Примечания к 1-й главе
1. Если игумен отсутствует, то пономарь творит поклон перед иконой святого, являющегося небесным покровителем обители, или Господской иконой в нартексе1.
2. Будильный колокол (καμπάνα-ξυπνητήρι), как ясно из названия, извещает братию о начале утреннего правила и всех остальных служб. Обычно он располагается в таком месте, чтобы его звон был слышен во всем монастыре. В случае необходимости в другом месте вешают второй, дополнительный, колокол.
3. Пономарь стучит в двери келлий, говоря: «Молитвами святых отец наших...». Братия изнутри отвечают: «Аминь».
4. Ручное било (τάλαντον) — это длинная деревянная доска с ручкой посредине (см. рисунок на с. 209). Стук в било деревянным молотком извещает о начале богослужения. В конце первой статии пономарь резко ударяет в било один раз, в конце второй — два и в конце третьей — три раза.
5. Люцерна (λουσέονα,, от латинского 1их — «свет»). Так называется особый стеклянный сосуд на металлическом основании с хлопчатобумажным фитилем. Используется для освещения при чтении молитв (см. рисунок на с. 209).
Обычно в соборном храме имеются три люцерны. Одна — на святом престоле, другая — на жертвеннике (возжигается только, когда литургия совершается в главном алтаре) и третья — на подсвечнике, близ проскинитария с иконой храмового святого. Последняя называется служебной люцерной и непрерывно горит от начала до конца службы.
------------
1 Нартекс (νάρθηξ) — часть храма перед притвором. См. схему на с. 217.
6. Фанария (φανάρια) — круглая стеклянная чаша с хлопчатобумажным фитилем, подвешенная на цепь (см. рисунок на с. 209). Она наполняется маслом и водой (на престольные праздники вместо воды полагается красное вино). Используется для освещения храма.
7. Светильник масляный (φανός) — специальная масляная лампа с широким (как у керосиновой лампы) фитилем, используемая для освещения при чтении (см. рисунок на с. 209). В соборном храме обычно четыре светильника: два — над двумя клиросными аналоями, один — в правой части притвора (для чтения полунощницы, 9-го часа и повечерия) и, по изволению игумена, еще один — рядом с большим паникадилом (на запад от него) для освещения при совершении уставных чтений.
8. Царские двери притвора (Βασιλική Πύλη) — двери, ведущие из притвора в среднюю часть храма, закрывающиеся завесой. Называются царскими по образцу соответствующих дверей Софии Константинопольской, через которые византийские императоры входили в храм.
9. Во время службы седмичный иеромонах, пономарь и чтец бывают облачены в мантию (μανδύας)1 (см. рисунок на с. 209). Седмичный иеромонах бывает облачен в мантию всегда, когда надевает епитрахиль без фелони.
10. Будничное било (κόπανος) —деревянная доска, висящая возле соборного храма. Праздничное било находится на звоннице и используется, если празднуемый святой «имеет звон», т. е. почитается звоном колоколов (см. рисунок на с. 210).
Будничное било, как и ручное, является древнейшим средством извещения о богослужении. Оно использовалось и в приходских храмах задолго до изобретения колоколов. Некоторыми било возводится к эпохе праотца Ноя, который, как они полагают, ударяя в него, собирал животных в ковчег. Так и ныне эти священные доски зовут верных в Ковчег спасения — Святую Церковь.
-----------
1 Остальные братия — в рясах. См. сноску 2 на с. 17.
11. Железное било, или клепало (σιδεράκι), — звонкая металлическая скоба, извещающая о службе. Имеются два железных била — будничное, возле соборного храма, и праздничное, на звоннице (см. рисунок на с. 210).
12. Это так называемые «старческие» (γεροντικά) молитвы, которые, в отсутствие игумена, читаются первым после игумена по чину монахом, независимо от того, священник он или нет. Если и он отсутствует, то они читаются вторым по чину монахом и т. д. Этот порядок соблюдается при чтении и пении всех «старческих» молитв и песнопений.
13. В ссылках на богослужебные книги, изданные Миссионерской службой Элладской Церкви (΄Αποστολική Διακονία τής ΄Εκκλησίας τής ΄Ελλάδος), мы опускаем название издательства. В других случаях название издательства указывается.
14. В разных монастырях придерживаются разного устава. Так, например, в Великой Лавре звонят после открытия Царских врат, а в монастыре преподобного Григория — на второй «Славе» Непорочных.
15. Священническая кация (παπαδικόν κατσίον) — кадильница без «неба», т.е. без верхней крышки. Она называется священнической, в отличие от пономарской кации (см. рисунок на с. 210).
