П р а к т и ч е с к а я р а б о т а 15

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 15

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Первая мировая война. Территориальные изменения в Европе после войны.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Цели:На основе учебников, документов, данных статистики усвоить новые знания о причинах, ходе и итогах войны. Систематизировать и закрепить исторический материал в ходе заполнения таблиц. Проанализировать и дать собственную оценку итогам и последствиям Первой мировой войны.

Время выполнения: 2 урока (90 мин)

Оборудование, материалы:

1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § , 2011: § 53-61.

2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).

3. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.

4. атлас и карта «Первая мировая война»; учебник, раздаточный материал

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Преподаватель (вступительное слово)

Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:

- каковы были цели и планы участников войны;

- как была развязана Первая мировая война;

- как отнеслись к войне различные слои населения, политические партии воюющих государств, в том числе России;

- какую роль в ходе войны сыграла Россия.

Вам предстоит сопоставлять различные источники, работать с картой, обобщать материал и делать выводы.

ЗАДАНИЕ 1

Заполните пропуски, перечислив страны.

Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим блок лидирующих индустриальных держав:______________________________ и догоняющих_______________________________________

ЗАДАНИЕ 2

Заполните таблицу:

Блок Дата образования Страны-участницы Цели блока Планы блока
         
         

ЗАДАНИЕ 3

«Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу» Вудро Вильсон.

Каковы были причины Первой мировой войны?

1_________________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________

Укажите повод войны:…………………………………………………………………………….

ЗАДАНИЕ 4

Проанализируйте данные статистики 1914г.

Оцените готовность России к войне.

На чьей стороне был перевес сил? Сказалось ли это на ходе войны в 1914 г.?

Вооружённые силы Центральных держав
Страна Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) Лёгких орудий Тяжёлых орудий полевой артиллерии Самолётов
Германия
Австро-Венгрия
Итого
Вооружённые силы Антанты
Страна Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) Лёгких орудий Тяжёлых орудий полевой артиллерии Самолётов
Россия
Великобритания
Франция
Итого

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 5

Заполните таблицу:

Параметры сравнения Восточный фронт Западный фронт
Страны, участвовавшие в военных действиях    
Основные военные операции (год, операция, результат)  
 
 
 
 

ЗАДАНИЕ 6

Определите отношение социальных групп к войне:

Из письма П.Борисова своей жене Марии Ивановне Борисовой.

Немец укрепил свои позиции и сидит в окопах, как барин говорит русским - не подходи близко; дела наши некрасивы, даже очень плохи, ужас надоело так страдать и мучиться на свете. Живем на земле тоже очень плохо, нет на душу полоски земли, а у помещиков - глазом не окинешь, будто только для них одних Бог сотворил землю. В победу твердо не нужно верить, всем известно, что у нас единения нет и думать не нужно внутри России, что у немца нет ничего, а нам, защитникам родины, варят 3 фунта грибов на 250 человек. Вот так то.

Алексей Ермолаевич Дуранин, 9-я армия. Матрене Михайловне Безсолицыной. Деревня Большая Безсолята

Придется, должно быть, пострадать нашей России, и мы уже пострадали, да и еще этим страданиям конца не видать. Могли бы уже с нашими доблестными силами с крепкими сердцами покончить дело с немцем, но дело осталось в следующем: плохия были у нас министры и представители Государственной думы. Они с вечера в театре, а утром долго спали, вот и все проспали, теперь у нас крыть нечем как теперь у нас спят кулаки богатыя мужики, а надо бы теперь не спать а больше заботиться об действующей армии, а у нас идет вовсе не так у нас все грабят пока можно.

ЗАДАНИЕ 7

Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы

Из Мирного договора Советской России с Германией и её союзниками.

Статья III

Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под её верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.

Статья IV

Статья V

Статья VI

Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии.

Статья IX

П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 15

Наши рекомендации