Новые виды информоружия и способы защиты от них

Надо заметить, что в ХХI веке к информационно-психологической войне стали добавляться многие из видов атак, которые были нами рассмотрены первой главы при определении термина «информационная война».

В данном случае, с развитием науки и техники мы можем ожидать следующие виды информационного влияния и воздействия.

· Сетецентричные войны. Особенностью сетецентричных войн является то, что в них невоенными средствами достигается реальная военная победа, т. е. «осуществляется захват территорий и установление контроля над ними»[55]. Первый удар наносится по центру этой системы, т. е. по лидеру, путём идеологического, идейного воздействия на первое лицо государства или его замены и даже физического устранения.

Наглядным примером являются события конца 1980 – начала 1990-х годов в нашей стране, когда американские политики активно «работали» с М. Горбачёвым, что в конечном итоге привело к распаду СССР и замене лидера на ещё более прозападного – Б. Ельцина, который опирался на западно ориентированные элиты. После этого произошло «переформатирование» в проамериканском, прозападном ключе экспертного и медийного сообщества.

· Информационно-техническая борьба. Здесь объекты воздействия следующие: информационно-технические, информационно-аналитические, информационно-технические системы, включающие человека; информационные ресурсы; системы формирования общественного сознания и мнения, базирующиеся на средствах массовой информации и пропаганды; психика человека.

Информационные компьютерные и телекоммуникационные технологии могут использоваться вооружёнными силами как средства подавления войск противника, дезорганизации его управления, внесения хаоса в работу вычислительных центров и сетей связи, уничтожения пунктов военно-политического руководства и командования войск, дезинформации и морально-психологического подавления личного состава его армии, а также населения.

Так, в ходе войны США и НАТО в Персидском заливе в 1991 г. против Ирака было переброшено около 500 тыс. солдат стран антииракской коалиции, ещё 300 тыс. были в резерве. «Однако в большей степени победа была одержана благодаря деятельности 2000 сотрудников, не выезжавших из США и сидевших за терминалами. Именно они разрушали системы управления, наводили самолёты на цели, перехватывали секретные сообщения, блокировали банковские счета иракских офицеров и их родственников»[56] .

· Кибервойна. Она представляет собой один из видов войны, основанный на современных информационных технологиях. «Это не самостоятельный вид противоборства, кибервойна всегда является составной частью информационной войны и в целом выступает элементом полномасштабной военной кампании, включающей как недавно возникшие, так и более привычные способы борьбы… Кибервойна представляет собой угрозы атак и со стороны отдельных хакеров, и со стороны террористических групп и государств. Она предполагает нарушение деятельности или полный вывод из строя систем управления государством и вооружёнными силами за счёт воздействия на компьютерные сети, в результате чего государственные и военные институты могут оказаться полностью парализованными и неспособными к организации сопротивления агрессору»[57].

· «Элитные» войны. Смысл «элитных» войн в том, что имея личную секретную информацию, можно легко управлять элитами, а главное – лидерами тех или иных стран.

В каждом конкретном случае информационной атаки следует обращать на её уязвимые стороны (например, при информационно-технических войнах на современность ПО и технические характеристики систем).

В случае же рассмотренной нами информационно-психологической войны превентивными мерами являются следующие.

Во-первых, главная защита (как это не покажется парадоксальным) – это свободные СМИ, т.е. полностью открытая информация о проблемах в стране, наличие различных мнений и беспрепятственная возможность для их выражения. Эти условия должны выполняться для того, чтобы внутри общества не назревал конфликт, чтобы он не вырывался, сметая всё вокруг. Все мы должны научиться открыто, свободно говорить про проблемы внутри своей страны. Только тогда, информационное оружие не будет наносить разрушающего эффекта когда общество знает про свои проблемы и решает их.

Во-вторых, проверка всей информации, причём неважно, получена она на улице, в прессе, на телевидении или в Интернете. В любом случае нужно относиться к ней хладнокровно; попытаться поискать ту же информацию, но в других источниках, чтобы проверить её достоверность.

В-третьих, работа с населением. Необходимо объяснять обществу особенности воздействия информационного оружия, чтобы население было менее конфликтным, чтобы оно было готовым противодействовать данному оружию.

Заключение

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Информационной войной называется борьба на основе манипулирования информации или выведения из строя информационных средств противника. Как и в любой другой войне здесь есть свои цели, методы, средства, оснащение и содержание войны. Посредством информационной войны потери в материальном, техническом и людском соотношении могут быть больше при меньших экологических потерях.

Мы выяснили, что США использовали в борьбе против России фундаментальные исследования и эффекты психологии (в основном, социальной). Эти исследования проведены на основе рассекреченных документов США.

Не менее показательны использование информационно-психологических средств со стороны Запада и Германии на Россию во время Второй Мировой войны, и США (в основном) – после неё.

Момент сближения с Западом в постперестроечный период дал возможность Западу воздействовать на население и власть России более прямолинейно ( вместо того, чтобы прекратить любую войну).

С развитием науки и техники стали актуализироваться новые виды информоружия, связанные с дезорганизацией техники противника либо использованием сугубо личной информации, относящейся к лидерам стран.

В этом плане первоочередная роль придаётся надёжности техники, а в информационно-психологической войне – способности анализировать информацию и соотносить её с реальностью и противоположными мнениями по тому или иному вопросу.


Наши рекомендации