Доказательством древности употребления этих кадильниц служат ранневизантийские стенописи, на которых изображаются диаконы с подобными кадильницами.
16. Чтец (διαβαστής) — монах, назначаемый уставщиком. Он читает кафизму на вечерне, двупсалмие и первую кафизму на утрене, произносит «Господи, помилуй» на ектениях. На божественной литургии чтец нараспев читает Апостол, а в будни также нараспев произносит песнопения евхаристического канона.
Канонарх управляет пением стихир, песней канона на утрене и блаженн на литургии. Обычно послушания канонарха и чтеца исполняются одним лицом.
17. Свеча шестопсалмия (κηρίον εξάψάλμου) — свеча, которую использует священник при чтении молитв на шестопсалмии. Находится справа от Царских врат (см. рисунок на с. 210).
В древнем храме Протата, а также в других монастырях (например, в монастыре преподобного Филофея) вместо свечи используется люцерна.
18. Масленка (λαδοκέρι) — бронзовая трубка с трубкой меньшего диаметра внутри, наполненной елеем и имеющей хлопчатобумажный фитиль (см. рисунок на с. 210). В монастырских соборных храмах имеются, по крайней мере, две масленки: на правом большом подсвечнике перед местной Господской иконой и на левом — перед Богородичной.
Если позволяет место, то в соборном храме имеются еще четыре подсвечника с масленками — два перед большими проскинитариями, которые находятся возле двух дальних от алтаря колонн храма, и еще два — перед проскинитариями возле двух ближних колонн. Однако на «Бог Господь...», по причине краткости песнопения, зажигают только две масленки на больших подсвечниках перед местными Господской и Богородичной иконами (см. рисунок на с. 210).
19. Зимним считается промежуток времени с 26 сентября1 — осеннего дня памяти святого апостола Иоанна Богослова — до 8 мая, весеннего дня его памяти, или до Пасхи.
20. Перед окончанием второй кафизмы пономарь устанавливает между двумя «старческими» стасидиями складной аналой (δισκέλιον) (см. рисунок на с. 211), лицом к западу, и опускает сверху масляный светильник для чтения. Если не хватает места и светильник отсутствует, то на аналое ставится свеча
21. Если каноны не поются, а читаются, то пономарь возжигает масленки во время пения ирмоса 6-й песни, ради чтения синаксария и пения «Честнейшую...».
----------
1 Здесь и далее все даты указаны по юлианскому календарю.
22. Читаются имена святых со стихами, но не их жития. Обычно, как более полный, используется Пролог святого Никодима Святогорца («Συναξαριστής»).
23. См. Пролог святого Никодима.
24. Если игумен отсутствует, то пономарь творит поклон на архиерейское место.
25. Во время чтения синаксария звоном в железное било находящиеся на послушании (повара, трапезники и т.д.) созываются в храм, чтобы во время каждения на «Честнейшую...» их тоже покадили. В некоторых монастырях ударяют в било во время пения «Честнейшую...», но при этом вышеуказанная цель не достигается.
26. Когда священник не облачен в фелонь, но только в мантию и епитрахиль (как на будничной службе), он всегда кадит священнической кацией, а не кадилом. Каждение начинается и заканчивается в алтаре, даже на будничной службе, на которой служащий священник произносит все ектений вне алтаря1.
27. Некоторые уставщики опускают отпуст утрени, поскольку он повторяется в конце первого часа, однако эта практика мало распространена.
28. Будничная божественная литургия совершается в приделе, а не в главном алтаре. Часы 3-й и 6-й читаются в приделе. В некоторых монастырях, где больше священников, одновременно совершается несколько литургий в разных приделах2, по которым братия расходятся после окончания утрени.
--------
1 Обычно священник кадит на «Честнейшую...» в фелони кадилом, начиная со службы со славословием и выше.
2 Слово «придел» (παρεκκλήσιον) может означать как придел соборного храма, так и малый храм вне его. Обычно в тех и других приделах — параклисах — нет большого престола в центре алтаря. Престол и жертвенник в приделах находятся возле восточной стены алтаря и, как правило, представляют собой ее выступ. В примечании 28 в первом и втором случае имеется в виду придел соборного храма, а в третьем случае — малые церковки вне соборного храма. В обители может быть 10—15 и более подобных малых храмов.
