Устройство дорожных покрытий и дорожных сооружений
Дорожные покрытия бывают: грунтовые, гравийные, щебеночные, каменные с применением вяжущих материалов деревянные, металлические сборные, железобетонные сборные; покрытия капитального типа, встречающиеся на существующих дорогах: цементно-бетонные, асфальтобетонные, брусчатые и др.
Дорожное покрытие может иметь одно, или несколько слоев. Название покрытию дается по его верхнему слою. Наиболее распространенными дорожными покрытиями для военных путей являются деревянные, сборные металлические и железобетонные.
Деревянные покрытия устраивают: при постройке дорог и прокладывании колонных -путей в неблагоприятных грунтово-водных условиях; при восстановлении покрытий дорог; для преодоления участков дорог и колонных путей, зараженных химическими веществами.
Деревянные покрытия бывают двух типов: колейные и сплошные, устраиваемые по всей ширине проезжей части. Они могут быть: сборными, собираемыми из отдельных щитов или звеньев, изготавливаемых обычно заблаговременно; стационарными, устраиваемыми, как правило, из отдельных элементов (бревен, брусьев, пластин или досок).
Сборные дорожные покрытия являются покрытиями колейного типа, их устраивают из дощатых, жердевых, бревенчатых или брусчатых щитов, отдельных брусков или жердей, соединенных металлическими тросами (гибкие покрытия).
Дощатые щиты изготавливаются из досок толщиной 5-7 см и шириной 15-20 см, расположенных вплотную или с зазором до 5 см, плашмя или на ребро. Стык щитов в колее устраивают гребенчатым или прямым.
Дощатое звено представляет собой два дощатых щита, соединенных между собой в единую конструкцию пятью сквозными поперечинами из досок или брусков.
Жердевой щит делают из накатника или жердей диаметром 6-7 см, уложенных на поперечины и скрепленных с ними проволокой и штырями.
Бревенчатые щиты изготавливают из бревен диаметром 12-20 см, окантованных на один или два канта.
Гибкие колейные покрытия устраивают из брусков или жердей, соединенных между собой двумя скрутками из проволоки или двумя тросами.
Элементы настила колейных покрытий укладывают на поперечины, а сплошных покрытий - на продольные лежни. Бревна и пластины укладывают поочередно комлями в разные стороны. Элементы настила колейных покрытий стыкуют над лежнями.
Настил из накатника и бревен устраивают на отдельных труднопроходимых участках, на путях рассчитанных на длительное использование для движения колесных и гусеничных машин большой интенсивности.
Для улучшения условий движения по поперечному настилу и предохранения его от быстрого разрушения сверху насыпают слой грунта толщиной 10 - 15 см или нашивают колеи из досок толщиной 5 - 6 см.
Хворостяные и фашинные выстилки применяют в исключительных случаях на вспомогательных путях, при устройстве объездов на участках с плохим водоотводом в период распутицы, на болотах и заболоченных участках местности, а также в качестве оснований под более прочные покрытия.
При устройстве покрытия из дощатых щитов отделением командир отделения может разбить отделение на номера и поставить им задачи в следующем порядке; 1-й и 2-й номера провешивают проезжую полосу на заданном участке, ставя вехи через 15 - 20 м по ее оси, 3-й - 6-й номера (под руководством сержанта) с помощью автокрана сгружают с машин щиты и складируют их вдоль трассы через 15 м в штабеля по 10 шт. Затем номера 3-й - 6-й укладывают щиты на провешенную проезжую полосу пути. Командир отделения руководит укладкой, с помощью шаблона отмеряет расстояние между колеями, равное 70 см. 1 -и и 2-й номера закрепляют щитовые колеи от поперечного смещения, забивают колья по бокам щитов в местах их стыковки.
Натренированное отделение может усилить 100 пог. м колонного пути колейным покрытием из заранее заготовленных дощатых щитов примерно за один час.
Если требуется усилить небольшой участок - 30 - 40 м, то укладку щитов можно производить непосредственно с машины, двигающейся задним ходом по оси пути. Тогда 3-й - 6-й номера снимают с машины щиты и укладывают их на грунт, а 1-й и 2-й номера закрепляют их.
Металлические сборные покрытия из сетки применяются как средство против буксования автомобилей на сыпучих песках и увлажненных на небольшую глубину глинистых грунтах. Их можно укладывать колейно или сплошь. Колеи связываются между собой расчалками из гибкой проволоки и с внешней стороны через один метр закрепляются металлическими анкерными кольями.
Покрытия из металлических щитов применяют преимущественно в безлесных районах в тех случаях, что и деревянные покрытия, а также при укреплении дна бродов.
Железобетонные сборные покрытия применяют на слабых участках грунтовых дорог, а также при усилении дна бродов и при восстановлении дорог с большой интенсивностью движения. Они могут быть колейными и сплошными.
Переходы через узкие препятствия устраиваются различные. Это зависит от вида и характера препятствия. Через ручьи, небольшие овраги, например, устраивают фильтрующие насыпи, трубы или мосты; на суходолах делают насыпи или перекрывают их мостами.
Для устройства переходов через узкие препятствия используют механизированные мосты (ТММ), сборно-разборные металлические и железобетонные покрытия, деревянные покрытия, различные конструкции блочных пролетных строений низководных мостов и др. На земляных работах применяют путепрокладчики БАТ, ПКТ и бульдозеры.
Если с помощью путепрокладчика (бульдозера) предстоит устроить переход через суходол, то вначале устраивают аппарель шириной до 5 м путем послойной отрывки грунта и перемещения его в препятствие, затем производят разработку грунта в боковом резерве и перемещение его на аппарель, далее последовательными переходами путепрокладчика перемещают грунт в препятствие слоями на всю ширину перехода; по отсыпанной насыпи путепрокладчик переводят на противоположную сторону препятствия, где производят работу в аналогичном порядке.
Содержание военных путей
Бесперебойное движение по военным путям может осуществляться только при условии непрерывного поддержания их в проезжем состоянии.
Основными задачами содержания и ремонта путей являются: своевременное выявление и устранение возникающих на дороге повреждений от движения с заданными скоростями и нагрузками; предупреждение сильного износа покрытий; предупреждение повреждений водопропускных сооружений при ледоходе, паводках и в других случаях; своевременное восстановление разрушений и повреждений.
На труднопроходимых участках пути для вытаскивания застрявших машин выделяют патрульные гусеничные тягачи, снабженные буксирными тросами. Восстановление дорог включает: разведку дороги, ремонт проезжей части, малых мостов и водопропускных труб, устройство объездов на участках с большими разрушениями, завалами. На объездах и в местах разрушений при необходимости устраивают покрытия из сборных конструкций или местных материалов. Мосты устраивают обычно однопутными, преимущественно в объезд высоких насыпей. Воронки и рвы засыпают грунтом, заполняют их клетками из бревен или перекрывают мостами.
ВОЕННЫЕ МОСТЫ
Общие положения.Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспечения преодоления водных преград и других препятствий войсками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменять понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на последующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов - 4.2м, двухпутных - 7м.
Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и подводные мосты, а так же путепроводы. Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними высоких вод, ледохода и судов. Подмостовая высота низководных мостов должна быть не менее 0.5м. Низководный мост состоит из пролетных строений и опор, типовые конструкции которых, приведены в руководстве «Военные мосты на жестких опорах», Воениздат, 1982г.