Основные принципы обучения и воспитания военнослужащих
Понятие «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа. Они становятся руководящими положениями, которые регулируют деятельность младшего командира в процессе обучения военнослужащих. Они охватывают все его стороны и придают ему целенаправленное, логически последовательное начало.
Принципы обучения - это наиболее общие руководящие положения, в которых выражены требования к содержанию, организации, технологии и методике обучения военнослужащих.
Современная отечественная военная педагогика выделяет следующую систему принципов обучения военнослужащих:
1. Социальная обусловленность и научность обучения определяет необходимость соблюдения в подготовке личного состава требований государства, предъявляемых к Вооруженным Силам РФ. Реализация этого принципа в войсковой практике обеспечивается через соблюдение ряда педагогических требований:
при организации обучения излагать учебный материал с позиций последних достижений науки и техники;
тесно связывать учебный процесс в подразделении с жизнью страны и Вооруженных Сил, с повседневной практикой части и подразделения;
постоянно заботиться о воспитательном и развивающем эффекте всех учебных занятий.
2. Принцип практической направленности в обучении ориентирует на подготовку войск тому, что необходимо на войне. Он предъявляет к обучению личного состава следующие требования:
обучать военнослужащих подразделения военному делу в строгом соответствии с требованиями уставов, наставлений и руководств, определяющих их подготовку;
максимально приближать учебную обстановку к боевой;
строго соблюдать дисциплину учебного процесса, гибко сочетать теоретические и практические методы и формы обучения, выбирая в каждом конкретном случае наиболее эффективные;
изучать историю и опыт войн, локальных боевых действий и военных конфликтов.
3. Принцип целенаправленности, системности и последовательности в обучении определяет направленность, логику и последовательность учебного процесса. Он требует от сержантов:
строго соблюдать логику учебного процесса, связывать ранее изученный материал с новым, с содержанием практических действий военнослужащих при выполнении функциональных обязанностей;
выделять в изучаемом материале главное, направлять и развивать логическое мышление обучаемых, приучать их к самостоятельности;
систематически руководить самостоятельной работой военнослужащих, знать их успехи и недостатки, повышать у них чувство ответственности за результаты учебы;
4. Принцип обучения на высоком уровне трудности уточняет основные педагогические правила доступности и целесообразной интенсивности в обучении: учить, переходя от известного к неизвестному, от менее трудного - к более трудному, от сложного - к более сложному.
Этот принцип требует:
изучать учебный материал с учетом познавательных возможностей каждого воина;
воспитывать сознательное отношение воинов к преодолению реальных трудностей подготовки к бою, поощрять воинов, настойчиво овладевающих боевым мастерством, и оказывать им индивидуальную помощь;
создавать на каждом занятии обстановку, требующую от обучаемых максимального напряжения сил.
5. Принцип наглядности обучения личного состава требует от сержанта, прежде всего, обеспечивать соответствие применяемых средств наглядности целям и задачам, содержанию и организации конкретного занятия.
6. Принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых определяет позицию и отношение воинов к участию в процессе обучения. Сознательность воинов в обучении - это понимание ими сущности изучаемых проблем, убежденность в правильности и практической ценности получаемых знаний, их положительное отношение к обучению. Активность военнослужащих в обучении - это их интенсивная умственная деятельность и физическая подготовка в процессе обучения и применения знаний, сформированных навыков и умений.
Самостоятельность воинов в обучении - это их активное продвижение к профессионализму от темы к теме, ориентирующееся на собственные усилия в учебном процессе, потребности и цели, мотивы и волю.
Он требует от сержанта:
добиваться понимания каждым военнослужащим значимости военной службы, боевой учебы, целей и задач, стоящих перед подразделением;
развивать творческие основы учебного процесса, поддерживать активность и творческие начинания обучаемых, стимулировать их мотивацию;
вооружать воинов методами и приемами самостоятельной работы по приобретению новых знаний, навыков и умений, способствовать их творческому и самостоятельному использованию в практике служебно-боевой деятельности.
7. Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями. Данный принцип требует:
обеспечивать поступательные, но безошибочные действия при первоначальном знакомстве с материалом и операциями, с осваиваемыми навыками действий, сокращая постепенно сроки их выполнения при соблюдении высокого качества отработки действий;
стимулировать работу военнослужащих, обучать их правилам и приемам самообразования;
побуждать военнослужащих к осознанному выполнению действий, поощрять добросовестность, инициативу, самостоятельность, контролировать степень усвоения материала занятий.
8. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает реализацию сержантом следующих требований:
систематически изучать воинов, выявлять их особенности и возможности, постоянно проявлять внимание к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения, учитывать их интеллектуальные и физические способности и проводить занятия в строгом соответствии с ними;
развивать индивидуальные способности каждого воина в интересах формирования и сплочения подразделения, его боевой готовности, создавая & коллективе положительный социально-психологический климат.
