Александр Васильевич Суворов
Бей врага, не щадя ни его, ни себя самого. Побеждает тот, кто меньше себя жалеет
Александр Васильевич Суворов — граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799), российский[en] полководец, генералиссимус (1799).
Начал службу капралом в 1748. Участник Семилетней войны. Во время русско-турецких войн (1768-74 и 1787-91) одержал победы при Козлудже (1774), Кинбурне (1787), Фокшанах (1789), Рымнике (1789) и штурмом овладел крепостью Измаил (1790).
На последнем этапе восстания Емельяна Пугачева, с августа 1774, Суворов руководил войсками, направленными для его подавления. Командовал войсками, подавлявшими Польское восстание 1794. В 1799 провел Итальянский и Швейцарский походы, разбив французские войска на реках Адда и Треббия и при Нови; вышел из окружения, перейдя швейцарские Альпы.
Автор военно-теоретических работ («Полковое учреждение», «Наука побеждать»). Создал оригинальную систему взглядов на способы ведения войны и боя, воспитания и обучения войск. Стратегия Суворова носила наступательный характер. Развил тактику колонн и рассыпного строя. Не проиграл ни одного сражения.
Начало военной карьеры
Александр Суворов родился 24 ноября (13 ноября по старому стилю) 1730 года в Москве, в семье дворянина. Его отец был генералом русской армии, строго следившим за воспитанием и обучением сына. Самым любимым предметом юного Александра Суворова была военная история, при этом он владел семью языками. В 1742 году, по обычаю того времени, его записали в лейб-гвардии Семеновский полк
рядовым. Действительную службу начал в семнадцать лет капралом. С этого момента вся жизнь Суворова была подчинена военной службе. Позднее Суворов писал о себе: «Я только военный человек и иных дарований чужд».
Обладая сравнительно слабым здоровьем[en], Александр Суворов постоянно закалял себя физически. Уже тогда он зарекомендовал себя исправным и требовательным унтер-офицером. В 1754 был произведен в первый офицерский чин поручика и определен в Ингерманландский пехотный полк. Боевое крещение получил во время Семилетней войны, затем принял участие в боевых действиях против пруссаков в период 1758-1761, в частности, в кровопролитном сражении при Кунерсдорфе в 1759. С 1761 А.В. Суворов успешно командовал кавалерийским полком и за отличие в боях был произведен в полковники. Таким образом, за шесть лет он проделал путь от младшего офицера до полковника и удостоился похвалы от многих русских военачальников за хладнокровие и храбрость на полях сражений.
Становление полководца
Формирование и становление Александра Суворова как полководца происходило во время двух Русско-турецких войн в победный век императрицы Екатерины II[en]. В 1770, став генерал-майором, участвовал в войне с турками 1768-1774, правда, на ее заключительном этапе, командуя отдельным отрядом. Благодаря успешным действия против турок под Туртукаем и Козлуджей был произведен в генерал-поручики. При этом ему выпала честь сражаться под руководством генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева, что сыграло значительную роль в развитии его военных талантов.
Но дарование Суворова, как тактика, так и оригинального стратега, полностью раскрылось во время второй войны с турками в 1787-1791. Произведенный в 1786 в чин генерал-аншефа, Александр Суворов, сначала командуя корпусом, отличился при обороне Кинбурна, где был серьезно ранен; затем принял участие в штурме турецкой крепости Очакова, получив второе ранение. В 1789 русско-австрийские войска под его началом нанесли сокрушительное поражение туркам под Фокшани, а потом на реке Рымник.
22 сентября 1789 года произошло одно из крупнейших в Русско-турецкой войне 1787–1791 годов — сражение при Рымнике. Более чем 100-тысячная турецкая армия Юсуф-паши не смогла противостоять 25-тысячной русско-австрийской армии и была полностью разгромлена. Сражение в очередной раз проявило полководческий талант Александра Суворова и доказало превосходство русского военного искусства.
