Основные тенденции в развитии культуры западноевропейского средневековья
Римская культура II–IV вв. Иудео-христианские секты и формирование христианской кулььтуры катакомбного периода. Христианство и язычество. Раннехристианское искусство и его особенности. Никейский собор 325 г. и образование государственной церкви. Изменения в культуре римского общества. Традиции и новации. Формирование христианского храмового комплекса: базилика, мартирий, баптистерий. Икос и икона. Жития и житийные циклы в живописи. Прикладное искусство.
Рим и варвары. Культура германских народов накануне завоевания Римской империи. Вестготское королевство в Испании и его культура. Королевство Теодориха в Италии. Равенна и ее памятники. Франкская культура эпохи Меровингов. Империя Карла Великого. «Каролингское Возрождение» и его особенности. Памятники Аахена и Лорша.
Культура Западной Европы IX–XI в. Германия и «Оттоновское возрождение». Роль церкви в формировании культуры Романского периода. Романская базилика и ее особенности. Средневековый скрипторий. Феодальный замок и его культура. Трубадуры. Рыцарский роман. Скульптура и прикладное искусство.
Западноевропейская культура XII–XV вв. Формирование средневекового города. Город и его структура. Цех и цеховое ремесло. Шедевр. Городская культура средневековья. Понятие «готика». Роль Франции в формирование готической архитектуры. Сен Дени. Эпоха Великих соборов: Шартр, Реймс, Руан, Нотр-Дам. Национальное интернациональное в культуре XIV–XV вв. Интернациональная готика. Формирование национальных государств и особенности их культуры. Истоки Проторенессанса в Европе XIV в. Готика и Ренессанс в XV в.
Тема 3
Школа в средние века
Школьное образование в раннем средневековье. Влияние каролингского и оттоновского Возрождения на расширение школьного образования. Античная традиция как основа характера образования.
Особенности византийской начальной (пропедиа) и средней (энкиклиос педиа) школы. Тривиум и квадривиум как основа средневековой образованности. Содержание и назначение каждого из семи свободных искусств. Диалог как метод преподавания. Учебники, компендиумы, вопросники.
Два этапа в развитии школы в средневековой Западной Европе. Нецерковные школы в системе городской культуры. Роль школы в подготовке процесса возникновения университетов в Западной и Центральной Европе.
Тема 4
Книга и библиотека в средние века
Рукописная книга как памятник материальный, идейный и художественный. Материал письма, чернила. Свиток и кодекс. Унциал и минускул. Декор книги. Монастырский этап в истории западноевропейской средневековой книги. Эволюция в изготовлении книг в Византии. Монастырские и дворцовые скриптории. Университетские и городские скриптории в Западной Европе. Регламент работы скрипториев. Общее и различное в изготовлении рукописной книги в Западной Европе и Византии.
Средневековые монастырские, дворцовые, университетские и частные библиотеки. Связь книгохранилищ со скрипториями. Библиотеки монастырей Нотр-Дам, Сан-Виктор. «Библиономия» Ришара де Фурневилля, «Филиобиблион» Ричарда де Бери.
Ранние византийские библиотеки (Синайская библиотека монастыря св. Екатерины, императорская, Александрийская). Древнейшие рукописные кодексы. Библиотека Фотия (IX в.). «Мириобиблион». Византийские монастырские библиотеки.
Тема 5
Средневековые университеты
Высшее образование в раннесредневековый период. Византийский аудиториум. Европейские средневековые университеты как явление. Значение нецерковных школ XI–XII вв. для возникновения университетов. Французские, итальянские и испанские университеты. Университет как корпорация. Университеты XIV–XV вв.
Организационные основы деятельности университетов. Выборы ректора и его обязанности. Факультеты и нации как корпоративные единицы. Функции декана. Педели.
Ученые степени и их получение: бакалавры, лиценциаты, магистры (доктора).
Учебный процесс. Лекции ординарные и субординарные. Практикумы: репетиции и диспутации. Роль диспута в университетской жизни. Диспутацио де кволибет. Схоластика как норма университетского образования.
Быт студентов. Бурсы и коллегии. Депозицио корнуум. Нравы студентов. Отношения университетов и городов. Поэзия вагантов.
Тема 6