Примечания ко ii части

1. В храме Протата торжественный прием устраива­ется архиереям, посещающим Святую Гору в первый раз, новому губернатору Святой Горы и экзархам Все­ленского Патриарха. Прием официальных лиц — ми­рян — совершается в здании Священного Кинота без церковного последования1.

2. Звонарь звонит в малые колокола, самый большой монастырский колокол не используется.

3. На Святой Горе последования в честь националь­ных праздников совершаются только в храме Протата.

4. Большая каменная водосвятная чаша (φιάλη) нахо­дится во дворе монастыря. Над ней устраивается много­угольная сень (см. рисунок на с. 215). Малая водосвят­ная чаша — это фарфоровый или металлический сосуд, стоящий в притворе. Из малой водосвятной чаши братия ежедневно пьют святую воду (см. рисунок на с. 211).

Освящение воды первого числа каждого месяца со­вершается в большой чаше во дворе. В Ватопедском мо­настыре перед молебном на освящение воды устраивает­ся крестный ход к большой водосвятной чаше с чудотвор­ной иконой Божией Матери «Виматарисса»2.

5. На зиму пономарь заготавливает высушенные ве­точки базилика.

---------

1 Возможны исключения: главам, министрам иностранных дел и дру­гим высокопоставленным официальным лицам исторически православ­ных государств может быть устроен и торжественный прием в храме по вышеописанному чину (конечно, если гость исповедует православную веру).

2 В обители св. Павла на чин малого освящения воды износятся дары волхвов, которые погружаются в воду после ее освящения честным крес­том. При этом раз в два месяца к чину добавляются особо составленные молитвы на освящение воды дарами. Когда чин освящения воды совер­шается без чтения этих молитв, дары погружаются в воду просто, при пе­нии тропаря дарам волхвов.

6. На Афоне широко используется книга «Άγιασματάριον», изданная святогорскими отцами1.

7. Священник служит молебен сам или вместе с диа­коном, который исходит вместе с ним и произносит ек­тений.

8. Священник не раздает антидор, поскольку он идет кропить святой водой монастырские строения. Братия берут антидор сами.

9. В Великой Лавре ежемесячное освящение воды всегда совершается в большой чаше. Если на следующий день празднуется память великого святого, то святая во­да ради праздника оставляется на сутки в большой чаше, откуда отцы и берут ее. На следующий день наполняется малая чаша и освобождается большая.

10. После 1-го или 6-го часа.

11. По древнему церковному обычаю, зафиксирован­ному в Соборном послании святого апостола Иакова (см.: Иак. 5,14-15).

12. В некоторых монастырях вне Святой Горы на еле­освящение ставят блюдо с пшеничной мукой и семью свечами, которые возжигают по одной на каждое Еван­гелие. После соборования мука используется для выпеч­ки просфор.

13. В монастыре святого Павла при совершении та­инства елеосвящения диакон не облачается в стихарь с орарем, а одевает мантию и канонаршит.

14. Следует заметить, что в нескольких афонских мо­настырях постриги совершаются не в соборе, а в одном из приделов, особенно если в обители есть придел, по­священный чудотворной иконе Божией Матери («Вра­тарницы» в Иверском, «Отрады и Утешения» в Ватопед­ском монастыре и др.)2.

------------

1 Отдельно изданное «Последование малого освящения воды», отра­жающее афонские особенности чина водоосвящения.

2 В последнее время, в связи со значительным увеличением числа бра­тии в большинстве святогорских обителей, постриги совершаются обыч­но в соборном храме.

15. См.: Εύχολόγιον τό Μέγα, ‘έκδ. Αστήρ, ‘Αθήνα 1986, σ. 188.

16. Постриг совершается любым седмичным иеромо­нахом. Игумен является восприемником при постриге.

17. Раньше новопостриженные пять дней пребывали в молитве, находясь в храме, но и сейчас они должны хо­тя бы в день пострига молиться, находясь у себя в кел­лии1.

18. По древнему обычаю и в соответствии с древними Требниками, монашеские постриги совершаются только на божественной литургии, а не на других службах су­точного круга.

19. В некоторых келлиях и монастырях присутствую­щим при постриге раздаются свечи.

20. См. Εύχολόγιου τό Μέγα, σ. 421.

