Примечания ко ii части
1. В храме Протата торжественный прием устраивается архиереям, посещающим Святую Гору в первый раз, новому губернатору Святой Горы и экзархам Вселенского Патриарха. Прием официальных лиц — мирян — совершается в здании Священного Кинота без церковного последования1.
2. Звонарь звонит в малые колокола, самый большой монастырский колокол не используется.
3. На Святой Горе последования в честь национальных праздников совершаются только в храме Протата.
4. Большая каменная водосвятная чаша (φιάλη) находится во дворе монастыря. Над ней устраивается многоугольная сень (см. рисунок на с. 215). Малая водосвятная чаша — это фарфоровый или металлический сосуд, стоящий в притворе. Из малой водосвятной чаши братия ежедневно пьют святую воду (см. рисунок на с. 211).
Освящение воды первого числа каждого месяца совершается в большой чаше во дворе. В Ватопедском монастыре перед молебном на освящение воды устраивается крестный ход к большой водосвятной чаше с чудотворной иконой Божией Матери «Виматарисса»2.
5. На зиму пономарь заготавливает высушенные веточки базилика.
---------
1 Возможны исключения: главам, министрам иностранных дел и другим высокопоставленным официальным лицам исторически православных государств может быть устроен и торжественный прием в храме по вышеописанному чину (конечно, если гость исповедует православную веру).
2 В обители св. Павла на чин малого освящения воды износятся дары волхвов, которые погружаются в воду после ее освящения честным крестом. При этом раз в два месяца к чину добавляются особо составленные молитвы на освящение воды дарами. Когда чин освящения воды совершается без чтения этих молитв, дары погружаются в воду просто, при пении тропаря дарам волхвов.
6. На Афоне широко используется книга «Άγιασματάριον», изданная святогорскими отцами1.
7. Священник служит молебен сам или вместе с диаконом, который исходит вместе с ним и произносит ектений.
8. Священник не раздает антидор, поскольку он идет кропить святой водой монастырские строения. Братия берут антидор сами.
9. В Великой Лавре ежемесячное освящение воды всегда совершается в большой чаше. Если на следующий день празднуется память великого святого, то святая вода ради праздника оставляется на сутки в большой чаше, откуда отцы и берут ее. На следующий день наполняется малая чаша и освобождается большая.
10. После 1-го или 6-го часа.
11. По древнему церковному обычаю, зафиксированному в Соборном послании святого апостола Иакова (см.: Иак. 5,14-15).
12. В некоторых монастырях вне Святой Горы на елеосвящение ставят блюдо с пшеничной мукой и семью свечами, которые возжигают по одной на каждое Евангелие. После соборования мука используется для выпечки просфор.
13. В монастыре святого Павла при совершении таинства елеосвящения диакон не облачается в стихарь с орарем, а одевает мантию и канонаршит.
14. Следует заметить, что в нескольких афонских монастырях постриги совершаются не в соборе, а в одном из приделов, особенно если в обители есть придел, посвященный чудотворной иконе Божией Матери («Вратарницы» в Иверском, «Отрады и Утешения» в Ватопедском монастыре и др.)2.
------------
1 Отдельно изданное «Последование малого освящения воды», отражающее афонские особенности чина водоосвящения.
2 В последнее время, в связи со значительным увеличением числа братии в большинстве святогорских обителей, постриги совершаются обычно в соборном храме.
15. См.: Εύχολόγιον τό Μέγα, ‘έκδ. Αστήρ, ‘Αθήνα 1986, σ. 188.
16. Постриг совершается любым седмичным иеромонахом. Игумен является восприемником при постриге.
17. Раньше новопостриженные пять дней пребывали в молитве, находясь в храме, но и сейчас они должны хотя бы в день пострига молиться, находясь у себя в келлии1.
18. По древнему обычаю и в соответствии с древними Требниками, монашеские постриги совершаются только на божественной литургии, а не на других службах суточного круга.
19. В некоторых келлиях и монастырях присутствующим при постриге раздаются свечи.
20. См. Εύχολόγιου τό Μέγα, σ. 421.
