Мустафа Кемаль: от младотурок к строительству нации – государства.

Сразу после возвращения в Стамбул в ноябре 1918 г. будущий турецкий лидер сблизился с младотурецкими лидерами, которым Талаат и Энвер вручили движение прежде, чем уйти в добровольное изгнание.

Он присоединился к Либеральной партии османского народа, преемнику КЕП, вместе с Фетхи, Гусейном Рауфом и исмаилом Джамолатом, и сразу начал кампанию свержения правительства Ахмеда Тевфика.

«Каракол» искал выдающуюся личность, способную возглавить сопротивление Анатолии, Ахмед Иззет отказался, прокладывая путь для выдвижения Мустафы Кемаля.

23 июля 1919 г. - состоялся Конгресс в Эрзруме, который созвал Мустафа Кемаль.

Можно с уверенностью сказать, что генерал с самого начала оказал поддержку части юнионистского движения, которое было выведено в Анатолию, даже хотя движение не признало его своим законным лидером.

Кемаль был в курсе, что у него не было легитимности в рамках движения юнионистов и что для того, чтобы приобрести авторитет, в котором он нуждался, ему придется постепенно устранить всех тех, кто оспаривает его власть: «Каракол» в апреле 1920 г., сторонников Энвера в 1921 г. и уцелевших юнионистских лидеров в 1926 г.

Вероятно, с некоторым раздражением генерал узнал от Кара Васифа, главы «Каракола», что он без ведома для самого себя стал командующим главной группы, которая получала приказы из Берлина, то есть лично от Талаата. Таким образом, отказываясь подчиняться распоряжениям «Каракола», Мустафа Кемаль вступил в конфликт с членами Центрального комитета в изгнании.

Участники течения, которое объединилось вокруг М. Кемаля, хотели бы продолжить осуществление национального турецкого плана иттихада без необходимости брать на себя ответственность за зверства, совершенные его старейшинами. Стратегия сближения с большевиками, которую «Каракол» осуществил на практике в январе 1920 г., несомненно, также способствовала акцентированию разрыва между двумя националистическими движениями.

В апреле 1920 г. – при принятии решения о роспуске «Каракола» Кемаль явно стремился утвердить свою власть и унифицировать националистическое движение.

Результаты выборов в османский парламент, проведенных в январе 1920 г., однако показывают, что сторонники изгнанников продолжали контролировать политическую жизнь, как в провинциях, так и в столице.

В докладе, исходящем от британских спецслужб, указывается, что из ста шестидесяти четырех вновь избранных депутатов большинство «как таковое одобрило политику истребления армянского населения, но их имена не были включены в этот список», и что двадцать четыре депутата были непосредственно причастны к насилию.

Результат этих выборов представляет собой отличный показатель состояния турецкой общественности, которая массово сплотилась в националистическое движение и отказалась принять раздробление империи, запланированное союзниками.

Удаление лиц, не являвшихся турками, из его анатолийского святилища продолжило быть одним из основных направлений деятельности. Во внутренних районах преследование лиц, не являвшихся турками, приняло гораздо более жестокие формы: массовые убийства были зарегистрированы в Киликии в феврале – марте 1920 г., а акты грабежа и убийства совершались по всей стране.

В середине марта 1920 г. у союзнических войск не было иного выбора, кроме как взять Стамбул под военный контроль путем высадки своих войск и увеличения там численности своего флота.

*союзники также понимали, что им придется продемонстрировать силу в случае отказа Турции подписать Мирный договор. Это развертывание союзных вооруженных сил, осуществленное 16 марта 1920 г., не встретило какого-либо реального сопротивления в Стамбуле, где во время посадки погибло пять турецких солдат.

Кемалистско-иттихадистское движение вызвало у бритаанцев раздробить Османскую империю, поскольку предпринимались попытки, в частности, дестабилизировать некоторые из британских колоний.

В апреле 1923 г. – в Константинополе был организован крупнейший Конгресс КЕП в доме Мехмеда Джавида.

*на этот Конгресс прибыли все члены Центрального комитета, иттихадистов и Политического бюро, за исключением, конечно, тех, кто был убит армянами.

Результаты Конгресса:

-Не принимать участие в предстоящих парламентских выборах

-Создать новую программу для реформирования КЕП

-Было предложено сделать М. Кемаля лидером партии в надежде, что таким образом партия получит шанс на возрождение (он, очевидно, отказался).

В июне 1923 г. – вскоре после выборов в Великое собрание появилась новая оппозиция, принимая форму иттихадистской сети, хотя все выдвинутые кандидаты были одобрены М. Кемалем лично.

Авантюра КЕП фактически подошла к концу только в 1926 г., когда большинство его высокопоставленных лидеров было казнено.

В июне 1926 г. – официально было раскрыто покушение на жизнь М. Кемаля.

→привело к аресту лидеров иттихадистов и первому судебному процессу, который проходил с 26 июня по 13 июля 1926 г.

Итог: 12 июля - провозглашение смертных приговоров для одиннадцати лиц, которые были казнены 12 июля, в ночь, после вынесения приговоров.

1 августа 1926 г. – началась вторая часть судебного разбирательства в Анкаре, что позволило навсегда покончить с КЕП.

[1] «The Graphic», 07.12.1895, Massacres of Erzeroum of October 30, 1895.

[2] Кеворкян Раймон. Геноцид армян. – Москва: Яуза – каталог, 2015. стр. 23

[3] «Союз с турками. См.: «Дрошак», №7, №8/109, октябрь 1900. С. 113 – 116 (на арм. яз.)

[4] «Союз с турками. См.: «Дрошак» №8/109, октябрь 1900. С. 113 – 116 (на арм. яз.)

[5] См.: Петросян Ю. А. Младотурецкое движение. М., 1971, с. 207-208.

[6] Сапах – Гулян С. Несущие ответственность. С. 220 - 224

[7] А. Адоссидес «Армяне и младотурки».

[8] Тер – Егиаян З. Указ соч. С. 54.

[9] Агуни С. Указ соч. С. 34. Тер – Егиаян З. Указ соч. С. 92.

[10] А-До. Указ соч. С. 156.

[11] Там же.

*Конак - дом высокопоставленного лица

[12] А-До. Указ соч. С. 153.

[13] Beylerian A. Op. cit. Pp. XXIX-XXX. Бейлерян опубликовал французский перевод «Десяти заповедей», из FO 371/4172/31307Dadrian V. The secret Yong – Turk Ittihadist Conference and the Decision for the World War I Genocide of the Armenians, Diary of Politikac and Military Sociology 22 /1, pp. 173 – 201.

[14] Dadrian V. Op. cit. P. 175.

[15] Агуни С. Указ. Соч. С. 26.

[16] Там же. С. 26 – 29.

[17] Агуни С. Указ. соч. С. 47.

[18] Kevorkian & Paboudjian. Op. cit. p. 313.

[19] Зограб Г. Указ. соч. Дневник, 25 апреля 1915 г. С. 431 – 432 .

[20] Виселецы Константинополя, «Гнчак», № 3, август 1915 г.

[21] «Takvim – I Vakayi» №3540

[22] Кеворкян Раймон. Геноцид армян. – Москва: Яуза – каталог, 2015. стр. 760 – 767.

Наши рекомендации