IV. Распад Армянского патриархата и решение о ликвидации последних депортируемых армян.
28 июля 1915 г. – Палатой депутатов, который служил советником османских властей, принят декрет, который предусматривал уничтожение Армянского патриархата Константинополя вместе с его представительным органом.
Начало 1916 г. – подана петиция, составленная Секретарем Центрального управления полиции, на подпись высшему духовенству и влиятельным мирянам под давлением. Основная цель петиции – осуждение армянских нарушителей спокойствия. Можно утверждать, что она была направлена на опровержение информации о массовых убийствах в Турции, которая появилась в европейских и американских СМИ.
После этого уже шли слухи о запрете Национальной Конституции Армении, о переводе патриархата в Сирию на время войны. Но никто не ожидал, что власти зайдут так далеко, чтобы упразднить Патриархат армян Турции.
Последний удар был нанесен 28 июля 1915 г., когда начальник по религиозным культам Баха - бей и начальник полиции Ахмед – бей прибыли в патриархат без предупреждения, а ближайшие дороги были перекрыты полицейскими. Начальник по религиозным культам передал патриарху официальный документ, подписанный министерством культуры. Содержание документа было направлено на упразднение должности католикоса Киликии и Ахтамара, а также патриархаты под руководством католикоса Саака II.
Далее католикоса отправили по направлению к железнодорожной станции Хайдарпаша под охраной двух официальных лиц.
Следует вспомнить, что в феврале 1916 г. около 500 000 депортируемых были еще живы, разбросанные между Алеппо и Дамаском или Ефратом и Зором.
Справка:
Более 100 000 были разбросаны между Дамаском и Мааном. 20 000 были в Гаме и в близь лежащих окрестностях. 20 000 в Хомсе, 7 000 в Алеппо, 5 000 в Басре, 8 000 в Бабе, 5 000 в Мунбудже, 20 000 в Рас – эль – Айне, 10 000 в Ракке, 300 000 в Дер – эз – Зоре. |
Другими словами, более 300 000 тысяч депортируемых из общего количества в 850 000 тысяч умерли осенью 1915 г. и зимой 1915/1916 года на маршрутах в направлении Сирии и Месопотамии.
23 сентября 1915 г. – состоялось ежегодное собрание КЕП (Иттихада). Основной повесткой дня была программа ликвидации армянского населения Османской Турции.
После этого власти Турции и зарубежные представители не скрывали факта уничтожения мирного армянского населения.
19 декабря 1915 г. - Граф Э.Р. Роуэнтлоу опубликовал статью в «Deutsche Tagaszeituing»:
«Турция не только имела право, но и была обязана наказать кровожадных армян…Сколько нам нужно еще времени, чтобы понять, что это не наше дело оплакивать армянских революционеров, которые представляют опасность для наших верных турецких союзников и являются инструментами в руках наших злейших врагов, Англии и России…Вы знаете причину, по которой мы, немцы, должны считать армянский вопрос предметом интереса не только для Турции, но и для всех ее союзников, и защищать Турцию от внешних атак».
Следует также отметить, что в первые дни февраля как гром среди ясного неба пришла новость о падении Эрзерума, вслед за которым произошло падение Трапезунда. После победы Турции над французскими британскими силами у Дарданелл, вхождение в войну Болгарии на стороне союзников и в результате введения прямого железнодорожного сообщения с Германией, стало болезненным поражением. При этом, заметим, уже не было внутреннего врага, которого можно было бы обвинить в неудаче, были лишь внешние слабости.
Можно сделать промежуточный вывод о том, что идея покончить с армянами, которые достигли Сирии и Месопотамии, материализовалась с неожиданным падением Эрзерума.
То есть, логика состояла в следующем: то, что было потеряно на одном фронте, должно быть восполнено «положительной» операцией на другом, лучше контролируемом поле военных действий.
19 марта 1916 г. – Джевдет, бывший вали Вана, назначен на должность главы вилайета Адана. Им и было принято решение о ликвидации армян на юге.
Далее, Талаат направил местным властям директивы с целью уничтожения концентрационных лагерей Алеппо, Рас – эль – Айне, на линии Евфрата.
22 января 1917 г. – вступление Мехмеда Талаата в должность великого визаря представляется в этом свете чем – то вроде на грады за все, чего он добился к этому моменту.
Добравшись до верхушки государственной иерархии, глава КЕП продемонстрировал в узком кругу великодушное отношение. Что касается армян, он сделал все возможное, чтобы удовлетворить их: он не позволит выселенным армянам вернуться в те провинции, из которых их выселили.
Вали Алеппо Мустафа Абулхалик – бей (Алеппо был центральным пунктом, через который проходили все армяне во время высылки в санджак Зор), стал зам. министра внутренних дел.
Затем, Хамди – бей, помощник начальника центрального управления по эмиграции в Константинополь, близкий друг Мустафы Абулхалик – бея и одна из важнейших фигур в уничтожении армян, был назначен начальником этого управления.
Во время своей ссылки в Дамаск бывший патриарх Орманян писал в 1918 г.:
«Я уже говорил и повторю еще раз: “Камень, из которого сделан имперский дворец турецкий; известь – армянская. Без извести здание будет неустойчивым, да его и не построишь”».