоубийств, покушений и тенденцийявляется лишение себя жизни. В качестве конечного результата предполагается смерть, однако, степень действительной желаемости смерти чрезвычайно различна, что отражается на условиях и способах реализации суицидальных тенденций.
Демонстративяо-шантажное суицидальное поведениесвоей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого намерения. Такая демонстрация подчас оканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств.
В отличие от суицидального поведения, самоповреждения (или членовредительства) вообще не направляются представлениями о смерти. Цель их ограничивается лишь повреждением того или иного органа. Это находит свое выражение и в способах реализации и в особенностях поведения субъекта.
Вторая типологическая схема основана на категории личностного смысла, как отношения не совпадающих между собой цели действия – (суицида) – и мотива деятельности, в которую он включен.
Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения очевидна и в общем виде может быть представлена следующими типами:
1) Протест, месть.
2) Призыв.
3) Избежание (наказания, страдания).
4) Самонаказание.
5) Отказ.
I. «Протестные» формы суицидального поведения возникают в ситуации конфликта, когда объективное его звено враждебно или агрессивно по отношению к субъекту, а смысл суицида заключается в отрицательном воздействии на объективное звено. Месть – это конкретная форма протеста, нанесение конкретного ущерба враждебному окружению. Данные формы поведения предполагают наличие высокой самооценки и самоценности, активную или агрессивную позицию личности с функционированием механизма трансформации гетероагрессии в аутоагрессию.
II. Смысл суицидального поведения типа «призыва» состоит в активации помощи извне с целью изменения ситуации. При этом позиция личности пассивна.
III. При суицидах «избежания» (наказания или страдания) суть конфликта – в угрозе личностному или биологическому существованию, которой противостоит высокая самоценность. Смысл суицида заключается визбежании непереносимой наличной угрозы путем самоустранения.
IV. «Самонаказание»можно определить как «протест во внутреннем плане личности»; конфликт, по преимуществу внутренний при своеобразном расщеплении «Я», интериоризации и сосуществовании двух ролей: «Я – судьи» и «Я – подсудимого». Причем смысл суицидов самонаказания имеет несколько разные оттенки в случаях «уничтожения в себе врага» (так сказать, «от судьи», «сверху») и «искупления вины» (от «подсудимого», «снизу»).
V. Если в предыдущих четырех типах цель суицида и мотив деятельности не совпадали, что давало основания квалифицировать суицидальное поведение как действие, то при суицидах «отказа»обнаружить заметное расхождение цели и мотива не удается. Иначе говоря, мотивом является отказ от существования, а целью – лишение себя жизни.
Похожие наименования данной типологии встречаются и в классификациях других авторов, так например, В. А. Тихоненко предлагает 5 основных личностных смыслов самоубийства:
- Протест. Смысл суицида выражает последнее возражение, несогласие со сложившимися обстоятельствами, условиями существования.
- Призыв. Смысл суицидального поведения состоит в активации реакций окружающих для изменения ситуации в желательную сторону.
- Избежание. Смысл суицидального поведения заключается в устранении себя от непереносимой угрозы своему существованию как личности, социальному и биологическому индивиду, от ожидаемых неизбежных мук, потерь, физических и душевных страданий.
- Самонаказание. Смысл суицидов имеет разные оттенки – «уничтожение в себе врага» или «искупление вины».
- Отказ. Смыслом суицидального поведения является полная капитуляция перед обстоятельствами, отказ от существования в невыносимой ситуации, нередко с глобальным переосмыслением отношения к миру как источнику всяческого зла, избавление от бытия в котором есть благо [41].
Таким образом выделенные типы суицидального поведения представляют собой аналоги общеповеденческих стратегий в ситуациях конфликта. Более того, при продольном анализе индивидуального поведения суицидентов в течение предшествующих лет их жизни выявляется предпочтительность реагирования по определенному типу, совпадение поведенческих реакций в конфликте с суицидальными по их личностному смыслу. Это подтверждает основные теоретические положения концепции суицида (А. Г. Амбрумова), в частности, роль личностного звена в генезе суицидального поведения.
Кроме указанных выше, выделяют так же аффективный типсуицида и рациональный тип суицида.
Аффективный тип суициды характеризуется остротой и напряженностью внутренних эмоциональных переживаний, охваченностью ими, импульсивностью принятия решения, быстротой перехода к суицидальным действиям.
Рациональный тип суицида – результат длительной внутренней переработки, осознанного решения уйти из жизни, выношенного намерения, последовательной реализации продуманного плана, учета обстоятельств, нередко с принятием мер, исключающих оказание помощи, оставление записок, реабилитирующих близких [2; 27].
Как отмечают некоторые суицидологи, даже когда речь не идет о совершении суицида в состоянии ситуационно вызванного аффекта, в последние несколько минут перед этим у суицидента имеет место значительное сужение сознания с чувством автоматизма действий и последующей ретроградной амнезией данного периода.
Глубина охваченности аффектом, содержание и интенсивность внутренних переживаний и доминирующих идей, степень рациональности при принятии и осуществлении решения о самоубийстве позволяют выделить 4 варианта актуального состояния сознания непосредственно до и в момент совершения самоубийства [8; 27].