Эти победы в корне изменили стратегическую обстановку на театре военных действий в пользу русской армии. Но особенно яркой победой Александра Суворова стал стремительный штурм считавшейся неприступной турецкой крепости Измаил 22 декабря (11 декабря по старому стилю) 1790 года. Участники кровопролитной измаильской баталии по праву гордились, что в тот день сражались под командой Суворова, а это событие вошло в анналы русской истории наравне с Полтавским и Бородинским сражениями. Военные успехи принесли полководцу и новые награды, за эту войну он получил высшие российские ордена Святого Андрея Первозванного и Святого Георгия 1-го класса, а также был пожалован с потомством титулом графа Рымникского.
Следующим этапом боевой биографии Александра Суворова стало командование русскими войсками против польских конфедератов (см. Польское восстание 1794). Прибытие Суворова в Польшу сразу же переломило ситуацию в пользу русских, поляки стали терпеть одно поражение за другим, а после штурма Праги, укрепленного предместья Варшавы, конфедераты сложили оружие и капитулировали. За успешные действия в Польше он получил чин генерал-фельдмаршала.
Теоретик и практик-новатор
Александр Васильевич Суворов, опережая свое время, тем не менее, смог развить и обогатить лучшие традиции русского военного искусства. Они были воплощены в знаменитом суворовском наставлении — книге «Наука побеждать», написанной им до 1796. В этом труде обобщен не только богатейший боевой опыт Суворова, накопленный за многолетнюю военную карьеру, его можно рассматривать как отличное тактическое пособие для офицеров и солдат. Суворов потому и является выдающимся полководцем, что сумел обнаружить и развить прогрессивные
тенденции в боевой практике своей эпохи, закрепить и усовершенствовать новые формы и способы ведения войны, несмотря на господствовавшую тогда линейную тактику. Сущность своих нововведений он выразил в лаконичной формуле «глазомер, быстрота, натиск». Применение этого принципа требовало от офицеров и солдат личной инициативы, взаимной выручки, целеустремленности. Полководец стремился не к вытеснению противника с территории, а к полному его разгрому в результате резкого изменения ситуации на театре военных действий. Его действия сводились к принципу «удивить — победить». Внезапность достигалась Суворовым быстротой передвижения и стремительным маневрированием войск. «Одна минута,— говорил полководец,— решает исход баталии, один час — успех кампании... Я действую не часами, а минутами».
Александр Суворов обладал блестящей способностью охватывать составляющие войны в целом, соизмерять их с внешнеполитической обстановкой, оценивать складывающуюся общую и конкретную ситуацию, выделять главный узел, разрубив который, можно было решить судьбу кампании. Суворов, как никто другой, умел использовать все наличные средства войны для достижения победы, развивать и превращать мелкие тактические удачи в стратегический успех. Огромное значение имели и его личные человеческие качества, сугубо демократический стиль поведения. В век феодальных регламентов, мундиров и регалий, олицетворявших сословные и чиновнические привилегии, белая сорочка Суворова, в которой он появлялся в самых опасных местах сражения, неизменно воодушевляла войска. Все современники отмечали его недюжинные ораторские способности, лаконизм и афористичность речи. Для русских воинов он всегда оставался отцом-командиром.
Последние кампании
После смерти Екатерины в 1796 на российский престол вступил ее сын Павел I. Отношения с новым императором у полководца складывались непросто. Очень скоро, в 1797, появился высочайший приказ о фактической отставке Суворова. Его отправили в ссылку под надзор полиции в собственное имение Кончанское. Но вскоре после того, как обострилась политическая обстановка в Европе в связи с успехами французской армии, пришлось вспомнить о старом военачальнике. К тому же правительства Австрии и Англии обратились к Павлу I с пожеланиями назначить главнокомандующим союзными войсками в Северной Италии именно Суворова.
