Примечания к 1-й главе

1. Если игумен отсутствует, то пономарь творит поклон перед иконой святого, являющегося небесным покровителем обители, или Господской иконой в нар­тексе1.

2. Будильный колокол (καμπάνα-ξυπνητήρι), как ясно из названия, извещает братию о начале утреннего правила и всех остальных служб. Обычно он располагается в та­ком месте, чтобы его звон был слышен во всем монасты­ре. В случае необходимости в другом месте вешают вто­рой, дополнительный, колокол.

3. Пономарь стучит в двери келлий, говоря: «Молит­вами святых отец наших...». Братия изнутри отвечают: «Аминь».

4. Ручное било (τάλαντον) — это длинная деревянная доска с ручкой посредине (см. рисунок на с. 209). Стук в било деревянным молотком извещает о начале богослу­жения. В конце первой статии пономарь резко ударяет в било один раз, в конце второй — два и в конце третьей — три раза.

5. Люцерна (λουσέονα,, от латинского 1их — «свет»). Так называется особый стеклянный сосуд на металлическом основании с хлопчатобумажным фитилем. Использу­ется для освещения при чтении молитв (см. рисунок на с. 209).

Обычно в соборном храме имеются три люцерны. Одна — на святом престоле, другая — на жертвеннике (возжигается только, когда литургия совершается в глав­ном алтаре) и третья — на подсвечнике, близ проскинитария с иконой храмового святого. Последняя называет­ся служебной люцерной и непрерывно горит от начала до конца службы.

------------

1 Нартекс (νάρθηξ) — часть храма перед притвором. См. схему на с. 217.

6. Фанария (φανάρια) — круглая стеклянная чаша с хлопчатобумажным фитилем, подвешенная на цепь (см. рисунок на с. 209). Она наполняется маслом и водой (на престольные праздники вместо воды полагается красное вино). Используется для освещения храма.

7. Светильник масляный (φανός) — специальная мас­ляная лампа с широким (как у керосиновой лампы) фи­тилем, используемая для освещения при чтении (см. ри­сунок на с. 209). В соборном храме обычно четыре све­тильника: два — над двумя клиросными аналоями, один — в правой части притвора (для чтения полунощницы, 9-го часа и повечерия) и, по изволению игумена, еще один — рядом с большим паникадилом (на запад от него) для освещения при совершении уставных чтений.

8. Царские двери притвора (Βασιλική Πύλη) — двери, ведущие из притвора в среднюю часть храма, закрываю­щиеся завесой. Называются царскими по образцу соот­ветствующих дверей Софии Константинопольской, че­рез которые византийские императоры входили в храм.

9. Во время службы седмичный иеромонах, пономарь и чтец бывают облачены в мантию (μανδύας)1 (см. рисунок на с. 209). Седмичный иеромонах бывает облачен в ман­тию всегда, когда надевает епитрахиль без фелони.

10. Будничное било (κόπανος) —деревянная доска, ви­сящая возле соборного храма. Праздничное било нахо­дится на звоннице и используется, если празднуемый святой «имеет звон», т. е. почитается звоном колоколов (см. рисунок на с. 210).

Будничное било, как и ручное, является древнейшим средством извещения о богослужении. Оно использова­лось и в приходских храмах задолго до изобретения ко­локолов. Некоторыми било возводится к эпохе праотца Ноя, который, как они полагают, ударяя в него, собирал животных в ковчег. Так и ныне эти священные доски зо­вут верных в Ковчег спасения — Святую Церковь.

-----------

1 Остальные братия — в рясах. См. сноску 2 на с. 17.

11. Железное било, или клепало (σιδεράκι), — звонкая металлическая скоба, извещающая о службе. Имеются два железных била — будничное, возле соборного храма, и праздничное, на звоннице (см. рисунок на с. 210).