29. Священник, совершающий проскомидию, звонит в колокольчик, который находится на жертвеннике, и служба прерывается. Отцы снимают скуфьи с куколями, выходят из стасидий и про себя поминают имена живых и усопших. В это время священник вынимает частички, произнося: «Помяни, Господи». По истечении 1-2 минут следует продолжение прерванной службы. Священник покрывает святое предложение1, затем кадит весь придел из Царских врат2 и совершает положенный в конце часов отпуст.
30. Поскольку в приделах обычно не много места, подсвечники в них отсутствуют. Вместо них под иконами местного ряда иконостаса находятся бронзовые «ветви» с закрепленными на конце масленками. Наряду с изображениями ветвей часто используется изображение дракона. Поэтому такого рода лампады стали называться драконтиями (δρακόντια), то есть «драконами», или «змеями» (см. рисунки на с. 211).
31. Божественная литургия в будни совершается поскору. Она длится обычно от 45 минут до 1 часа.
32. Царские врата бывают закрыты в течение всей службы (если не совершается соборное служение). Открываются они только для прохождения через них священника (на великом и малом входе или во время каждения) и снова закрываются.
33. См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, εκδ. θ', Άθήναι 1994. σ. 128 к. εξ.
--------
1 Вынимать частички на проскомидии может только служащий священник (при соборном служении — все служащие священники по очереди). Проскомидия совершается на двух просфорах. Священник вынимает частички из одной из этих просфор, которая разрезается пополам, обычно водя копнем по плоскости разреза. Частички вынимаются только во время проскомидии и никогда до нее или после покрытия святого предложения.
2 Покадив алтарь, священник отверзает завесу, Царские врата и, став в Царских вратах, кадит местные иконы Господа и Пресвятой Богородицы (трижды) и затем, слева направо, иконы иконостаса, находящиеся слева от Царских врат, предстоящих и иконы иконостаса справа от Царских врат. После этого — снова иконы Господа и Пресвятой Богородицы и алтарь.
34. Перед открытием Царских врат пономарь должен сделать малый поклон и поцеловать увенчивающий их крест.
35. При этом скуфью с надетым на нее куколем пономарь кладет на левое плечо, а «крыло» куколя — на правое, чтобы он не упал во время совершения входа.
36. Для освещения на левом косяке Царских врат устанавливается свеча на металлическом кронштейне.
37. Ежедневно, за исключением Господских и Богородичных праздников, читается два Апостола и два Евангелия. Первое чтение — дневное, второе — святого или заупокойное (во время совершения сорокоуста о усопшем или заупокойной службы). Если святой дня не имеет чтения, то читаются Богородичные Апостол и Евангелие (см. службу 8 сентября).
Когда на утрене читаются каноны Пресвятой Богородице и празднуемому святому и поется великое славословие, то полагаются чтения Богородичное и святого1.
38. Поклон стоящим в храме с прошением прощения.
39. Во всех нотных певческих книгах, древних и новых, фраза «Яко да Царя...» начинается с заглавной буквы. Это значит, что, по древнему чину, Херувимская песнь прерывается на словах «отложим попечение».
40. Во время входа пономарь никогда не несет священническую кацию и никогда не поворачивается лицом к священнику, но идет перед священником только с выносной свечой, как на вечерне.
41. В наиболее священные моменты божественной литургии, как-то: на возгласе «Благословено царство...», на великом входе, на возгласе «Твоя от Твоих...», во время пения «Достойно есть...», при возглашении «Вонмем. Святая святым» и при выносе Святых Даров, после воз-
----------
1 В монастыре св. Павла на литургии в седмичные дни евангельские чтения бывают следующие: если служба простая — дня, если служба славословная — дня и святого, если служба со звоном — святого, если совершается служба с полиелеем или бдение — святого или праздника. Заупокойное — только на заупокойных литургиях.
глашения «Со страхом Божиим...» до возгласа «Всегда, ныне и присно...», отцы выходят из своих стасидий и стоят с непокрытыми головами.
42. Совершение божественной литургии при задернутой завесе до причащения верных и мелодичное чтение нараспев евхаристического канона составляет, по профессору И. Фундулису, древнейшую церковную традицию, которая, кроме Святой Горы Афон, не сохранилась почти нигде1. В седмичные дни на литургии поются:
а) антифонные песнопения (вседневные или воскресные антифоны2, «Трисвятое», «Буди имя Господне...»),
б) песнопения, исполняемые одним хором (Херувимская песнь, «Достойно есть...», причастен), и в) тропари и кондаки после малого входа.
43. «Достойно есть...» в древнем храме Протата всегда поется на 2-й глас, называемый «древним». По преданию, именно так была пропета эта песнь святым архангелом Гавриилом перед чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть».
