Старший урядник Донского казачьего войска. Один из основоположников советской батальной живописи
Родился на хуторе Шарпаевка (ныне Ростовская область) в семье казачьего офицера Мартыщенко. Ещё в раннем детстве будущий художник-баталист проникся красотой донских степей. Его отец был большим любителем истории казачества, истории родного Дона. Он выписывал иллюстративные издания по военной истории России, в семье имелась неплохая библиотека. Эта любовь к прошлому своего Отечества передалась сыну.
Сказалось на судьбе Мартыщенко-младшего и то, что он ещё в детстве познакомился с творчеством прославившегося в конце XIX столетия русского художника-баталиста Н. Н. Каразина, немало занимавшегося иллюстрированием книг и альманахов.
Будущий знаменитый советский баталист 1920–1930-х годов очень рано проявил свою склонность к живописи. Отец постарался дать ему хорошее образование. После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской Митрофан Мартыщенко в 1898 году поступает в Одесское художественное училище. Ему повезло в том, что он учился у известного русского художника К. К. Костанди, от которого почерпнул очень многое.
Учился юный донской казак азам живописи прилежно и уже по своим первым училищным работам заметно выделялся среди других учащихся. В 1902 году Совет Одесского общества изящных искусств присудил ему стипендию имени Судновского.
В 1903 году Митрофан Борисович поступает в Санкт-Петербургскую академию художеств. Молодой художник продолжил своё образование у таких великих российских мастеров кисти, как И. Е. Репин и Ф. А. Рубо. То есть школа батальной и исторической живописи, которую он прошёл в городе на берегах Невы, была высокопрофессиональной.
Академию художеств начинающий живописец закончил в 1911 году, показав большие успехи в овладении секретами мастерства. Он получил звание дипломированного свободного художника, сменив при этом свою фамилию. Взятый в том году псевдоним «Греков» так и остался для него на всю жизнь фамилией.
Почему именно Греков? Потому что одним из самых старинных и прославленных казачьих родов в Войске Донском были Грековы, которые проживали и в станице Каменской. Это была своеобразная дань истории родного степного края.
Профессия свободного художника не давала материальной обеспеченности, к тому же 30-летний Митрофан Греков, как казак, хотя и осевший в столице, должен был отслужить положенные годы в Российской Императорской армии. В 1912 году он поступает в лейб-гвардии Кирасирский полк, чтобы не терять связей с содружеством вольных художников.
Была и ещё одна причина, почему начинающий баталист пошёл служить в гвардию, в гвардейскую кавалерию. Она имела очень богатую боевую историю, знакомство с которой давало немало интересных тем для рисунков и живописных полотен.
Ряд его картин того времени имели успех на художественных выставках в столице. Одной из них, к примеру, была картина «Атака лейб-гвардии Кирасирского полка под Кульмом в 1813 году». Это полотно было написано в честь памятного события из истории родного полка гвардейской кавалерии.
За два службы кирасирской службы Митрофан Греков написал немало картин на исторические темы из биографии не только своего Кирасирского, но и таких прославленных полков русской армии, как лейб-гвардии Гренадерский и Павловский. Отслужив положенный срок, Греков увольняется в запас в звании младшего урядника.
Когда началась Первая мировая война, Митрофан Греков, как казак, был призван осенью 1914 года на службу не в армейскую кавалерию, а в Донское казачье войско. Собственно говоря, это было и его желанием. Младший урядник зачисляется в ряды 19-й особой (ополченческой) Донской казачьей сотни, которая вскоре убыла в действующую армию.
Воевать Митрофану Грекову довелось на Юго-Западном фронте. Он принимал участие во многих боях, познал все тяготы фронтовой жизни, видел и успешные наступления, и безрадостные отступления. Знал и окопную жизнь. То есть война сама вошла в судьбу художника-баталиста.
В военные годы он сделал немало зарисовок для своих будущих живописных полотен. Его прежде всего интересовали боевые дела и фронтовой быт казачьих войск, особенно земляков-донцов. На эту тему были написаны такие грековские картины, как «Отступают», «Выезд казачьей батареи на позиции», «Солдат Ширванского полка», «Урядник 19-й сотни», «Казачий разъезд на разведке», «Уральский казак».
Митрофан Греков оказался участником знаменитого Брусиловского наступления, то есть наступательной операции русского Юго-Западного фронта, равной которой в истории Первой мировой войны нет. Те события навеяли ему сюжеты, которые стали основой для таких известных картин, как «Стремительный натиск» и «Гвардии Атаманский полк на русско-австрийском фронте».