12. Это так называемые «старческие» (γεροντικά) молит­вы, которые, в отсутствие игумена, читаются первым после игумена по чину монахом, независимо от того, священник он или нет. Если и он отсутствует, то они чи­таются вторым по чину монахом и т. д. Этот порядок со­блюдается при чтении и пении всех «старческих» молитв и песнопений.

13. В ссылках на богослужебные книги, изданные Миссионерской службой Элладской Церкви (΄Αποστολική Διακονία τής ΄Εκκλησίας τής ΄Ελλάδος), мы опускаем название издательства. В других случаях название издательства указывается.

14. В разных монастырях придерживаются разного устава. Так, например, в Великой Лавре звонят после от­крытия Царских врат, а в монастыре преподобного Гри­гория — на второй «Славе» Непорочных.

15. Священническая кация (παπαδικόν κατσίον) — ка­дильница без «неба», т.е. без верхней крышки. Она назы­вается священнической, в отличие от пономарской кации (см. рисунок на с. 210).

Доказательством древности употребления этих ка­дильниц служат ранневизантийские стенописи, на кото­рых изображаются диаконы с подобными кадильница­ми.

16. Чтец (διαβαστής) — монах, назначаемый уставщи­ком. Он читает кафизму на вечерне, двупсалмие и пер­вую кафизму на утрене, произносит «Господи, помилуй» на ектениях. На божественной литургии чтец нараспев читает Апостол, а в будни также нараспев произносит песнопения евхаристического канона.

Канонарх управляет пением стихир, песней канона на утрене и блаженн на литургии. Обычно послушания канонарха и чтеца исполняются одним лицом.

17. Свеча шестопсалмия (κηρίον εξάψάλμου) — свеча, ко­торую использует священник при чтении молитв на шестопсалмии. Находится справа от Царских врат (см. рисунок на с. 210).

В древнем храме Протата, а также в других монасты­рях (например, в монастыре преподобного Филофея) вместо свечи используется люцерна.

18. Масленка (λαδοκέρι) — бронзовая трубка с трубкой меньшего диаметра внутри, наполненной елеем и имею­щей хлопчатобумажный фитиль (см. рисунок на с. 210). В монастырских соборных храмах имеются, по крайней мере, две масленки: на правом большом подсвечнике перед местной Господской иконой и на левом — перед Богородичной.

Если позволяет место, то в соборном храме имеются еще четыре подсвечника с масленками — два перед большими проскинитариями, которые находятся возле двух дальних от алтаря колонн храма, и еще два — перед проскинитариями возле двух ближних колонн. Однако на «Бог Господь...», по причине краткости песнопения, зажигают только две масленки на больших подсвечниках перед местными Господской и Богородичной иконами (см. рисунок на с. 210).

19. Зимним считается промежуток времени с 26 сен­тября1 — осеннего дня памяти святого апостола Иоанна Богослова — до 8 мая, весеннего дня его памяти, или до Пасхи.

20. Перед окончанием второй кафизмы пономарь устанавливает между двумя «старческими» стасидиями складной аналой (δισκέλιον) (см. рисунок на с. 211), лицом к западу, и опускает сверху масляный светильник для чтения. Если не хватает места и светильник отсутствует, то на аналое ставится свеча

21. Если каноны не поются, а читаются, то пономарь возжигает масленки во время пения ирмоса 6-й песни, ради чтения синаксария и пения «Честнейшую...».

----------

1 Здесь и далее все даты указаны по юлианскому календарю.

22. Читаются имена святых со стихами, но не их жития. Обычно, как более полный, используется Пролог святого Никодима Святогорца («Συναξαριστής»).

23. См. Пролог святого Никодима.

24. Если игумен отсутствует, то пономарь творит по­клон на архиерейское место.

25. Во время чтения синаксария звоном в железное било находящиеся на послушании (повара, трапезники и т.д.) созываются в храм, чтобы во время каждения на «Честнейшую...» их тоже покадили. В некоторых монас­тырях ударяют в било во время пения «Честнейшую...», но при этом вышеуказанная цель не достигается.

