П р а к т и ч е с к а я р а б о т а 15
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 15
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Первая мировая война. Территориальные изменения в Европе после войны.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Цели:На основе учебников, документов, данных статистики усвоить новые знания о причинах, ходе и итогах войны. Систематизировать и закрепить исторический материал в ходе заполнения таблиц. Проанализировать и дать собственную оценку итогам и последствиям Первой мировой войны.
Время выполнения: 2 урока (90 мин)
Оборудование, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2014: § , 2011: § 53-61.
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
3. http://www.gumer.info/.Электронная библиотека Гумер – книги, учебники: религия, философия, история.
4. атлас и карта «Первая мировая война»; учебник, раздаточный материал
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.
Преподаватель (вступительное слово)
Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.
В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
- каковы были цели и планы участников войны;
- как была развязана Первая мировая война;
- как отнеслись к войне различные слои населения, политические партии воюющих государств, в том числе России;
- какую роль в ходе войны сыграла Россия.
Вам предстоит сопоставлять различные источники, работать с картой, обобщать материал и делать выводы.
ЗАДАНИЕ 1
Заполните пропуски, перечислив страны.
Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим блок лидирующих индустриальных держав:______________________________ и догоняющих_______________________________________
ЗАДАНИЕ 2
Заполните таблицу:
Блок | Дата образования | Страны-участницы | Цели блока | Планы блока |
ЗАДАНИЕ 3
«Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Их поиски тщетны, причину эту они не найдут. Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу» Вудро Вильсон.
Каковы были причины Первой мировой войны?
1_________________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________________
3_________________________________________________________________________________
Укажите повод войны:…………………………………………………………………………….
ЗАДАНИЕ 4
Проанализируйте данные статистики 1914г.
Оцените готовность России к войне.
На чьей стороне был перевес сил? Сказалось ли это на ходе войны в 1914 г.?
Вооружённые силы Центральных держав | ||||
Страна | Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) | Лёгких орудий | Тяжёлых орудий полевой артиллерии | Самолётов |
Германия | ||||
Австро-Венгрия | ||||
Итого | ||||
Вооружённые силы Антанты | ||||
Страна | Численность армии после мобилизации (тыс. чел.) | Лёгких орудий | Тяжёлых орудий полевой артиллерии | Самолётов |
Россия | ||||
Великобритания | ||||
Франция | ||||
Итого |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 5
Заполните таблицу:
Параметры сравнения | Восточный фронт | Западный фронт |
Страны, участвовавшие в военных действиях | ||
Основные военные операции (год, операция, результат) | ||
ЗАДАНИЕ 6
Определите отношение социальных групп к войне:
Из письма П.Борисова своей жене Марии Ивановне Борисовой.
Немец укрепил свои позиции и сидит в окопах, как барин говорит русским - не подходи близко; дела наши некрасивы, даже очень плохи, ужас надоело так страдать и мучиться на свете. Живем на земле тоже очень плохо, нет на душу полоски земли, а у помещиков - глазом не окинешь, будто только для них одних Бог сотворил землю. В победу твердо не нужно верить, всем известно, что у нас единения нет и думать не нужно внутри России, что у немца нет ничего, а нам, защитникам родины, варят 3 фунта грибов на 250 человек. Вот так то.
Алексей Ермолаевич Дуранин, 9-я армия. Матрене Михайловне Безсолицыной. Деревня Большая Безсолята
Придется, должно быть, пострадать нашей России, и мы уже пострадали, да и еще этим страданиям конца не видать. Могли бы уже с нашими доблестными силами с крепкими сердцами покончить дело с немцем, но дело осталось в следующем: плохия были у нас министры и представители Государственной думы. Они с вечера в театре, а утром долго спали, вот и все проспали, теперь у нас крыть нечем как теперь у нас спят кулаки богатыя мужики, а надо бы теперь не спать а больше заботиться об действующей армии, а у нас идет вовсе не так у нас все грабят пока можно.
ЗАДАНИЕ 7
Ознакомьтесь с текстом документа и ответьте на вопросы
Из Мирного договора Советской России с Германией и её союзниками.
Статья III
Области, лежащие к западу от установленной договаривающимися сторонами линии и принадлежавшие раньше России, не будут более находиться под её верховной властью: установленная линия обозначена на приложенной карте, являющейся существенной составной частью настоящего мирного договора. Точное определение этой линии будет выработано русско-германской комиссией.Россия отказывается от всякого вмешательства во внутренние дела этих областей. Германия и Австро-Венгрия намереваются определить будущую судьбу этих областей по снесении с их населением.
Статья IV
Статья V
Статья VI
Россия обязывается немедленно заключить мир с Украинской Народной Республикой и признать мирный договор между этим государством и державами четверного союза. Территория Украины незамедлительно очищается от русских войск и русской Красной гвардии. Эстляндия и Лифляндия также незамедлительно очищаются от русских войск и русской Красной гвардии.
Статья IX
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Р А Б О Т А 15