Медаль «За освоение целинных земель»
Только за 1954–1974 годы страна получила с целины 500 миллионов тонн зерна, полностью компенсировав все затраты на освоение гигантских массивов новых земель.
В самый разгар великой битвы за хлеб 20 октября 1956 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об учреждении медали «За освоение целинных земель». К этому времени было уже освоено около 36 миллионов гектаров целины и залежей. Однако предстояло выполнить еще очень большой объем работ.
Медалью «За освоение целинных земель» было награждено почти 1,5 миллиона человек.
«За преобразование Нечерноземья РСФСР»
В марте 1974 года были предприняты шаги по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР. Предусматривалась программа развития земледелия и животноводства в Центральном, Северо‑Западном и Волго‑Вятском экономических районах, Калининградской, Свердловской и Пермской областях и в Удмуртской АССР.
Эта гигантская зона, сельскохозяйственные угодья которой занимали 20 миллионов гектаров, давала 15 % валовой продукции сельского хозяйства РСФСР. Нужно было резко повысить плодородие ее бедных почв путем мелиорации и химизации, провести глубокие социально‑экономические преобразования. И снова на призыв откликнулись тысячи патриотов.
Медаль РСФСР «За преобразование Нечерноземья»
30 сентября 1977 года в ознаменование их больших заслуг и самоотверженного труда была учреждена медаль «За преобразование Нечерноземья РСФСР». Ею награждались рабочие, колхозники и служащие за ударный труд по выполнению долговременной программы развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР, проработавшие, как правило, не менее трех лет в колхозах, совхозах, на предприятиях, в организациях и учреждениях, деятельность которых непосредственно связана с преобразованиями в этом регионе.
Программа развития Нечерноземья была рассчитана на долгие годы, поэтому и награждение медалью продолжалось вплоть до ее окончательного выполнения.
«За строительство Байкало‑Амурской магистрали»
К середине 1970‑х годов наше государство стало испытывать недостаток в некоторых видах сырья. Было решено проложить вторую транссибирскую железную дорогу – Байкало‑Амурскую магистраль (БАМ). Она должна была пройти от озера Байкал до устья Амура и оживить гигантский край, равный по территории всем существовавшим тогда социалистическим государствам, входящим в Совет Экономической Взаимопомощи (без СССР).
Медаль «За строительство Байкало‑Амурской магистрали»
В 1974 году на строительство БАМа отправился первый отряд добровольцев из Москвы. Через три года после того, как первые комсомольцы прибыли в зону БАМа, была учреждена медаль «За строительство Байкало‑Амурской магистрали». Ею награждались лучшие строители железнодорожной линии Бамовская – Тында – Беркакит, второго пути линии Тайшет – Лена, объектов производственной базы и жилищно‑гражданского назначения, за качественное выполнение работ, добросовестный труд на предприятиях, в учреждениях и организациях, обслуживающих непосредственно БАМ. Медалью, как правило, награждались рабочие, инженерно‑технические работники и служащие, проработавшие на строительстве не менее трех лет.
Ко дню пуска по БАМу первых поездов медалью «За строительство Байкало‑Амурской магистрали» были награждены около 10 тысяч человек.
Эта необычная магистраль вместе с линией Бамовская – Тында – Беркакит протянулась на 3500 километров. Пути пролегли по местам, где раньше не ступала нога человека: сквозь тайгу и болота, через вечную мерзлоту и непроходимые горы. Зона БАМа занимает площадь в 1,5 миллиона квадратных километров. Разница во времени на ее восточных и западных границах составляет 3 часа.