21. «Куварас» («Κουβαράς») — большая поминальная книга, содержащая имена всех усопших монахов, начиная от основания обители. Эта книга читается только в заупокойные субботы2. В Великой Лавре сохраняется древнейший афонский «Куварас» X века, начинающийся именами преподобного Афанасия и ктиторов монастыря.3
22. Древняя традиция, возможно, восходящая к евангельским временам, что подтверждают и древние иконы Тайной вечери.
----------
1 В ночь после пострига новопостриженный монах совершает келейное бдение.
2 См. сноску 2 на с. 44.
3 См. примечание 5 на с. 165.
ЧАСТЬ ІІІ
годичные указания
Благословиши венец лета благости Твоея...
(Пс. 64,12)
ГЛАВА 1
МЕСЯЦЕСЛОВ
Сентябрь
6/ΙΧ.Поскольку служба славословная, то знаменают в малые колокола, а на трапезе разрешаются вино и елей.
7/ΙΧ. С этого дня и до отдания Рождества Пресвятой Богородицы опускается Богородичный канон на вечерне [1].
14/ΙΧ. Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Перед всенощным бдением ризничий полагает на святой престол честной крест и возжигает перед ним свечу, которая горит до конца службы.
Подвесной крест перед иконостасом не опускается, поскольку на нем ставится большая свеча, горящая в продолжение всего бдения [2].
---------
1 В некоторых обителях, кроме последований всенощного бдения, полиелея, славословия и простой службы, существует и последование «со звоном в малые колокола (μικρές καμπάνες)». Эта служба подобна славословной, но имеет следующие особенности: на вечерне совершается вход, на утрене, после седальна по второй кафизме, поется прокимен и читается Евангелие, затем «Слава», «Молитвами святаго...», «И ныне», «Молитвами Богородицы...», 50-й псалом, стихира по 50-м псалме, «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Милостию и щедротами...» и далее, как на славословной службе. При отправлении этого последования перед вечерней, утреней и литургией — одна статия малых колоколов. В подавляющем большинстве общежительных монастырей в дни службы «со звоном» и славословной не бывает разрешения на вино и елей.
На 9-й песни канона на утрене пономарь творит «схиму» и возжигает хорос, гентекии и большое паникадило, под которым в начале славословия [3] ставит покрытый праздничным покровом столик. С началом пения последнего «Святый Боже...» в конце славословия совершается изнесение честного креста. Впереди идут два пономаря с выносными свечами, за ними диакон с напрестольной свечой и кадилом [4] и затем священник, держащий на голове поднос с честным крестом.
Все выходят из стасидий и стоят с непокрытыми головами до окончания чина воздвижения.
Священник, диакон и пономари обходят три раза вокруг столика (см. схему на с. 215). Затем пономари ставят выносные свечи за столиком (со стороны алтаря). Священник воздвизает крест с веткой базилика, пономари забирают у диакона свечу и кадило и удаляются.
«Господи, помилуй» поется на 5-й глас (как на литии) следующим образом: 3 раза медленно, 10 раз по 10 поскору и снова 3 раза медленно.
После того, как все братия, по чину, приложатся к животворящему древу, поднос с крестом помещается в проскинитарии, а выносные свечи и столик убираются. Честной крест находится в проскинитарии до отдания праздника Воздвижения [5].
На Святой Горе веточки базилика не раздаются.
Согласно Типикону святого Саввы и преобладающему на Святой Горе чину, на трапезе разрешается вино и елей ради бдения в честь Господского праздника.
Если Воздвижение Честного и Животворящего Креста приходится на воскресный день, то аниксантарии и полиелей оставляются, а в конце вечерни поется обиходное «Богородице Дево, радуйся...». На утрене поются Непорочны, помазание не совершается1.
----------
1 В большинстве обителей в случае совпадения Воздвижения с воскресным днем аниксантарии и полиелей поются. Воскресная служба отменяется.
26/ΙΧ. Память святого апостола Иоанна Богослова.
Поскольку паримии берутся из Апостола, чтец читает их без скуфьи. Остальные братия снимают во время чтения куколи.
Октябрь
26/Х. Память святого великомученика Димитрия Солунского.