21. «Куварас» («Κουβαράς») — большая поминальная книга, содержащая имена всех усопших монахов, начи­ная от основания обители. Эта книга читается только в заупокойные субботы2. В Великой Лавре сохраняется древнейший афонский «Куварас» X века, начинающий­ся именами преподобного Афанасия и ктиторов монас­тыря.3

22. Древняя традиция, возможно, восходящая к еван­гельским временам, что подтверждают и древние иконы Тайной вечери.

примечания ко ii части - student2.ru

----------

1 В ночь после пострига новопостриженный монах совершает келей­ное бдение.

2 См. сноску 2 на с. 44.

3 См. примечание 5 на с. 165.

ЧАСТЬ ІІІ
годичные указания

Благословиши венец лета благости Твоея...

(Пс. 64,12)

примечания ко ii части - student2.ru

ГЛАВА 1
МЕСЯЦЕСЛОВ

Сентябрь

6/ΙΧ.Поскольку служба славословная, то знаменают в малые колокола, а на трапезе разрешаются вино и елей.

7/ΙΧ. С этого дня и до отдания Рождества Пресвятой Богородицы опускается Богородичный канон на вечер­не [1].

14/ΙΧ. Воздвижение Честного и Животворящего Крес­та.

Перед всенощным бдением ризничий полагает на святой престол честной крест и возжигает перед ним свечу, которая горит до конца службы.

Подвесной крест перед иконостасом не опускается, поскольку на нем ставится большая свеча, горящая в продолжение всего бдения [2].

---------

1 В некоторых обителях, кроме последований всенощного бдения, полиелея, славословия и простой службы, существует и последование «со звоном в малые колокола (μικρές καμπάνες)». Эта служба подобна славо­словной, но имеет следующие особенности: на вечерне совершается вход, на утрене, после седальна по второй кафизме, поется прокимен и читает­ся Евангелие, затем «Слава», «Молитвами святаго...», «И ныне», «Молит­вами Богородицы...», 50-й псалом, стихира по 50-м псалме, «Спаси, Бо­же, люди Твоя...», «Милостию и щедротами...» и далее, как на славо­словной службе. При отправлении этого последования перед вечерней, утреней и литургией — одна статия малых колоколов. В подавляющем большинстве общежительных монастырей в дни службы «со звоном» и славословной не бывает разрешения на вино и елей.

На 9-й песни канона на утрене пономарь творит «схиму» и возжигает хорос, гентекии и большое паника­дило, под которым в начале славословия [3] ставит по­крытый праздничным покровом столик. С началом пе­ния последнего «Святый Боже...» в конце славословия совершается изнесение честного креста. Впереди идут два пономаря с выносными свечами, за ними диакон с напрестольной свечой и кадилом [4] и затем священник, держащий на голове поднос с честным крестом.

Все выходят из стасидий и стоят с непокрытыми го­ловами до окончания чина воздвижения.

Священник, диакон и пономари обходят три раза во­круг столика (см. схему на с. 215). Затем пономари ставят выносные свечи за столиком (со стороны алтаря). Свя­щенник воздвизает крест с веткой базилика, пономари за­бирают у диакона свечу и кадило и удаляются.

«Господи, помилуй» поется на 5-й глас (как на ли­тии) следующим образом: 3 раза медленно, 10 раз по 10 поскору и снова 3 раза медленно.

После того, как все братия, по чину, приложатся к животворящему древу, поднос с крестом помещается в проскинитарии, а выносные свечи и столик убираются. Честной крест находится в проскинитарии до отдания праздника Воздвижения [5].

На Святой Горе веточки базилика не раздаются.

Согласно Типикону святого Саввы и преобладающе­му на Святой Горе чину, на трапезе разрешается вино и елей ради бдения в честь Господского праздника.

Если Воздвижение Честного и Животворящего Крес­та приходится на воскресный день, то аниксантарии и полиелей оставляются, а в конце вечерни поется обиход­ное «Богородице Дево, радуйся...». На утрене поются Не­порочны, помазание не совершается1.

----------

1 В большинстве обителей в случае совпадения Воздвижения с вос­кресным днем аниксантарии и полиелей поются. Воскресная служба от­меняется.

26/ΙΧ. Память святого апостола Иоанна Богослова.

Поскольку паримии берутся из Апостола, чтец чита­ет их без скуфьи. Остальные братия снимают во время чтения куколи.