26. Когда священник не облачен в фелонь, но только в мантию и епитрахиль (как на будничной службе), он всегда кадит священнической кацией, а не кадилом. Каждение начинается и заканчивается в алтаре, даже на будничной службе, на которой служащий священник произносит все ектений вне алтаря1.

27. Некоторые уставщики опускают отпуст утрени, поскольку он повторяется в конце первого часа, однако эта практика мало распространена.

28. Будничная божественная литургия совершается в приделе, а не в главном алтаре. Часы 3-й и 6-й читаются в приделе. В некоторых монастырях, где больше священ­ников, одновременно совершается несколько литургий в разных приделах2, по которым братия расходятся после окончания утрени.

--------

1 Обычно священник кадит на «Честнейшую...» в фелони кадилом, начиная со службы со славословием и выше.

2 Слово «придел» (παρεκκλήσιον) может означать как придел соборного храма, так и малый храм вне его. Обычно в тех и других приделах — пара­клисах — нет большого престола в центре алтаря. Престол и жертвенник в приделах находятся возле восточной стены алтаря и, как правило, пред­ставляют собой ее выступ. В примечании 28 в первом и втором случае имеется в виду придел соборного храма, а в третьем случае — малые цер­ковки вне соборного храма. В обители может быть 10—15 и более подоб­ных малых храмов.

29. Священник, совершающий проскомидию, зво­нит в колокольчик, который находится на жертвеннике, и служба прерывается. Отцы снимают скуфьи с куколя­ми, выходят из стасидий и про себя поминают имена жи­вых и усопших. В это время священник вынимает час­тички, произнося: «Помяни, Господи». По истечении 1-2 минут следует продолжение прерванной службы. Священник покрывает святое предложение1, затем ка­дит весь придел из Царских врат2 и совершает положен­ный в конце часов отпуст.

30. Поскольку в приделах обычно не много места, подсвечники в них отсутствуют. Вместо них под икона­ми местного ряда иконостаса находятся бронзовые «вет­ви» с закрепленными на конце масленками. Наряду с изображениями ветвей часто используется изображение дракона. Поэтому такого рода лампады стали называть­ся драконтиями (δρακόντια), то есть «драконами», или «змеями» (см. рисунки на с. 211).

31. Божественная литургия в будни совершается по­скору. Она длится обычно от 45 минут до 1 часа.

32. Царские врата бывают закрыты в течение всей службы (если не совершается соборное служение). От­крываются они только для прохождения через них свя­щенника (на великом и малом входе или во время каж­дения) и снова закрываются.

33. См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, εκδ. θ', Άθήναι 1994. σ. 128 к. εξ.

--------

1 Вынимать частички на проскомидии может только служащий свя­щенник (при соборном служении — все служащие священники по очере­ди). Проскомидия совершается на двух просфорах. Священник вынима­ет частички из одной из этих просфор, которая разрезается пополам, обычно водя копнем по плоскости разреза. Частички вынимаются только во время проскомидии и никогда до нее или после покрытия святого предложения.

2 Покадив алтарь, священник отверзает завесу, Царские врата и, став в Царских вратах, кадит местные иконы Господа и Пресвятой Богороди­цы (трижды) и затем, слева направо, иконы иконостаса, находящиеся слева от Царских врат, предстоящих и иконы иконостаса справа от Цар­ских врат. После этого — снова иконы Господа и Пресвятой Богородицы и алтарь.

34. Перед открытием Царских врат пономарь должен сделать малый поклон и поцеловать увенчивающий их крест.

35. При этом скуфью с надетым на нее куколем поно­марь кладет на левое плечо, а «крыло» куколя — на пра­вое, чтобы он не упал во время совершения входа.

36. Для освещения на левом косяке Царских врат ус­танавливается свеча на металлическом кронштейне.

37. Ежедневно, за исключением Господских и Бого­родичных праздников, читается два Апостола и два Евангелия. Первое чтение — дневное, второе — святого или заупокойное (во время совершения сорокоуста о усопшем или заупокойной службы). Если святой дня не имеет чтения, то читаются Богородичные Апостол и Евангелие (см. службу 8 сентября).