9. Единство обучения и воспитания. Суть принципа выражается в том, что в процессе обучения у воинов формируются взгляды, чувства, ценности, качества личности, черты характера, привычки поведения. Единство обучения и воспитания в подразделении должно достигаться усилиями всех его участников: обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитуемых.
Необходимо указать на взаимосвязь принципов обучения с принципами воспитания, под которыми понимаются исходные руководящие положения, отражающие требования законов и закономерностей воспитательного процесса и являющиеся нормой деятельности воспитателей. Среди них:
1. Воспитание в процессе воинского труда и повседневной деятельности. Он предполагает соблюдение сержантом следующих основных требований:
сочетать практическую деятельность военнослужащих с воспитательным воздействием на них;
добиваться сознательного отношения воинов к выполнению своих обязанностей и общественной деятельности;
активизировать профессиональную учебу и деятельность военнослужащих, пропагандировать положительные примеры исполнении служебных обязанностей и воинского долга;
разумно организовывать воинский труд - определять конкретные цели и задачи каждому военнослужащему, стимулировать труд воинов.
своевременно устранять недостатки в организации службы, воинской учебы и жизни воинов.
2. Воспитание в коллективе и через коллектив. В условиях воинской деятельности коллектив выступает и как воспитатель военнослужащих, что должен умело использовать в своей деятельности сержант.
3. Сочетание комплексного, дифференцированного и индивидуального подходов в воспитательной деятельности. Данный принцип предполагает комплексный учет сержантом в своей деятельности, как многообразия индивидуальных черт своих подчиненных, так и то общее, что их объединяет.
4. Опора на положительное в личности воина и воинском коллективе. Названный подход к воспитанию личности военнослужащего заключается в изучении всех особенностей воина - отрицательных и положительных, сосредоточение основного внимания на положительном, его укреплении и развитии, с тем, чтобы изжить отрицательное, развить у воинов веру в свои силы, активность и самостоятельность.
5. Принцип сочетания требовательности к воспитуемым с уважением их личного достоинства и заботой о них. Он требует: проявлять требовательность к себе и подчиненным; не допускать в воспитательной работе с военнослужащими элементов формализма, попустительства, угодничества, придирок, предвзятости и грубости, оскорбляющих достоинство воина;
проявлять бережное отношение к личности воина, уважать его достоинство и личные права, заботиться об удовлетворении всех потребностей и норм довольствия в соответствии с правами и обязанностями по службе.
6. Принцип единства, согласованности и преемственности воспитательных воздействий. Единство воздействий обеспечивается общим целеустремленным подходом всех категорий младших командиров к решению воспитательных задач.
Система принципов обучения и воспитания находится в постоянном развитии и совершенствовании как в направлении более детального и глубокого раскрытия требований каждого существующего, так и в направлении поиска новых принципов, обусловленных потребностями военно-служебной практики и учебно-воспитательной работы в подразделении.
1.2. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОМАНДИРА ОТДЕЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОДЧИНЕННЫХ
Военно-служебная деятельность сержантов, предполагает наличие у них знаний, навыков и умений по всестороннему обеспечению военной службы подчиненных и организации их обучения и воспитания.
В этой деятельности выделяются следующие направления:
1. По выполнению требований уставов. Уставы возлагают на сержантов ответственность за обучение, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, строевую выправку и опрятный внешний вид подчиненных, за правильное использование и сбережение вооружения и техники, соблюдение требований безопасности.
Сержанты в ходе занятий и выполнения задач внутренней и караульной служб изучают с подчиненными общевоинские уставы и добиваются сознательного понимания и твердого знания их требований.
Несению службы в суточном наряде сопутствует широкий комплекс мероприятий: подбор и расстановка личного состава, его теоретическая и практическая подготовка, организация несения самой службы, контроль за ее несением и подведение итогов. Во всех этих мероприятиях сержанты принимают самое непосредственное, активное участие.
Важная уставная обязанность каждого сержанта - прививать любовь к службе, не допускать послаблений, отступлений от уставов, добиваться строгого их выполнения. Основные положения уставов, такие как обязанности солдата, часового и дневального, обязанности солдата перед построением и в строю, положения о воинской дисциплине, солдаты должны знать наизусть. Заботиться о подчиненных - это значит создавать им в рамках требований уставов все условия для успешного выполнения возложенных на них задач.
2. По психологической подготовке личного состава в процессе боевой подготовки. В ходе занятий по боевой подготовке сержанты должны принимать меры по формированию у воинов психологической устойчивости, эмоционально-волевых качеств, необходимых для выполнения задач инженерного обеспечения, позволяющих укрепить психику, закалить волю, научиться бороться со страхом, переносить физические и психологические нагрузки, приобрести умение действовать в бою самоотверженно, активно, инициативно, умело, используя инженерную технику и оружие, навыки выживания в экстремальных условиях современного боя, максимально уменьшить вероятность встречи с неизвестным в боевой обстановке.
В основе способов психологической подготовки лежит принцип внесения в процесс боевой учебы элементов напряженности и внезапности, опасности и риска, что свойственно реальной боевой обстановке, а также многократная тренировка сержантами личного состава в выполнении изучаемых приемов и действий в таких условиях.