Поскольку святой великомученик Димитрий имеет попразднство, то его икона остается в проскинитарии до следующего дня1.
Ноябрь
8/ΧΙ. Празднование святым архангелам.
Вместо «Блажен муж...» поются аниксантарии. Колива не бывает.
15/ΧΙ.Начало Рождественского поста.
В течение Рождественского и Петрова постов каждый вторник и четверг разрешается вино и елей, а каждую субботу и воскресенье — рыба (в Рождественский пост — в период от Введения (21 ноября) до дня памяти святителя Спиридона (12 декабря) включительно).
В воскресенье, вторник и четверг на вечерне вместо прокимна поется аллилуиарий [6], а вместо тропарей — «В храме стояще...».
Вместо малого повечерия поскору читается великое.
Полунощница в понедельник, среду и пятницу читается не в приделе, а в средней части храма. После полунощницы — утреня и 1-й час с междочасием. Затем перерыв, после которого совершаются 3, 6 и 9-й часы с междочасиями и божественная литургия.
---------
1 Кроме Рождества и Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и памяти святого великомученика Димитрия Солунского, один день попразднства могут иметь святые, память которых празднуется в обители как панигир.
Вечером — ручное било трижды, затем сразу же деревянное и железное била и начало вечерни1.
21/ΧΙ. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
С началом пения катавасии «Христос раждается, славите...» — звон в великие колокола на одну статию.
Декабрь
6/ХІІ. Память святителя Николая.
На Святой Горе в этот день всегда совершается бдение.
15/ХІІ.В день, на который приходится Неделя святых праотец, благословляется коливо и поется причастен «Радуйтеся, праведнии, о Господе...»2 [7].
20/ХІІ.С сего дня на повечериях начинаются трипеснцы.
24/ХІІ. Навечерие Рождества Христова.
Правило ко святому причащению. Таинство елеосвящения. После отпуста утрени следует перерыв. Храм празднично украшается. После перерыва — звон в будничное железное било. Читается правило ко святому причащению и совершается таинство елеосвящения (см. часть 2).
Последование великих часов. После отпуста елеосвящения пономарь звонит в будильный колокол и знаменает в деревянное било на три статии, обходя вокруг соборного храма. Затем он полагает в проскинитарии икону Рождества Христова.
С началом великих часов пономарь ставит перед Царскими вратами, лицом к западу, складной аналой для Евангелия и перед ним две выносные свечи. Евангелия 1, 3 и 6-го часов читаются священниками на этом
-------
1 Все вышеуказанные великопостные богослужебные особенности не практикуются в подавляющем большинстве святогорских обителей.
2 В Типиконе русского издания 1859 г. указываются два причастна: «Хвалите...» и «Радуйтеся...» (л. 146).
месте, а Евангелие 9-го часа читает диакон уже на обычном месте для чтения Евангелия [8].
С началом пения стихир на каждом часе один пономарь возжигает свечи на подсвечниках и масленки, а второй пономарь кадит праздничной кацией с воздухом. Поются стихиры из «Άθωνιάζ» Π. Филанфидиса и «Μουσική Κυψέλη» Стефана Ламбадария. Все стихиры повторяются.
Затем чтец, без куколя, читает под большим паникадилом паримию и Апостол. Пономарь возжигает выносные свечи. После Евангелия он гасит их и все свечи на подсвечниках и масленки.
На 9-м часе поется «Слава, и ныне» и чтец, с непокрытой головой, нараспев произносит под большим паникадилом славник полностью, после чего творит «схиму» и уходит, а клиросы поют славник медленно и антифонно.
На изобразительных знаменают в праздничное деревянное било, железное било и в великие колокола на три статии.
Вечерня с божественной литургией Василия Великого, С началом предначинательного псалма пономари возжигают гентекии, весь хорос, большое и малые паникадила, свечи (масленки) четырех подвесных крестов, остальные свечи и масленки.
На «Господи, воззвах...» раскачивают хорос и паникадила, в алтаре совершается проскомидия. После входа пономарь ставит под большим паникадилом складной аналой, лицом к востоку, для чтения паримий. Чтец читает паримии и возглашает стихи тропарей «Тайно родился еси в вертепе...», которые поются антифонно. Паримии читаются полностью.