Старого фельдмаршала вернули на службу, и Александр Суворов принял предложенное назначение. Итальянская кампания 1799 и сейчас вызывает удивление. Несмотря на серьезные трения с австрийским гофкригсратом, контролировавшим и всячески тормозившим действия русского главнокомандующего, последовала серия быстрых и эффектных побед русско-австрийских войск. Перейдя реку Адду, Суворов занял Милан и Турин, а затем поодиночке разбил две французские армии при Требии и Нови. За пять недель было пройдено 400 км, и вся Ломбардия была очищена от французов. Открывалась возможность взятия Генуи, после чего можно было перенести военные действия на юг Франции, чтобы идти на Париж. Но на пути осуществления этого замысла встал венский кабинет. Вместо вторжения во Францию австрийцы потребовали, чтобы русский корпус из Италии двинулся в Швейцарию. У Австрии разыгрался аппетит, она стремилась присоединить Северную Италию, но присутствие русских войск мешало этому. Заключительным этапом полководческой деятельности фельдмаршала стал Швейцарский поход 1799.
Движение русских войск началось из г. Таверно, затем последовал знаменитый переход через Альпы, когда суворовские войска вписали в русскую военную историю на вечные времена легендарное взятие Чертова моста, труднейший подъем через Росштокский хребет, а затем через горный хребет Паникс. Павел I очень верно оценил действия Суворова: «Побеждая всюду и во всю Вашу жизнь врагов Отечества, Вам не доставало одного — преодолеть и самую природу, но Вы и над нею одержали ныне верх».
25 сентября 1799 года состоялся переход русской армии через Чёртов мост. Об этом Александр Васильевич Суворов писал Павлу: «На каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверзтые и поглотить готовые гробы смерти[en]… Там явилась зрению нашему гора Сен-Готард, этот величающийся колосс гор, ниже которых громоносные тучи и облака плавают, и другая, уподобляющаяся ей, Фогельсберг. Все опасности, все трудности были преодолены и, при такой борьбе со
всеми стихиями, неприятель, согнездившийся в ущелинах и неприступных, выгоднейших местоположениях, не мог противостоять храбрости воинов, явившихся неожиданно на этом новом театре… Войска Вашего Императорского Величества прошли через темную горную пещеру Урзерн-Лох, заняли мост, удивительной игрой природы из двух гор сооруженный и проименованный Тейфельсбрюкке. Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей. Доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершины в бездны и, достигая врага, поражают его всюду».
Длинный перечень громких названий суворовских побед пополнился блестящими подвигами на швейцарских горных высотах. Благополучный исход всего предприятия стал венцом прижизненной славы Суворова. Ему был пожалован самый высокий военный чин — генералиссимуса.
Появился и другой указ, по которому даже в присутствии царя войска должны были «отдавать ему все воинские почести, подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества». Но после полководец снова попал в немилость, ему даже запретили появляться в царском дворце.
Более 50 лет своей жизни Александр Васильевич посвятил военной деятельности, участвовал в семи войнах, не зная поражений, провел 60 сражений, с его именем связаны самые блестящие страницы русского оружия.
Александр Васильевич Суворов скончался 18 мая (6 мая по старому стилю) 1800 года, по прибытии в Петербург. Похоронен в Александро-Невской лавре.
Куликовская битва.
Говоря кратко, Куликовская битва является одной из самых ярких страниц в отечественной историографии. В массовом сознании любого народа должны присутствовать героические исторические эпизоды. Реальное значение сражения дружины Дмитрия Донского с ордой Мамая сегодня подвергается серьезному сомнению исследователями. Куликовская битва была всего лишь очередным эпизодом междоусобных столкновений в Орде. Не первым и не последним.
Куликовская битваи ее предпосылки
Во второй половине XIV века Золотая Орда все отчетливей переживает упадок. Это государство, как и многие масштабные образования, столкнулось с раздробленностью и внутренними междоусобицами, серьезно ослабившими его военную мощь. Одновременно на этом фоне происходило возрождение русских княжеств. Новым центром восточных славян становится Московское. В раздираемой же междоусобицами Золотой Орде к власти приходит темник Мамай. Первая попытка сломить возвышающуюся Москву была предпринята еще в 1378 году. Однако тогда орда Мамая была разбита на реке Воже. Спустя два года формальным поводом к Куликовскому сражению стал демонстративный отказ Дмитрия Донского повысить размер дани, которая уже полтора века выплачивалась татарским ханам. В ответ на это ордынский темник вновь стал собирать армию.