Когда на утрене читаются каноны Пресвятой Бого­родице и празднуемому святому и поется великое сла­вословие, то полагаются чтения Богородичное и святого1.

38. Поклон стоящим в храме с прошением прощения.

39. Во всех нотных певческих книгах, древних и но­вых, фраза «Яко да Царя...» начинается с заглавной бук­вы. Это значит, что, по древнему чину, Херувимская песнь прерывается на словах «отложим попечение».

40. Во время входа пономарь никогда не несет свя­щенническую кацию и никогда не поворачивается ли­цом к священнику, но идет перед священником только с выносной свечой, как на вечерне.

41. В наиболее священные моменты божественной литургии, как-то: на возгласе «Благословено царство...», на великом входе, на возгласе «Твоя от Твоих...», во вре­мя пения «Достойно есть...», при возглашении «Вонмем. Святая святым» и при выносе Святых Даров, после воз-
----------

1 В монастыре св. Павла на литургии в седмичные дни евангельские чтения бывают следующие: если служба простая — дня, если служба сла­вословная — дня и святого, если служба со звоном — святого, если совершается служба с полиелеем или бдение — святого или праздника. Заупокойное — только на заупокойных литургиях.

глашения «Со страхом Божиим...» до возгласа «Всегда, ныне и присно...», отцы выходят из своих стасидий и стоят с непокрытыми головами.

42. Совершение божественной литургии при задер­нутой завесе до причащения верных и мелодичное чте­ние нараспев евхаристического канона составляет, по профессору И. Фундулису, древнейшую церковную тра­дицию, которая, кроме Святой Горы Афон, не сохрани­лась почти нигде1. В седмичные дни на литургии поются:

а) антифонные песнопения (вседневные или воскрес­ные антифоны2, «Трисвятое», «Буди имя Господне...»),

б) песнопения, исполняемые одним хором (Херувим­ская песнь, «Достойно есть...», причастен), и в) тропари и кондаки после малого входа.

43. «Достойно есть...» в древнем храме Протата всегда поется на 2-й глас, называемый «древним». По преда­нию, именно так была пропета эта песнь святым архан­гелом Гавриилом перед чудотворной иконой Божией Матери «Достойно есть».

------------

1 Ι. Φουντούλη, Άπαντήσεις είς λειτουργικάς άηορίας, Τ. з, θεσσαλονίκη 1976, σ. 150.

2 Воскресные антифоны (Пс. 102 «Благослови, душе моя, Господа...», Пс. 145 «Хвали, душе моя, Господа...» и блаженны) поются только при совершении божественной литургии в главном алтаре соборного храма в неделю или дни памяти особо чтимых святых. Псалмы 102 и 145 поются при этом полностью.

При совершении божественной литургии в приделе обычно поются припевы вседневных антифонов без стихов, то есть только «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» и тому подобное: за 1-й антифон — 5 раз, «Слава», за 2-й антифон — 3 раза, «И ныне», «Единородный Сыне...». 3-й антифон — блаженны с тропарями. В немногих монастырях поются буд­ничные антифоны по чину, указанному в Великом Часослове: 1-й анти­фон — стихи 1, 3 и 16 из 91-го псалма с припевом «Молитвами Богороди­цы...», «Слава, и ныне», тот же; 2-й антифон — стихи 1 (1-я половина), 1 (2-я половина) и 5 из 92-го псалма с припевом «Молитвами святых Тво­их, Спасе...», «Слава», тот же, «И ныне», «Единородный Сыне...»; 3-й антифон — стихи 1, 2—3, 4—5 из 94-го псалма с припевом «Спаси ны, Сы­не Божий». По указанию Великого Часослова, 1-й и 2-й антифоны поются на 5-й глас, 3-й антифон — на 6-й глас. См.: Ώρολόγιον τό Μέγα, σ. 97-100. Полного чина придерживаются в монастырях преподобного Григория, Ксенофонта и, возможно, в некоторых других.