На «Трисвятом» один пономарь кадит праздничной кацией с воздухом, а другой убирает складной аналой.
После «О Тебе радуется...» гасят хорос и паникадила.
Исход в трапезную без выносных свечей и колоколов.
25/ΧΙΙ. Рождество Христово.
На бдение благовестят немного позднее обычного времени, поскольку вечерня совершается утром. Знаменают в праздничное деревянное било, в железное било и на три статии в великие колокола.
В средней части храма поскору читается великое повечерие до «Слава в вышних Богу...». Пономари возжигают гентекии (или масленки) и паникадило в притворе (полностью) и готовят праздничное кадило. Пономари ставят две возжженные выносные свечи под большим паникадилом в средней части храма и раскачивают паникадило в притворе. После великого повечерия — исход в притвор с иконой и начало литии, как обычно. Затем стихиры на стиховне и прочее, по чину бдения на великие Господские праздники. «Богородице Дево, радуйся...» не поется.
Отпуст после трапезы совершается в средней части храма. Предварительно возжигают и раскачивают хорос и большое паникадило. Поется многолетие игумену.
Если Рождество случится в неделю или понедельник, то елеосвящение и великие часы совершаются в пятницу, без правила ко святому причащению, ибо божественная литургия отменяется. Пономарь раздает антидор, оставшийся с предыдущего дня.
Перед бдением собор украшается. Бдение начинается с вечерни. В субботу вечером «Блажен муж...» читается полностью. Божественная литургия святого Василия Великого.
От Рождества Христова до отдания Богоявления опускается Богородичный канон на вечерне.
26/ХІІ. Собор Пресвятой Богородицы.
Знаменают в большое деревянное било, праздничное железное било и на три статии в великие колокола. На вечерне и литургии возжигают малые паникадила и хорос. На вечерне кадят два диакона с сионами.
Перед трапезой и после нее — звон в великие колокола на одну статию. Исход в трапезную с двумя выносными свечами. Чин о Панагии не совершается.
Январь
1/І. Обрезание Господне, Память святителя Василия Великого.
В некоторых обителях совершается бдение, в других — полиелей.
2/І. С этого дня на повечерии поются трипеснцы.
5/І. Навечерие Богоявления.
Великие часы и вечерня с литургией святителя Василия Великого служатся по тому же чину, как и в навечерие Рождества Христова. Таинство елеосвящения не совершается.
После заамвонной молитвы — великое освящение воды. Малая водосвятная чаша со всем необходимым для водоосвящения ставится на столике под большим паникадилом в средней части храма.
Большое паникадило после окончания литургии остается возжженным.
С началом пения священником «Во Иордане...» один пономарь раскачивает большое паникадило, а второй единожды ударяет в железное било, извещая звонаря, который начинает звонить в великие колокола на одну статию.
Исход в трапезную, как в будни. Священник в сопровождении пономаря, несущего чашу со святой водой, окропляет монастырь, сад и огород.
6/І. Святое Богоявление.
Уставные указания относительно бдения совпадают с указаниями на Рождество Христово.
После отпуста 1-го часа при звоне колоколов игумен и священники в облачениях исходят к большой водосвятной чаше [9,10] во двор монастыря, неся с собой честной крест, икону Богоявления и ковчеги со святыми
мощами1. Священникам предшествуют два пономаря с выносными свечами, чтец, который канонаршит стихиры, и два диакона с напрестольными свечами и кадилами.
С началом пения тропаря «Во Иордане крешающуся Тебе, Господи...» — звон в великие колокола на одну статию.
Отпуст совершается в храме. Братия пьют святую воду из водосвятной чаши и сами берут антидор (священник антидор не раздает).
После трапезы на отпусте в соборе поется многолетие игумену.
7/1. Собор святого Иоанна Крестителя,
Колива святому Иоанну Крестителю не бывает2.
Февраль
1/ІІ. Память святого мученика Трифона.
Совершается малое освящение воды (как обычно в первый день месяца) с чтением молитвы святому мученику Трифону.