Основные категории информационной войны

Информационной войной считается широкомасштабная информационная борьба с применением способов и средств информационного воздействия на противника в интересах достижения целей воздействующей стороны[1].

Но это не единственная точка зрения на такого рода влияние.

Так, Г. Г. Почепцов считает, что «информационная война – это коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями»[2].

С. И. Расторгуев определяет понятие информационной войны как «открытых и скрытых целенаправленных информационных воздействий информационных систем друг на друга с целью получения определённого выигрыша в материальной сфере»[3].

В. С. Пирумов определяет информационную войну как новую форму борьбы двух и более сторон, которая состоит в целенаправленном использовании специальных средств и методов влияния на информационные ресурсы противника, а также – защиты собственного информационного ресурса для достижения назначенных целей[4].

Если мы обратимся к такому источнику как т. н. свободная интернет-энциклопедия «Википедия», мы можем заметить что и здесь «информационная война» как понятие имеет в них разное наполнение.

Так, в английской версии «Википедии» отмечается, что «информационная война» – это «изначально американская концепция, касающаяся использования и управления информационными технологиями с целью достижения конкурентного преимущества перед своим оппонентом»[5]. В немецкой версии добавлено, что сюда относятся также «методы, служащие к тому, чтобы отключить или саботировать «враждебные» коммуникационные системы»[6].

Во французской версии «Википедии» называются три формы «информационной войны» – «посредством», «ради» и «против» информации. В первом случае информация служит средством, война ведётся путём распространения «сообщений, производящих определённый эффект». Во втором случае мы имеем дело с воровством информации (например, промышленный шпионаж). Третий вид «информационной войны» является как бы следствием или ответом на два предыдущих, т. е. это попытка противодействовать краже, нанесению урона или распространению вредной для своей стороны информации (в том числе, сюда можно отнести противодействие кибер-атакам)[7].

Наконец, в итальянской версии «Википедии» пересказывается классификация «информационных войн» М. Либицкого, который, между прочим, замечал, что «информационной войны, как обособленной техники ведения войны, не существует»[8] и выделял семь её видов:

1) действия подразделений командования и управления;

2) разведывательная деятельность;

3) электронная война;

4) психологическая война;

5) хакерская война;

6) экономическая информационная война;

7) кибервойна[9].

По данным исследователей, термин «информационная война» появился ещё в 1976 г. (в одном отчёте для компании «Боинг»). Но активно упоминаться в прессе он стал только после войны в Персидском заливе 1991 г., во время которой информационные технологии впервые были использованы как средство ведения боевых действий[10].

По направленности информационных воздействий информационная война (борьба) подразделяется на два вида: информационно-психологическую (психологическую) и информационно-техническую[11]. В информационно-психологической борьбе главными объектами воздействия и защиты являются психика личного состава Вооружённых Сил и населения противостоящих сторон, системы формирования общественного мнения и принятия решений, при информационно-технической войне (борьбе) – информационно-технические системы (системы связи и управления, телекоммуникационные системы, радиоэлектронные средства, компьютерные сети и т.д.).

Информационная война может проводиться во всех сферах общественной жизни – в экономике, политике, в военном деле, в социальных отношениях, в сфере духовной жизни и особенно в идеологии.

Как и любая война, информационная война предполагает наступательную и оборонительную сторону.

Как уже понятно из названных определений, информационная война имеет свои цели, средства и мишени.

· Цели информационной войны. В отличие от агрессивной пропагандистской кампании, целью информационной войны является не только формирование определённых образов и «логик правильного действия» у целевой аудитории, но и дискредитация противника. Поэтому целью информационной войны всегда является дискредитация и/или вывод за пределы активного информационного пространства противоположенной стороны.

· Средства и мишени информационной войны. Информационная война осуществляется при помощи информационного оружия. Под информационным оружием понимается совокупность способов и средств информационного воздействия на технику и людей с целью решения задач воздействующей стороны[12].

Манипулятивные воздействия на общественное мнение не являются исключительным средством ведения информационной войны, она располагает более широким арсеналом и направлена не только на формирование определённых представлений у целевой аудитории. Опираясь на исследования теоретиков информационных войн[13] можно выделить как минимум 2 специфические арены, на которых информационные войны могут разворачиваться вне зависимости от того, сопровождаются они реальными военными действиями или нет. Первой мишенью воздействия и полем противостояния являются системы передачи данных и сами данные. Поэтому порой информационные войны имеют если не осязаемое, то весьма зримое последствие в виде уничтоженных и/или закрытых массивов данных, принадлежащих противной стороне, интернет-сайтов, не работающих в результате хакерских атак, заглушаемых сигналов телевидения и радио. Однако блокировка информации, исходящей от другой стороны, не является самоцелью. Основной мишенью воздействия является когнитивная и эмоциональная сферы человеческого сознания. За счёт воздействия на формирование повестки дня (agenda setting)[14] и формирования определённых объяснительных схем и логик (mind framing)[15], осуществляемых с помощью достаточно разнообразных приёмов информационно-пропагандистского воздействия, субъекты информационной войны способствуют принятию и укоренению одной логики и отвержению другой.

Вышеуказанные характеристики подталкивают нас к выделению ещё одной особенности, характерной для информационных войн – они всегда носят продолжительный характер.

К числу инструментов информационных войн можно отнести: цензуру, пропаганду, клевету и распространение слухов, а также хакерство и информационный шпионаж. Конечная цель информационной войны, выражающаяся в виде преобразования реальности по некоему желаемому образу, достигается не напрямую, а посредством формирования запроса и, затем, активного действия по данному преобразованию со стороны целевой аудитории. Учитывая это, по нашему мнению, не совсем корректно относить такие средства, как диверсии и репрессии, к инструментам информационной войны.

Даже применительно к узкому подходу определения информационной войны (то есть, при сосредоточении на противостоянии при помощи информации и каналов передачи информации, не затрагивая «кибервойны»), информационную войну можно разложить на две основные составляющие: техническую и содержательную.

· Техническая сторона касается доступа к информации и манипуляций с ним.

· Содержательная сторона информационной войны выражается в той информации (контенте), с помощью которой оказывается психологическое воздействие на целевую аудиторию. Наиболее часто данная информация носит пропагандистский или компрометирующий характер (а порой и оба сразу).

Признавая в целом значимость информации как таковой и информационных войн в частности, не стоит переоценивать их роль и место в политическом поле. Практика показывает, что в случаях, когда одной из сторон выступает государство, оно, имея в своём арсенале не только средства информационного воздействия, оказывается зачастую все равно сильнее противоположной стороны. Здесь необходимо учитывать, что в условиях относительно низкой информатизации и приверженности большинства населения традиционным медиа, эффект от масштабных информационных кампаний, которые разворачиваются в интернете, может быть не сопоставимым с обычной традиционной пропагандой на государственных каналах.

Наши рекомендации