Реализация информационного влияния Запада на Россию
Рассмотрев, основные элементы информационно-психологической войны США против СССР, отметим на примерах – какие из средств ими были применены в течение середины ХХ века по наши дни.
Опираясь, в частности, на труды: «Дожать Россию! Как осуществлялась Доктрина»[25], «Третья мировая информационно-психологическая война»[26], «СССР против США. Психологическая война»[27] и источники о ходе Второй Мировой войны можно сделать некоторые выводы по данному вопросу.
Так, до Второй Мировой Войны в СМИ Запада предпринимались попытки отождествить большевизм с фашизмом, а Советский Союз с гитлеровской Германией на основе публикации о сотрудничестве в 1930-х годах Красной Армии с вермахтом, а также советско-германского договора Риббентропа-Молотова (1939 г.) и секретных протоколов к нему. Договор Риббентропа-Молотова стал важной составляющей в информационно-психологической войне против Советского Союза и России. При этом сознательно умалчивалось, о нерешительной (или сознательно преступной) политике западных государств, в первую очередь Франции и Великобритании, способствовавших развязыванию Второй мировой войны.
С наступлением войны, уже 30 марта 1941 г. начальник Генштаба ОКХ Ф. Гальдер писал о требовании Гитлера вести «идеологическую войну» на Востоке: «Речь идёт о борьбе на уничтожение… Борьба против России: уничтожение большевистских комиссаров и коммунистической интеллигенции… Командиры частей и подразделений обязаны знать цели войны… Война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом на будущее»[28].
В первом выпуске «Сообщений для войск» (периодическое издание ОКВ и его отдела пропаганды, предназначенное для распространения во всех ротах), вышедшем в свет после нападения на Советский Союз, солдаты получили такое разъяснение смысла войны: «Речь идёт о том, чтобы ликвидировать красное недочеловечество… Эта война является борьбой расового характера»[29].
Нацистская пропаганда отказалась от использования словосочетания «русский солдат» применительно к противнику. Циркуляром от 13 ноября 1941 г. имперское министерство пропаганды предписывало называть противника не солдатами, а «советскими армейцами» («Sowjetarmisten»), так как слово «солдат» использовалось для обозначения военнослужащих вермахта и СС – «вооружённых защитников идей арийской расы и национал-социализма»[30].
Однако с весны 1942 г. требования военной целесообразности заставили нацистских пропагандистов более осторожно обращаться с клише «человек-господин» и «недочеловек»[31]: в Красной Армии нацистскую расистскую пропаганду обращали в средство антифашистского идеологического воспитания и укрепления боевого духа
советских солдат.
В ходе войны с СССР образ «русского врага» в сознании немецких фронтовиков не претерпевает коренных изменений. В их письмах домой отчётливо виден созданный нацистской пропагандой образ врага – «зверя» и «недочеловека». Рихард М. почти не находит цензурных слов для характеристики советских солдат и офицеров[32].
При изменении стратегии немецких войск с преимущественно наступательной на преимущественно оборонительную, информация в германских СМИ начинала претерпевать видоизменения. Так, германское верховное командование пыталось с помощью пропаганды сгладить шок от поражений 1943 г. В этой связи была «видоизменена информация», поступавшая с передовой. Так, после Курского сражения в газетах сообщалось о том, что в районе Белгорода и Орла была лишь предпринята попытка остановить немецкое наступление. В качестве доказательств помещались многочисленные фотографии с подписями: «Немецкие солдаты ждут приказа, чтобы отправиться дальше после того, как красноармейцы попробовали остановить их в районе Белгород–Орёл». Большая часть газетного пространства была занята фотографиями награждённых Рыцарским крестом[33]. Был найден и широко использовался термин «эластичный фронт». Отступление называлось удачным стратегическим действием. Приводились также сообщения иностранных газет о больших потерях среди русских. Кроме того, видоизменилась методика нацистской пропаганды: она теперь была направлена на внушение своим солдатам страха поражения, мобилизацию сил для защиты своей жизни и жизней близких. В этой атмосфере появилась и получила большое распространение поговорка: «Радуйтесь войне, ибо мир будет страшным».