Октябрь

26/Х. Память святого великомученика Димитрия Со­лунского.

Поскольку святой великомученик Димитрий имеет попразднство, то его икона остается в проскинитарии до следующего дня1.

Ноябрь

8/ΧΙ. Празднование святым архангелам.

Вместо «Блажен муж...» поются аниксантарии. Ко­лива не бывает.

15/ΧΙ.Начало Рождественского поста.

В течение Рождественского и Петрова постов каж­дый вторник и четверг разрешается вино и елей, а каж­дую субботу и воскресенье — рыба (в Рождественский пост — в период от Введения (21 ноября) до дня памяти святителя Спиридона (12 декабря) включительно).

В воскресенье, вторник и четверг на вечерне вместо прокимна поется аллилуиарий [6], а вместо тропарей — «В храме стояще...».

Вместо малого повечерия поскору читается великое.

Полунощница в понедельник, среду и пятницу чита­ется не в приделе, а в средней части храма. После полу­нощницы — утреня и 1-й час с междочасием. Затем пе­рерыв, после которого совершаются 3, 6 и 9-й часы с междочасиями и божественная литургия.

---------

1 Кроме Рождества и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и памяти святого великомученика Димитрия Солунского, один день по­празднства могут иметь святые, память которых празднуется в обители как панигир.

Вечером — ручное било трижды, затем сразу же дере­вянное и железное била и начало вечерни1.

21/ΧΙ. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

С началом пения катавасии «Христос раждается, сла­вите...» — звон в великие колокола на одну статию.

Декабрь

6/ХІІ. Память святителя Николая.

На Святой Горе в этот день всегда совершается бде­ние.

15/ХІІ.В день, на который приходится Неделя свя­тых праотец, благословляется коливо и поется причас­тен «Радуйтеся, праведнии, о Господе...»2 [7].

20/ХІІ.С сего дня на повечериях начинаются трипеснцы.

24/ХІІ. Навечерие Рождества Христова.

Правило ко святому причащению. Таинство елеосвяще­ния. После отпуста утрени следует перерыв. Храм празд­нично украшается. После перерыва — звон в будничное железное било. Читается правило ко святому причаще­нию и совершается таинство елеосвящения (см. часть 2).

Последование великих часов. После отпуста елеосвя­щения пономарь звонит в будильный колокол и знаме­нает в деревянное било на три статии, обходя вокруг со­борного храма. Затем он полагает в проскинитарии ико­ну Рождества Христова.

С началом великих часов пономарь ставит перед Царскими вратами, лицом к западу, складной аналой для Евангелия и перед ним две выносные свечи. Еван­гелия 1, 3 и 6-го часов читаются священниками на этом

-------

1 Все вышеуказанные великопостные богослужебные особенности не практикуются в подавляющем большинстве святогорских обителей.

2 В Типиконе русского издания 1859 г. указываются два причастна: «Хвалите...» и «Радуйтеся...» (л. 146).

месте, а Евангелие 9-го часа читает диакон уже на обыч­ном месте для чтения Евангелия [8].

С началом пения стихир на каждом часе один поно­марь возжигает свечи на подсвечниках и масленки, а второй пономарь кадит праздничной кацией с воздухом. Поются стихиры из «Άθωνιάζ» Π. Филанфидиса и «Μουσική Κυψέλη» Стефана Ламбадария. Все стихиры повторяются.

Затем чтец, без куколя, читает под большим паника­дилом паримию и Апостол. Пономарь возжигает вынос­ные свечи. После Евангелия он гасит их и все свечи на подсвечниках и масленки.

На 9-м часе поется «Слава, и ныне» и чтец, с непо­крытой головой, нараспев произносит под большим па­никадилом славник полностью, после чего творит «схи­му» и уходит, а клиросы поют славник медленно и антифонно.

На изобразительных знаменают в праздничное дере­вянное било, железное било и в великие колокола на три статии.

Вечерня с божественной литургией Василия Великого, С началом предначинательного псалма пономари воз­жигают гентекии, весь хорос, большое и малые паника­дила, свечи (масленки) четырех подвесных крестов, остальные свечи и масленки.

На «Господи, воззвах...» раскачивают хорос и пани­кадила, в алтаре совершается проскомидия. После входа пономарь ставит под большим паникадилом складной аналой, лицом к востоку, для чтения паримий. Чтец чи­тает паримии и возглашает стихи тропарей «Тайно ро­дился еси в вертепе...», которые поются антифонно. Па­римии читаются полностью.