В процессе занятий по огневой, тактической, технической, специальной и другим видам боевой подготовки должны создаваться усложненные условия, соответствующие по психологическому содержанию факторам, воздействующим на психику воинов в боевой обстановке. Сержанты должны приучить воинов к активным и инициативным действиям в условиях повышенных психических нагрузок, обеспечить приобретение ими необходимого опыта преодоления трудностей и отрицательных психических состояний, сформировать у них такие волевые качества, как решительность, стойкость, самообладание, мужество. В процессе боевой учебы каждый сержант должен совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку.
3. По выполнению личным составом распорядка дня. В решении задач по выполнению распорядка дня в роте важную роль играют сержанты, и особенно выполняющие обязанности дежурного по роте. Роль сержантов в выполнении распорядка дня определяется их постоянным влиянием на все его элементы, на поддержание высокой воинской дисциплины, организованности и соблюдение формы одежды и т.д.
4. По подготовке личного состава к несению службы в суточном наряде. При назначении в наряд, сержантам необходимо учитывать личные качества солдат: дисциплинированность, бдительность, организаторские способности, инициативу и непримиримость к недостаткам, выносливость, состояние здоровья солдат, обстановку в семье, связи с родными и знакомыми. Незнание людей, неправильная оценка психологического, морального и физического состояния военнослужащих при назначении их в наряд могут привести к нарушениям воинской дисциплины, преступлениям. Травматизму и гибели личного состава.
Основа успешного несения службы суточным нарядом закладывается в его практической подготовке. Практические занятия с личным составом караула организуются и проводятся, как правило, командиром подразделения. Занятия на учебных местах проводятся в основном сержантами: помощником начальника караула и разводящими. Несение службы заканчивается подведением итогов. В ходе его сержантам важно подчеркнуть, как выполнялись уставные обязанности, какой опыт приобрели подчиненные при несении службы.
5. По обеспечению сержантами условий жизни и быта подчиненного личного состава. В работе по обучению и воспитанию подчиненных сержанты обязаны изучать запросы и интересы подчиненных, чутко прислушиваясь к их настроениям, удовлетворяя их нужды, тем самым сплачивать руководимые ими подразделения, повышая их морально-психологическое состояние, готовность к выполнению боевых задач. Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Важно контролировать соблюдение подчиненными правил личной гигиены, помывку их в бане, качество питания в столовой, о всех замеченных недостатках докладывать по команде, Личный пример стойкости и выносливости, забота о солдате и помощь ему позволяют сержанту в ходе напряженных учений, стрельб и полевых занятий активно повышать морально-психологические качества воинов, учить их тому, что необходимо в ходе боевых действий.
6. По укреплению воинской дисциплины. Формирование у воинов навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности, воспитать чувство личной ответственности за выполнение обязанностей по службе.
Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; внимательное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использование мнений офицеров, прапорщиков, других сержантов.
Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристрастным, не должно сводиться к выискиванию недостатков. Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, которая требовала бы максимального напряжения физических и моральных сил, способствовала бы развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности, самостоятельности.
В укреплении воинской дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика, то есть применение к военнослужащим мср поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания и укрепления воинской дисциплины. Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде.
Свои особенности имеет работа и с так называемыми трудными солдатами. Большое значение в современных условиях имеет борьба за трезвый образ жизни, наркоманией и токсикоманией. Важной составной частью работы сержанта по укреплению дисциплины является забота об организации досуга солдат. Его задача - добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение художественной литературы, периодической печати, занятия художественной самодеятельностью, физкультурой и спортом, прикладными видами искусства.
Таким образом, успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими уставами.
Вариант системы работы командира отделения
по поддержанию воинской дисциплины
Ежедневно: знать, где находятся подчиненные, проверять их и при каждом построении, докладывать об отсутствующих;
следить за выполнением распорядка дня, внутренним порядком во взводе (отделении), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;
проводить индивидуальные беседы с 1 -2 подчиненными;
обеспечивать соблюдение правил ношения военной формы одежды;
докладывать непосредственному командиру о всех жалобах и просьбах подчиненных, о поощрениях и наложенных на них взысканиях, а также о случаях утери или неисправностях оружия и других материальных средств;
обеспечивать соблюдение требований безопасности личным составом при работе с вооружением и военной техникой, а также при проведении занятий и хозяйственных работ;
подводить итоги дня, оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.
Еженедельно; беседовать с каждым подчиненным военнослужащим, оказывать помощь прибывшему пополнению в адаптации к условиям военной службы;
соблюдать очередность и равномерность при назначении в наряд, а также при увольнении из расположения части;
проводить дополнительные занятия по разъяснению требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины;
докладывать непосредственному командиру о состоянии воинской дисциплины среди подчиненных, принятых мерах по ее укреплению, ходатайствовать при необходимости о поощрении отличившихся и наказании нарушителей.