Однако военнослужащие, отторгая приукрашивание действительности, «требовали» достоверной информации о противнике. Информация о противнике стала все же больше соответствовать реалиям. В 1943 г. в частях вермахта была роздана брошюра Э.Э. Двингерса «Знаешь ли ты русского человека? Путь к ликвидации большевизма». В ней разъяснялось, что русский человек совершенно другой, в сравнении с тем, чем он был в 1914 г.: «Мы не можем больше обходиться понятием «человек низшей расы», мы вообще не можем идти дальше с понятиями подобного рода… Все, что вело западные народы к победе, уже неэффективно против этого противника»[34].
Подобного рода информационные вбросы были типичны для немецких СМИ вплоть до победы над фашисткой Германией.
После окончания Второй мировой войны, многие разведданные Германии стали использоваться США[35]. Так, хоть горячая война и прекратилась, но выявила на свет новый вид боевых действий – война холодная с атрибутами информационно-психологической войны.
Некоторые источники считают, что начало новой информационно-психологической войны, уже с англосакским миром, берёт со знаменитой речи Черчилля в Фултоне в 1946 г.[36]
И хотя такое деление весьма условно, В.А. Лисичкин и Л.А. Шелепин предприняли попытку разделить её (информационно-психологическую войну) на ряд этапов[37]:
- По их мнению, первый этап был связан с влиянием на достижения научно-технического прогресса в СССР, а также на раскол советского общества.
- Второй этап был связан с развитием и поддержкой диссиденского движения.
- Третий этап связан с расчленением СССР, дезориентацией людей и радикальными изменениями в общественном сознании.
- Ну, и четвёртый этап – этап новейшего времени – связан с притворно-дружескими отношениями с Россией, в течение которого Запад уже открыто экспортирует выгодные ему нравственные ценности.
Ранее мы рассматривали ряд проектов США по информационной поддержке антисоветского строя. Рассмотрим их на конкретных примерах.
В 1947 году СССР отказалась от Плана Маршалла по экономической помощи странам Запада ( в т.ч. за счёт стран Восточной Европы и СССР). Этот отказ был прокомментирован СМИ стран Запада так, что Советскому Союзу якобы выгодны «поддержание разрухи, нарушение основ порядка… сеяние беспокойства»[38] и что нельзя оправдать внешнюю политику СССР потребностями национальной безопасности, т. к. «никогда ещё за все своё многовековое существование Россия не находилась в таком выгодном международном положении», как после Второй мировой войны»[39].
18 августа 1948 г. Совет национальной безопасности США принял директиву 20/1 «Цели США в войне против России»[40]. Основными целями здесь были две: «а) Свести до минимума мощь и влияние Москвы; б) Провести коренные изменения в теории и практике внешней политики, которых придерживается правительство, стоящее у власти в России.»[41]
И особенно стоит отметить два ключевых положения из директивы 20/1:
1. «Однако мы не возьмём на себя ответственность за то, что добивались или осуществляли это»[42], т.е. установка на непричастность США к каким-либо информационным воздействиям.
2. «Мы не связаны с определённым сроком»[43], т.е. установка на долгосрочную войну и полную победу США в такого рода войне.
Одним из участников пропаганды в СССР стал известный эмигрантский Союз – т.н. Народно-трудовой союз (НТС), ведший пропаганду активной антикоммунистической эмиграции. В годы Второй мировой войны он сотрудничал с нацистской Германией, в годы холодной войны со странами Запада.
В частности, согласно материалам НТС, опубликованным в их центральном печатном органе – журнале «Посев», с 1951 года Союз стал проводить так называемые шаровые акции. Они заключались в переброске на территорию СССР «сюрпризов» – нелегальной литературы при помощи воздушных шаров[44]. До этого предпринимались попытки переброски их с помощью птиц с последующей раздачей их на территории СССР из рук в руки. Всего, по опубликованным НТС данным, в Советский Союз за 1951–1957 годы шарами было заброшено 97,4 миллиона листовок, 7,7 миллиона газет и 930 тысяч брошюр и журналов[45].
Для переброски пропагандистской литературы также использовались и реки. Пакеты листовок, запечатанные в водонепроницаемую упаковку, забрасывались в реки, впадающие в Чёрное море. На каждом из них делалась сопроводительная записка на местном языке: «Передай русскому либо брось обратно в воду»[46].