На «Трисвятом» один пономарь кадит праздничной кацией с воздухом, а другой убирает складной аналой.

После «О Тебе радуется...» гасят хорос и паникадила.

Исход в трапезную без выносных свечей и колоколов.

25/ΧΙΙ. Рождество Христово.

На бдение благовестят немного позднее обычного времени, поскольку вечерня совершается утром. Знаме­нают в праздничное деревянное било, в железное било и на три статии в великие колокола.

В средней части храма поскору читается великое по­вечерие до «Слава в вышних Богу...». Пономари возжи­гают гентекии (или масленки) и паникадило в притворе (полностью) и готовят праздничное кадило. Пономари ставят две возжженные выносные свечи под большим паникадилом в средней части храма и раскачивают па­никадило в притворе. После великого повечерия — ис­ход в притвор с иконой и начало литии, как обычно. За­тем стихиры на стиховне и прочее, по чину бдения на великие Господские праздники. «Богородице Дево, ра­дуйся...» не поется.

Отпуст после трапезы совершается в средней части храма. Предварительно возжигают и раскачивают хорос и большое паникадило. Поется многолетие игумену.

Если Рождество случится в неделю или понедельник, то елеосвящение и великие часы совершаются в пятни­цу, без правила ко святому причащению, ибо божествен­ная литургия отменяется. Пономарь раздает антидор, оставшийся с предыдущего дня.

Перед бдением собор украшается. Бдение начинает­ся с вечерни. В субботу вечером «Блажен муж...» читает­ся полностью. Божественная литургия святого Василия Великого.

От Рождества Христова до отдания Богоявления опускается Богородичный канон на вечерне.

26/ХІІ. Собор Пресвятой Богородицы.

Знаменают в большое деревянное било, праздничное железное било и на три статии в великие колокола. На вечерне и литургии возжигают малые паникадила и хо­рос. На вечерне кадят два диакона с сионами.

Перед трапезой и после нее — звон в великие колоко­ла на одну статию. Исход в трапезную с двумя выносны­ми свечами. Чин о Панагии не совершается.

Январь

1/І. Обрезание Господне, Память святителя Василия Великого.

В некоторых обителях совершается бдение, в других — полиелей.

2/І. С этого дня на повечерии поются трипеснцы.

5/І. Навечерие Богоявления.

Великие часы и вечерня с литургией святителя Васи­лия Великого служатся по тому же чину, как и в навече­рие Рождества Христова. Таинство елеосвящения не со­вершается.

После заамвонной молитвы — великое освящение воды. Малая водосвятная чаша со всем необходимым для водоосвящения ставится на столике под большим паникадилом в средней части храма.

Большое паникадило после окончания литургии ос­тается возжженным.

С началом пения священником «Во Иордане...» один пономарь раскачивает большое паникадило, а второй единожды ударяет в железное било, извещая звонаря, который начинает звонить в великие колокола на одну статию.

Исход в трапезную, как в будни. Священник в сопро­вождении пономаря, несущего чашу со святой водой, окропляет монастырь, сад и огород.

6/І. Святое Богоявление.

Уставные указания относительно бдения совпадают с указаниями на Рождество Христово.

После отпуста 1-го часа при звоне колоколов игумен и священники в облачениях исходят к большой водо­святной чаше [9,10] во двор монастыря, неся с собой честной крест, икону Богоявления и ковчеги со святыми

мощами1. Священникам предшествуют два пономаря с выносными свечами, чтец, который канонаршит сти­хиры, и два диакона с напрестольными свечами и кади­лами.

С началом пения тропаря «Во Иордане крешающуся Тебе, Господи...» — звон в великие колокола на одну статию.

Отпуст совершается в храме. Братия пьют святую во­ду из водосвятной чаши и сами берут антидор (священ­ник антидор не раздает).

После трапезы на отпусте в соборе поется многоле­тие игумену.

7/1. Собор святого Иоанна Крестителя,

Колива святому Иоанну Крестителю не бывает2.

Февраль

1/ІІ. Память святого мученика Трифона.

Совершается малое освящение воды (как обычно в первый день месяца) с чтением молитвы святому муче­нику Трифону.

Наши рекомендации