Сентября.Смещение Генриха Ягоды и назначение наркомом внутренних дел Николая Ежова. Именно при Ежове репрессии в СССР достигли своего максимального размаха.
Октября 1936. И. В. Сталин беседует с писателями-антифашистами Рафаэлем Альберти и Марией Терезой Леон. Переводчица И. В. Сталина вспоминает, что «беседа во время приёма шла не только о политике, она коснулась также задач испанской интеллигенции. В этой части беседы товарищ Сталин обнаружил такое основательное знакомство с современной испанской литературой, что гости были просто ошеломлены».
Октябрь 1936. Чистка в аппарате НКВД. Аресты Пятакова, Радека, Сокольникова, Серебрякова и некоторых ответственных работников угольной промышленности и транспорта.
Ноября — 5 декабря 1936. Восьмой Чрезвычайный съезд Советов СССР избирает И. В. Сталина председателем Редакционной комиссии по установлению окончательного текста Конституции СССР.
«Конституция, — указывает И. В. Сталин, — в интересах укрепления социалистического общества — гарантирует свободу слова, печати, собраний и митингов, право объединения в общественные организации, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища и тайну переписки, право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или за научную деятельность, или за национально-освободительную борьбу». (История ВКП(б). Краткий курс. С.330).
Обсуждение и принятие новой советской Конституции.
Декабрь 1936. Заведующий отделом печати и издательств ЦК Б.Таль передал в Политбюро на имя И. В. Сталина записку следующего содержания: «Просьба сообщить, какие из нижеперечисленных белоэмигрантских изданий выписывать для Вас в 1936 году: 1. Последние новости, 2. Возрождение, 3. Соц. Вестник, 4. Знамя России, 5. Бюллетень экономического кабинета Прокоповича, 6. Харбинское время, 7. Новое русское слово, 8. Современные записки, 9. Иллюстрированная Россия».Ознакомившись с этим списком, И. В. Сталин произнёс: «Всё, всё выписать!». И добавил к нему ещё несколько десятков книг и альманахов согласно каталогу. Из журнала «Русская мысль» (апрель 1922 год, Прага), хранившегося в сталинской библиотеке, благодаря пометкам, мы точно знаем, что И. В. Сталин читал нашумевшие в своё время «Дни» своего политического противника В. Шульгина, а в журнале «Современные записки» его внимание привлекли: статья «Автобиография РКП», «Несрочная весна» писателя — эмигранта И. Бунина (Нобелевский лауреат 1933 г.), «Золотой узор» Б. Зайцева, «Николай Переслегин» русского философа Ф. Степуна а также подборка стихотворений поэтессы З. Гиппиус. Белоэмигрантская литература хранилась в специальном шкафу в кабинете И. В. Сталина. Там же находились сочинения его политических оппонентов, в особенности — Л. Троцкого, с большим количеством сталинских подчёркиваний. Надо сказать, что И. В. Сталин очень внимательно следил, что писали о нём в зарубежной прессе, особенно если давал «интервью» кто-нибудь из изгнанных или невозвращенцев.
Год.
23—30 января 1937. Второй московский открытый судебный процесс над 17 обвиняемыми в создании «параллельного антисоветского троцкистского центра», (Пятаков, Радек. Сокольников и Серебряков).
Лион Фейхтвангер был в числе тех западных деятелей (дипломатов, журналистов), которые присутствовали на втором открытом судебном процессе. Вот его впечатления от этого процесса:
«... до тех пор, пока я находился в Европе, обвинения, предъявленные на процессе Зиновьева, казались не заслуживающими доверия... Но на втором процессе, когда я увидел и услышал Пятакова, Радека и их друзей, я почувствовал, что мои сомнения растворились, как соль в воде, под влиянием непосредственных впечатлений от того, что говорили подсудимые и как они это говорили. Если бы всё это было вымышлено или подстроено, то я не знаю, что тогда правда».
А вот, что записал в своём дневнике посол США в СССР в 1937—1938 годах Джозеф У. Дэвис:
«... Общее мнение дипкорпуса состоит в том, что правительство в ходе процесса достигло своей цели и доказало, что обвиняемые, по крайней мере, участвовали в заговоре...», что «все разговоры о пытках и наркотических препаратах, якобы применяемых в отношении к подсудимым, лишены всяких оснований...», что «заговор существовал и подсудимые виновны. Они с юных лет вели подпольную борьбу, многие годы провели за границей и психологически предрасположены к заговорщической деятельности».
23февраля — 5 марта 1937. И. В. Сталин руководит работой февральско-мартовского Пленума ЦК ВКП (б) и выступает с докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников», он выдвигает лозунг «овладеть большевизмом».
3 марта 1937. В своём выступлении на февральско-мартовском пленуме ЦК Л. Мехлис говорит: «Мне товарищ Сталин прислал ещё в 1930 году в «Правду» такое письмо. Позволю себе зачитать это письмо без его разрешения:
«Тов. Мехлис! Просьба пустить прилагаемую поучительную историю одного колхоза. Я вычеркнул в письме слова о «Сталине» как «вожде партии», «руководителя партии» и т.д. Я думаю, эти хвалебные украшения ничего, кроме вреда не дают и не могут дать. Письмо нужно напечатать без таких эпитетов».