1. Выраженное аффективное сужение сознания. Типично для суицидентов аффективного типа. Развивается обычно остро как реакция на неожиданно актуализированный межличностный или внутриличностный конфликт. Содержание сознания заполняется переживаниями нестерпимой обиды, гнева, протеста. Решение о совершении суицида возникает внезапно, принимается импульсивно, без сколько–нибудь развернутой оценки аргументов и последствий. Окружающее начинает восприниматься только под этим углом зрения, попадающие в поле зрения объекты, приобретают значение средств самоубийства. Исчезает страх перед болью, смертью, способность представить реакцию близких лиц, последствия для детей, родителей. Все переживания центрируются только вокруг собственного «Я».
2. Переживание острой генерализующейся психалгии. Состояние сознания характеризуется развивающейся на высоте отрицательных переживаний нестерпимой душевной болью. Суицидная мотивация возникает как один из вариантов решения проблемы и постепенно овладевает сознанием.
3. Переживания негативных интерперсональных отношений. На фоне протрагированной стертой дистимии, связанной с конфликтом. Содержание сознания заполняется неотступными мучительными переживаниями, отражающими отрицательные взаимоотношения с высокозначимым для человека лицами. Возникает стремление посредством суицида напугать, привлечь к себе внимание, выразить протест.
4. Переживание отрицательного баланса жизни. Содержанием сознания является рациональное «подведение жизненных итогов», оценка пройденного пути, определение реальных перспектив существования, сравнение отрицательных и положительных моментов продолжения жизни. Постепенно в сознании личности складывается итоговая пессимистическая оценка настоящего и будущего, общий отрицательный жизненный баланс достижений и проигрышей, прогнозируется дальнейшее ухудшение ситуации и своего положения, из которых вытекает решение о самоубийстве [2; 8; 27 ].
Итоговые позиции в кризисных конфликтных ситуациях В. А. Тихоненко подразделяет на адаптивные и неадаптивные, или «проигрышные».
1. Фиксированность позиции субъекта не в состоянии изменить образ ситуации, свободно манипулировать его элементами в пространственно – временных координатах.
2. Вовлеченность, то есть не способность отстраниться от конфликтной ситуации.
3. Сужение смыслового поля сознания и самосознания за счет ограничения представлений о собственных ресурсах и возможностях, а также за счет нарастающей изоляции от окружающих.
4. Изолированность и замкнутость позиции. В структуре осознания конфликтных отношений место адаптивного противопоставления «Мы – Они» имеет место гораздо более уязвимая конфронтация «Я – Они», свидетельствующая об отчуждении личности, утрате связи с референтными группами, нарушениях социальной идентификации.
5. Пассивность позиции. Представляя себе активно направленные на него воздействия участников конфликта, субъект не может противопоставить им конструктивные тактики поведения (нападение, защита, уход и т.д.) в связи со снижением побудительной привлекательности ценностей, нормативными барьерами, недостаточной актуализацией знаний и опыта.
6. Сужение (неразвитость) и инвариантность временной перспективы. В смысловом образе ситуации отсутствует позитивное будущее, надежда. Будущее представляется только как продолжение или усугубление наличной тяжелой ситуации [41].
Бухановский А.О. [11]. предлагает классификацию в зависимости от причин и мотивов индуцирующих самоубийство:
· по причинам (E.Durkheim, 1987):
– аномичное – в результате процесса аномии – дезорганизации в обществе, “серьезной социальной встряски”
– альтруистическое – “жертвенное”, “во имя блага иных людей”
– эгоистическое – противопоставление себя обществу, при завышенной самооценке и неприемлемых для субъекта социальных требований и общественных норм наказание
· по мотивам
Истинное самоубийство
Мотив:лишение себя жизни
Демонстративно-шантажное
Мотив:
– рентный – установка на выгоду
–призыв о помощи – актуализация мотивации окружающих на решение личных проблем суицидента
Аффективный суицид
Мотив
–покушение на свою жизнь в состоянии сильного душевного волнения
Обобщая вышесказанное можно выделить аффективный тип суицида и рациональный тип суицида. Аффективный тип суицида характеризуется остротой и напряженностью внутренних эмоциональных переживаний, охваченностью ими, импульсивностью принятия решения, быстротой перехода к суицидальным действиям. Рациональный тип суицида – результат длительной внутренней переработки, осознанного решения уйти из жизни, выношенного намерения, последовательной реализации продуманного плана, учета обстоятельств, нередко с принятием мер, исключающих оказание помощи, оставление записок, реабилитирующих близких.
Таким образом, на настоящий момент в суицидологи нет однозначных понятий описывающий такой сложный психологический феномен как «суицидальное поведение». Множество классификаций в большей степени размывают границы тех явлений, которые служат предметом суицидологи. Современная военная психология ориентируется на типологию которая выделяет формы суицидального поведения в зависимости от цели и мотива, а именно, истинный и аффективный суицид и демонстративно-шантажное поведение.