------------
1 Ι. Φουντούλη, Άπαντήσεις είς λειτουργικάς άηορίας, Τ. з, θεσσαλονίκη 1976, σ. 150.
2 Воскресные антифоны (Пс. 102 «Благослови, душе моя, Господа...», Пс. 145 «Хвали, душе моя, Господа...» и блаженны) поются только при совершении божественной литургии в главном алтаре соборного храма в неделю или дни памяти особо чтимых святых. Псалмы 102 и 145 поются при этом полностью.
При совершении божественной литургии в приделе обычно поются припевы вседневных антифонов без стихов, то есть только «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» и тому подобное: за 1-й антифон — 5 раз, «Слава», за 2-й антифон — 3 раза, «И ныне», «Единородный Сыне...». 3-й антифон — блаженны с тропарями. В немногих монастырях поются будничные антифоны по чину, указанному в Великом Часослове: 1-й антифон — стихи 1, 3 и 16 из 91-го псалма с припевом «Молитвами Богородицы...», «Слава, и ныне», тот же; 2-й антифон — стихи 1 (1-я половина), 1 (2-я половина) и 5 из 92-го псалма с припевом «Молитвами святых Твоих, Спасе...», «Слава», тот же, «И ныне», «Единородный Сыне...»; 3-й антифон — стихи 1, 2—3, 4—5 из 94-го псалма с припевом «Спаси ны, Сыне Божий». По указанию Великого Часослова, 1-й и 2-й антифоны поются на 5-й глас, 3-й антифон — на 6-й глас. См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, σ. 97-100. Полного чина придерживаются в монастырях преподобного Григория, Ксенофонта и, возможно, в некоторых других.
44. Причастившийся Пречистых Тайн сам берет антидор и принимает немного теплоты, чтобы случайно во рту не осталось мелких частиц Причастия.
45. Игумен первым прикладывается к иконам, располагающимся справа и слева от Царских врат (если служба совершается в главном алтаре, то только к иконам проскинитария, а не иконостаса). Затем в центре храма под большим паникадилом он совершает три поясных поклона, повернувшись к Царским вратам, и по одному поясному поклону на правую и на левую сторону (творит «схиму»). После игумена точно также прикладываются к иконам и делают поклоны священники, по старшинству хиротонии, эпитропы1, соборные старцы и прочие отцы, по старшинству пострига. Этот чин совершается на вечерне во время пения стихир на стиховне2. На хвалитных стихирах на утрене этот чин совершается только в том случае, когда бывает поклонение святым мощам или помазание. На вечерне после игумена прикладывается к иконам седмичный в мантии.
46. Во время святого причащения не бывает яркого освещения, напротив, горит лишь одна выносная свеча, символизирующая таинственное сияние истинного и вечного света — Господа нашего Иисуса Христа.
47. Для освещения во время чтения заамвонной молитвы.
48. На Афоне существует обычай пить после вкушения антидора святую воду (малую агиасму). Для этого монахи идут в притвор, где стоит чаша со святой водой (о наполнении чаши заботится пономарь). Если литургия совершается в приделе, где нет чаши для святой во-
--------
1 См. в Приложении статью «Об управлении монастырем», с. 189— 191.
2 Если поется Богородичный канон или молебен, то этот чин совершается после каждения кацией по 6-й песни Богородичного канона или по каждении кацией после Евангелия на молебне. Таким образом, заранее приложившись к иконам, братия сразу после отпуста исходят в трапезу.
ды, то пономарь приносит туда чашу из притвора (см. рисунки на с. 211).
49. В одних монастырях обедают сразу после окончания службы, в других совершают молебное пение и обедают по прошествии некоторого времени после божественной литургии1.
50. Если света в храме достаточно, то не нужны фанарии и светильники клиросов.
51. «Всякое дыхание...» поется на «Хвалитех» поскору, поскольку так же поется «Господи, воззвах...» на вечерне. Однако если на «Хвалитех» нет тропарей, то эти псалмы читаются читком2.
52. Когда в Минее приводится шесть стихир, то поются только они, а стихиры Октоиха опускаются. Если есть стихиры на стиховне Минеи, то им всегда отдается предпочтение.
В Ватопедском монастыре существует традиция, по которой стихиры Минеи поются на 6 и на будничных службах, а стихиры Октоиха не поются никогда, кроме воскресных дней.
53. Этот же порядок соблюдается и на отпусте утрени перед божественной литургией.