Особую активность, судя по документам Комитета государственной безопасности СССР, НТС развил в конце 1970-х годов – накануне проведения Олимпийских игр в Москве. По заявлению Ю.В. Андропова в их задачи входили:
- дискредитация XXII Олимпийских игр в Москве;
- психологическое давление на западную общественность …;
- сбор, подготовка и публикация материалов о «недостатках в советской экономике, торговле, сфере обслуживания, строительстве олимпийских объектов»…;
- публикация материалов, направленных на запугивание иностранных туристов возможными кровопролитными акциями[47].
Проведённая на международную общественность психологическая атака принесла определённые плоды: только из США вместо ожидавшихся 18 тысяч туристов в Москву приехали лишь чуть более тысячи американцев. Всего же вместо представителей 106 стран, оповестивших о своём желании участвовать в играх, в Москву прибыли представители 81 государства.
В 1980-х годах западные спецслужбы в психологической войне против СССР стали использовать советских солдат, погибших или оказавшихся в плену во время войны в Афганистане.
Наиболее ярким примером этой операции служит деятельность американского «Дома свободы»[48]. Эта т.н. «некоммерческая, неполитическая организация» на 80 % финансируемая госструктурами США, принимала активное участие (финансирование, обучение «революционных» кадров, публикация пропагандистских материалов и т. п.) в организации беспорядков и смещении правительств в Сербии, Грузии, Киргизии, Украине, Белоруссии, странах Балтии[49].
Некоторые из советских военнопленных стараниями «Дома свободы» в разное время были переправлены в другие страны, а позже «выступали на пресс-конференциях, организованных госпожой Торн, где обличали эту несправедливую войну (войну в Афганистане)»[50].
В постперестроечный период информационно-психологическая деятельность не прекратилась. Так при отделении балтийских республик (а позже и в других отделившихся странах бывшего СССР) важнейшим объектом информационно-психологической войны стало разрушение и уничтожение исторической памяти у молодого поколения[51]. Активная атака шла на моменты истории сотрудничества прибалтийцев и России – на исторические моменты вхождения республик в состав СССР, умаление хода и итогов Великой Отечественной войны (позже стало пропагандироваться и в России), искажались исторические факты отношения русских к прибалтийцам.
Также, в конце ХХ века, а более того – в постперестроечный период, стала возможна к прямому осуществлению пресловутая «доктрина Даллеса»[52]: стали популярными фильмы, где россияне выглядели не в лучшем свете; стали опубликовывать книги, где историческое прошлое России выглядело противоречиво; наступил культ западных товаров, услуг и моральных ценностей.
Информационные атаки можно продемонстрировать в т.ч и примерами из новейшей истории:
· Информационное освещение вооружённого конфликта в Южной Осетии со стороны Западных СМИ в конечном счёте сводились к попытке доказательства только одного факта: войну начала Россия, а Грузия во главе с Саакашвили – это жертвы данного конфликта, пытающиеся прекратить агрессию России по отношению к Грузии.
· Информационный обзор олимпиады в Сочи, когда западные СМИ твердили о том, что в Сочи течёт ржавая вода; что везде грязь; что в номерах откручены ручки от дверей, и т. п. Самое интересно, что война перешла в интернет, где миллионы блогеров описывали то, что происходило на олимпиаде, хотя на самом деле, по всей видимости, их там и не было. Можно посмотреть на обложки журналов западных СМИ, в этих СМИ твердилось, что в Сочи опасно, там ничего не готово, там будут теракты и т.д.
· Украинский конфликт (который хотя и начался недавно, но можно с уверенностью сказать, что он был так или иначе связан с информационными вбросами). Многие политические деятели говорили о том, что столкновения в Киеве произошли благодаря России. Например, Михаил Саакашвили заявил: «Я достаточно хорошо знаю Владимира Путина, чтобы понять, что это он стоит за силовыми акциями в Киеве, точно так же, как он приложил руку к массовым убийствам сирийцев Башаром Асадом и иранской ядерной программе. С точки зрения Кремля у России нет границ, у неё есть только периферия…»[53].
А после того, как Совет Федерации разрешил Владимиру Владимировичу Путину ввести войска в Крым, в итальянской газете «La nazione» появилась фотография с подписью «Крым в хаосе», на которой изображены погромы, однако, как было доказано, на фотографии изображён не Крым, а Харьков[54].