…После Октября 1917 года и развала Русского фронта старший урядник Греков со своей Особой сотней вернулся на Дон, в родные места. Когда началась Гражданская война, казак-художник оказался на стороне советской власти. Он добровольцем вступает в ряды красных войск, став бойцом конницы С. М. Будённого. В её рядах он прошёл весь путь прославленной Первой конной армии. При этом он не расстаётся с кистью, продолжая делать зарисовки.
С К. Е. Ворошиловым и С. М. Будённым, людьми из ближнего сталинского окружения, художник познакомился лично в 1922 году, уже после окончания Гражданской войны. Те проявили большой личный интерес к творчеству художника, поскольку почти все его живописные полотна с 1918 года посвящались Первой конной армии и тем боям, в которых она участвовала.
К той знаменательной для Митрофана Борисовича встрече с двумя будущими маршалами Советского Союза он уже написал ряд батальных полотен по истории Гражданской войны на Юге России. Это были картины: «Корниловцы» (1919 год), «Подвоз снарядов к Новочеркасску» (1920 год), «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского» (1921 год).
Только что окончившаяся Гражданская война давала художнику-конноармейцу из казаков обилие тем и сюжетов. Он задумал написать серию картин о Красной армии, в рядах которой сражался против белогвардейцев, в том числе и против белых донских казаков. То есть кистью изобразить увиденное и пережитое лично им. Известно, что сюжетами почти ста грековских картин стали рассказы Ворошилова и Будённого о походах и боях Первой конной армии.
Митрофан Борисович Греков оказался не только талантливым баталистом, но ещё и очень плодовитым. В 1918–1934 годах им было написано почти 300 (!) картин.
Красным конникам Будённого он посвящает такие известные картины, как «В отряд к Будённому» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Тачанка» (1925), «Кавалерийская атака» (1927), «Трубачи Первой конной» (1934) и другие. Последняя из названных картин как бы символизировала победу Красной армии в Гражданской войне.
Большой художественной выразительностью отличаются такие грековские полотна, как «Замёрзшие казаки генерала Павлова» (1923), «Бой под Егорлыкской» (1927–1928), «На Кубань!» (1934) и другие. Все картины талантливого казака-баталиста, ученика Репина и Рубо, отличались высокой художественной культурой, хорошим знанием жизни. И, ко всему прочему, он умел объективно показать изображаемые им исторические события.
Митрофан Борисович Греков в истории отечественной культуры знаменит тем, что стал первым автором советской диорамы «Взятие Ростова», создание которой было завершено в 1929 году. За неё он был награждён золотыми часами с надписью «Мастеру художественного батального слова М. Б. Грекову от 1-й Конармии».
К 1933 году художник заканчивает работу над панорамами «Оборона Царицына» и «Памятник Первой конной армии».
Греков активно занимался общественной деятельностью. В 1925 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и организует её филиал в Новочеркасске. Он становится постоянным участником художественных выставок в Москве и других городах Советского Союза, получая много доброжелательных отзывов.
Живописец не жалел себя в работе. Увлечённый созданием панорамы боёв за Перекоп в 1920 году, Митрофан Борисович поздней осенью 1934 года выехал в Крым для написания этюдов. Там он заболел и в ноябре месяце умер в Севастополе, где и был похоронен.
Созданная им студия военных художников-баталистов в 1935 году была организационно оформлена. Ей было присвоено имя основателя студии.
Художественное наследие донского казака М. Б. Грекова бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, музее политической истории революции и Центральном музее Вооружённых сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества — Доме-музее М. Б. Грекова.
В Советском Союзе в 1966–1991 годах за лучшие живописные произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы, то есть к 9 мая, присуждались одна золотая и три серебряные медали имени М. Б. Грекова. Казака-донца, прославившего своими талантливыми творениями советскую школу батальной живописи.
Борис Михайлович Шапошников
(1882–1945)
Маршал Советского Союза. Начальник Генерального штаба Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА)
Родился в уральском городе Златоуст (тогда Уфимской губернии, ныне Челябинской области). Происходил из потомственных оренбургских казаков.
В 1903 году закончил военное училище в Москве. Офицерскую службу начал в Туркестанском военном округе, затем продолжил в приграничном Варшавском военном округе. В 1910 году успешно закончил Николаевскую академию Генерального штаба. Занимал командные и штабные должности в пехоте и кавалерии.