В соборном храме Протата «Приими, Господи Иисусе Христе, моление нас, грешных, и помилуй нас» читается протэпистатом и эпистатами3. Они стоят напротив
--------
1 См. в Приложении статью «О посте», с. 198.
2 То есть на простых службах хвалитные псалмы читаются, а на всех остальных службах они поются так же, как «Господи, воззвах...» на вечерне.
3 Священный Кинот Святой Афонской Горы состоит из представителей 20 общежительных монастырей (в настоящее время в действительности из 19, так как с 1972 г. монастырь Эсфигмен находится в церковном расколе). Заседания Священного Кинота проходят обычно дважды в неделю. На них обсуждаются общие вопросы, касающиеся жизни афонских монастырей, координируется их деятельность и пр. Вся переписка афонских обителей со Вселенской Патриархией зачитывается и утверждается на заседаниях Священного Кинота. Для решения повседневных вопросов ежегодно избирается Священная Эпистасия, состоящая из 4-х человек — эпистатов. Протэпистат— председатель Священной Эпистасии и Священного Кинота.
священника, произносящего отпуст, на месте, где обычно ставят складной аналой для чтения. «Вечная ваша память» читается чтецом.
54. После вечерни или вечерней трапезы, по обычаю святогорских монастырей, ризничий (βηματάρης), то есть священник, ответственный за святой алтарь, в епитрахили, (или седмичный, также в епитрахили) выносит для поклонения благочестивым паломникам святые мощи, хранящиеся в обители.
55. Кация (κατσίον), — ручная кадильница, которая употребляется только пономарем (см. рисунки на с. 212).
56. Каждение на повечерии совершается не во всех общежительных монастырях Святой Горы.
57. Справа от дверей нартекса обычно находится мраморное возвышение для игумена, а рядом еще одно — для седмичного (например, в монастыре Зограф).
58. В храме имеется несколько неугасимых лампад (греч. άκοίμητοι — дословно «неусыпных»). Одна неугасимая лампада находится на святом престоле (перед святой дарохранительницей), одна — в проскинитарии храмового святого, одна (или три) — в проскинитарии чудотворной иконы Божией Матери и еще одна в проскинитарии для выносных икон. По усмотрению настоятеля неугасимые лампады вешают и в других местах. Если есть возможность, лучше все лампады храма оставлять постоянно возжженными.
59. После повечерия, по правилам святых отцов, запрещаются встречи и беседы монахов, а также принятие пищи и воды (относительно последнего допускаются исключения по благословению игумена, причем вкушающие пищу или воду должны после этого читать 50-й псалом).
60. Если совершается вечерня со входом или если на утрене читается Богородичный канон, то Богородичный канон на вечерне опускается1.
---------
1 См. сноску 1 на с. 27.
61. Чин каждения кацией следующий.
Пономарь начинает каждение с задней (восточной) стороны святого престола, кадит жертвенник и исходит через северную дверь, не кадя. После этого он направляется к архиерейскому месту, кадит его1 и, повернувшись к Царским вратам, кадит их, затем кадит местные Господскую и Богородичную иконы, проскинитарии справа, игумена, правый клирос (проходя через него), проходит сзади подсвечников и кадит прочие иконы иконостаса, проскинитарии слева и левый клирос. Под светильником для чтения напротив Царских врат он останавливается и издали кадит Царские врата. Затем кадит заднюю часть храма, притвор и нартекс (см. схемы нас. 217, 219), всегда справа налево.
После этого пономарь возвращается в среднюю часть храма и снова кадит архиерейское место, проскинитарии справа и слева, Царские врата, местные Господскую и Богородичную иконы, кадя, входит в алтарь через южную дверь, кадит диаконник и заканчивает каждение за святым престолом, откуда и начал каждением святой дарохранительницы.
Пономарь старается кадить в такт песнопениям.
В будни пономарь покрывает запястье правой руки особым платом (μανδήλιον), ά в торжественные дни ему возлагается на плечи особый воздух (άήρ) (см. примечание 26 к гл. 3 и рисунки нас. 212, 213).
62. В древнем храме Протата священник кадит на 7-й песни канона священнической кацией.
63. В Протате каждое воскресенье на вечерне поется Малый молебный канон с евангельским чтением Великого молебного канона Пресвятой Богородице (Лк., 54-е зачало).
---------
1 Если на богослужении присутствует игумен, то кадящий пономарь, диакон или священник, выйдя из алтаря, первым кадит игумена (если присутствует архиерей, то архиерея). Затем — по указанному чину. Порядок каждения священнического и диаконского немного отличается от пономарского.
ГЛАВА 2
СЛУЖБА СУББОТНЯЯ