Куликовская битва
К сентябрю 1380 года Дмитрий Донской располагал сборной дружиной нескольких княжеств общей численностью в 50-100 тысяч человек. На стороне Мамая выступило непосредственно ордынское войско, насчитывавшее от 60 до 150 тысяч мужчин, а также наемники (генуэзские лучники, ясы и другие) и союзники из Великого Княжества Литовского. Последние имели интерес в западных русских территориях и также не желали нового возвышения Руси. Большим стратегическим успехом княжеских полководцев стало то, что они не допустили объединения двух войск. Этот факт не в последнюю очередь позволил выиграть сражение. Аутентичные источники описывают сам ход его достаточно кратко. Куликовская битва произошла в устье рек Дона и Непрядвы. Долгое время у современных историков вызывала сомнения правдивость этого летописного сообщения. Однако в последние годы большая часть научного сообщества согласилась с этим фактом. По сообщениям тех же летописных источников, генеральному сражению предшествовала битва между сильнейшими богатырями двух сторон: Челубеем и Пересветом. Впрочем, далеко не везде есть это упоминание. По всей видимости, это лишь красивая история средневековых хронистов. О самой битве известно достаточно мало. Летописи твердят лишь, что русскими полководцами была использована военная хитрость в виде выманивания татарской конницы и последующего удара ей в тыл со стороны засадного полка. Ордынцы были оттеснены к реке и перебиты.
Историческое значение Куликовской битвы.
Как видим, этот исторический эпизод полон недосказанностей, а его полная историческая реконструкция сегодня уже невозможна ввиду отсутствия непротиворечивых источников. Значение Куликовской битвы кратко выразить сложно, однако мы попробуем. В результате этой победы Русь вовсе не отделалась от ордынского ига. Князья и дальше продолжали платить дань в течение сотни лет. Однако важным моментом было то, что Московское княжество продолжило свою победоносную поступь. Это позволило сплотить вокруг себя большинство русских земель и в будущем покончить с игом.
Первая мировая война.
В 1914 году в мире и, прежде всего, на европейском континенте разгорелась Первая мировая война. Кратко и при этом полноценно описать ее весьма сложно уже потому, что подобного конфликта ни Европа, ни остальная часть планеты не знали за всю историю своего существования. Эта война явила миру своеобразные новшества совершенно разного характера: первые танки, использование химических газов, тактика окопной войны, бойня за масштабное перераспределение территорий по всему миру и, наконец, небывалая еще многочисленность сторон, принявших в ней участие.
Кратко о предпосылках
В начале столетия в Европе сложились весьма серьезные противоречия между самыми влиятельными государствами того времени. Костяк стран Антанты состоял из государств, достаточно рано переживших промышленный переворот и к этому времени занявших весьма выгодное положение в мировой экономической, военно-морской и колониальной системе. Речь, прежде всего, о Франции и Англии. В противовес им своего максимального развития достигла Германия, едва завершившая промышленный переворот, но так и не успевшая к столу разделения колониальных владений. Установилось несоответствие между потенциалом и реальной ролью Германии, в которой несколько десятилетий накануне войны все нарастали агрессивные пангерманистские настроения. Ее природными союзниками стали противники Англии и Франции, а также, во вторую очередь, России. Так, например, Австро-Венгрия и Турция имели свой интерес на Балканах, где в этот период активноутверждалась Россия. Первая мировая война, кратко говоря, была неизбежным следствием нараставших противоречий. Таким образом, конфликт был неизбежен рано или поздно.
Кратко о поводе
Формальным поводом к открытию огня стало убийство австрийского эрцгерцога сербскими сепаратистами в Сараево в июне 1914 года. Дуалистическая монархия выдвинула весьма жесткий ультиматум Сербии, с которым правительство балканской страны практически полностью согласилось, кроме пункта об участии австрийских делегатов во внутреннем сербском расследовании и поиске виновников – это уже затрагивало суверенитет сербской стороны. Фактически Габсбургам бал нужен лишь повод для развязывания войны, и они ее объявили 28 июля, дав начало кровавым событиям.