Мемориальные комнаты семьи А.С. Пушкина (второй этаж)
В аванзале, помещении с выходом на парадную лестницу, экспонируется Маклерская книга Пречистенской части маклера Анисима Хлебникова 1831 года (муляж). Она раскрыта на записи договора о найме А.С. Пушкиным квартиры в доме Хитрово на Арбате, сделанной 23 января 1831 года.
В Большой гостиной – парадном зале особняка, 17 февраля 1831 года был устроен шумный «мальчишник», на следующий день, 18 февраля, чинно проходил свадебный ужин, а 27 февраля молодая чета Пушкиных принимала гостей, съезжавшихся на их первый семейный бал. На стенах – портреты тех, кто приходил в этот дом, с кем А.С. Пушкин общался в предсвадебные и послесвадебные месяцы.
Венчает зал изображение московского Кремля, выполненное художником Ф. Алексеевым, и скульптурное изображение поэта, приветствующего тех, кто входит в гостиную.
В центральном зале экспонируется подлинная пушкинская конторка из собрания Всероссийского музея Пушкина в Петербурге - символ писательской работы, вдохновенного поэтического творчества. Над конторкой – небольшая копия с портрета А.С. Пушкина работы В. Тропинина, выполненная хорошей знакомой поэта А. Елагиной. На конторке – чернильница в виде арапчонка.
В угловом зале располагается изящный столик для рукоделия, принадлежавший Наталье Николаевне, жене поэта, и находившийся некогда в имении «Полотняный Завод». В зале представлен портрет Натальи Николаевны, сделанный художником И. Макаровым в 1849 году и холст неизвестного художника XVII века «Мадонна с младенцем на руках».
Парадную анфиладу завершают три жилых комнаты с невысокими потолками и окнами, выходящими во двор. Здесь протекала тихая повседневная жизнь, не предназначенная для постороннего глаза. В этих «семейных» комнатах экспонируются мемориальные вещи детей и внуков А.С. Пушкина. В витрине первого зала представлены мемории Александра Александровича Пушкина, Марии Александровны Гартунг, Григория Александровича Пушкина и Натальи Александровны фон Меренберг. Во второй комнате размещены фотографии и предметы, принадлежащие внукам поэта. В третьем зале – коллективная фотография ныне живущих потомков поэта, сделанная в стенах этого дома в 2009 г. на Первом Всемирном съезде потомков А.С. Пушкина.
Экскурсии и программы.
В музее-квартире А.С. Пушкина проходит множество экскурсий и музейных программ, например, экскурсия для учащихся 7-11 классов «Мелькают ветреные моды… История костюма в портретах современников А.С. Пушкина».Участникам экскурсии будет предоставлена возможность узнать о том, как одевался А.С. Пушкин и его современники, каким могло быть свадебное и подвенечное платье Н.Н. Гончаровой, из чего шили одежду, где ее продавали, откуда привозили, что было необходимо модному человеку XIX века. Журналы мод, магазины, манекены, парикмахеры и модистки – их имена и названия. Гости пушкинского мемориального дома в ходе программы составят модный терминологический словарь.
Также там проходит экскурсия ««Музейное зазеркалье...» Школа юного музейщика. Это игровая интерактивная экскурсия, ролевая игра, в ходе которой ребята создают воображаемый музей, распределяют роли директора, хранителя, экспозиционера и других сотрудников музея. Дети сами выбирают музейные предметы: картины, книги, предметы быта, которые они хотят видеть в экспозиции «своего» музея. Предваряет игру небольшая лекция, которая поможет детям справиться с новыми для них ролями.
Сотрудники музея также предлагают цикл тематических лекций-экскурсий для учащихся 7-11 классов
«Везде, везде в душе моей благословлю моих друзей…»
(Московские друзья А.С. Пушкина).По воспоминаниям одного из близких друзей поэта "Пушкин в жизни обыкновенной, ежедневной, в сношениях житейских был непомерно добросердечен и простосердечен... Пушкин был вообще простодушен, уживчив, снисходителен, даже иногда с излишеством".