44. Причастившийся Пречистых Тайн сам берет ан­тидор и принимает немного теплоты, чтобы случайно во рту не осталось мелких частиц Причастия.

45. Игумен первым прикладывается к иконам, распо­лагающимся справа и слева от Царских врат (если служ­ба совершается в главном алтаре, то только к иконам проскинитария, а не иконостаса). Затем в центре храма под большим паникадилом он совершает три поясных поклона, повернувшись к Царским вратам, и по одному поясному поклону на правую и на левую сторону (творит «схиму»). После игумена точно также прикладываются к иконам и делают поклоны священники, по старшинству хиротонии, эпитропы1, соборные старцы и прочие отцы, по старшинству пострига. Этот чин совершается на ве­черне во время пения стихир на стиховне2. На хвалитных стихирах на утрене этот чин совершается только в том случае, когда бывает поклонение святым мощам или по­мазание. На вечерне после игумена прикладывается к иконам седмичный в мантии.

46. Во время святого причащения не бывает яркого освещения, напротив, горит лишь одна выносная свеча, символизирующая таинственное сияние истинного и вечного света — Господа нашего Иисуса Христа.

47. Для освещения во время чтения заамвонной мо­литвы.

48. На Афоне существует обычай пить после вкуше­ния антидора святую воду (малую агиасму). Для этого монахи идут в притвор, где стоит чаша со святой водой (о наполнении чаши заботится пономарь). Если литур­гия совершается в приделе, где нет чаши для святой во-
--------

1 См. в Приложении статью «Об управлении монастырем», с. 189— 191.

2 Если поется Богородичный канон или молебен, то этот чин совер­шается после каждения кацией по 6-й песни Богородичного канона или по каждении кацией после Евангелия на молебне. Таким образом, зара­нее приложившись к иконам, братия сразу после отпуста исходят в трапезу.

ды, то пономарь приносит туда чашу из притвора (см. рисунки на с. 211).

49. В одних монастырях обедают сразу после оконча­ния службы, в других совершают молебное пение и обе­дают по прошествии некоторого времени после божест­венной литургии1.

50. Если света в храме достаточно, то не нужны фана­рии и светильники клиросов.

51. «Всякое дыхание...» поется на «Хвалитех» поско­ру, поскольку так же поется «Господи, воззвах...» на ве­черне. Однако если на «Хвалитех» нет тропарей, то эти псалмы читаются читком2.

52. Когда в Минее приводится шесть стихир, то по­ются только они, а стихиры Октоиха опускаются. Если есть стихиры на стиховне Минеи, то им всегда отдается предпочтение.

В Ватопедском монастыре существует традиция, по ко­торой стихиры Минеи поются на 6 и на будничных службах, а сти­хиры Октоиха не поются никогда, кроме воскресных дней.

53. Этот же порядок соблюдается и на отпусте утрени перед божественной литургией.

В соборном храме Протата «Приими, Господи Иису­се Христе, моление нас, грешных, и помилуй нас» чита­ется протэпистатом и эпистатами3. Они стоят напротив
--------

1 См. в Приложении статью «О посте», с. 198.

2 То есть на простых службах хвалитные псалмы читаются, а на всех остальных службах они поются так же, как «Господи, воззвах...» на ве­черне.

3 Священный Кинот Святой Афонской Горы состоит из представи­телей 20 общежительных монастырей (в настоящее время в действитель­ности из 19, так как с 1972 г. монастырь Эсфигмен находится в церков­ном расколе). Заседания Священного Кинота проходят обычно дважды в неделю. На них обсуждаются общие вопросы, касающиеся жизни афонс­ких монастырей, координируется их деятельность и пр. Вся переписка афонских обителей со Вселенской Патриархией зачитывается и утверж­дается на заседаниях Священного Кинота. Для решения повседневных вопросов ежегодно избирается Священная Эпистасия, состоящая из 4-х человек — эпистатов. Протэпистат— председатель Священной Эпи­стасии и Священного Кинота.