Участник Первой мировой войны. В кампании 1914 года Шапошников командовал пехотным полком. Потом служил в казачьих войсках. Был начальником штаба Туркестанской казачьей бригады, которая состояла их двух полков: 5-го Оренбургского и 2-го Уральского. Затем назначается начальником штаба Отдельной Сводной казачьей бригады.
Весной 1916 года подполковник Б. М. Шапошников становится начальником штаба 6-й Донской казачьей дивизии. Когда он оставлял из-за нового назначения этот пост, начальник дивизии генерал Г. Л. Пономарёв в своём приказе писал:
«…Энергия, отличная подготовка, инициатива, понимание военной обстановки, честное отношение и любовь к военному делу, служебная тактичность, всегдашняя готовность оказать содействие и помощь своим сослуживцам и подчинённым своими познаниями, умелое руководство своими подчинёнными, — вот те данные, которые присущи служебной деятельности подполковника Шапошникова и которые заставляют сожалеть об уходе из дивизии этого столь полезного штаб-офицера.
Приношу от лица службы благодарность подполковнику Шапошникову, выражаю сердечное пожелание, чтобы новое назначение дало ему полное удовлетворение, как по роду занятий, так и применению своих сил и познаний…»
Мировую войну полковник Шапошников заканчивал командиром полка в Кавказской гренадерской дивизии, которая сражалась на Восточном (Русском) фронте. В декабре 1917 года на съезде делегатов военно-революционных комитетов был избран начальником штаба этой дивизии.
В Красную армию бывший офицер, а теперь военспец Шапошников вступил в 1918 году добровольно. Военный опыт и знания позволили ему сразу занять высокие должности. Сперва он был помощником начальника Оперативного управления штаба Высшего военного совета. В феврале 1919 года становится помощником начальника штаба народного комиссара по военным делам Украины.
Но наиболее отличился в ходе Гражданской войны бывший полковой командир кавказских гренадер на последующих должностях в Красной армии. С августа 1919 года Шапошников исполняет должность начальника разведывательного отдела, затем начальника Оперативного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики. Принимал участие в разработке плана контрнаступления Красной армии против деникинских Вооружённых сил Юга России в октябре 1919 года.
Шапошников стал одним из авторов плана кампании 1920 года на Юго-Западном и Западном фронтах, а также Южного фронта, действовавшего против Русской армии генерала Врангеля. За инициативу, проявленную при разработке этих стратегических операций, был награждён орденом Красного Знамени.
В ходе тех больших военных событий состоялось личное знакомство Бориса Михайловича со Сталиным и Ворошиловым, что во многом предопределило его дальнейшую судьбу.
По окончании Гражданской войны, в 1921 году, Шапошников назначается первым помощником начальника штаба РККА. В 1925–1928 годах он командует войсками Ленинградского и Московского военных округов. Затем три года является начальником штаба РККА. В 1931–1932 годах командует войсками Приволжского военного округа, после чего три года работает начальником и военным комиссаром Военной академии имени М. В. Фрунзе.
Сталинские репрессии не коснулись бывшего полковника старой русской армии. В 1935–1937 годах он снова командует войскам и хорошо знакомого ему Ленинградского военного округа. С мая 1937 года до августа 1940 года Б. М. Шапошников исполнял должность начальника Генерального штаба РККА. Затем назначается заместителем народного комиссара обороны СССР.
В 1940 году Борису Михайловичу Шапошникову присваивается высокое звание Маршала Советского Союза.
Великую Отечественную войну 1941–1945 годов Б. М. Шапошников начал начальником штаба Западного направления. Затем вновь был назначен начальником Генерального штаба. Принимал самое непосредственное участие в разработке предложений о подготовке и проведении ряда важнейших стратегических операций советских войск в 1941–1942 годах: Смоленского сражения и зимнего контрнаступления Советской армии под Москвой.
В мае 1942 года маршал Шапошников назначается заместителем наркома обороны СССР. С июня 1943 года и до конца своей жизни Борис Михайлович являлся начальником Военной академии Генерального штаба. До дня великой Победы он не дожил всего полтора месяца. Был похоронен выходец из оренбургского казачества у Кремлёвской стены…
После себя Шапошников оставил фундаментальный научный труд «Мозг армии», в котором раскрыл особенности руководства современной войной и роли Генерального штаба как органа Верховного Главнокомандования.
Заслуги Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова перед социалистическим Отечеством были высоко оценены. Среди его наград — три ордена Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Суворова 1-й степени, два ордена Красной Звезды.
Имя Шапошникова было присвоено Высшим офицерским курсам «Выстрел» и одной из улиц Москвы.
Иван Лукич Сорокин
(1884–1918)