Поэт имел большой круг знакомств, среди его друзей – выдающиеся люди 19 века: декабристы, герои Отечественной войны 1812 г., писатели, актеры и художники, государственные деятели и дипломаты. Знакомство с людьми, среди которых жил и работал А.С. Пушкин, позволяет глубже и разностороннее раскрыть и его творения и его личность.
Участникам встреч в «Мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате» будет предоставлена возможность узнать о московских друзьях поэта.
В мемориальном музее-квартире можно много узнать о любимом поэте.
Заключение
Таким образом, мемориальные музеи-квартиры и музеи-усадьбы очень важны и оказывают значительное культурное и воспитательное влияние на подрастающее поколение. Исследование данной проблемы показало, что тема мемориальных музеев чрезвычайно актуальна и важна. Это не только историческое значение, но и культурное, так как музейная деятельность мемориальных музеев должна идти дальше и развиваться по современным музейным направлениям. Проведение различных мероприятий также очень важно, ведь храня память об известных людях и событиях, мы преумножаем культурное наследие, воспитываем моральный дух подрастающего поколения.
Мы провели достаточно актуальную исследовательскую работу и показали значимость мемориальных музеев-квартир и музеев-усадеб в культурном и историческом плане. Исследование показывает, что такие музеи нужно и дальше создавать, чтобы увековечить память о великих людях и событиях той или иной эпохи, что поможет сохранить культурное наследие стран всего мира. Ведь именно люди и события создают историю, и мы должны бережно относиться к этому наследию, чтобы передать накопленное знание потомкам.
В ходе исследовательской работы мы также столкнулись с малым количеством информации. Почти отсутствуют исследовательские работы такого плана. Нам помогли официальные сайты мемориальных музеев-квартир российских писателей, художников, литература музейного направления, и т.п. Используя имеющиеся источники информации о мемориальных музеях, мне удалось написать такую исследовательскую работу, которая в целом рассказывает о мемориальных музеях и описывает их как виды музеев.
Таким образом, проведенная работа очень важна в музейном направлении, так как она актуальна и закладывает фундамент для дальнейшего исследования в области мемориальных музеев-квартир и музеев-усадеб. Наверняка существуют мемориальные квартиры и старинные усадьбы, которые в дальнейшем превратят в музей, дабы увековечить память о ком-либо. Также важна подготовка музейных специалистов, которые возьмут дело в свои руки и направят его в нужное направление.
Список источников и использованной литературы
1. Вопросы истории литературно-мемориальных музеев. — М., 1971;
2. Дмитриева Е.К. Отражение культурного наследия в экспозиции мемориального музея. - М., 1988 (Музейное дело и охрана памятников. Обзорная информация ГБЛ, в. 1);
3. Каспаринская С.А. Мемориальные музеи исторического профиля //Историко-революционные и литературные мемориальные музеи, М., 1973;
4. Каулен М.Е. Мемориальный музей ХХI века как музей среды и музей традиции.// Гагаринский сборник. — Гагарин, 2003;
5. Клабуновский И.Г. Музейное строительство в Московской губернии, Московский краевед, 1928, в. 7—8;
6. Официальный сайт мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина на Арбате // [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.pushkinmuseum.ru/?q=content/ekspoziciya-memorialnoy-kvartiry-pushkina-na-arbate, свободный. – Загл. с экрана
7. Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. — М., 2000;
8. Российская музейная энциклопедия: наука о музее // мемориальные музеи [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/sci_mem.asp, свободный. – Загл. с экрана
9. Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru, методическое обеспечение учебного процесса [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/muzeebed/page0002.asp, свободный. – Загл. с экрана
Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате Приложение 1
Официальный сайт Государственного музея А.С. Пушкина Приложение 2
Приложение 3
Экспозиция «Пушкин и Москва»