священника, произносящего отпуст, на месте, где обыч­но ставят складной аналой для чтения. «Вечная ваша па­мять» читается чтецом.

54. После вечерни или вечерней трапезы, по обычаю святогорских монастырей, ризничий (βηματάρης), то есть священник, ответственный за святой алтарь, в епитрахи­ли, (или седмичный, также в епитрахили) выносит для поклонения благочестивым паломникам святые мощи, хранящиеся в обители.

55. Кация (κατσίον), — ручная кадильница, которая употребляется только пономарем (см. рисунки на с. 212).

56. Каждение на повечерии совершается не во всех общежительных монастырях Святой Горы.

57. Справа от дверей нартекса обычно находится мраморное возвышение для игумена, а рядом еще одно — для седмичного (например, в монастыре Зограф).

58. В храме имеется несколько неугасимых лампад (греч. άκοίμητοι — дословно «неусыпных»). Одна неугаси­мая лампада находится на святом престоле (перед святой дарохранительницей), одна — в проскинитарии храмо­вого святого, одна (или три) — в проскинитарии чудо­творной иконы Божией Матери и еще одна в проскини­тарии для выносных икон. По усмотрению настоятеля неугасимые лампады вешают и в других местах. Если есть возможность, лучше все лампады храма оставлять постоянно возжженными.

59. После повечерия, по правилам святых отцов, за­прещаются встречи и беседы монахов, а также принятие пищи и воды (относительно последнего допускаются ис­ключения по благословению игумена, причем вкушаю­щие пищу или воду должны после этого читать 50-й пса­лом).

60. Если совершается вечерня со входом или если на утрене читается Богородичный канон, то Богородичный канон на вечерне опускается1.

---------

1 См. сноску 1 на с. 27.

61. Чин каждения кацией следующий.

Пономарь начинает каждение с задней (восточной) стороны святого престола, кадит жертвенник и исходит через северную дверь, не кадя. После этого он направля­ется к архиерейскому месту, кадит его1 и, повернувшись к Царским вратам, кадит их, затем кадит местные Господ­скую и Богородичную иконы, проскинитарии справа, игумена, правый клирос (проходя через него), проходит сзади подсвечников и кадит прочие иконы иконостаса, проскинитарии слева и левый клирос. Под светильником для чтения напротив Царских врат он останавливается и издали кадит Царские врата. Затем кадит заднюю часть храма, притвор и нартекс (см. схемы нас. 217, 219), всег­да справа налево.

После этого пономарь возвращается в среднюю часть храма и снова кадит архиерейское место, проскинитарии справа и слева, Царские врата, местные Господскую и Богородичную иконы, кадя, входит в алтарь через юж­ную дверь, кадит диаконник и заканчивает каждение за святым престолом, откуда и начал каждением святой да­рохранительницы.

Пономарь старается кадить в такт песнопениям.

В будни пономарь покрывает запястье правой руки особым платом (μανδήλιον), ά в торжественные дни ему возлагается на плечи особый воздух (άήρ) (см. примеча­ние 26 к гл. 3 и рисунки нас. 212, 213).

62. В древнем храме Протата священник кадит на 7-й песни канона священнической кацией.

63. В Протате каждое воскресенье на вечерне поется Малый молебный канон с евангельским чтением Вели­кого молебного канона Пресвятой Богородице (Лк., 54-е зачало).

---------

1 Если на богослужении присутствует игумен, то кадящий пономарь, диакон или священник, выйдя из алтаря, первым кадит игумена (если присутствует архиерей, то архиерея). Затем — по указанному чину. Поря­док каждения священнического и диаконского немного отличается от пономарского.

примечания к 1-й главе - student2.ru

ГЛАВА 2
СЛУЖБА СУББОТНЯЯ

Наши рекомендации